Всего же это коснулось в той или иной степени 16 000 человек.
Это была одна из симпатичных мне компаний, работающих в горнолыжном секторе. В первую очередь в силу того, что они единственные в России делали из горных лыж не только бизнес, но и праздник. Вот список фестивалей, которые прошли за прошедший год:
- седьмой по счету пляжный фестиваль SOLEFEST прошел в Хорватии в клубе Solaris c 9 по 16 июня. на лучших пляжных курортах Италии (Линьяно, Бибионе, Римини), Испании (Росес, о. Ибица), Хорватии (Пореч);
- традиционный выездной горнолыжный фестиваль SkiFest прошел у подножья Маттерхорна на популярном итальянском курорте Червиния с 28 апреля по 06 мая;
- 2 февраля в ГК «Парк Яхрома» прошел ежегодный горнолыжный фестиваль «Skifest-2013», совместно с Министерством Туризма региона Валле д’ Аоста (Италия);
- рождественская неделя с 5 по 12 января в Австрии;
- рождественские Концерты на курортах Австрии, Италии и Франции, с участием известных российских музыкантов — Алексея Кортнева и гр. «Несчастный случай», гр. «UMA2RMAH», «Ногу Свело», Вячеслава Малежика, Алексея Васильева, Владимира Маркина и др.
Почему же это произошло?
Ведь АТ не «однодневка», а один из «монстров» — туроператоров в лучшем смысле этого слова.
По оценке руководства АТ это лето стало худшим за всю двадцатилетнюю историю компании, включая и кризисные годы.
Основным катализатором ухода АТ стала Хорватия. Введение шенгенских виз в Хорватии уменьшило туристический поток. А пришедший в эту страну новый оператор, завоевывая рынок, мощным демпингом добил АТ. Объемы продаж по этому направлению у АТ упали более чем на 2/3. Но это еще полбеды. По действующим условиям АТ выкупал у местных операторов запланированные места заранее по достаточно жесткой схеме.
Учитывая, что и в прошлом туроператор работал в убыток (в 2010 операционный убыток составил €4,4 млн, в 2011 операционный убыток равнялся €9,7 млн), было принято такое решение.
Неясным остается вопрос: почему АТ решил полностью прекратить деятельность туроператора? Ведь у него оставались вполне доходные горнолыжные направления?
Для этого стоит посмотреть историю АТ:
- 1992 — год основания;
- 2007 — компания Acent-Travel вошла в состав крупнейшего туристического холдинга Европы HotelPlan Group (Швейцария);
- 2012 — HotelPlan Group продает свой пакет в компании АТ частному российскому инвестору. Видимо, именно инвестор принимал решение о судьбе компании и, наверное, исходил из собственных резонов. Впрочем, подобная история типична для российского туристического рынка;
- в 2009-м году немецкая Rewe Touristik закрыла работавшую в России с 2003 года компанию ITS. Она так и не смогла занять лидирующие позиции и, по мнению участников рынка, была убыточной;
- 2012 — накануне летнего сезона свернул свой бизнес в России, отказавшись работать на массовых чартерных направлениях, — швейцарский холдинг Kuoni. В 2007 году он приобрел 80% туроператора «Мегаполюс турс», чей бизнес в последние годы также был убыточен.
- 2013 — о закрытии свое российского турбизнеса объявила Finnair Group, которая в 2007 году купила за €2,5 млн петербургскую турфирму «Калипсо» и на ее базе создала оператора «Ауринко».
Возможно, немалую роль в произошедшем сыграли и перспективы российского туристического рынка. Они отнюдь не радужные.
Долговременный тренд — увеличение количества самостоятельно путешествующих туристов — подтачивает основную кормовую базу организованного туризма. Призрак кризиса вполне материально реализуется в глазах российского населения. Этот фактор еще не решающий, но ощутимый для операторов. Все Средиземноморье стало негостеприимно для туристов: волнения в Египте (большинство туристов готовы сдать купленные туры), Турции (80% отменило поездки в эту страну).
Теряющие объемы пляжные операторы (Натали Турс, Библио Глобус и прочие) ринулись на другие рынки, как слоны в посудную лавку, растаптывая демпингом традиционных операторов.
Греция, со своей стороны, тоже использует демпинг в надежде через увеличение турпотока решить свои проблемы.
Возможно, есть еще какой-то не афишируемый негатив, который известен профессионалам.
В такой ситуации мне кажется, что АТ — не последняя жертва этого сезона.
Что же касается Ассен-Трэвел, то «остаться в живых» у него одна возможность — новый инвестор. Помнится, когда Капитал-Тур «пускал пузыри», за этим утопленником наблюдал и «Сбербанк», который в последнее время диверсифицирует свою деятельность, и Прохоров, который сидит на большом матрасе с кэшем, что нехорошо в текущей штормящей экономике.
Может, кто-то из них и будет спасителем?