СКИ-САФАРИ
Кататься по все новым и новым трассам, не повторяя пройденных спусков, в Арлберге можно как минимум дня три.
В зависимости от того, остановились ли вы в С.-Антоне, Лехе или Цюрсе, сначала имеет смысл познакомиться с «домашними» склонами этих курортов, а уж затем отправляться в дальние путешествия по региону. За один день как следует изучить трассы С.-Антона и съездить покататься в Лех (или наоборот), увы, не получится – да и не стоит к этому стремиться.
С.-АНТОН – С.-КРИСТОФ – ШТУБЕН – С.-АНТОН
Прогулка по тирольской части Арлберга займет 4-5 часов в зависимости от скорости вашего движения.
Если вы базируетесь в С.-Антоне, первым делом поднимитесь на Kapall. Из центра курорта сделать это можно с помощью 4-креселки, из района Nasserein – воспользовавшись 8-местными гондолами. На самый верх, к отметке 2330 м, вытянет 6-креселка. Достаточно длинный и сложный спуск к подножию по «черной» или по «красной» трассе станет хорошей утренней разминкой.
Далее советуем подняться к Galzig (2085) и «синей» дорожкой скатиться в С.-Кристоф, откуда на 2185 метров доставит 4-креселка. Короткий проезд к станции фуникулера, идущего на Vallugagrat (2650), – надеемся, в очереди на него долго стоять не придется...
Поднявшись на вершину, полюбовавшись впечатляющей панорамой Арлберга, спуститесь к бугелю, который подтянет на перевал под Schindler Spitze. Отсюда длинной, раскатистой трассой с километровым перепадом высот следуйте в Alpe Rauz (1620).
В новых 10-местных гондолах поднимитесь на Albonagrat (2400). Тут имеет смысл раз-другой пройтись по мягким дорожкам на южной стороне гряды. А затем по темноватому северному склону над Штубеном достойной «красной» трассой длиной около 2,8 км вернуться в Alpe Rauz.
Не стоит садиться в гондолы Flexenbahn, идущие в сектор Цюрса, – туда вы отправитесь в другой раз! Сейчас с помощью 6-местной креселки лучше подняться на склон Valfagehr, до 2280 м. От верхней станции немного вперед и направо, на приятную «красную» трассу № 13 – это будет восьмой за день спуск.
Подтянувшись на 6-креселке Arlenmähder выше хижины Ulmer Hütte, двинувшись оттуда вниз, при первой же возможности сверните налево, чтобы выехать в овраг Steissbachtal. В районе Zammermoos начнется дорожка № 1, которая через некоторое время финиширует в С.-Антоне.
Прогулка не закончена – предстоит еще прокатиться в секторе Rendl. Пройдя сотню метров с лыжами в руках, садитесь в 8-местные кабины и поднимайтесь к главной станции этого района.
Простенькой «синей» трассой № R4 скатитесь к парнокреселке Riffel-1. Она вытянет на 2432 м, откуда вы съедете в живописную долину Moostal. Очередная парнокреселка, Maass, вернет в центр западного склона. Короткий выкат к 6-местной кресельной канатке Gampberg, подъем наверх и – достойное завершение дневного сафари – впечатляющий спуск до самого подножия: добрых 5,5 км с перепадом высот 1100 метров.
С.-АНТОН – ЦЮРС – ЛЕХ – С.-АНТОН
Путешествие на лыжах из С.-Антона в Лех займет 2,5-3 часа – столько же нужно оставить на обратную дорогу.
Не тратя времени на Kapall, с помощью 24-местного фунителя сразу поднимитесь на Galzig-2085. Дальше можно пойти верхним путем, через Vallugagrat, или низом: спуск к 6-креселке Tanzböden (№ 6) – подъем на Galzig-2185 – спуск к 6-креселке Arlenmähder (№ 10 + № 11) – подъем к Ulmer Hütte… Но, как ни крути, быстрее, чем за 40-50 минут до Alpe Rauz, откуда новая гондольная дорога Flexenbahn перебросит в сектор Цюрса, не добраться.
Спустившись по склону Trittkopf на южный край поселка, подтянитесь на короткой 6-креселке Übungshang. Затем траверсом над Цюрсом пройдите к любой из 4-креселок, вытягивающих на Seekopf (2212). Обогнув высокогорное озеро справа, с помощью неторопливой парнокреселки поднимитесь на перевал Madlochjoch (2438). Отсюда по «маршруту» № 33 предстоит съехать в местечко Цуг (1511), подняться из него на Balmengrat (2100), после чего, наконец, скатиться в Лех по «синей» трассе № 34.
Далее – подъем на Rüfikopf (2362), спуск в район Monzabon, затем еще несколько подъемов и спусков в направлении Цюрса. Из него в новых гондолах Trittkopfbahn-1 надо будет подтянуться к промежуточной станции на 2227 м, где пересесть в кабины Flexenbahn, которые свезут в Alpe Rauz…
Если, базируясь в С.-Антоне, вы отправились погулять по форарлбергской части региона, внимательно следите за временем! Опоздаете на перекидные подъемники в районе Flexenpass – возвращаться из Цюрса в С.-Антон придется на автобусе (не бесплатном!) или на такси.
ЛЕХ – ЦЮРС – ЦУГ – ВАРТ – ЛЕХ
Один из первых в Альпах круговых маршрутов ски-сафари, получивший название Weisse Ring («Белое Кольцо»), возник в 1956 году, когда была построена цепочка подъемников и размечены трассы, связавшие поселки Лех, Цюрс и Цуг. Общая протяженность маршрута, включающего как минимум шесть подъемов и пять достаточно длинных спусков, составляет около 22 км; суммарный перепад высот – 5000 метров. Движение по Weisse Ring, к сожалению, возможно лишь по часовой стрелке…
Сегодня, знакомясь со склонами этой части Арлберга, у нас есть возможность расширить классическое «Кольцо». Ниже будет описано ски-сафари, которое могут совершить живущие в Лехе лыжники.
Для начала поднимитесь на Rüfikopf (2362). Отсюда просторные светлые трассы устремляются в направлении Цюрса. По пути предстоит подтянуться на бугеле, а в районе Trittalp (1880) – на 6-креселке, вывозящей на западный склон, немного ниже Hexenboden (2223). Скатившись к поселку, воспользуйтесь 4-креселкой Zürzersee, доставляющей на Seekopf (2212). Теперь, отклонившись от Weisse Ring, имеет смысл прогуляться по трассам вокруг Цюрса.
С левого берега замерзшего озера на 6-креселке поднимитесь под многометровые скальные стены Muggengrat.
Стартующий с высоты 2440 м длинный «красный» спуск № 10, пройдя по цирку Zürzer Tali, выведет на южную окраину курорта. Здесь надо будет перейти через дорогу и в новых 10-местных гондолах Trittkopfbahn подняться на 2420 м. Оттуда берет начало неплохая трасса № 7: около трех километров с перепадом высот 700 метров.
Чтобы вернуться на «Белое Кольцо», воспользуйтесь 6-креселкой, а затем траверсным проездом над поселком. Подъем на Seekopf, где вы уже были. Спуск, на сей раз справа от озера, – к парнокреселке, идущей на перевал Madlochjoch (2438).
Впереди ждет интересный, северной ориентации спуск в Цуг длиной больше четырех километров. На карте этот отрезок «Кольца» обозначен пунктирами и ромбами, что значит – не обрабатывается и не патрулируется. В действительности ратраки периодически по нему проходятся, и спасатели, случись что, в беде вас не оставят… Большая часть спуска № 33 для подготовленных лыжников серьезной проблемы не представляет, лишь на отдельных отрезках приходится сбрасывать скорость.
Из Цуга на гребень Balmengrat (2100) доставляет медленная парнокреселка. Продвинувшись к «пупырю» Kriegerhorn (2173) – тут натянут буксировочный канат – и уйдя влево, спуститесь к 8-креселке Steinmähder. Подтянитесь с ее помощью на 2309 метров, затем по раскатистой трассе № 35 следуйте в направлении Оберлеха.
Доехав до станции канаток, опять же сверните налево, на километровый учебный склон Weibermahd. Через минуту-другую вы будете у 10-местных гондол Auenfeld, которые перевезут в сектор Варта / Шрокена: движение на лыжах ни в ту, ни в другую сторону невозможно.
Продолжится ски-сафари подъемом на плоскую макушку Saloberkopf (2043). Следующий, десятый за день, спуск – по «черному» номеру W1 к перевалу Hochtannbergpass: полуторакилометровая трасса с хорошим уклоном.
Вернувшись на 2043 м, скатитесь по Hochalp, а затем ниже – до Hochkrumbach (1580). Оттуда с помощью 6-креселки Jägeralp-Express поднимитесь под скалы Karhorn (2416). Дальше, забирая правее по восточному склону, вы сможете съехать на окраину Варта; длина спуска составит около 2,5 км.
Чтобы из Варта подняться на Saloberkopf, придется трижды воспользоваться кресельными канатками. Связывающие их проезды особого интереса не представляют. С Saloberkopf мягкая «красная» трасса № W8 (1,6 км) приведет к перекидной дороге Auenfeld.
Идущие в сектор Леха кабины автоматически переходят на комбинированный подъемник Weibermahd, вывозящий к отметке 1922 м: вылезать на промежуточной станции нет необходимости... Завершится большая прогулка по форарлбергской части региона «красным» выкатом в Лех по склону Schlegelkopf.
Пройти описанный маршрут – 19 подъемов и 16 спусков – прилично подготовленные лыжники смогут за 5-5,5 часов. Время на обеденный перерыв мы, как обычно, не учитываем.
У любителей внетрассового катания Арлберг пользуется огромной популярностью. Многие подъемники региона открывают доступ сразу к нескольким подходящим для фрирайда склонам, достаточно крутым и относительно нелавиноопасным.
По официальной информации, суммарная протяженность размеченных внетрассовых маршрутов (включая те, что предполагают элементы ски-тура) в Арлберге составляет около 200 км. Мы расскажем лишь о некоторых местах, находящихся в непосредственной близости от канаток, где можно кататься самостоятельно, не прибегая к услугам гидов.
Классической территорией бэккантри над С.-Антоном являются широкие южные склоны Schindler Kar и Mattun, упирающиеся в овраг Steissbachtal. На первый можно выйти с Schindler Spitze, на второй – через тесноватый проход Mattunjoch или с Kapall. После сильного снегопада тут роскошные поля целины длиной 2,5-3 км, все остальное время – плотные бугры; и то, и другое по-своему привлекательно.
На западной стороне Schindler Spitze опытных райдеров ждут несколько узких и крутых скальных кулуаров: реальная no-fall zone. Некоторые экстремально настроенные товарищи спускаются с гребня прямо под доставляющей наверх трехкреселкой…
Сравнительно несложный (вопреки своему обозначению на карте: красный ромб в черной рамке) ски-рут № 18 длиной 2,4 км проложен вдоль 6-креселки, поднимающей из Alpe Rauz. В средней части советуем держаться подальше от отвесных обрывов!
Один из лучших вариантов спуска с Galzig в С.Антон, позволяющий миновать «трубу» Steissbachtal, – от станции-2085 уйти вправо, на просторный, средней крутизны дикий склон. В конце него не проскочите малоприметную лесную дорожку, ведущую в район Oberdorf. Можно спуститься и в крутой цирк под фунителем. На карте обозначен лишь официальный маршрут № 3 (2,5 км) по верху карниза…
С Galzig-2185 есть любопытные выходы на юго-западный склон в направлении С.-Кристофа.
В секторе Rendl к парнокреселке Maass некоторые предпочитают съезжать по ски-руту № R8, а не по «синей» дорожке. На крутом верхнем склоне Riffelscharte (2645) довольно быстро образуются бугры; ниже ждет приятный участок слева от парнокреселки Riffel-1. Интересный спуск № R5 размечен справа от 6-креселки Gampberg.
Отличное внетрассовое катание в секторе Штубена. На южной стороне Albonagrat можно смело уходить вправо от «красного» спуска Sonnleiten (№ S4). Широкие северные склоны гряды гораздо более лавиноопасны – впрочем, охотников прогуляться по ним off-piste до самого Штубена или в местечко Ланген (1228) хватает…
В Цюрсе, на Trittkopf, стоит обратить внимание на западный склон Ochsenboden, где проложен ски-рут № 8. Ближе к финишу забирайте правее – иначе до подъемников придется долго идти по трассе для беговых лыж.
Траверсом с Muggengrat можно выбраться на северо-западную сторону Hasenfluh (2546), чтобы по целине съехать к озеру Zürzer See.
Катаются off-piste по восточным склонам Seekopf и Madlochjoch. В направлении Цуга параллельно с наиболее популярным, обихоженным спуском № 33 ведут несколько интересных вариантов. Продвинутые лыжники уходят влево, на Stierloch…
Не менее впечатляющие возможности для фрирайда на противоположных, южных, склонах Lechtal. С Balmengrat в Цуг стартует двухкилометровый маршрут Zuppert (№ 49), особенно крутой в верхней части. По другую сторону гребня, над Steinmähder, ждут сложные могульные спуски №№ 44 и 44а длиной 1-1,2 км.
Славно оторваться off-piste можно на Zuger Hochlicht – двинувшись вправо, по Abendweide, или слева от 8-креселки. Выкат в Цуг от ее нижней станции (№ 48), хоть и размечен как ски-рут, обычно выглажен ратраками.
С Kriegerhorn есть варианты внетрассовых спусков как по северо-восточному, так и по восточному склонам. Последний в верхней части уставлен противолавинными заборами.
Аналогичные препятствия поджидают при выходе с вершины Rüfikopf на просторный «балкон» над курортом. Подтянувшись с помощью 670-метрового бугеля к его северному краю, можно двинуться в Лех по лесной дорожке Tannegg (№ 39) – или, взяв правее, выйти на темный, крутой, слегка изогнутый спуск № 37 в Wöster Täli.
Годятся для несложного фрирайда открытые склоны сектора Варт / Шрокен. С Saloberkopf можно съезжать к плато Auenfeld слева от «черной» трассы № W8. На севере гряды, вдоль 6-креселок, поднимающих со стороны Hochtannbergpass и Hochkrumbach, имеются могульные участки длиной до 700 метров. Целину ищите выше, под Karhorn (2416).
Интересно прогуляться off-piste по овражистому склону Steffisalp над Вартом. С Falken (1810) в Шрокен пока ведут только нератраченные дорожки…
Стоит отметить, что Арлберг является единственным местом в Австрии, где практикуется heli-ski. Вертолет подбирает лыжников в Цюрсе и забрасывает на Schneetali (2450) или Mehlsack (2652), откуда в сопровождении гидов они спускаются в долину Цуга. Но это уже отдельная тема.
© Юрий Бугельский
Читайте внимательнее!
"...Аналогичные препятствия поджидают при выходе с вершины R?fikopf на просторный «балкон» над курортом. Подтянувшись с помощью 670-метрового бугеля к его северному краю, можно двинуться в Лех по лесной дорожке Tannegg (№ 39) – или, взяв правее, выйти на темный, крутой, слегка изогнутый спуск № 37 в W?ster T?li".