*Секси́зм (англ. sexism, от лат. sexus — пол) — предвзятое отношение к людям или дискриминация людей по признаку пола или гендера; в более широком значении — идеология и система социальных практик, которые поддерживают патриархат, или угнетение женщин.
Есть ли сексизм на горнолыжных склонах? В сексизме обвиняют большой теннис, плавание, гимнастику. Обладательница золотых медалей Олимпийских игр, Чемпионата мира и Игр содружества в групповой гонке на шоссе британка Николь Кук пару лет назад обвиняла спортивных чиновников в сексизме из-за отсутствия женского "Тур де Франс".
В научной статье, опубликованной в журнале «The International Review for the Sociology of Sport journal», появилось обвинение горнолыжных курортов в разделении лыжников по гендерному признаку.
Автор доклада изучил сайты 14 горнолыжных курортов, 21 выпуск лыжных журналов, а также взял огромное число интервью у многолетних поклонников горных лыж в Северной Америке. Статья под названием «Constructing masculinized sportscapes: Skiing, gender and nature in British Columbia, Canada» была написана Марком Стоддартом (Mark CJ Stoddart), социологом Мемориального университета Ньюфаундленда, Канада.
Стоддарт пишет: «В горах проводятся соревнования в видах спорта, где необходимы риск и мужество. Бэккантри тоже требует мужества. Напротив, безрисковые лыжные ландшафты можно назвать «гендер-нейтральным» или феминизированным пространством. Лыжники отдали предпочтение маскулинизированным видам спорта, тем самым связав пол и место».
Академический труд был беспощадно осмеян несколькими интернет-ресурсами в Северной Америке. Например, Катрин Тимпф из National Review написала: "Какой критерий положен в основу этого бреда? Стоддарт, зачем вы это написали? Это – вынос мозга!"
Daily Wire вынесла свою оценку с циничной усмешкой: "Я жду следующего доклада Стоддарта о том, почему куклы Барби, которые ориентированы преимущественно на развитие материнских качеств, являются сексистскими".
Но так ли безумна эта теория? В июле на австралийском курорте Thredbo появилась реклама Toyota, которая по понятным причинам вызвала в Интернете обвинения в "сексизме".
На рекламном плакате был изображен символ зеленой трассы (самой легкой) со словом "Ребенок", рядом - символ синей трассы (средняя сложность) со словом "Мама", и, наконец, символ черной трассы (продвинутые лыжники и эксперты) со словом "папа".
Жительница Сиднея Роми Крассенштайн рассказала австралийскому новостному сайту NEWS.com.au: «Я была ошеломлена, когда мой 14-летний сын сказал мне: "Мама, тебя не бесит это?" Возможно, это издержки креатива. Вряд ли Toyota потратила 100 000 $, чтобы оскорбить женщин?» - добавляет Роми.
Рекламу Тойота в Thredbo раскритиковали за идею, что женщины не так хороши на лыжах, как мужчины. Баннер удалили, хотя в Toyota искренне считали, что это «отличное решение, чтобы привлечь лыжников на склоны всей семьей».
«Баннер был размещен внизу канатной дороги, и первыми на него отреагировали мои дети!» - сказала г-жа Kрассенштайн в интервью News.com.au. Реакция детей неудивительна - 41-летняя вдова катается на лыжах всю свою жизнь и предпочитает именно черные трассы. «Я там катаюсь одна. Там нет пап. Там есть двойные черные трассы», - ставит точку австралийка.
«Я оскорблена и шокирована этой рекламой. Неужели Toyota начала выпускать автомобили для женщин, которыми легче управлять, чем авто для мужчин?» - присоединяется к критике еще одна участница спора.
Пресс-секретарь компании Тойота заявила, что компания не собиралась обижать прекрасных дам. "Мы просто хотели подчеркнуть, что курорт Thredbo - для всех. Баннеры, о которых идет речь, были удалены. Мы напечатали новые и надеемся, что они провисят в Thredbo пару недель".
Что ж, если идея о связи пола и способностей настолько укоренилась, что даже маркетологи международного автогиганта не считают оскорбительной подобную рекламу, можно ли надеяться, что остальное человечество не разделяет таких радикальных мнений?
Если посмотреть на факты, то в самых экстремальных снежных видах спорта пока доминируют мужчины. Да, есть много талантливых женщин-фрирайдеров, исполняющих самые сложные внетрассовые спуски в мире. Но две лучших из них, Эстель Бале и Матильда Рапапорт, погибли в этом году. Возможно, это доказывает, что риск - не женское дело. Вдобавок мужчины-прорайдеры составляют подавляющее большинство на фоне своих коллег-женщин. На FWT девушек почти вдвое меньше, чем мужчин.
Возьмите любой лыжный или сноуборд фильм из снятых за последние 10 лет – там сверкают почти исключительно мужчины. Изредка в топ попадают женщины – например, знаменитый пленочный фильм Claim с Ингрид Бэкстрем. Но это – исключение.
CLAIM, The Greatest Ski Movie... EVER!!! Trailer from mspfilms on Vimeo.
Профессиональный фрирайдер Jen Hudak сказал как-то в интервью: «Считают, что женщины в спортивных возможностях уступают мужчинам. Что им не обязательно показывать мускулы, что это не женственно, не сексуально. Женщине трудно добиться признания в спорте».Так что, сами по себе горнолыжные трассы не имеют никаких гендерных признаков, но сексизм в снежных видах спорта неизбежен.
...Лет 25 назад две девушки добились права работать водителями на знаменитом кабельном трамвае в Сан-Франциско. Трамвай управлялся двумя рычагами: торможения (ручного) и сцепления с тросом, который тянет этот вагон, проходящим под землей (тоже ручной рычаг). Никакого электричества или гидроусилителей. Обе через СУД добились права работать там, где работают исключительно огромные мускулистые негры. Проработали первый день, и больше их никто не видел.
Так, может быть, сексизм на трассах оправдан?
Fannie Mae Barnes became the first woman to operate a cable car grip on 15-Jan-1998.
Barnes was 52 years old at the time. She became a Muni bus driver in 1981. Before taking the grip, Barnes had served as a cable car conductor for six years.
The 25-day training class has an 80% washout rate. No other woman had made it past the first day of training class.
*** Press Release ***
New Cable Car Grip Person Adds Name to History Books
Release date: 4/19/10
On April 12, (2010), the San Francisco Municipal Transportation Agency (SFMTA), which oversees all ground transportation in San Francisco, certified a new operator for its legendary cable car fleet, and in doing so, sent the previously accepted term of “gripman” back into the history books.
With her certification as a grip person last Monday, Willa Johnson became only the second woman in the rail line’s 137-year history to helm the iconic symbol of San Francisco transportation. Johnson’s predecessor, Fannie Barnes, retired from active cable car duty in 2002.
“San Francisco’s transit system and its operators are as diverse as the City,” said Nathaniel P. Ford Sr., SFMTA Executive Director/CEO. “I am proud to have Ms. Johnson as an addition to our cable car team and know that she will carry forth Fannie Barnes’ legacy in the tradition of all our cable car grip persons, as an ambassador for the City.”
Johnson, Local 250-A Secretary for the Cable Car Division and cable car conductor since 2008, felt the job switch from conductor to grip person was necessary to understand the needs of her fellow union members. “I didn’t feel I could represent them effectively until I understood exactly what it is that grip persons do.” Conductors are usually based at the rear of the cable car. Grip persons are located in the front of the car and are responsible for operating the various hand and foot controls that propel and stop the 15,500 pound vehicles.
There was another reason Johnson wanted to move up front. “I like a good challenge,” she said, flashing a devilish grin.
Challenging it was. The affable Johnson failed in her first attempt—as do approximately 80 percent of all applicants who take the month-long training course. Demanding and unforgiving, gripping a cable car requires jet fighter pilot-type skills: arm, hand and upper body strength, mental and physical coordination and the confidence and determination of a bull rider. The majority of those who fail in their first attempt do not return for a second. Johnson did. Though only of average stature, she credits regular workouts for building the strength required for the job.
In a historic meeting that took place this past Wednesday, Johnson received a surprise visit from Barnes, who retired from the Agency in 2007. Barnes presented Johnson with a custom-made set of pink, leather grip covers with her successor’s name emblazoned on them. Barnes told Johnson she was handing over the torch to her. Johnson accepted the gift graciously. “You’re the first,” she quipped, “but now I’m the only.”