Ищу попутчика/ попутчицу/ компанию 17 Февраля 2025 - 22 Февраля 2025 Россия, Архыз
Архыз февраль 25г 22 Февраля 2025 - 1 Марта 2025 Россия, Архыз
Ищу попутчиков в Архыз, Домбай,... 14 Декабря 2024 - 20 Декабря 2024 Россия, Домбай, Приэльбрусье, Архыз
+35

Архыз: «Я хотел бы приехать сюда через 20 лет». Путевые заметки краснополянца

kuba Лента автора 23 Февраля 2021 (18:46) Просмотров: 5051 35


Именно тогда, по моим прикидкам это место может стать самым лучшим горнолыжным курортом в России. Но Архыз уже перегнал Красную Поляну.

 

Если по Архызу поиск Яндекса выдает 4 млн результатов, то по Поляне всего 3 млн!

Этот очерк не кладезь лайфхаков, а описание ауры горнолыжного курорта. И в какой-то степени ревизорская поездка — увидеть то, где были уже почти все. Но я страсть как люблю погружаться в разные истории, которым может позавидовать современность.

Топонимика

Как всегда, если название не русское, то точно никто не знает о его корнях. А поэтому я вправе выбрать из 10 (возможно многократно более) существующих вариантов наиболее понравившуюся версию-легенду: «Рассказывают, что Тамерлан (в 14 веке), проходя через Зеленчукскую долину, пленил девушку по имени Ай-Бетли, что значит Луноликая. Но сделал ее не рабыней, а любимой женой. От слияния двух карачаевских слов, «ариу» и «кыз», то есть красавица-дева, и произошло название «Архыз».  Я, так и вижу, как Тамерлан ее пленяет, а потом пишет вольную и просит ее руки и сердца. А она поломавшись для приличия соглашается. И родила ему «трех богатырей». А спустя несколько сотен лет карачаевцы, изумившись этой лав-стори, в память о красотке, охмурившей самого Тимура, нарекают в ее честь реку. А вообще у Тамерлана -Тимура было 18 любимых жени около сотни отпрысков. Но это не точно. Возможно больше.

Как все начиналось

Первой ласточкой пропевшей о великом будущем Архыза, стал путеводитель 1917 года с многоговорящим названием «Лысенко А.М. Экскурсия в урочище «Старое Жилище» (старое название поселения на месте Архыза) - будущий мировой курорт (Город-сад - «Казачья Швейцария на Кавказе»)//Новая горно-климатическая станция и дачная местность на Кавказе. Петроград, 1917».

Но первые туристические маршруты через Архыз были проложены уже в 1905 году. Естественно речь шла не о массовом туризме, а для имеющих средства. Я вот вижу, как караван из двух десятков лошадей (на одной обязательная ванна) останавливается на привал и через полчаса расставлены столы, стулья, натянут навес, поставлен большой шатер для послеобеденного сна, и господа изволят пить шампанское, пока готовится барашек на вертеле). А высланная вперед команда уже разбивает более богатый бивуак (с ванной и подогретой водой!) для ночлега.

Кстати, планы были создать 120 000 мест для отдыхающих и для этого планировалось строительство железнодорожной ветки в Архыз. Но тут случилась революция и как водится все рухнуло в пропасть.

После революции было как-то не до туризма и только перед самой войной был построен туберкулезно-легочный санаторий сгинувший во время военных действий.

В 50-е годы появилась первая турбаза ВЦСПС (профсоюзная). И началась развиваться инфраструктура — появилось шоссе, связь, магазины.

Массовый горнолыжный туризм начал развиваться (или должен был начаться) в 1963 году, когда на строительство курортов в Домбае и Архызе было выделено около 22 млн полновесных советских рублей.

Бюджет распределялся между объектами примерно поровну. Но, в силу неясных обстоятельств, первым начался осваиваться Домбай. То ли в силу его большей популярности (там уже действовало около десятка турбаз, тогда как в Архызе - одна), то ли в силу лучшей доступности, то ли были более мощные лоббисты (в частности А.Н. Косыгин, советский премьер-министр любил отдыхать в Домбае). А возможно «Боливар не выдержал двоих...» - то есть не хватило сил и ресурсов на два объекта.

Тем не менее, в Архызе в 1961-64 гг были планы строительства «спортивно-туристической гостиницы на 400 мест, с рестораном, горнолыжной базы (трамплины, трассы горнолыжного спорта, канатные подвесные дороги, павильон для лыжников), высокогорного катка… на поляне Псыш» (С). Памятником этих мечт стала 8-этажная заброшка, снесенная в только в двухтысячных годах. А ведь мечталось, что «Эта местность может стать советским Скво-Велли"(С).

Но худо-бедно процесс «туризации» пошел и построили санаторий МВД, турбазу «Архыз» в посёлке, приют «Таулу» в Софийской долине, турбазу «Романтика» в долине реки Архыз.

Думаю, что сильным катализатором туризма стало строительство поселка астрофизической обсерватории Буково. Именно там (вроде бы) и был поставлен первый подъемник - «дергунок».

Я бывал в здешних местах в 1975 году - работал на преддипломной практике (усиленно искали вольфрам), и хорошо помню достаточно приличный туристический трафик через перевал Пхия и какие-то П-образные опоры на Лунной Поляне (видимо подъемники типа ВЛ). Переход туристических групп из Архыза в Пхию (видимо по 295 маршруту, на Красную Поляну и 822 на озеро Рица) приносил нам неплохой хабар — наши лошадки вместо геологических проб охотно таскали рюкзаки туристов по 1 руб за рюкзак и иногда туристок. Сколько стоили туристки и чем они расплачивались я не знаю, так как в это время изображал лошадку, несущую тяжеленые пробы. Но «Ракацители» по 52 коп за бутылку у нас не переводилось.

Максимума туризм советского периода достиг в 80-х годах. За день по маршрутам переходило до 500 человек суммарно плановых, клубных и «дикарей». С распадом СССР, все как водится, рухнуло в пропасть.

Когда вторично я побывал в здешних местах в 2011 году, и мы планировали пройти 295 маршрут через Умпырь, то за 3 дня на этом маршруте нам не встретился ни один турист.

Процесс возрождения начался с развитием горнолыжного курорта. Есть популярная у местных конспирологическая версия, что в Архызе планировалось построить дублеры Олимпийских горнолыжных трасс. На случай если вдруг в Красной Поляне все растает или грузины нападут, как во время Пекинской Олимпиады 2008. По крайней мере курорт открылся в декабре 2013 года, к Олимпиаде, можно сказать.

А затеяли стройку курорта в 2007 году частники «Группа Синара» по францускому проекту. Кстати, те же французы проектировали ГК «Роза Хутор», а первый директор «Роза Хутор» француз Жан-Марк Фарин (да тот самый, чья зарплата на «Розе Хутор» по сведениям ОБС составляла 2000 евро в день!) сейчас работает (работал?) в «Курортах Северного Кавказа». Госкорпорация «Курорты Северного Кавказа» создана в 2010 году постановлением правительства РФ. Унитарная контора, ведающая распределением бюджетных денег на развитие туристических объектов. Но каким-то образом ставшая управляющей компанией ВГТК «Архыз». В свое время были сообщения, что курорт выкупили у застройщика – инвестора.  Но это неважно — главное курорт был построен достаточно быстро и быстро продолжает развиваться.

Уфф! Ну наконец мы от нашествия Тамерлана, советских заброшек и гримас капитализма перейдем к катанию и отдыху.

Климат

Определяющее значение имеет местный микроклимат. В период освоения в альпинистских и туристских кругах Архыз получил название «Теплый угол Западного Кавказа». Местная аномальная климатическая зона возникает в ландшафтной котловине, образованной слиянием рек Зеленчук, Архыз, Псыж и более мелких. И в отсутствие глобальных вихрей (циклонов, антициклонов) воздух застаивается в ней и прогревается до следующего вмешательства.

Поэтому климат схож с климатом Красной Поляны, несмотря на то, что сам курорт располагается на 700 – 800 метров выше. И оттепели не исключение, а систематическое явление. Как и у нас теплота – враг горнолыжки. Но иногда бывают и серьезные морозы.

Горнолыжная реальность Архыза

Первым Архызом по пути на курорт является поселок Нижний Архыз, построенный для астрофизической обсерватории. Вернее, когда-то аланы построили здесь свою столицу, потом византийцы построили 3 храма, потом русские монахи построили здесь монастырь и только после этого пришла современная наука и ей нужно было где-то жить. Ну не в монашьих же кельях! Построено 4 многоэтажки, гостиница, школа, детский сад. Кстати, гостиница вполне бюджетная, но ехать до самого курорта от нее еще 35 км. Так, что это вариант для автомобилистов.

Село Архыз, собственно, правообладатель названия, представляет собой «Красную Поляну» до Олимпиады — вдоль узкой (по полосе в одну сторону) асфальтированной дороги с забитыми ливневками примыкают грунтовые улицы со всеми вытекающими (в прямом смысле) оттуда ручьями. Мы были в дождь и зрелище паводка, удручающее.

Вдоль главной улицы (шоссе) - лавки, гостишки разной степени комфортности и внешнего вида. Планировка поселка и постройки в стиле «нахаловка» (самовольная застройка без соблюдения каких-либо правил). Мы хлебнули всего «этого», когда пытались проехать к своим друзьям в поселке.

С парковками вдоль главной улицы большая проблема, как и с продуктовыми магазинами во всем поселке. И мы, по совету аборигенов, затарились едой и алкоголем в последнем супермаркете в Краснодаре. И правильно сделали! Кроме карачаевского и домбайского пива купить в регионе Архыза ничего не удалось.

Но - много-много прокатов. Просто очень много! Почти каждое второе здание, часто - несколько подряд. Сведущие люди объясняют, что большинство туристов не практикует покупку лыж в силу менталитета (дорого, и без лыж жить можно) и плохого уровня собственного катания.

Протяженность главной улицы около километра, но много объектов формально находясь в Архызе образуют одиночные постройки (по типу Норвегии, Финляндии).

Еще 10 км, и мы наконец въезжаем на курорт Архыз. В его главную деревню (официальное обозначение горнолыжных локаций) - «Романтик». Отсюда доступ на Южный и Северный склоны. Главное здание курорта, кафешки, гостиницы, парковки. Еще через 1 км или около того — деревня «Лунная поляна» или «Лунка» (вполне официальное название). Отсюда можно попасть только на Южный склон. Но трассы и подъемники менее загружены. Здесь же есть как не дорогая (150 р/день), так и бесплатная парковки. И к ним можно съехать почти вплотную на лыжах.

Почти все обочины на курорте грунтовые. Как-то неопрятно. И много не убранного снега. Сначала резало глаз потом стало понятно, что это лучше вида безграничного моря плитки.

На данный момент на курорте 25 км трасс. Это 7-8 достаточно широких трасс сине-красных с вкраплением черных и зеленые учебные склоны. Качество подготовки трасс в районе 3-4 баллов по 5 бальной шкале. Но отличается от «Розы Хутор» как вафельное полотенце от махрового. Ширина трасс дает ощущение комфорта. Мы катались после оттепели и дождя, но ночью немного подморозило и если с утра была эйфория, то под конец снежок был рыхл и уставши. Как у нас в апреле. Чтобы проехать весь курорт нам хватило около 3-х часов. Причем мы не торопились, поджидали тихоходов, но практически не стояли в очередях. Только на нижней станции Северного склона пришлось постоять минут 15.

У Северного склона интересная особенность — зеленая трасса находится на самом верху. И поэтому трафик на всех пересадках.

Характерная особенность курорта – красные трассы практически пустые, при том что их большая часть из 25 км.

Катальщики Архыза - такие катальщики! Тут от курорта мало чего зависит, но всех жалующихся на «летающих ломов» в Красной Поляне надо сослать в Архыз на укрепление нервов. Фигурка на прямых ногах без палок с разгоном до сотни за 5 секунд очень традиционна, и такие персонажи создают экстремальную атмосферу. Причем они вместо прямой еще ухитряются ехать по непредсказуемой ломанной линии. Я-то на трассе не останавливаюсь, съезжаю на обочину или только за ахтунгами, но пуля — дура, то есть лом тебя может настичь и сзади. И в такой обстановке очень волновался за Валюшку.

Местная мода — кататься без палок. Может для экономии на прокате? Или никто им не рассказал зачем лыжнику палки?

Показалось, что сноубордистов меньше, чем обычно. Но может склоны слишком широкие или летающие ломы регулируют популяцию. Как волки.

Инструкторы. Они есть, но почему-то я их не видел. Возможно, они локализовались на учебных склонах. Соотношение официальных/черных как в шахматных фигурах. Но вроде патруль не лютует — всем работы хватает.

Спасатели регулярно патрулируют склоны. Видел их более, чем часто.

Кафе и ресторации. Они есть и судя по ценникам значительно бюджетней краснополянского общепита. Но вот хычины с местной спецификой — долго подбирал сравнение, но остановился на услышанном: «больше похожи на чебуреки».

Фрирайда не было — на югах в лесу не было снега, вверху снег не ехал из-за тепла - наступил «прилипон». На севере целина была пологовата. С нами катались знающие и говорили, что большинство спусков на Севере заканчиваются каньонами.

Зато видели несколько забавных сценок с кресел и из гондолы. Парочка лыжников с уровнем «второй день на лыжах» ехала под канаткой. Ну в цирке за такой номер со зрителей деньги берут. И еще парочка молодых бордерш спускалась по участку с длинными пешими контруклонами. Но они тоже еще не освоили передний кант и ехать на положняках на заднем не получалось. На втором подъеме видели их уже пешими — так у них получалось быстрее передвигаться.

Фрирайд будет, когда достроят дороги, ведущие выше в зону альпики, но лавинный пейзаж не обещает спокойной жизни курорту. А лавинной службы там нет... Но курорт уже реагирует на «дикий фрирайд» и уже обозначил свою позицию по этому вопросу.

Возможности для ски-тура - ну просто необъятные. Тем более, что на южном склоне почти везде выезд на автоподбор и много спусков со средними углами. Севера не совсем понятны внизу (насколько проезжаем кулуаринг) - есть много хороших склонов сверху. Но там столько следов через шарниры, что будь чуть больше снега и спасателям найдется работа вне трасс. Кстати, если выезд вне трасс запрещен, то вместо блокирования ски-пассов и погонь лыжного патруля, в этом месте обычно стоит автоматчик. Действует гораздо эффективней вышеперечисленных методов борьбы с фрирайдерами :-)

Курорту явно не хватает «синих» и «зеленых» трасс, которые больше соответствуют катающейся здесь аудитории (уровню её катания). Похоже с зелеными станет лучше после запуска КД на южном склоне. Но вот знакомые женщины – типичные катальщики Архыза облюбовали себе для катания одну синюю трассу на южном склоне и практически 70% времени ее не покидают, поскольку остальные для них сложны. Сами понимаете – приехать на курорт и использовать его трассы на 10-15% - это не то, на что они рассчитывали.

Виды приятные, но уступают Полянским. Но когда канатные дороги выйдут к верхним проектным отметкам, то думаю вид на Главный Кавказский Хребет и окружающие горы будет более впечатляющим.

С каким курортом можно сравнить Архыз? По ширине трасс ближе всего это «Лаура» ГТЦ «Газпром», по уклонам – Северный склон ГК «Роза Хутор». По качеству и новизне подъемников – лидер среди российских курортов.

Главная проблема – нам показалась, что мало гостиничного фонда как на курорте, так и в частном секторе. Это основная проблема.

С большим удивлением обнаружили, что многие из Ростова (540 - 580 км), Краснодара (380-450 км), Ставрополя (230-260 км), Пятигорска (220 км) приезжают одним днем именно из-за того, что жилья мало, и оно дорого.

Доступность

До аэропорта «Минеральные воды» - 220 км. До ближайшей крупной железнодорожной станции Невинномысск 160 – 180 км.

Дороги

Как видите, я даю расстояние в двух пределах – «самое короткое» / «оптимальное».

Из Москвы, Ростова, Краснодара – я бы предпочел ехать по федеральным трассам и далее через Черкесск. Это оптимально. Другие «срезки», «спрямлялки» могут дать эфемерный выигрыш в десятки минут, но дороги не комфортные для машины и пассажиров.

От Черкесска дороги вполне приличные, но в основном однополосные в каждое направление.

Вне лыж – достопримечательности

Самая ближайшая – это Нижний Архыз. Это астрофизическая обсерватория и Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс. Подробно описывать не буду, но денек там можно провести.

Термальные воды – «Жемчужина Кавказа» в п. Кавказский (140 км) и «Цунами» (170 км). Они очень популярны у катальщиков в не катальный день.

Домбай (160 км). Очень приличная дорога. Это не только однодневная каталка, но и Тебердинский вольерный комплекс. Рекомендую.

Кисловодск (190 км). Много туристических достопримечательностей. Советую ехать через перевал Гумбаши (210км). Дорожное покрытие так себе, но виды потрясающие! Там же по пути знаменитая Гора – кольцо.

Перспективы

В мастер-планах развития курорта еще есть строительство 3-х курортных деревень и какого-то немыслимого количества трасс и подъемников. На этом фоне даже в заброшенной деревеньке лесорубов - Пхия стоимость участков уже возросла до Полянской периода 2000 – 2007 года.

И визуально ближайшие локации выглядят очень заманчиво – я бы рискнул сравнить их по ландшафту с долиной Шамони.

Все дело в финансировании проекта. А строить быстро и более или менее качественно мы научились.

Советую ли я посетить Архыз? Если вы там не были – однозначно надо ехать!

Сам я специально выбирать этот курорт для катания вряд ли буду, но при оказии обязательно буду посещать на денек – другой. НО!

«Я хотел бы приехать сюда через 20 лет» - по моим прикидкам именно тогда все мечты Архыза сбудутся.

+35
  • 3
  • 1
0  
skiwater    23 Февраля 2021 (19:12)   #

""Когда вторично я побывал в здешних местах в 2011 году, и мы планировали пройти 295 маршрут через Умпырь, то за 3 дня на этом маршруте нам не встретился ни один турист. ""

 

Так прошли в результате???  Это же верховья М.Лабы ???  А  КГБЗ там злобствует испокон веку.... Нам, водникам на какое-то короткое время разрешили посещение М.Лабы и Уруштена (уже давно снова прикрыли лавочку). А уж выше, на перевалы так вообще похоже никого не пускали....

  • 212
  • 92
  • 82
0  
kuba    23 Февраля 2021 (19:29)   #

злобные обстоятельства помешали подвигу :-)

0  
Oleg Yeti    23 Февраля 2021 (22:36)   #

Алкомаркет есть в посёлке. Причём выбор как в полянской золотой ниве. 

 

0  
drakon-sveta    23 Февраля 2021 (23:29)   #

Адрес? Цены как в Ниве ( с такими же скидками?)))

+2  
~MAK    23 Февраля 2021 (23:19)   #
Спасибо, познавательно. Я сам родился и вырос в Нижнем Архызе. Буково(не Бутово, видимо автозамена) это его неофициальное название. Архыз всегда был дикой деревушкой с обалденной природой. Я застал закат туристического бума в малолетстве, когда толпы туристов ходили на Рицу. Смутно помню полные туристические и альпинистские лагеря начала 80х. Вплоть до 90х годов это все медленно угасало. Начиная с 7-8 класса мы стали ходить с друзьями в походы, иногда забегая на близлежащие пупыри. Отцовская палатка серебрянка, дубовые ботинки ВЦСПС, воронежский коврик и ледоруб, самодельный пуховый жилет, очки для сварки, анорачка из парашютной ткани или брезента. Позже, будучи курсантами военных училищ, ходили в берцах - для гор отцтой, подошва тонкая и в авганке - тоже отстой потому что хб ;) В 2000ом или 2001ом году мы даже описали несколько альп маршрутов, забавно, до сих пор на маунтин ру лежат: http://www.mountain.ru/world_mounts/caucasia/west_caucasia/2003/arhyz/
На Буково сколько себя помню работают 2 бугельных подъемника с П-образными эстакадами. Взрослый и детский. Красный склон и зелёный. На 4 и 3 эстакады. Есть ещё третий, без эстакад, на пупке(гора так называется), но он больше был предназначен для заезжих туристов.
В самом Архызе я тоже катался, меня отец туда возил. Но я был капец какой маленький и даже не помню где мы катались.
  • 212
  • 92
  • 82
0  
kuba    24 Февраля 2021 (11:35)   #

спасибо за поправка названия. а вы не помните заброшку восьмиэтажную гдетов районе архыза или на Романтике?

0  
Вячеслав Шипилов    15 Марта 2021 (15:45)   #

Такого здания в АРХЫЗЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО. Очередная легенда.  Катались  На Лунной  поляне. ТАМ БЫЛ ЕДИНСТВЕЕННЫЙ  бугельный подъемник., и домики куда завозились туристы  турбазы "Архыз" профсоюзной.  Но катались там конечно и со Ждановки,  и других ведомственных баз из поселка. Но катание было то еще. И кончалось очень рано.

  • 1
+1  
luch9    24 Февраля 2021 (01:08)   #

Было бы неплохо дождаться заметки "20 лет спустя..", но море в сорока км - это в России, наверное, только Поляна и , может быть, Камчатка, но там еще работы непочатый край.

0  
soycd.fr    24 Февраля 2021 (03:18)   #

Подъемники да, там новые конечно, свежие. Но в КП вроде тоже все новые, там же даже 3s есть. Главное 2 местных креселок из 60х годов нету) 

  • 212
  • 92
  • 82
0  
kuba    24 Февраля 2021 (09:10)   #

на Розе есть парочка подъемников из 70-80 х годов. на одномпри установке были надписи на норвежском - наверное еще помнят Олимпиаду в Лилихаммере

+2  
MishaGastein    24 Февраля 2021 (11:03)   #

Еще 20 лет и золотой ключик у нас в кармане... Первые 20 лет озолотили только главных горнолыжников страны, остальных просят потерпеть.

0  
JIAY    24 Февраля 2021 (11:59)   #

Схему Перспективный план развития ВТРК "Архыз" в оригинале посмотреть можно? А то как-то изображение мелкое. 

  • 1
+3  
starper    24 Февраля 2021 (12:04)   #

Добавлю немного с офсайта КСК:

Склоны курорта оборудованы системой искусственного оснежения и освещения. Открыты пункты проката горнолыжного оборудования на 2000 комплектов, локерная камера хранения. Работает каток под открытым небом, расположенный на высоте 1600 метров. Оборудована трасса для катания на «ватрушках» (тюбинг), открыта детская площадка. Доступна услуга полета на параплане в тандеме с профессиональным инструктором, экскурсионные поездки на ратраке по вечерним склонам, прогулки на снегоходах на плато Аркасара, открытый бассейн с сауной на высоте более 1800 метров и нагревающимся чаном. Работает сувенирный рынок с ярмарочными рядами, где можно попробовать и приобрести традиционные для региона угощения и изделия народных промыслов. 

Гостиничная инфраструктура курорта «Архыз» представлена шестью гостиницами — «Романтик-1», «Романтик-2», «Вертикаль», «Аллюр» и «Arkhyz Royal Resort & Spa» и «Flora Boutique-Hotel & Spa» с общим номерным фондом более 770 мест размещения. В составе гостиничных комплексов открыты рестораны и лобби-бары, спа-центры и массажные салоны, бассейны и детские комнаты, пункты проката горнолыжного инвентаря и экскурсионные бюро.

Курорт «Архыз» работает круглогодично: зимой туристам доступны объекты горнолыжной инфраструктуры, а летом — разнообразные возможности для семейного отдыха. Так, в летнем сезоне 2019 года на ВТРК «Архыз» были открыты веревочные парки, конный прокат, спортивная и детская игровая площадки.

 

Пока скипассы значительно дешевле, чем в КП, еда и жилье тоже дешевле немного.

История строительства такова. В октябре 2010 создали указом АО КСК, через год был уже проект ВТРК "Архыз", еще через 2 года запустились в работу. Но в этот период всей страной строили Олимпиаду в Сочи, куда вложили в сотни раз больше средств. А потом строили ЧМ по футболу с соответствующими затратами. Так что финансирование было очень ограничено. Теперь курорт развивается вверх к 3000 м и на запад в сторону Дукки. Сроки? Ну точно не 20 лет и даже не 10. Быстрее будет.

+1  
MishaGastein    25 Февраля 2021 (01:44)   #

Строили как раз не всей страной а очень ограниченным кооперативом, зачем же чужих пускать к такому щедрому бюджету. Ну а про ограниченное финансирование наслышаны - затраты (растраты) превысили расходы всех предидущих ОИ вместе взятых. Хорошо что на ЧМ еще деньги остались, ну попилили еще от щедрот, не на пенсии же разбазаривать. Сроков точно не будет, ни 20 ни 10, медали дали зато.

  • 3
  • 3
  • 1
+1  
ghost07tula    24 Февраля 2021 (12:13)   #

Отличная статья, очень созвучна моим мыслям об Архызе. @kuba, не подскажешь где нашел картинку "Перспективный план развития ВТРК Архыз"? Что-то прошерстил сайт и самого Архыза и КСК, нигде не нашел. Хочется в более высоком разрешении посмотреть на грандиозные планы.

P.S.: дорога на Пхию из Архыза уже во всю строится. Интересно будет ли дорога (хоть бы и платная) от Пхии до Красной Поляны. Эх, мечты, мечты о российском ски-сафари.

  • 212
  • 92
  • 82
+1  
kuba    24 Февраля 2021 (13:48)   #

мы проехали по этой дороге. Гдеточерез пару км от "Лунки" асфальт закончилсяи пошелхороший грейдер. Не стали грязьмесить. Говорят что до Пхии теперь без проблем можно доехать по пастушьей дороге -- ее вроде оновили

картинку нашел по зпросу в поиске. может из какого то кэша выскочила предьюшка

  • 11
  • 8
  • 9
+1  
Dulsiney    24 Февраля 2021 (13:38)   #

Отличная статья, очень созвучна моим мыслям об Архызе. @kuba, не подскажешь где нашел картинку "Перспективный план развития ВТРК Архыз"? Что-то прошерстил сайт и самого Архыза и КСК, нигде не нашел. Хочется в более высоком разрешении посмотреть на грандиозные планы.

P.S.: дорога на Пхию из Архыза уже во всю строится. Интересно будет ли дорога (хоть бы и платная) от Пхии до Красной Поляны. Эх, мечты, мечты о российском ски-сафари.

Есть много других более информативных картинок

https://www.ncrc.ru/investproekty/vtrk-arkhyz/

Покопайся, там много чего

60362c87dc66c_52.jpg

  • 3
  • 3
  • 1
0  
ghost07tula    24 Февраля 2021 (14:02)   #

Есть много других более информативных картинок

https://www.ncrc.ru/investproekty/vtrk-arkhyz/

Покопайся, там много чего

Ага, видел там много всякого. Посмотрю внимательнее.

 

мы проехали по этой дороге. Гдеточерез пару км от "Лунки" асфальт закончилсяи пошелхороший грейдер. Не стали грязьмесить. Говорят что до Пхии теперь без проблем можно доехать по пастушьей дороге -- ее вроде оновили

картинку нашел по зпросу в поиске. может из какого то кэша выскочила предьюшка

Летом на паркетнике там проехать реально? Давно хотел прокатиться по тем местам на машине и с собой взять палатку и велосипеды на фаркоп.

+1  
AWolf    24 Февраля 2021 (20:01)   #
Вот я прям, как чувствовал, что надо было родиться на 20 лет попозже...
  • 1
0  
starper    24 Февраля 2021 (20:21)   #

Вот я прям, как чувствовал, что надо было родиться на 20 лет попозже...

Ага. И сразу в горнолыжную секцию biggrin.png  Вот только селиться надо сразу в Адлере или КП. Там лучше: море, горы, баобабы...biggrin.png

  • 7
0  
P. Richard    25 Февраля 2021 (03:08)   #

MishaGastein - форум попутал, с политикой только в Неформат.

  • 22
  • 10
  • 5
0  
serge fly    25 Февраля 2021 (10:06)   #

Симпатично, в целом и на перспективу. Трансфер длинноват. Красная Поляна теперь как Альпы, для оценки других курортов.

  • 1
0  
starper    15 Марта 2021 (16:24)   #

Такого здания в АРХЫЗЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО. Очередная легенда.  Катались  На Лунной  поляне. ТАМ БЫЛ ЕДИНСТВЕЕННЫЙ  бугельный подъемник., и домики куда завозились туристы  турбазы "Архыз" профсоюзной.  Но катались там конечно и со Ждановки,  и других ведомственных баз из поселка. Но катание было то еще. И кончалось очень рано.

Ты с кем сейчас беседуешь? Какого здания? Букв не жалей, тогда будешь понятен людям) Цитату выбирай или жмакай на кнопку "ответить", плиз

0  
~MAK    15 Марта 2021 (17:20)   #

спасибо за поправка названия. а вы не помните заброшку восьмиэтажную гдетов районе архыза или на Романтике?

Вот про это здание речь. Спросил у отца, говорит что никогда там не было высоких зданий. И вообще там строительство было запрещено. Катались на лунной поляне, там был приличный по меркам Архыза бугель. Неприличный в нашем тогдашнем понимании это мобильный бугель с двумя полутораметровыми эстакадами на котором трос провисал до снега и врезался в него. С таким подъёмником мы летом катались на Софийском леднике а на перевале фрирайдили. ;) Сейчас вроде от ледника осталась небольшая шапка и появились Софийские водопады.
  • 1
0  
starper    15 Марта 2021 (17:22)   #

Паходу куба там и не был вовсе в молодости smile.png

 

А общий смысл статейки незатейлив: 30 лет назад бугелек был. Сегодня уже что-то. Ну через 20 лет будет совсем хорошо, верю. А пока все к нам на Розу smile.png

 

В названии статьи всё сказано уже 

+1  
МосинаСаша    17 Марта 2021 (01:15)   #

Мне не нравится, как осваивается Архыз.

Например, зачем на учебном склоне поставили 4-х кресельный подъёмник без замедления на сходе на верхней станции? Люди кататься ещё толком не умеют и им дополнительные проблемы создали. Поэтому часто падают, возможно травмируются на сходе с кресельного подъёмника. А это значит подъёмник переодически останавливается, пока завал из начинающих горнолыжников и сноубордистов разберут. Надо было на учебный склон поставить 6-ти кресельный подъёмник с замедлителем на входе и выходе. Такой подъёмник быстрее поднимает, и очередей внизу было бы гораздо меньше. 

По гостиницам. Чтобы создать один из лучших в мире горнолыжных курортов надо запретить строить гостиницы и апартаменты по уровню строительного комфорта ниже 5 звёзд.  Потолки надо высокие делать не ниже чем 3 метра в проивовес альпийским курортам в Австрии или Швейцарии с маленькими комнатами по типу "хрущёвка люкс." Владельцы курорта должны понимать, что потом здания перестроить будет очень трудно, практически не возможно, когда кругом всё обживут. Можно сдавать такие номера дешевле на первое время, а потом этому курорту не будет равных среди конкурентов. Если это не сделают, то потом локти будут кусать, но уже поздно будет. Основа хорошего горнолыжного курорта - возможность доехать на лыжах до самого отеля без пересечения с автомобильными дорогами. 

Как надо строить? Гостигичный номер на передовом уровне должен быть оснащён стиральной и сушильной машиной, причём так чтобы они не мешали спать в соседних номерах с хорошим шумоподавлением и принудительным отключением их после 21 часа. Без стиральной машины приезжать кататься на одну -две недели не представляется возможным без сущестенной потери комфортного отдыха, особенно в мокрую и жаркую весеннюю погоду, когда люди сильно потеют. В каждом номере должна быть своя небольшая парная баня площадью в 4 кв. метра с предбанником в 4 кв. метра, где можно поставить стиральную и сушильную машины, при мощности электрокаменки 6 кватт. Рекомендую использовать электрокаменку карельского производства annikki.ru из цельных плит талькохлорита, вес 150 кг. Даёт излучающее тепло полезное для здоровья для использования по типу русской бани с веником, вместо вредного конвекционного у финской сауны, где ноги в холоде, а голова в жаре - очень вредно для организма в целом. Возможно, размещение персоональной бани должно быть не в каждом номере, а только в номерах повышенной комфортности. Для всех остальных надо делать русскую баню на дровах или с электоркаменкой большей мощности. По менталитету росийского человека в гостинице должно быть две бани: одна для мужчин и семейных пар и отдельно для женщин и детей. Женщины любят часто париться отдельно от мужчин.  В номере современной гостиницы должна быть полноценная кухня. Для номеров по проще мини кухня, чтобы не заморачиваться с завтраками. Кто хочет может ходить на завтрак в общую столовую, а для некоторых любителей быстрого скоростного катания это излишне, чтобы выйти на склон с самого открытия можно просто попить тёплой воды и съесть что-нибудь из фруктов, возможно выпить соку или чашечку кофе с горячими кусками булки с сыром из конвекционной духовки. Это удобнее получить у себя в номере, а не в общей столовой. Так же вечером после хорошего катания на горных лыжах уже ни куда не хочется идти, особенно в плохую снежную погоду в перемежку с дождём. У отдыхающих должен быть выбор покушать у себя в номере или одеваться и идти в гостиночный ресторан. В хорошем отеле апартаментного плана  должен быть организован сервис подачи полуфабрикатов в номер и быстрого разогрева готовой еды на имеющейся кухне по предварительному заказу.  Такой сервис должен быть доступным по стоимости. То есть для этого в номере должен быть тамбур с холодильником, куда подаётся обед или ужин к назначенному часу. Строить гостиницы в 3 - 4 этажа это не позволительная роскошь не эффективного использования свободного пространства рядом с горнолыжными подъёмниками. Высота гостиниц должна быть не менее 6 - 8 этажей, с некоторыми архитектурными доминантами по 10 этажей. В гостиницах необходимо установить правила - не шуметь после 21 часа и не использовать громкой музыки, как это принято в Швейцарии. За нарушение режима тишины назначается штраф на достаточно большую сумму, а в случае повторения новый штраф и принудительное выселение при вызове полиции.  

На хорошем горнолыжном курорте не должно быть парковок для личного автотранспорта - это не эффективное использование пространства. Лучше вместо парковок построить допольнительные отели с хорошим озеленением прилегающей территории. Подвоз людей внутри курорта должен осуществляться электротранспортом типа такси, как в швейцарском Церматте, но по достаточно низким ценам. А парковку машин надо вынести вне горнолыжного курорта, чтобы не отравлять окружающую среду вредными выхлопными газами.  Для части дорогих отелей возможно наличие собственного подземного гаража для приезжающих гостей. Но это всё должно быть платно и по предварительной договрённости с выпиской пропуска на проезд по территории курорта. То есть машин на курорте должно быть в 8 - 10 раз меньше, чем это имеется сейчас. Машины не должны парковаться на открытых стоянках и обочинах дорог. Чтобы не мешать убирать улицы от снега. На курорт мирового класса необходимо провести железную дорогу от аэропорта. Пусть по ней будут ходить только лёгкие малошумные поезда в 4 вагона по типу, как в Австрии, но с частым расписанием движения. В идеале интервал движения один раз в час или даже меньше в часы массового презда или отправления людей. В выходные дни возможно использование сдвоенных поездов по 8 вагонов с подсадкой (сцепкой) в Невиномыске.  Без организации железной дороги в Архыз из аэропорта Минеральных Вод нормальный подвоз туристов невозможен без ухудшения экологии этого регина из-за обилия автотранспорта. 

+1  
Gebor    17 Марта 2021 (02:09)   #

Гениально! Построят такой курорт с пятизвездочными отелями, трехметровыми потолками, стиральными машинами, банями в каждом номере  и без парковок. А потом Европу откроют и вы напишите: "Да я лучше в Церматт, в два раза дешевле съезжу..."

0  
Gosha    17 Марта 2021 (03:32)   #
Уже креселка людей не устраивает. ;)
  • 1
0  
starper    17 Марта 2021 (08:57)   #

Нет смысла комментировать феерические глупости от Мосиной Саши biggrin.png

  • 1
0  
Fairlady    17 Марта 2021 (11:22)   #

Нет смысла комментировать феерические глупости от Мосиной Саши biggrin.png

Старалась девочка, простыню накатала, а вы её так жестоко :(
А можно обязать строителей при сдаче новых домов каждую квартиру тоже оборудовать стиральной и посудомоечной машиной (причём модель по выбору хозяина)? Чтобы потом жильцы сами не ставили и не заливали всех :)
Даже в апартах в упомянутых Швейцарии, Австрии или Франции редко стиральную можно встретить. Чем не устраивает общественная прачечная или та, что в гостинице?
0  
LionSprings    17 Марта 2021 (18:18)   #

Гениально! Построят такой курорт с пятизвездочными отелями, трехметровыми потолками, стиральными машинами, банями в каждом номере  и без парковок. А потом Европу откроют и вы напишите: "Да я лучше в Церматт, в два раза дешевле съезжу..."

+100500. Сход с подьёмника - один раз обучение методике, и всё. Все следующие сходы выполняются без проблем. А альтернативно одаренные умудряются упасть даже на выходе из гондолы, так что тут без вариантов.

Остальное примерно такое же по глубине анализа.

0  
пастор Шлагг    17 Марта 2021 (18:37)   #
Вс? это, или почти, реализовано в Красной поляне, осталось только запретить проезд на личном автотранспорте. Дело то за малым.
0  
Michi    17 Марта 2021 (20:12)   #

Запросы у Сашеньки, будь здоров! Однако не мешало бы ей вспомнить на каких подъемниках, а точнее бугелях она училась кататься лыжах ?wink.png

  • 1
0  
BadSanta    19 Марта 2021 (07:51)   #

Такого здания в АРХЫЗЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО. Очередная легенда.  Катались  На Лунной  поляне. ТАМ БЫЛ ЕДИНСТВЕЕННЫЙ  бугельный подъемник., и домики куда завозились туристы  турбазы "Архыз" профсоюзной.  Но катались там конечно и со Ждановки,  и других ведомственных баз из поселка. Но катание было то еще. И кончалось очень рано.

Спасибо, наконец-то хоть кто-то написал, где был этот бугель, на котором я 35 лет тому назад катался :). А то пытался вспомнить на местности, но не судьба. Не помните, где именно, относительно теперешних трасс, он был?

комментарий удален