Именно тогда, по моим прикидкам это место может стать самым лучшим горнолыжным курортом в России. Но Архыз уже перегнал Красную Поляну.
Если по Архызу поиск Яндекса выдает 4 млн результатов, то по Поляне всего 3 млн!
Этот очерк не кладезь лайфхаков, а описание ауры горнолыжного курорта. И в какой-то степени ревизорская поездка — увидеть то, где были уже почти все. Но я страсть как люблю погружаться в разные истории, которым может позавидовать современность.
Топонимика
Как всегда, если название не русское, то точно никто не знает о его корнях. А поэтому я вправе выбрать из 10 (возможно многократно более) существующих вариантов наиболее понравившуюся версию-легенду: «Рассказывают, что Тамерлан (в 14 веке), проходя через Зеленчукскую долину, пленил девушку по имени Ай-Бетли, что значит Луноликая. Но сделал ее не рабыней, а любимой женой. От слияния двух карачаевских слов, «ариу» и «кыз», то есть красавица-дева, и произошло название «Архыз». Я, так и вижу, как Тамерлан ее пленяет, а потом пишет вольную и просит ее руки и сердца. А она поломавшись для приличия соглашается. И родила ему «трех богатырей». А спустя несколько сотен лет карачаевцы, изумившись этой лав-стори, в память о красотке, охмурившей самого Тимура, нарекают в ее честь реку. А вообще у Тамерлана -Тимура было 18 любимых жени около сотни отпрысков. Но это не точно. Возможно больше.
Как все начиналось
Первой ласточкой пропевшей о великом будущем Архыза, стал путеводитель 1917 года с многоговорящим названием «Лысенко А.М. Экскурсия в урочище «Старое Жилище» (старое название поселения на месте Архыза) - будущий мировой курорт (Город-сад - «Казачья Швейцария на Кавказе»)//Новая горно-климатическая станция и дачная местность на Кавказе. Петроград, 1917».
Но первые туристические маршруты через Архыз были проложены уже в 1905 году. Естественно речь шла не о массовом туризме, а для имеющих средства. Я вот вижу, как караван из двух десятков лошадей (на одной обязательная ванна) останавливается на привал и через полчаса расставлены столы, стулья, натянут навес, поставлен большой шатер для послеобеденного сна, и господа изволят пить шампанское, пока готовится барашек на вертеле). А высланная вперед команда уже разбивает более богатый бивуак (с ванной и подогретой водой!) для ночлега.
Кстати, планы были создать 120 000 мест для отдыхающих и для этого планировалось строительство железнодорожной ветки в Архыз. Но тут случилась революция и как водится все рухнуло в пропасть.
После революции было как-то не до туризма и только перед самой войной был построен туберкулезно-легочный санаторий сгинувший во время военных действий.
В 50-е годы появилась первая турбаза ВЦСПС (профсоюзная). И началась развиваться инфраструктура — появилось шоссе, связь, магазины.
Массовый горнолыжный туризм начал развиваться (или должен был начаться) в 1963 году, когда на строительство курортов в Домбае и Архызе было выделено около 22 млн полновесных советских рублей.
Бюджет распределялся между объектами примерно поровну. Но, в силу неясных обстоятельств, первым начался осваиваться Домбай. То ли в силу его большей популярности (там уже действовало около десятка турбаз, тогда как в Архызе - одна), то ли в силу лучшей доступности, то ли были более мощные лоббисты (в частности А.Н. Косыгин, советский премьер-министр любил отдыхать в Домбае). А возможно «Боливар не выдержал двоих...» - то есть не хватило сил и ресурсов на два объекта.
Тем не менее, в Архызе в 1961-64 гг были планы строительства «спортивно-туристической гостиницы на 400 мест, с рестораном, горнолыжной базы (трамплины, трассы горнолыжного спорта, канатные подвесные дороги, павильон для лыжников), высокогорного катка… на поляне Псыш» (С). Памятником этих мечт стала 8-этажная заброшка, снесенная в только в двухтысячных годах. А ведь мечталось, что «Эта местность может стать советским Скво-Велли"(С).
Но худо-бедно процесс «туризации» пошел и построили санаторий МВД, турбазу «Архыз» в посёлке, приют «Таулу» в Софийской долине, турбазу «Романтика» в долине реки Архыз.
Думаю, что сильным катализатором туризма стало строительство поселка астрофизической обсерватории Буково. Именно там (вроде бы) и был поставлен первый подъемник - «дергунок».
Я бывал в здешних местах в 1975 году - работал на преддипломной практике (усиленно искали вольфрам), и хорошо помню достаточно приличный туристический трафик через перевал Пхия и какие-то П-образные опоры на Лунной Поляне (видимо подъемники типа ВЛ). Переход туристических групп из Архыза в Пхию (видимо по 295 маршруту, на Красную Поляну и 822 на озеро Рица) приносил нам неплохой хабар — наши лошадки вместо геологических проб охотно таскали рюкзаки туристов по 1 руб за рюкзак и иногда туристок. Сколько стоили туристки и чем они расплачивались я не знаю, так как в это время изображал лошадку, несущую тяжеленые пробы. Но «Ракацители» по 52 коп за бутылку у нас не переводилось.
Максимума туризм советского периода достиг в 80-х годах. За день по маршрутам переходило до 500 человек суммарно плановых, клубных и «дикарей». С распадом СССР, все как водится, рухнуло в пропасть.
Когда вторично я побывал в здешних местах в 2011 году, и мы планировали пройти 295 маршрут через Умпырь, то за 3 дня на этом маршруте нам не встретился ни один турист.
Процесс возрождения начался с развитием горнолыжного курорта. Есть популярная у местных конспирологическая версия, что в Архызе планировалось построить дублеры Олимпийских горнолыжных трасс. На случай если вдруг в Красной Поляне все растает или грузины нападут, как во время Пекинской Олимпиады 2008. По крайней мере курорт открылся в декабре 2013 года, к Олимпиаде, можно сказать.
А затеяли стройку курорта в 2007 году частники «Группа Синара» по францускому проекту. Кстати, те же французы проектировали ГК «Роза Хутор», а первый директор «Роза Хутор» француз Жан-Марк Фарин (да тот самый, чья зарплата на «Розе Хутор» по сведениям ОБС составляла 2000 евро в день!) сейчас работает (работал?) в «Курортах Северного Кавказа». Госкорпорация «Курорты Северного Кавказа» создана в 2010 году постановлением правительства РФ. Унитарная контора, ведающая распределением бюджетных денег на развитие туристических объектов. Но каким-то образом ставшая управляющей компанией ВГТК «Архыз». В свое время были сообщения, что курорт выкупили у застройщика – инвестора. Но это неважно — главное курорт был построен достаточно быстро и быстро продолжает развиваться.
Уфф! Ну наконец мы от нашествия Тамерлана, советских заброшек и гримас капитализма перейдем к катанию и отдыху.
Климат
Определяющее значение имеет местный микроклимат. В период освоения в альпинистских и туристских кругах Архыз получил название «Теплый угол Западного Кавказа». Местная аномальная климатическая зона возникает в ландшафтной котловине, образованной слиянием рек Зеленчук, Архыз, Псыж и более мелких. И в отсутствие глобальных вихрей (циклонов, антициклонов) воздух застаивается в ней и прогревается до следующего вмешательства.
Поэтому климат схож с климатом Красной Поляны, несмотря на то, что сам курорт располагается на 700 – 800 метров выше. И оттепели не исключение, а систематическое явление. Как и у нас теплота – враг горнолыжки. Но иногда бывают и серьезные морозы.
Горнолыжная реальность Архыза
Первым Архызом по пути на курорт является поселок Нижний Архыз, построенный для астрофизической обсерватории. Вернее, когда-то аланы построили здесь свою столицу, потом византийцы построили 3 храма, потом русские монахи построили здесь монастырь и только после этого пришла современная наука и ей нужно было где-то жить. Ну не в монашьих же кельях! Построено 4 многоэтажки, гостиница, школа, детский сад. Кстати, гостиница вполне бюджетная, но ехать до самого курорта от нее еще 35 км. Так, что это вариант для автомобилистов.
Село Архыз, собственно, правообладатель названия, представляет собой «Красную Поляну» до Олимпиады — вдоль узкой (по полосе в одну сторону) асфальтированной дороги с забитыми ливневками примыкают грунтовые улицы со всеми вытекающими (в прямом смысле) оттуда ручьями. Мы были в дождь и зрелище паводка, удручающее.
Вдоль главной улицы (шоссе) - лавки, гостишки разной степени комфортности и внешнего вида. Планировка поселка и постройки в стиле «нахаловка» (самовольная застройка без соблюдения каких-либо правил). Мы хлебнули всего «этого», когда пытались проехать к своим друзьям в поселке.
С парковками вдоль главной улицы большая проблема, как и с продуктовыми магазинами во всем поселке. И мы, по совету аборигенов, затарились едой и алкоголем в последнем супермаркете в Краснодаре. И правильно сделали! Кроме карачаевского и домбайского пива купить в регионе Архыза ничего не удалось.
Но - много-много прокатов. Просто очень много! Почти каждое второе здание, часто - несколько подряд. Сведущие люди объясняют, что большинство туристов не практикует покупку лыж в силу менталитета (дорого, и без лыж жить можно) и плохого уровня собственного катания.
Протяженность главной улицы около километра, но много объектов формально находясь в Архызе образуют одиночные постройки (по типу Норвегии, Финляндии).
Еще 10 км, и мы наконец въезжаем на курорт Архыз. В его главную деревню (официальное обозначение горнолыжных локаций) - «Романтик». Отсюда доступ на Южный и Северный склоны. Главное здание курорта, кафешки, гостиницы, парковки. Еще через 1 км или около того — деревня «Лунная поляна» или «Лунка» (вполне официальное название). Отсюда можно попасть только на Южный склон. Но трассы и подъемники менее загружены. Здесь же есть как не дорогая (150 р/день), так и бесплатная парковки. И к ним можно съехать почти вплотную на лыжах.
Почти все обочины на курорте грунтовые. Как-то неопрятно. И много не убранного снега. Сначала резало глаз потом стало понятно, что это лучше вида безграничного моря плитки.
На данный момент на курорте 25 км трасс. Это 7-8 достаточно широких трасс сине-красных с вкраплением черных и зеленые учебные склоны. Качество подготовки трасс в районе 3-4 баллов по 5 бальной шкале. Но отличается от «Розы Хутор» как вафельное полотенце от махрового. Ширина трасс дает ощущение комфорта. Мы катались после оттепели и дождя, но ночью немного подморозило и если с утра была эйфория, то под конец снежок был рыхл и уставши. Как у нас в апреле. Чтобы проехать весь курорт нам хватило около 3-х часов. Причем мы не торопились, поджидали тихоходов, но практически не стояли в очередях. Только на нижней станции Северного склона пришлось постоять минут 15.
У Северного склона интересная особенность — зеленая трасса находится на самом верху. И поэтому трафик на всех пересадках.
Характерная особенность курорта – красные трассы практически пустые, при том что их большая часть из 25 км.
Катальщики Архыза - такие катальщики! Тут от курорта мало чего зависит, но всех жалующихся на «летающих ломов» в Красной Поляне надо сослать в Архыз на укрепление нервов. Фигурка на прямых ногах без палок с разгоном до сотни за 5 секунд очень традиционна, и такие персонажи создают экстремальную атмосферу. Причем они вместо прямой еще ухитряются ехать по непредсказуемой ломанной линии. Я-то на трассе не останавливаюсь, съезжаю на обочину или только за ахтунгами, но пуля — дура, то есть лом тебя может настичь и сзади. И в такой обстановке очень волновался за Валюшку.
Местная мода — кататься без палок. Может для экономии на прокате? Или никто им не рассказал зачем лыжнику палки?
Показалось, что сноубордистов меньше, чем обычно. Но может склоны слишком широкие или летающие ломы регулируют популяцию. Как волки.
Инструкторы. Они есть, но почему-то я их не видел. Возможно, они локализовались на учебных склонах. Соотношение официальных/черных как в шахматных фигурах. Но вроде патруль не лютует — всем работы хватает.
Спасатели регулярно патрулируют склоны. Видел их более, чем часто.
Кафе и ресторации. Они есть и судя по ценникам значительно бюджетней краснополянского общепита. Но вот хычины с местной спецификой — долго подбирал сравнение, но остановился на услышанном: «больше похожи на чебуреки».
Фрирайда не было — на югах в лесу не было снега, вверху снег не ехал из-за тепла - наступил «прилипон». На севере целина была пологовата. С нами катались знающие и говорили, что большинство спусков на Севере заканчиваются каньонами.
Зато видели несколько забавных сценок с кресел и из гондолы. Парочка лыжников с уровнем «второй день на лыжах» ехала под канаткой. Ну в цирке за такой номер со зрителей деньги берут. И еще парочка молодых бордерш спускалась по участку с длинными пешими контруклонами. Но они тоже еще не освоили передний кант и ехать на положняках на заднем не получалось. На втором подъеме видели их уже пешими — так у них получалось быстрее передвигаться.
Фрирайд будет, когда достроят дороги, ведущие выше в зону альпики, но лавинный пейзаж не обещает спокойной жизни курорту. А лавинной службы там нет... Но курорт уже реагирует на «дикий фрирайд» и уже обозначил свою позицию по этому вопросу.
Возможности для ски-тура - ну просто необъятные. Тем более, что на южном склоне почти везде выезд на автоподбор и много спусков со средними углами. Севера не совсем понятны внизу (насколько проезжаем кулуаринг) - есть много хороших склонов сверху. Но там столько следов через шарниры, что будь чуть больше снега и спасателям найдется работа вне трасс. Кстати, если выезд вне трасс запрещен, то вместо блокирования ски-пассов и погонь лыжного патруля, в этом месте обычно стоит автоматчик. Действует гораздо эффективней вышеперечисленных методов борьбы с фрирайдерами :-)
Курорту явно не хватает «синих» и «зеленых» трасс, которые больше соответствуют катающейся здесь аудитории (уровню её катания). Похоже с зелеными станет лучше после запуска КД на южном склоне. Но вот знакомые женщины – типичные катальщики Архыза облюбовали себе для катания одну синюю трассу на южном склоне и практически 70% времени ее не покидают, поскольку остальные для них сложны. Сами понимаете – приехать на курорт и использовать его трассы на 10-15% - это не то, на что они рассчитывали.
Виды приятные, но уступают Полянским. Но когда канатные дороги выйдут к верхним проектным отметкам, то думаю вид на Главный Кавказский Хребет и окружающие горы будет более впечатляющим.
С каким курортом можно сравнить Архыз? По ширине трасс ближе всего это «Лаура» ГТЦ «Газпром», по уклонам – Северный склон ГК «Роза Хутор». По качеству и новизне подъемников – лидер среди российских курортов.
Главная проблема – нам показалась, что мало гостиничного фонда как на курорте, так и в частном секторе. Это основная проблема.
С большим удивлением обнаружили, что многие из Ростова (540 - 580 км), Краснодара (380-450 км), Ставрополя (230-260 км), Пятигорска (220 км) приезжают одним днем именно из-за того, что жилья мало, и оно дорого.
Доступность
До аэропорта «Минеральные воды» - 220 км. До ближайшей крупной железнодорожной станции Невинномысск 160 – 180 км.
Дороги
Как видите, я даю расстояние в двух пределах – «самое короткое» / «оптимальное».
Из Москвы, Ростова, Краснодара – я бы предпочел ехать по федеральным трассам и далее через Черкесск. Это оптимально. Другие «срезки», «спрямлялки» могут дать эфемерный выигрыш в десятки минут, но дороги не комфортные для машины и пассажиров.
От Черкесска дороги вполне приличные, но в основном однополосные в каждое направление.
Вне лыж – достопримечательности
Самая ближайшая – это Нижний Архыз. Это астрофизическая обсерватория и Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс. Подробно описывать не буду, но денек там можно провести.
Термальные воды – «Жемчужина Кавказа» в п. Кавказский (140 км) и «Цунами» (170 км). Они очень популярны у катальщиков в не катальный день.
Домбай (160 км). Очень приличная дорога. Это не только однодневная каталка, но и Тебердинский вольерный комплекс. Рекомендую.
Кисловодск (190 км). Много туристических достопримечательностей. Советую ехать через перевал Гумбаши (210км). Дорожное покрытие так себе, но виды потрясающие! Там же по пути знаменитая Гора – кольцо.
Перспективы
В мастер-планах развития курорта еще есть строительство 3-х курортных деревень и какого-то немыслимого количества трасс и подъемников. На этом фоне даже в заброшенной деревеньке лесорубов - Пхия стоимость участков уже возросла до Полянской периода 2000 – 2007 года.
И визуально ближайшие локации выглядят очень заманчиво – я бы рискнул сравнить их по ландшафту с долиной Шамони.
Все дело в финансировании проекта. А строить быстро и более или менее качественно мы научились.
Советую ли я посетить Архыз? Если вы там не были – однозначно надо ехать!
Сам я специально выбирать этот курорт для катания вряд ли буду, но при оказии обязательно буду посещать на денек – другой. НО!
«Я хотел бы приехать сюда через 20 лет» - по моим прикидкам именно тогда все мечты Архыза сбудутся.
""Когда вторично я побывал в здешних местах в 2011 году, и мы планировали пройти 295 маршрут через Умпырь, то за 3 дня на этом маршруте нам не встретился ни один турист. ""
Так прошли в результате??? Это же верховья М.Лабы ??? А КГБЗ там злобствует испокон веку.... Нам, водникам на какое-то короткое время разрешили посещение М.Лабы и Уруштена (уже давно снова прикрыли лавочку). А уж выше, на перевалы так вообще похоже никого не пускали....