Европейский суд поставил авиакомпании в крайне сложное положение, пойдя навстречу пассажирам. Согласно решению суда, отныне авиакомпания обязана выплачивать компенсацию за задержку или отмену рейса вне зависимости от причины сбоя.
Европейский суд в Люксембурге (EuGH) накануне принял решение, которое резко меняет правила взаимоотношений пассажиров и авиакомпаний. Отныне компенсировать задержку или отмену рейса авиакомпании будут обязаны в любом случае, даже если воздушное пространство закрыто из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Под понятием обстоятельств непреодолимой силы понимаются, в том числе и форс-мажорные ситуации, связанные с природными катастрофами. При этом авиаперевозчики должны нести расходы пассажиров «без каких-либо временных или финансовых ограничений», передает агентство DAPD.
«Таким образом, все обязательства авиаперевозчика по оказанию помощи пассажирам должны выполняться в течение всего времени, пока пассажиры ожидают вылета», – говорится в постановлении суда.
Поводом для судебного постановления стала жалоба ирландской пассажирки Денизы Макдонах. Весной 2010 года она не смогла вовремя вылететь домой из Португалии из-за извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль и вынуждена была неделю дожидаться возобновления полетов, отмечает Deutsche Welle.
Авиакомпания отказалась предоставить женщине номер в гостинице, заявив, что отмена рейса вызвана чрезвычайными обстоятельствами. Поэтому пассажирка потребовала от Ryanair в судебном порядке возместить расходы на проживание в отеле, питание и транспорт в размере 1130 евро.
Судьи признали законным требование и постановили, что никакие обстоятельства не освобождают авиаперевозчиков от обязанности заботиться о пассажирах. В противном случае их клиенты оказываются попросту беззащитными в критических ситуациях, когда отмененного рейса приходится ждать по нескольку дней.
При этом Европейский суд признал, что требования пассажиров по компенсации их расходов авиакомпаниями должны быть «соразмерными».
В авиакомпании сначала были готовы вернуть пострадавшим пассажирам только деньги за билеты, однако позднее согласились также компенсировать расходы на отели и питание. Представители Ryanair подчеркивали, что обычные нормы и правила компенсаций действовать не должны, так как извержение вулкана — из ряда вон выходящий случай.
Извержение Эйяфьятлайокудля произошло в апреле 2010 года. Из-за выброшенного вулканом в атмосферу облака пепла почти во всем европейском регионе прекратилось авиасообщение. В частности, на несколько дней запрет на полеты действовал в Великобритании и Дании. Убытки авиаперевозчиков по всему миру превысили миллиард долларов. Ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair уже выплатила 27 млн евро компенсаций из-за извержения вулкана.