Одно из главных преимуществ жизни в Ставрополе для лыжебордера: до гор рукой подать. И хотя я уже давно не живу в Ставрополе постоянно, но все еще бываю там часто и подолгу, поэтому уже который год подряд ни один мой сезон не обходится без визита на Северный Кавказ.
Уходящая зима была особенно удачной, и мне поочередно удалось побывать в Приэльбрусье, в Домбае и в Архызе. Эти три курорта я попробую сравнить между собой, поделиться своими впечатлениями от этого сравнения и некоторыми размышлениями на тему, чего нам ждать от них в будущем. Для полноты картины не хватает только Красной Поляны, но туда я в этом сезоне не попал.
Архыз
Архыз — молодой горнолыжный курорт, и тем не менее уже достаточно популярный, даже приобретший преданных фанатов (последние два года все чаще в кафешках на горе можно услышать разговоры, типа «только сюда езжу» и «в Домбае я бы так не отдохнул, а вышло бы дороже»). Это не удивительно, я считаю, что у Архыза много плюсов.
Во-первых, уютное место расположения. Горы не такие высокие и суровые, как на Домбае или в Приэльбрусье. Долина закрыта со всех сторон хребтами, поэтому климат в ней мягкий, зимы теплые и снега обычно полно. Для горнолыжного курорта — идеально.
Во-вторых, инфраструктура и трассы. Здесь у Архыза тоже без нареканий. Все необходимое легко найти, все рядом (хотя небольшой размер курорта, пожалуй, тут играет свою роль). За трассами стараются ухаживать, лично мне кажется, что по ухоженности трасс Архыз на голову выше остального Северного Кавказа, даже Сочи. Хорошо работает система искусственного оснежения.
В-третьих, Архыз — это не только лыжи/борды. В окрестностях курорта много достопримечательностей: древние византийские храмы в долине Зеленчука, Лик Христа, обсерватория у горы Пастухова, руины древнего городища, тюркские идолы. Есть куда съездить и на что посмотреть.
Вообще администрация старается сделать пребывание на курорте интересным и удобным для гостей. Организует анимационные программы для детей и взрослых (в этом году, правда, не видел, возможно просто не попал), следит за качеством сервиса, открывает новые трассы.
Но, при всем выше перечисленном, я Архыз не очень люблю. С моей точки зрения, у курорта есть некоторые минусы, которые как раз для меня являются довольно существенными.
Главный — недостаточное разнообразие и сложность трасс. Сертифицированные трассы в Архызе короткие, не очень сложные, а ситуация с внетрассовым катанием не самая лучшая — склоны лесистые, проехать можно далеко не везде. А там, где можно - обычно не очень интересно. Мне в Архызе быстро надоедает: один, максимум два дня катания, и становится скучно. Впрочем, здесь ситуация возможно изменится. Курорт продолжает расширяться, обещают построить подъемник и новые трассы на плато Габулу, напротив Романтика. В Архызе активно развивают ски-тур. Так что в будущем, скорее всего, с разнообразием и сложностью каталки проблем не будет, но пока все есть, как есть.
Еще из минусов — поселок Архыз. На него печально смотреть. Это, кончено, не имеет прямого отношения к самому горнолыжному курорту, но хочется верить, что в развитие Архыза будут вложены дополнительные средства и поселок приведут в порядок.
Мне Архыз кажется хорошим вариантом для тех, кто любит катание по ухоженным трассам, не сильно охоч до экстрима, или у кого проблемы с самочувствием на большой высоте. Приятно осознавать, что у курорта есть план развития, которого стараются придерживаться. Архызу есть куда расти и расти он будет.
Кстати, чуть не забыл. Очень неудобно то, что курорт отказался от продажи ски-пассов на пол дня. Везде они есть, а в Архызе — нет. Это, на мой взгляд, тоже минус.
Домбай
В Домбае я побывал в первый раз в 2005 году. До этого я катался в основном в Приэльбрусье, и на его тогдашнем фоне Домбай произвел на меня очень приятное впечатление. И сейчас мне трудно признавать, что современный Домбай сильно отстает по уровню от других крупных северокавказских курортов.
Главной причиной этого является, на мой взгляд, то, что Домбай не имеет какого-то внятного плана развития. Уж не знаю, связано ли это с тем, что курорт не входит в АО «КСК» или с тем, что часть объектов курорта находится в частной собственности, а общие проблемы решает руководство КЧР и им трудно согласовывать свою политику.
Из-за отсутствия развития Домбай стагнирует, а стагнируя — медленно деградирует. Например, посадочная станция подъемника «Домбай-1», запущенного в 2007 году, находится на данный момент в плачевном состоянии. Особенно сравнении с новой «Азау», запущенной в 2006. Кресельные канатки на склонах Муса-Ачитару тоже приходят в упадок. «Югославка» уже десятилетие не может решить проблемы со стабильным электропитанием и регулярно простаивает (я её работающей не застал и, говорят, она вообще не работала в этом сезоне).
В Домбае плохая планировка инфраструктуры, что создает массу неудобств. На «поляне тусовок», чтобы выкатиться на посадку на 5-ю очередь или продолжить спуск дальше, к началу 4-ой, приходится маневрировать среди людей, снующих между кафешками, прокатами или обучающихся катанию в «лягушатнике». Когда людей много, это становится очень неудобно, и, к тому же опасно (если не врежешься ты, то всегда могут врезаться в тебя). Выкат на посадку на «Домбай-2» тоже очень неудобный: узкий участок с резким поворотом упирается в пятачок, на котором расположено все и сразу. Если на подъемник очередь, то пятачок еще и забит народом. Таких моментов довольно много и в сумме они отнюдь не повышают привлекательности курорта.
Вопрос с уходом за трассами — отдельная тема. Отратраченный склон на Муса-Ачитару — большая редкость. А единственная снежная пушка Домбая стала уже притчей во языцах. Народ так и говорит «встретимся у пушки». Учитывая, что большая часть трасс сама по себе не очень удобна (например, «серпантин», узкий и извилистый, на котором мало пространства для маневра), недостаток - или наоборот, обилие - снежного покрова усложняет катание. В первую очередь начинающим лыжебордерам.
Еще из занятного: только в Домбае видел объявления, типа «Опасайтесь лжеинструкторв!». Неужули проблема действительно существует?
Но есть у Домбая и плюсы. Главный из которых — большая свобода направлений. Да, новичкам и тем, кто ценит комфортное катание, Муса-Ачитару может покажется негостеприимной. Зато для тех, кто не так требователен и хорошо освоил лыжи/доску, открывается множество возможностей для внетрассового катания. Поля на южной стороне горы, спуски через лес, 5 очередей кресельных подъемников позволяют выбрать для каталки любой отрезок горы. А после снегопада вообще весь Домбай — это сплошной фрирайд, потому что сертифицированные трассы отличить от остального склона становится проблематично.
Я бы сравнил Домбай с поездкой «дикарем» на море. Не самый комфортный отдых, но своя прелесть в нем есть. Что не отменяет перечисленных выше недостатков. Идеальный вариант для Домбая — когда на курорте не очень много людей. В дни максимальной загрузки все минусы усугубляются в разы.
Впрочем, и Домбай, возможно, ждут большие перемены. В феврале 2017 глава Карачаево-Черкессии заявил, что правительство республики готовит большую инвестиционную программу по развитию Домбая и Теберды (которая сейчас в ужасном упадке, а ведь это был курорт всесоюзного значения!). Обещают решить проблемы инфраструктуры, расширить зоны катания, повысить уровень безопасности. Я Домбай люблю, поэтому буду держать за него кулачки.
Эльбрус
За те 15 лет, которые я знаком с Эльбрусом, курорт проделал огромный путь. Сейчас это удобный и современный горнолыжный комплекс, а ведь когда-то он славился главным образом двух часовыми очередями на Азау, в которых постоянно кто-то норовил пролезть без очереди за дополнительную плату билетерам (и пролезал, ведь).
Но даже в те времена у Эльбруса было его главное преимущество: разнообразие возможностей. На Эльбрусе можно найти трассы любой сложности для любого уровня катания, курорт одинаково подходит и новичкам, и опытным лыжебордерам. А для тех, кому хочется совсем хардкора, рядом всегда есть Чегет.
Этим многообразием Эльбрус хорош и сейчас. Помимо сертифицированных трасс есть еще множество вариантов для райдеров. Вообще, Эльбрус стал приветливее к любителям внетрассового катания: предупреждающие знаки и указатели можно найти на всех популярных у фрирайдеров направлениях, что помогает ориентироваться. Для тех, кто не уверен в своих силах, есть возможность райдить в группах в сопровождении гида-инструктора.
Еще мне нравится, как Эльбрус развивается с точки зрения инфраструктуры. Возле станций канатной дороги нет ничего лишнего, что могло бы создавать дополнительную толкучку в и без того самых загруженных местах. Кафе и места отдыха на горе не лепятся одно на другое, а оставляют достаточно пространства, чтобы люди могли не мешать друг другу. В этом году администрация открыла дополнительные кассы, что положительно сказалось на очередях к этим кассам и на очередях на посадку. На курорте есть все необходимое. В плане инфраструктуры Эльбрус на мой взгляд сейчас вполне на европейском уровне. Так что не Поляной единой.
Если же касаться того, что мне на Эльбрусе не нравится, то в первую очередь это организация всего, что собственно горнолыжный курорт окружает. Например, учитывая, что вместимость склонов на Эльбрусе большая, людей на курорт приезжает много, удивительно, что до сих пор такая проблема с парковками и площадками, на которых пассажирские автобусы могут высадить туристов. Подъезд к Азау узкий, с подъемом. Когда парковочные места вблизи станции заканчиваются (а в праздники/выходные это происходит очень быстро), лыжникам приходится идти пешком по проезжей части, состояние которой оставляет желать лучшего, пешеходной дорожки нет, а если еще и лед намерзнет... Ну и не могу не упомянуть гаишников, которые помогают заполнять платные парковки. Просто слов нет.
Ту часть Азау, в которой располагаются кафе и рынки, тоже было бы неплохо облагородить и привести в порядок. Сейчас она очень контрастирует с тем, как организовано пространство вокруг станций подъемника.
Еще один минус Эльбруса, с которым, к сожалению, ничего нельзя поделать, это высота. Не все хорошо себя чувствуют на высоте 3000 м. Я знаю людей, которые не приезжают на Эльбрус потому что там у них развивается горная болезнь. Так что в этом плане Эльбрус не так доступен, как, например, Архыз.
Подводя итоги своего субъективного сравнения, скажу, пожалуй, что на данный момент Эльбрус мне нравится больше всего. По ценам все три курорта находятся примерно в одном диапазоне, так что разницу будет делать в основном стоимость проживания, которая зависит от выбранной гостинницы. Архыз в этом плане более ограничен, т.к. рядом с горой только "Романтики". Но и там всегда можно найти бюджетный вариант в поселке, а из поселка до горы ходит регулярный автобус.
Впечатления этого года внушают мне оптимизм. Приятно видеть, что возможностей хорошо покатать на Кавказе становится все больше, что горнотуристический кластер не стоит на месте и развивается. Уже есть три курорта хорошего уровня: Эльбрус, Архыз и Красная поляна. Хочется верить, что Домбай и Чегет тоже не будет забыты. Ну и интересно посмотреть, что каким получится Ведучи в Чечне, первые трассы которого обещают открыть уже в конце этого года.
Нужно больше склонов, хороших и разных.