Если такое прочитать: «Atomic преподнес сразу две новых модели концепции Double Deck, которые в корне меняют представления о том, что такое горные лыжи. Речь идет о моделях Atomic Double Deck Vario Flex и Vario Cut - лыжах, которые сами меняют свои характеристики, подстраиваясь под стиль катания лыжника, нагрузки и скорость спуска», то начинаешь сразу думать, что светлое будущее уже наступило. Это отчет Дубенецкого из секретного амбара. Быстренько начинаешь рыться в поисках материалов, проливающих свет, и т.д. Но в том же духе выдержаны и оригинальные материалы Atomic: дескать, лыжник, не надо больше идти на компромиссы в подборе инвентаря - всё уже сделано нами, всё учтено и … короче, подходи к кассе. В голове сразу возникает мысль: «ррреволюция?... опять?». «Да», - скромно отвечает Atomic. Поэтому есть смысл присесть и спокойно разобраться, что же такое есть за секретное оружие Atomic. Конечно, все рекламные материалы не страдают изобилием технических подробностей, но кое-что проскальзывает и вкупе с картинками позволяет строить кое-какие предположения, надеюсь, достаточно близкие к реальности.
...лыжи, которые сами меняют свои характеристики, подстраиваясь под стиль катания лыжника, нагрузки и скорость спуска |
Начнем нагружать середину верхней деки до тех пор, пока лыжа не прогнётся на один кирпич. И посмотрим, что получается. Более жесткая верхняя дека прогибается меньше, чем лыжа под ней, в результате чего крайние пружинки сжимаются, а средняя растягивается. Получается, что крайние пружинки давят на лыжу вниз, а средняя тянет её вверх. Ниже изображена раскладка сил, действующих на лыжу в этом случае.
Добавим под лыжу по кирпичу и начнем её нагружать дальше. Крайние пружинки будут ещё сильнее сжиматься, но у них уже не хватает силы, чтобы прогнуть середину лыжи, поскольку они расположены достаточно далеко от неё. Верхняя дека вынуждена прогибаться всё сильнее и сильнее. Пружинка под её серединой также начнет сжиматься и давить на середину лыжи, пока лыжа не прогнется на два кирпича. Расклад сил на лыже при этом получается уже другой.
В этом собственно и состоит смысл Vario Flex. При деформации механической системы происходит перераспределение сил, изгибающих лыжу, в результате чего изменяется и форма, и величина прогиба. Если в «однокирпичном» случае изгиб лыжи концентрируется ближе к конам деки, то в «двухкирпичном» он уже смещается ближе к центру лыжи. Эта разница и обеспечивает переменную жесткость, если её понимать как отношение нагружающей силы к величине прогиба середины лыжи.
А теперь подумаем, что же в этой схеме подстраивается под «стиль», «нагрузки» и «скорость»? Да ничего. Все элементы имеют свои жестко заданные характеристики, на которые не влияет ни то, ни другое, ни третье. Что нам с того, что жесткость переменна, прогрессивна или постоянна? Сколь не дави на лыжу, но дальше положенных кирпичей её не прогнешь! В чём фишка?
...истинное назначение технологии Vario Flex - в обеспечении нужного конструктору давления на снег в разных частях лыжи. |
Говоря иными словами, истинное назначение технологии Vario Flex, несмотря на название, состоит вовсе не в обеспечении какой-то там переменной жесткости, а в обеспечении нужного конструктору давления на снег в разных частях лыжи. А переменная жесткость появляется, как следствие этой технологии, и к делу, в общем-то, относится мало. Варьируя жесткость деки, количество и жесткость эластичных вставок, и места их расположения можно обеспечить практически любое распределение давления по длине лыжи. А этого пока не было нигде и ни у кого. Так что тут мы должны поставить Атомику жирный плюс!
Варьируя жесткость деки, количество и жесткость эластичных вставок, и места их расположения можно обеспечить практически любое распределение давления по длине лыжи. |
Но оставим в стороне эмоции и посмотрим, что же они такое с боковым вырезом сделали. Повторимся: чем сильнее прогнута лыжа, тем шире лыжа в носке и пятке и тем больше величина бокового выреза. Прогиб лыжи определяется величиной угла закантовки и величиной бокового выреза. Если мы возьмем «старую» лыжу, ну, т.е. не Vario Cut, с таким же боковым вырезом, закантуем на некоторый угол и прогнем, то она образует нам некоторый радиус поворота в соответствие с известной косинусной зависимостью. Если мы проделаем то же самое с Vario Cut, то она тоже прогнется до этого радиуса, но при этом у неё увеличится боковой вырез и ей придётся прогнуться ещё немножко. Боковой вырез снова немножко увеличится, и лыжа снова немножко прогнется и т.д. (надо думать, Атомик сумел сделать этот процесс сходящимся). В результате мы будем иметь меньший радиус поворота по сравнению с «невариокатной» лыжей. А на сколько? Да бог его знает! И Атомик. Некоторые оценки можно сделать из заявленных технических характеристик.
Что мы имеем в итоге? Имеем лыжу, у которой радиус поворота зависит по-прежнему от угла закантовки, но зависит уже по-другому. Расширен диапазон реализуемых радиусов поворота и лыжа стала чувствительнее к изменению угла закантовки. На мой взгляд, лыжа стала интереснее, и, как говорит Дубенецкий, - «оно работает!». За одно за это не грех поставить Атомику третий жирный плюс!
Хорошо ли она там сделана, плохо ли – неважно. Важно, что она первая! |
А в целом по Double Deck мы видим, что много полезного смог извлечь Атомик из использования дополнительной деки помимо виброгашения, и, наверное, ещё чего-нибудь сможет. Молодцы, что тут скажешь! Но один плюс мы у них вычтем за враньё! Итого: «Атомику – две буквы «р», однозначно!» - как сказал бы наш будущий президент.
Добавление автора:
На днях автор (спасибо форуму) обнаружил материал, который, в общем-то, подтверждает его соображения по поводу Double Deck, но и показывает, что приоритет вряд ли принадлежит Атомику. Похоже, он за нами!
Автор: Игорь Изыльметьев
Другие статьи автора на сайте:Лыжи и светлое будущее
Ещё раз про внутреннюю лыжу
Две оси на одно колено
Лыжные травмы коленей
Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями
По следам «Пяти навыков…»
Виртуальный бугор и разгрузка вниз
Карвинговая лыжа. В поисках идеала
Лыжи и оружие пролетариата
Занимательная геометрия для любознательного лыжника