Всем доброго времени суток!
Давненько я не писал отчеты ввиду ожидания новых больших гор и это новое наступило. В этом году было решено попробовать новейший российский курорт – Архыз.
Начну, как всегда, с подготовки, ведь я обычно не езжу один или вдвоем, люблю собирать большие шумные компании. В этот раз было реально сложно. Хотя начал я с августа. Букинг не давал адекватных вариантов размещения и я обратился к турагенту, которого нашел через поиск. Это была какая то краснодарская контора, мне выделили девочку, которая выслушала мои пожелания и ушла в поиск. Поиск выглядел примерно так: мне сбрасывались ссылки на коттеджи, которые сопровождались 5-минутными голосовыми сообщениями. На мои встречные вопросы шли еще 5-минутные голосовые сообщения. Мне надо было найти место на 10-12 человек, но она почему то мне предлагала варианты меньше и как можно дешевле, очень пытаясь мне сэкономить, несмотря на мои слова, что качество мне важнее цены.
Спустя пару недель мне надоела эта «порнография», я начал самостоятельные поиски, благо методом исключения и консультаций уже понял, что нужно и благодаря Авито и Едемвгости.рф нашел относительно неплохой вариант. Гостевой дом назывался «Находка», находится в поселке Архыз, в нем 7 комнат (из них 1 проходная) и 5 санузлов. Есть большая гостиная и кухня. Как оказалось, вариант данного коттеджа даже превзошел наши ожидания, сделан он был действительно неплохо, могу рекомендовать. Ценник был 24тыс за весь дом в сутки, нас в итоге набралось 12 чел, поэтому цена в 2тыс/сутки/чел считаю более, чем адекватную. Для сравнения, большинство коттеджей в поселеке Архыз – это какие то безумные номера по 3-5 кроватей в комнате и 1 санузлом на 10 человек. Похоже, что думают о цене гораздо больше, чем об удобстве. Хотя, если посмотреть цену номеров у горы, этого не скажешь.
Подтверждения бронирования мне не дали никакого, кроме обещания. Также, как и не взяли предоплаты. Похоже, что местный менталитет ставит экономию дороже уверенности, поэтому все было на словах. Меня это реально напрягало до последнего момента, ведь я нес ответственность за заселение 12 человек. Хорошо, что хозяйка оказалась порядочной и все прошло тип-топ, но я был бы готов доплатить пару – тройку тысяч, чтобы мне прислали хоть какой-то договор.
Вид из окна коттеджа:
Перейдем к дороге. Были варианты самолета, скорого поезда и авто. Самолет я исключил сразу, так как у меня в авто ехало около 50л алкоголя, который в Архызе, как оказалось появился, но цена… Егермейстер 1800р за 0.5. Ассортимент тоже оставляет желать лучшего, в основном российские и абхазские вина, конъяки наши и армянские и водка. Апероль с Просеко не встречал. Также я брал 2 комплекта снаряги: доску и лыжи.
Да, значит дорога. От Москвы 1600км. По платке М4. В районе Каменск-Шахтинска было несколько десятков км раздолбанного асфальта, остальное покрытие хорошее или удовлетворительное. И туда и обратно дорога заняла 16 часов в каждый конец с остановками на заправках на перекусы и туалет. Выезд оптимальный ранним утром (5-6 утра), захватываешь весь световой день. Дорога до самого п.Архыз после Зеленчукской отличная, никакого серпантина, отбойнички, светоотражатели.
Часть компании полетела, трансфер от Мин вод около 1-1,5 тыс/чел в зависимости от размера и количества людей в авто.
Трансфер до горы
Чтобы попасть на каталку из поселка Архыз, надо туда доехать. От поселка до «Романтик» - туда приходят основные подъемники и находится г/л инструктор, куда мы сдавали ребенка около 10км. Доехать по пустой дороге можно менее, чем за 10мин, но не тут-то было. Организация парковки и отсутствие заездных карманов формирует пробку на подъезде, нехватка мест и отсутствие культуры заставляет местных аборигенов парковаться на обочине под знаками «парковка запрещена», а как только выстраивается пробка, местное быдло начинает лезть по обочине и по (внимание!) встречной полосе! Так пробка закупоривается. Один день мы стояли 45 минут и опоздали сдать ребенка инструктору, хотя выехали в 8.25, а записаны были на 9 утра.
Инструкторская служба
У меня ребенку 5 лет, ребенок катается второй сезон и я хотел его отдать в групповые занятия по типу Riders School в Роза Хутор. Но за месяц до начала сезона Архыз убрал с сайта занятия для детей до 7 лет и оставил только 45-минутные занятия для начинающих деток 4-6 лет. Путем написания нескольких жалоб в КСК я получил ответ от их старшего инструктора, что «это все условности и не смотрите на то, что написано на сайте, а приезжайте и договаривайтесь на месте». Колхоз – дело такое. В итоге я списался на форуме с такой же, ищущей занятия девушкой и мы отдали детей индивидуальному инструктору, за 2-часовое занятие выходило по 4тыс руб с ребенка.
Инструктор после первого занятия сказал, что дети готовы заниматься в групповых занятиях в группах с 7 лет, но эти занятия с 11 до 14 часов!!! Кто это придумал?! Народу на склоне в это время максимум, утренний вельвет уже подразбит, да еще и время обеда! Детей предполагается кормить обедом перед занятием или после 14 часов?! Поэтому занимались с 9 утра индивидуально.
Отдельно хочу отметить работу девушек на ресепшене инструкторской службы. Когда я им звонил, а телефон, чаще всего, недоступен, а отвечают мне по скриптам, меня это бесило. Но приехав и пообщавшись на месте, вопросы отпали. Здороваться, говорить спасибо, улыбнуться – это не про них. Ощущение, что приехал им заплатить и еще что-то должен.
Не работает система оповещения инструкторов, что к ним кто-то записан на занятия. Мне приходит смс, что назначен инструктор, а вот инструктору оно не приходит. В итоге, в 9 утра ты стоишь и ждешь инструктора, его нет, звонишь, а он находится на соседнем склоне. 2 раза так ждали, один раз пол часа! На вопрос хамоватым девочкам на ресепшене ответ «че то у нас не работает, вам же смс пришла - звоните». Короче, проблемы клиентов — это проблемы клиентов.
Покупка скипассов
Скипассы можно купить онлайн на сайте, но получать их можно только в общей очереди. Автомата для получения не сделано. Утром в воскресенье очередь минут на 40. Причем нигде нет ни одной таблички, где можно получить скипасс, есть несколько касс, но льготный скипасс (детский бесплатный) можно получить только в центральной кассе в помещении, где самая большая очередь. Это я узнал, постояв 5 минут в другой кассе. Да и очереди в центральной кассе не было бы, если б стояла табличка, что есть другие кассы. Один плюс – с прошлого года сделали многодневный (до 5 дней) детский бесплатный скипасс, не надо каждый день его заряжать. За это спасибо!
Также непонятная тема с перекупами. Несмотря на заверения курорта о системе мониторинга передачи скипасса, ее, похоже нет. Это рождает толпы перекупов, которые, честно, раздражают. Стоят бородачи и за 500р вплоть до 15 часов хотят купить скипассы. С одной стороны, удобно, так как реально можно получить «кэшбэк», я сам скинул в последний день им скипасс за 500р около 14 часов дня, с другой – этого не должно быть. Но, похоже, курорт это не парит, дают зарабатывать своим.
Катание
Трасс заявлено 28 км и это, похоже, честно. Опытному катальщику на пару дней хватит, дальше скучно. По сути, самая интересная зона – это нижняя очередь северного склона, где мешаются синие, черные и красные трассы. Они широкие и приятные. 7 черная трасса – огонь. Жаль, что всего 600м перепада.
Отметил, по сути, 3 места, где интересно кататься
2 и 3 на юге, 1 на севере:
Новая построенная верхняя очередь на северном склоне ни о чем, плохо спрофилированная, выкат в положняке так, что, в зависимости от скольжения, иногда не хватает скорости и приходится толкаться.
Южные трассы поуже, но тоже вполне себе. Претензий нет, просто трасс очень мало, к сожалению, это сейчас курорт выходного дня.
Подготовка трасс идеальная. Реально, без стыков на переходах ратрака, прям идеально. Никаких претензий, уровень Австрии.
Ну и не могу не вылить бочку дегтя в ложку меда. Это закрывающиеся трассы и подъемники на профилактику, да и просто так. Так как на курорте всего 3 основные канатки, закрытие одной из них приводит к коллапсу, очереди вырастают с обычный 10 до 20-30 минут и катание можно заканчивать. Зачем то закрывают трассы на напыление на весь день. Почему это не делать по ночам, не понятно.
Также отдельно хочу высказать фи по организации очередей. 5 дней они были стихийные и напоминали топу бабок при входе в автобус, была давка, толкучка, ругань. На 6й день катания додумались поставить сетку-накопитель внизу северного склона. И сразу все стало лучше как только ты входишь в накопитель, никакой толкучки, идешь гораздо быстрее, так как никто не лезет сбоку. Почему не сделать это на всех подъемниках – не понятно. Похоже, что сама администрация ходит в обход очередей и им просто плевать, сделали в этом году "фаст тикет" - платишь за скипасс вдвое больше и проходишь без очереди.
Отдельный прикол – это публика. Почему то я такого больше нигде не встречал. Раз 10 при посадке в кабинку сталкивался с людьми, которые заходят и садятся на входе, перекрыв вход. Причем это не пальтошники, видел и взрослых дядек таких с лыжами. Один раз на мое замечание продвинуться внутрь, получил от девушки в ответ «не нравится – выходите и езжайте на следующей»
Да и вообще 10-местные кабинки являются странным решением. Публика ломится, толкучка, до 10 досчитать не все могут, канатчики особо не помогают, в итоге очень часто при большой очереди кабинки ездят недозагруженными (8-9 человек), а иногда зашедший человек выпирается обратно, так как оказывается 11-ым.
Мы были на 2й неделе февраля и очереди были практически всегда на основные канатки, как в выходные, так и в будни. Но если все работает, они обычно не превышали 5-10 минут, но все равно почти всегда немного, но есть. И тут нет лайфхака уехать куда то, где нет очередей, всего то 3 подъемника на которых интересные трассы. А очереди начинаются уже с 9.30 утра.
Скибасс
Он как бы есть, но его как бы нет. Есть остановка, куда он как бы приезжает, но время приезда неизвестно и влезете ли вы в него – тоже не понятно. Мы один раз пол часа прождали, приехал 18-местный спринтер, забрал 18 человек, пол очереди осталось ждать еще пол часа.
Аналогичные вопросы между Романтик и Лунной поляной. Как что ходит – не понятно. Не рассчитывайте на бесплатный трансфер, как на комфортный способ добраться, лучше используйте такси (500р легковушка от поселка до горнолыжки, нас возили на 10-местной буханке за 1000р)
Треш каток
За это администрация должна гореть со стыда, либо в аду. Похоже, что для галочки сделали на главной площади каток. И купили лет 5 назад самые дешевые коньки по 1000р. Вот только забыли, что коньки надо обновлять и точить.
Захотел у меня ребенок покататься, ну думаю, че, часик покатаемся. Заходим в прокат, дают в мясо убитые коньки, я говорю, не стыдно Вам? Отвечают – что есть. Пингвина еще дают (в прокате за денежку). Прокат в 200 метрах от катка в горку. Пингвин весит килограмм 15, тащи сам туда, потом обратно. В лыжных ботинках. И переобувайся на улице.
Встаю на коньки и в повороте при толчке сразу же наворачиваюсь, так как коньки лет 5 похоже никто ни разу не точил. А катаюсь я хорошо. Помучились минут 40, пришел, высказал им все, что думаю, что эти коньки в помойке должны быть, а не в прокате, денег вернули. Стыдно, ребята, такой сервис предлагать!
Зоны отдыха и питание
На горе почти все места питания расположены внизу. Ценник не особо гуманный, но порции большие, так что в плане пожрать проблем нет. Проблема – пожрать наверху. Почему нет столиков, шезлонгов и того, к чему мы привыкли в Альпах или в Поляне – вопрос. Не доросли.
Также есть большие вопросы к питанию в поселке Архыз. Один вечер мы ходили и искали место под компанию в 7 человек, все битком, зашли в какой то ресторанчик на первом этаже гостиницы «Сказка снежных вершин». Не ходите туда! Готовили 1-1,5 часа, причем даже простые блюда принесли не раньше, чем через час, дали 2 бутылки просроченного лимонада, мясо не жевалось, в счете включили сумму по 1 блюду дороже, чем по меню, при суммировании чека сумма не сошлась, а когда мы им сказали про просроченный лимонад реакция была потрясающая, официант развернулась и ушла.
Также хочу всех предостеречь по питанию, вы будете обнимать белых друзей с вероятность (по нашей компании) в 80%. Все ели все разное, но проблемы с желудком были у всех. И не только у нашей компании, на горе тоже слышали, что в других компаниях проблемы, очень многие валяются с кишечной инфекцией.
Ну и венцом последнего катального дня была установка сцены по центру Романтик у канатки, которая соединяет север и юг. Там врубили музыку так, что вокруг на 200-300 метров невозможно было разговаривать. И это по центру всей зоны подъемников. Молодцы, оставили отличное впечатление.
Центральная улица поселка Архыз:
А вот наглядная уборка снега у подъемников:
https://www.youtube.com/shorts/PEA5XRy8ebc
Погода
Все вышенаписанное было в прекрасную солнечную погоду. Всю неделю светило солнце, по ночам был минус, а днем на горе около 0. Таким образом, погода ограничила возможность фрирайда, но никоим образом не испортило впечатления от трассового катания.
Итого
Написал, как я вижу, немало, старался писать по делу. Архыз имеет место на существование как горнолыжный курорт, пока он небольшой и больше подходит для курорта выходного дня. Минусов и косяков тут полно, их старались не замечать, делая поправку на относительно гуманный ценник и особенности менталитета. Но надо быть к ним готовым и не иметь завышенных ожиданий, надеюсь, мой отчет в этом поможет. И как же хочется в Альпы!