Один из самых харизматичных горнолыжных регионов объединяет ряд больших и малых курортов. Санкт-Антон и Санкт-Кристоф находятся в Тироле; Лех, Цюрс, Штубен, Варт и другие – в федеральной земле Форарлберг. Интересное катание, классные отели и рестораны, все условия для комфортного отдыха… С.-Антон вместе с Лехом / Цюрсом по праву входят в клуб лучших альпийских курортов Best of the Alps.
Высота зоны катания – 1300-2650 м
Трассы – 350 км
Подъемники – 96
Skipass
6 дней - € 262
13 дней - € 459
Pro & Contra
+
Большая площадь горнолыжного региона
Увлекательное ски-сафари
Отличное внетрассовое катание
--
Высокие цены на размещение
Перегруженность некоторых спусков
Очереди на отдельные подъемники в пик сезона
ГЕОГРАФИЯ
Арлберг находится на западе Австрии, на границе двух федеральных земель – Тироля и Форарлберга, в 100-120 км от Инсбрука.
Санкт-Антон расположен на высоте 1300 метров над уровнем моря, в конце 25-километровой долины Stanzertal. К югу от нее возвышается горная группа Verwall с верхней точкой Hoher Riffler (3170), на севере встает массив Lechtaler Alpen c вершинами под 2800-3000 м. Ширина долины в районе С.-Антона составляет 400-500 метров.
Крошечный Санкт-Кристоф лежит в семи километрах к западу, у высокогорного перевала Arlbergpass (1793), открытого для автомобильного движения круглый год. Длина перевала около километра, ширина – 100-200 м. С запада и с востока к нему спускаются волнистые склоны, лишенные какой-либо растительности. Сразу за Arlbergpass проходит граница между Тиролем и Форарлбергом.
В шести километрах западнее С.-Кристофа, в конце долины Klostertal, поднимающейся к Арлбергу от города Блуденц, расположен курортный поселок Штубен (1407). К югу над ним находится горная гряда Albonagrat высотой 2400 м, к северу вздымаются острые скальные вершины Ronspitze (2455) и Flexen Spitze (2626).
Ниже по долине, в пяти километрах от Штубена, лежит поселок Клостерле (1075), имеющий собственный, оторванный от других район катания Sonnenkopf – 1000-2300 м, 35 км трасс, 10 подъемников.
Если двигаясь по шоссе с Arlbergpass, не доезжая Штубена, свернуть направо, на север, можно чередой галерей-полутуннелей подняться на перевал Flexenpass (1774), за которым устроился Цюрс.
Длина плоского отрезка между географической точкой перевала и тем местом, откуда дорога начинает спускаться с долину Леха, около двух километров. Горы непосредственно над Цюрсом (1716) достигают 2400-2600 м. Ни на западных, ни на восточных склонах, как в С.-Кристофе, леса практически нет.
Лех расположен в пяти километрах к северу от Цюрса, в верхней части долины Lechtal, уходящей на северо-восток вдоль гряды Lechtaler Alpen. До границы с Германией отсюда всего 8-10 км, но прямой транзитный путь в соседнюю страну отсутствует.
Высота Леха – 1450 м, верхнего Оберлеха – 1660 м. На юге возвышается пирамидальный Omeshorn (2580), на северо-западе – массив Mohnenfluh (2544). К востоку поднимаются крутые лавиноопасные склоны Rüfikopf (2362). Ширина долины в районе курорта – 300-600 метров.
В нескольких километрах к западу от Леха находится деревенька Цуг (1511). В шести километрах к северу, у подножия горной группы Karhorn (2416), у самой границы с Германией, расположился курорт Варт (1494). Автомобильное движение между ним и Лехом в зимние месяцы закрыто.
КУРОРТЫ
С.-Антон представляет собой большой поселок, вытянувшийся по долине на три с лишним километра. Основные отели, магазины, рестораны, бары и клубы сосредоточены в центре, между Dorf и Оberdorf. На главной пятисотметровой пешеходной улице разворачивается активная послелыжная жизнь курорта; иногда по вечерам и ночью тут бывает чересчур шумно.
В центральной части поселка находятся большой оздоровительный центр Arlberg-well.com (бассейны, сауны, фитнес), а также спорт-парк Arl.rock с крытыми теннисными кортами, боулингом, стенкой для скалолазания и др.
В С.-Антон удобно добираться на поезде: дорога из Инсбрука занимает чуть больше часа. Железнодорожный вокзал расположен в трех минутах ходьбы от центра курорта.
Верхний спутник С.-Антона, С.-Кристоф – по сути, горнолыжная станция у дороги через перевал. Всего два десятка зданий, среди которых роскошный отель Arlberg Hospiz ***** и пара качественных «четырехзвездников». Программа послелыжных развлечений особым разнообразием не балует.
Небольшой по размерам Цюрс с С.-Кристофом роднит то, что он также расположен на высокогорном перевале. Четыре десятка домов вдоль единственной улицы с непрекращающимся транзитным автомобильным движением, что несколько портит идиллическую картину… Полторы сотни местных жителей способны одновременно принять полторы тысячи отдыхающих. В Цюрсе четыре фешенебельных «пятизвездника» и десять отелей ****. Бюджетных студий и апартаментов тут не найти…
Самым респектабельным и дорогим курортом не только Арлберга, но, возможно, и всей горнолыжной Австрии является Лех. Своей буржуазной атмосферой и зашкаливающими ценами он напоминает швейцарский Санкт-Моритц или французский Куршевель. Проживание в отеле ****, обычно стоящее 90-130 евро в сутки, в Лехе обходится в полтора-два раза дороже.
Население Леха вместе с соседними деревнями составляет 1400 человек; мест для гостей – более 7000. Шесть отелей категории *****, 14 – **** Superior, мало чем отличающихся от «пятизвездников», 36 – просто ****. К услугам гостей полсотни ресторанов (некоторые очень высокого класса) и несколько десятков баров – однако, апре-ски и вечерняя жизнь проходят в Лехе гораздо спокойнее, чем в С.-Антоне… В спортивном центре Sport.Park.Lech есть крытые теннисные корты, боулинг, зал для фитнеса, стенка для скалолазания, сауна и др.
В маленьком Варте, самом северном курорте региона, три отеля ****. Еще два «четырехзвездника» находятся в районе Hochkrumbach, по дороге к поселку Шрокен (1270).
В Арлберге работает в общей сложности около сотни канатных дорог. Трассы С.-Антона, С.-Кристофа и Штубена обслуживаются 38 подъемниками. Над Лехом и Цюрсом, а также в секторе Варта / Шрокена установлено 48 канаток.
В сектор Rendl из С.-Антона поднимает 8-местная гондольная дорога. Наверху имеются четыре креселки (одна 6-, остальные 2-местные).
На Galzig (2085) из центра курорта доставляет 24-местный фунитель; длина этой дороги 2,6 км, подъем занимает девять минут.
На Gampen (1850) забрасывают 8-местные гондолы, стартующие из района Nasserein, и 4-креселка. Верхние трассы Kapall (2330) обслуживает 6-креселка. Связь между Gampen и Galzig обеспечивают две 4-креселки, поднимающие из ложбины Zammermoos на противоположные склоны.
По разные стороны Galzig крутятся четыре креселки (6- и три 4-местные). Воспользовавшись 45-местным фуникулером, часто собирающим очереди минут на 20-30, с Galzig можно подняться на Vallugagrat, к отметке 2650 м. В верхнюю точку всего Арлберга, на Valluga (2811), вывозит маленький вагончик, рассчитанный на шесть человек, – но подъем туда с лыжами и «досками» запрещен…
Из Alpe Rauz (1620) в район Ulmer Hütte вытягивает 6-креселка. Такая же канатка установлена на склоне Arlenmähder. А вот на вершину Schindler Spitze (2660) по-прежнему доставляет видавшая виды медленная 3-креселка: будьте готовы к возможным очередям…
Несколько новых гондольных дорог открываются к зиме 2016/17 в районе перевала Flexenpass – благодаря им Арлберг, наконец-то, станет объединенным лыжным регионом, крупнейшим в Австрии. Из Alpe Rauz на Albonagrat (2400) пойдут 10-местные гондолы. Такой же подъемник длиной 1,8 км будет перебрасывать на склон Trittkopf (2423), в сектор Цюрса. А из этого курорта на Trittkopf взамен старого фуникулера запустят две секции 10-местной гондольной дороги общей длиной 2,8 км.
В Цюрсе, на Hexenboden (2223), работают две 6-креселки. На восточный склон, к озеру Zürzer See (2150), вывозят две 4-креселки. Выше, на Muggengrat (2450), идет 6-местная креселка, а к перевалу Madlochjoch (2438) – неторопливая парная.
Из центра Леха на Rüfikopf (2362) забрасывают параллельные фуникулеры, 80 и 55-местный. На противоположный склон, в Оберлех, можно подняться в 28-местном вагоне, а на склон Schlegelkopf (1810) – с помощью параллельных 4- или 2-местной креселок, на которые по утрам часто собираются очереди.
Верхние трассы обслуживаются более современными и скоростными канатками. Тут три 6-креселки и одна 8-креселка, доставляющая на Zuger Hochlicht (2377), к отметке 2309 м.
На склоне Weibermahd установлена комбинированная дорога (10-местные гондолы + 8-местные кресла) мощностью 3870 чел./час.
В 10-местных гондолах можно перебраться на плато Auenfeld и таким образом попасть в сектор Варта / Шрокена. Длина перекидной канатки, являющейся, по сути, продолжением Weibermahdbahn, больше двух километров, перепад высот между нижней и верхней станциями всего 67 метров; время в пути – восемь минут.
С плато 6-креселка вытягивает на Saloberkopf (2043). Сюда же причаливают еще две креселки – 4- и 6-местная. На склонах непосредственно над Вартом и станцией Hochkrumbach работают четыре кресельных подъемника – два 6- и два 4-местных.
ТРАССЫ
Общая протяженность подготовленных спусков Арлберга составляет 350 километров. Из них 305 км с зимы 2016/17 связаны общей системой подъемников. Над С.-Антоном, С.-Кристофом и Штубеном проложено около 115 км трасс, в секторах Цюрса, Леха и Варта – 190 км.
Высота лыжного региона сравнительно невелика, спуски редко стартуют с отметок выше 2400 м. Лесных трасс при этом мало – больше всего их над С.-Антоном.
Ледников в Арлберге нет, но снега всегда в избытке. Это самая снежная область не только Австрии, но и всех Альп. Согласно официальной метеостатистике, в окрестностях Варта и Леха ежегодно выпадает до 11 метров снега (для сравнения, в Китцбюэле – 2-3 м, в Шамони – 3-4 м, в Валь д’Изере – 5-6 м).
Трассы имеют самую разную ориентацию. Большинство спусков над С.-Антоном и С.-Кристофом – южные, юго-восточные и юго-западные. Склоны Rendl развернуты к западу. Трассы Albonagrat (2400) устремляются как в южном, так и в северном направлениях.
На запад и на восток смотрят склоны над Цюрсом. Спуск с Madlochjoch (2438) в местечко Цуг – северный, а с Zuger Hochlicht (2377) – южный.
Над Лехом преобладают трассы восточной ориентации. Размеченные ски-руты Rüfikopf (2362) уходят на север. В секторе Варта / Шрокена основные спуски ведут на север и восток, хотя выкаты на плато Auenfeld, в сторону Леха, – южные… Такая разнонаправленность склонов является отличительной особенностью региона.
Наблюдатели не без основания отмечают, что оценка трасс Арлберга в целом занижена: спуски в действительности сложнее, чем маркированы на карте. Многие здешние «красные» дорожки в других местах были бы «черными», а «синие» – «красными»...
В регионе достаточно трасс длиной четыре-пять километров с перепадом высот 750-1000 м. Максимальная протяженность спуска (Valluga-Ulmer Hütte-С.-Антон) – 8,5 км.
Во всех секторах трассы финишируют непосредственно у курортов. В Лехе, Варте и Штубене к некоторым отелям можно подрулить на лыжах; в Цюрсе и С.-Кристофе преобладают варианты размещения по принципу ski-in – ski out.
ЭКСПЕРТАМ
Опытных лыжников в Арлберге ждет множество интересных открытий. О внетрассовых возможностях региона мы поговорим отдельно (в следующей статье), сейчас – только о подготовленных спусках.
В С.-Антоне высокой оценки заслуживает «черная» трасса Kandahar (№ 35), стартующая с Kapall (2330). Ее длина (вместе с продолжением Fang № 25) – 3,3 км при перепаде высот больше 1000 метров.
На всем протяжении спуска, сменяя друг друга, следуют крутые техничные отрезки, требующие собранности и внимания. Немного мешает то, что «главную дорогу» в нескольких местах пересекают «красные» и «синие» проезды, с которых кто-то совершенно неожиданно может выскочить прямо вам под ноги… Именно на этой трассе, которую еще называют Karl Schranz в честь уроженца С.-Антона Карла Шранца, в 2001 году проходили соревнования горнолыжного Чемпионата мира.
Вдвое короче «красный» и «черный» спуски вдоль 4-креселки Gampen. Свой Kandahar (№ 2) имеется на склоне Galzig. Двухкилометровая трасса берет начало с 2085 м, пересекает восточный склон и финиширует в ложбине Zammermoos. В верхней ее части, как правило, многолюдно, в нижней нередко образуются большие бугры…
На Rendl обратите внимание на просторный, с хорошим уклоном спуск вдоль 6-креселки Gampberg длиной около полутора километров.
Довольно интересные по рельефу «красные» трассы №№ S3 и S5 проложены на северном склоне Albonagrat над Штубеном.
В секторе Цюрса могли бы иметь «черную» окраску верхний участок спуска с Hexenboden (2223), а также выход с Muggengrat (2450) в Zürzer Täli. Техничные, хотя и короткие, отрезки встречаются на восточном склоне Seekopf.
Над Лехом сложные «черные» трассы отсутствуют. Сильные лыжники в этой части региона отдают предпочтение фрирайду. Некоторые ски-руты, впрочем, регулярно обрабатываются ратраками – например, крутейший спуск № 37, уходящий с северного плеча Rüfikopf в Woster Täli.
В секторе Варта продвинутых катальщиков привлекают дорожки, ведущие в сторону перевала Hochtannbergpass (1675) вдоль 6-креселки Salober-Jet. Стремительные отрезки по 500-700 метров имеются на склоне Steffisalp над Вартом.
«Черный» спуск № W8 с Saloberkopf (2043) в направлении плато Auenfeld, проложенный на месте бывшего «маршрута», особой сложностью не отличается.
ПОДГОТОВЛЕННЫМ ЛЫЖНИКАМ
Многие спуски Арлберга рассчитаны на лыжников с хорошей подготовкой, способных адекватно реагировать на любое изменение характера склона, одинаково уверенно чувствующих себя на жестких скоростных участках и в тесноватых бугристых проездах.
«Красная» и «синяя» трассы, ведущие с Kapall к Gampen, мало чем отличаются друг от друга – на обеих следует соблюдать осторожность. То же касается спусков № 21 и № 22 с Gampen в С.-Антон. При длине 1,7-2,2 км все они имеют перепад высот порядка 500 метров.
Комфортнее катание в секторе Rendl – трассы шире, народу меньше. Вниз, к курорту, устремляется местами крутоватая и бугристая четырехкилометровая лесная дорога.
Традиционной популярностью пользуется Galzig. Трассы на восточной стороне (1,5-2 км), хоть и многолюдны, но достаточно просторны, чрезмерной толкотни на них не наблюдается. Чего не скажешь об узкой «трубе» Steissbachtal (№ 4), буквально забитой народом, особенно в конце дня, – ни малейшего удовольствия этот спуск не доставляет.
Несложная трехкилометровая трасса уходит с Galzig в С.-Кристоф. Достойны внимания более-менее спокойные выкаты вдоль 6-креселки Arlenmähder.
С гребня Schindler Spitze берет начало длинная, около 5,5 км, полноценная трасса, позволяющая прилично разогнаться – во избежание столкновений не подрезайте идущих сверху! Нижняя «синяя» часть спуска в Alpe Rauz (1620) немногим проще верхней «красной». Общий перепад высот составляет больше километра. Кататься бы тут и кататься – жаль, подъем на Schindler Spitze занимает слишком много времени…
Трассы Albonagrat, над Штубеном, в целом соответствуют «красной» маркировке, хотя на отдельных участках уклон, пожалуй, выше среднего. На южной стороне гряды всегда очень мягкий снег, на тенистой северной – жестче. Народу в этом секторе, как правило, немного. Спуск в Штубен вдоль нижней парнокреселки представляет собой узкий серпантин, извивающийся по крутому склону: контролируйте скорость, чтобы не вылететь «за борт».
Полностью оправдывают ожидания лыжников со средней подготовкой просторные и светлые трассы Цюрса. Вылизанные ратраками двух-трехкилометровые «красные» дорожки с перепадом высот 400-700 метров – расслабившись, можно просто гулять по ним в свое удовольствие.
Начинать день лучше на восточных склонах, а после обеда перебираться на западные, на Hexenboden (2223) и Trittkopf (2423). Единственным недостатком сектора является отсутствие тут какой-либо растительности: видимость в плохую погоду неважная...
Спуск № 33 с перевала Madlochjoch (2438) в местечко Цуг требует определенной подготовки. Протяженность «маршрута» – 4,2 км при перепаде высот 950 метров.
Отлично чувствует себя большинство катальщиков на волнистых склонах Mohnenfluh над Лехом. Здесь в их распоряжении несколько достаточно широких и несложных трасс длиной 1,4-2,5 км, с приятными мягкими перепадами. Несколько круче «красный» спуск № 45 с Zuger Hochlicht вдоль 8-кресельного подъемника Steinmähder.
На тесноватых проездах в районе Оберлеха, а также на отнюдь не пологом финишном выкате к основному курорту бывает многолюдно.
Внетрассовые спуски с противоположных склонов Rüfikopf – только для экспертов. Стоит иметь в виду, что двинувшись с этой вершины по любой из подготовленных дорожек в сторону Monzabon, вернуться на лыжах в Лех вы можете, только пройдя весь маршрут Weisse Ring (о нем в следующей статье) – в обратном направлении канатки не вытягивают. Хотя, разумеется, из Цюрса или Цуга доехать до Леха можно и на автобусе.
Неплохая коллекция трасс умеренной сложности ждет в секторе Варта / Шрокена. Длина здешних «красно-синих» спусков – от 1,3 до 2,2 км, максимальный перепад высот – 520 м.
НОВИЧКАМ
Начинающие лыжники в Арлберге сталкиваются с рядом проблем. Пологих учебных спусков тут в принципе немного. «Синие» трассы далеко не всегда безобидны.
В С.-Антоне инструкторы занимаются с новичками на нижних склонах непосредственно перед курортом. На выкате к Nasserein имеется 350-метровый «лягушатник», оборудованный бугельным и эскалаторными подъемниками.
Небольшая тренировочная площадка с двумя бугелями есть у станции Gampen (1850). Наверху Kapall начинающим делать, в сущности, нечего – разве что испытать себя на «красном» спуске вдоль верхнего бугеля… «Синие» траверсные дорожки, ведущие к подножию, являются узкими проездами, для учебных занятий непригодными.
Несколько сравнительно несложных трасс длиной до 2,3 км проложено в секторе Rendl – хотя на отдельных их участках, безусловно, стоит соблюдать осторожность. Для спуска в С.-Антон новичкам лучше воспользоваться гондолами.
На Galzig учебный склон с перепадом высот 330 м находится у 4-креселки Osthang. Катаются по нему не одни только начинающие, что, разумеется, мешает спокойно усваивать азы горнолыжной науки.
Уверенно справляются новички со спуском № 8 в С.-Кристоф. Непосредственно перед поселком есть учебная трасса, которую обслуживают параллельные 500-метровые бугеля. Однако возвращение отсюда в С.-Антон для многих оборачивается трудноразрешимой задачей. На выходе с Galzig-2185 поджидает «черный» отрезок – его надо обойти справа, по «синему» траверсу.
Неизбежное зло – толкучка в Steissbachtal, где то и дело случаются столкновения. Нижняя трасса № 1 имеет крутоватые участки. Неширокий проезд в районе Moos, как правило, чудовищно разбит…
В Цюрсе основная учебная площадка расположена на пологом склоне у южной оконечности курорта; тут несколько бугелей и эскалаторов.
«Семейная» трасса Familienabfahrt № 3 (2,3 км), стартующая с Hexenboden, местами довольно коварная. По силам начинающим спуск с Muggengrat к Zürzer See (немного круто лишь в самом начале), а также обходные двухкилометровые «синие» дорожки №№ 17 и 18, ведущие от озера по восточному склону.
Над Лехом подходящих для новичков трасс больше, чем над С.-Антоном или Цюрсом. В центральной части курорта, у подножия Rüfikopf, оборудован удобный «лягушатник» с бугелями. Никто, кроме детей и взрослых «чайников», сюда не заглядывает.
Многие начинающие, воспользовавшись парнокреселкой, поднимаются на Schlossköpfe (1770) и с удовольствием спускаются оттуда несложными и немноголюдными «синими» выкатами длиной 1,5-2 км.
Комфортно на пологом восьмисотметровом склоне Weibermahd, где работает комбинированный гондольно-кресельный подъемник. Несколько круче трассы, проложенные по разные стороны 6-креселки Hasensprung.
Выход с вершины Kriegerhorn (2173) – неширокий, часто раскатанный в лед: будьте предельно осторожны! На «синем» № 43, ведущем к 8-креселке Steinmähder, обычно довольно много народа. Определенной аккуратности требуют спуски к курорту с Schlegelkopf.
Хорошие условия для начинающих лыжников в секторе Варта / Шрокена. Путешествие туда, как и возвращение в Лех, большой проблемы не составляет.
С Saloberkopf устремляется в западном направлении, а затем сворачивает на север, к перевалу Hochtannbergpass, несложная панорамная трасса Schöniplätz (№ W4) длиной около трех километров. Нравятся новичкам «качели» холма Falken (1810) и выкат вдоль 4-креселки Sonnencruiser. Двинувшись на северо-восток, можно погулять в районе Hochalp, а также исследовать «синие» спуски в Hochkrumbach.
Непосредственно над поселком имеется учебный склон с 370-метровой четырехкреселкой.
Об особенностях ски-сафари и внетрассового катания в Арлберге поговорим в следующей статье.
© Юрий Бугельский
А эту девушку - она слева - в тех краях (в Лехе) не встречал?