Эта поездка в альпийские горы у нас уже четвертая, не считая летнего пробега по ледникам, и потому кое-какой опыт уже есть, и сравнивать тоже есть с чем.
На этот раз ездили вдвоем с супругой, старший сын захотел поехать в Шерегеш с друзьями, а младшего пока решили не брать. На лыжах еще толком не стоит, а елозить за ним в лягушатнике можно и дома.
Решили, что берем в прокате машину и едем, куда хотим, и где погода ясная. Так как из Новосибирска прямой самолет только в Мюнхен летает, для обката была выбрана Австрия. Во-первых, мы уже были в Цель-ам-Зее, и нам все понравилось. Во-вторых, в Австрии четыре ледника с круглогодичным катанием, проблема снега уходит на второй план. Скажу сразу, не прогадали. Снега везде в Альпах было откровенно мало.
Перелет прошел без проблем, даже оплаты за лыжи «Сибирь» не потребовала. Ту-204 не хуже соразмерных «Боингов», нормально взлетел в морозном Новосибирске (-27) и через шесть часов также спокойно сел в дождливом Мюнхене (+6).
Пока проходили паспортный контроль, багаж уже попал на транспортер. Прокатные конторы нашлись по соответствующим указателям и через считанные минуты выдали нам ключи от Нисана «Микра». Я ее, конечно, видел на дорогах, но за руль попал впервые. Маловата «кольчужка». Пришлось распотрошить чехол с лыжами и полностью сложить задние сиденья, чтобы впихнуть снарягу. Если ехать втроем, надо заказывать багажник на крышу.
Я заранее скачал и распечатал подробное описание дороги через Мюнхен на Гармиш, но так и не доставал его. Немцы так педантично пометили все дороги, что заблудиться очень сложно. Японский микроб прекрасно чувствовал себя на немецких дорогах и особой тупостью в потоке не отличался. Через час-два мы уже подъезжали к концу автобана и тут же уперлись в пробку длиной в пару часов. Суббота и, похоже, бюргеры рванули в Австрию погонять на лыжах или просто побродить по горам (таких мы частенько встречали).
В Гармише снега почти не видно, и этот факт был первым подтверждением данных интернета о скромном снежном покрове. В Сибири как-то привыкаешь зимой видеть на земле снег, а не пожухлую и местами еще зеленую травку. Чем ближе к Зеефельду, тем больше снега, и когда мы поднялись на положенные 1200 м над уровнем моря, обнаружился симпатичный городок, прилично присыпанный снегом.
Зеефельд мы выбрали за базу из-за его центрального положения в Тироле, наличия собственной, хотя и не большой зоны катания, и просто потому что, судя по описаниям, это небольшой, симпатичный городок. Тут мы тоже не прогадали.
Отель Ментхоф*** нашли не сразу, хотя на карте он обозначен. Вернее, отель мы увидели с дороги, а вот подъезд к нему замаскирован и не очевиден, но только с первого раза, потом проблем не возникало. Отель так себе, рекомендовать не буду. По сравнению с итальянским «Невадой» в Бормио, на *** явно не тянет. Но особых претензий нет, просто слабоват и все. В номере просторно, 18 квадратов точно есть, полноценная ванная, бар, и ресторан присутствует, а вот сауна – ну, совсем куцая, по площади - чуть больше номера! Те, что встречали в других отелях, были просто дворцами. Лыжная комната - просто сарай на улице, а под ботинки - стеллаж в коридоре подвала. Для машин постояльцев приспособлен под гараж большой сарай, вмещающий два десятка авто. Хозяева, похоже, знатные наездники, все полки уставлены кубками с лошадями. И на стенах множество грамот и писем с лошадиной символикой.
В отеле мы только завтракали и ночевали, так что некоторые мелочи нас особо не напрягали. Все чистенько и аккуратно, а это главное. Да и стоит 35 евро с завтраком.
Первый же спуск к автобану А-12 здорово удивил крутизной. В маломальский гололед в эту гору только на гусеничном ходу можно залезть. Наш автомобильчик с трудом поднимался на третьей передаче, а в некоторых ситуациях подтыкал вторую. Окружающие пейзажи описать у меня таланта не хватит, так что и пытаться не буду.
Погода все две недели - солнечная, легкий снежок один раз пытался посыпать, но быстро сдулся и больше не было.
Теперь, собственно, о катании. У меня на руках десять ски-пассов, и все из разных мест. Составить подробное представление о регионе за один день и в условиях малоснежия – невозможно. Потому мои заключения чисто субъективны, вернее, даже интуитивны. Но нам понравилось, может, кому-нибудь тоже понравится.
Итак, первый пластиковый ски-пасс из Зельдена. До долины Отцаль ехать не более 40 км. По автобану А-12 на запад. На нужном месте нашелся указатель, куда свернуть, и в дальнейшем все поездки почти не требовали заглядывать в атлас дорог Европы. По долине ехать тоже 35-40 км до первой станции, но мы проехали дальше, почему не помню, может просто, чтобы окинуть глазом сам Зельден. Парковка возле гондолы нашлась, и платить за нее не надо. Купили ски-пасс за 39 евро (!) и наверх.
Трассы, наверное, интересны, но недостаток снега и, как следствие, обилие камней портили общее впечатление. Подъемники почти все современные, многие с колпаками. На пушках, похоже, экономили. На таком именитом и посещаемом регионе можно было и побольше. На наших, привыкших к глубоким шерегешским снегам, лыжах, появились заметные шрамы.
Родная речь звучала повсеместно, и этот факт вселял определенную гордость, значит, не так все и плохо в родном Отечестве, коль столько россиян осваивают Европу, и удивляет нерасторопность отечественных инвесторов, упускающих такие деньги. Хотя в Альпах нет ни нефти, ни газа, ни угля. Ничего, кроме туризма, и не придумаешь.
Над Зельденом зависла довольно плотная облачность, и ветерок дул не хилый, потому оба его ледника остались не обкатаны, а жаль. Понравилась 14 черная, хотя черной ее назвать можно только местами. Похоже, цвет отпугнул массы, и на обслуживающую ее креселку №20 очереди не было, в отличие от № 19, 18 и 17 креселок, к которым было страшно подходить. Хотя для полной объективности надо сказать, что страшно только глазам, на деле - не больше 10 минут, и ты уже едешь в новом шестиместном кресле с колпаком.
Связка красных трасс № 1,4 и 5 тоже хороша и по профилю и по уклону, и при хорошем снеге погонять по ним одно удовольствие. Общепит на горе организован отлично: есть и современные рестораны самообслуживания и милые ресторанчики, снаружи и внутри дышащие древностью. К 16 часам мы уже порядком подустали и решили, что для первого дня хватит. Спустились вниз по 10 трассе, местами она пересекает автомобильную дорогу, а так вполне пригодна для спуска. Ее гораздо лучше оснеживают, наверное, из-за ее освещенности и вечернего катания.
На обратной дороге на автобане заехали в придорожный ресторан и плотно с супчиком, горячим, салатом, и кофе с десертом поели на 29 евро за двоих. В дальнейшем только в таких заведениях и ели. На горе чай с тортиком или пиво с сосиской опять же на двоих - не более 14 евро. Цели экономить на питании, конечно, не было, но при нашем знании языков, рестораны самообслуживания - то, что доктор прописал. Даже говорить не надо - берешь, что видишь, и к кассе. Master Card принимают повсеместно. Вернувшись в Зеефельд, вместо сауны набирали в ванну горячей воды и, в принципе, хватало.
Второй день решили посвятить Штубайскому леднику. Совсем другое дело. Солнце, сухой натуральный снег, и захватывающая панорама. Катание на все сто. Подъемники с колпаками, хотя есть и бугели. Трассы красные 5 и 9 - очень ничего и синяя 1 местами имеет добрый уклон и позволяет энергично погонять. Остальные трассы местами выполаживаються посильнее, но ясное небо и хороший снег оставили отличное впечатление. Мы еще раз съездили на этот ледник через недельку. Общепит ничем не уступает Зельдену, да и еще очень хороший лягушатник для мелких горнолыжников с надувными клоунами и снежными фигурами. Подъемники-транспортеры с крышей из ярких пленок, чтобы не дуло малышам. Для экспертов, наверное, будет скучновато, а менее требовательным - в самый раз, особенно, если с малышней. Ски-пасс - 34,5 евро.
На следующий день решили двинуть в Италию. Еще дома выбрали Валь Гардену. От Инсбрука до Ортизеи около 150 км. Но по Италии автобаны оплачиваются не стикером за 7,6 евро, а от зоны и длины пробега. Пробег до местечка Ponte Gardena обошелся в 8,5 евро. Назад, соответственно, столько же. Выбором остались довольны. Италия вообще нам понравилась. Сами итальянцы более непосредственны, чем немцы, и тем более, французы. В прошлом году мы катались в Бормио, и впечатления остались самые приятные. Доломитовые Альпы надо видеть! Фото и видео не в состоянии полностью передать виды этих гор.
Мы проехали на машине до Plan de graera, поднявшись на высоту 1800 м, и уже там пересели на подъемники. Снег в этих местах был заметно лучше, чем в Зельдене, и количество ухоженных трасс поражало. Мы добрались и до склонов Canazei, и вторую половину дня покатались там. Хотелось добраться и до Marmolada, но по времени явно не укладывались. А место, похоже, очень интересное. Откровенно черных трасс там, наверное, нет, а вот добрых красных в достатке. Описывать их трудно, потому что к цветовой классификации самих трасс постоянно прилипают эпитеты окружающих пейзажей. Один твердый вывод мы для себя сделали: сюда надо вернуться, как минимум, на неделю. Подъемники попадаются и супер новые, и довольно древние, но очередей практически нет. Общепит - на достойном уровне и в достаточном количестве. Капучино стоит 0,9 евро, а чай Lipton из одноразового пакетика 1,25 евро. В чем причина таких ценовых аномалий - мы не уточняли и пили Капучино. В остальном, как везде, и примерно по тем же ценам. Ски-пасс Доломиты супер-ски - 39 евро.
Вернувшись в Зеефельд, мы обнаружили здорово освещенную и в идеал отратраченную трассу для вечерних покатушек. Усталость особо еще не одолела, и мы приобрели за 12 евро ски-пассы. Катание начинается в 18 и заканчивают около 22. В подобных условиях катались впервые и, по-моему, очень неплохо. Но через пару часов усталость потихоньку подкатила, и мы сдались уже к восьми часам.
Дальше в планах был Питцталь. Это следующая долина за долиной Отцталь. Ехать километров на 10 дальше. Только выезжаешь из туннеля и на развязке - подробная схема проезда. Опять километров 30 по долине, в конце довольно круто вверх и уткнешься в парковку возле нижней станции горного метро. На ледник поднимаешься не в кабине гондолы, а в вагончиках в туннеле, прорубленном в горе. В чем прикол - не понял, по-моему, гондола дешевле. Хотя, может и не прав. Это их деньги, так что пусть они их и считают.
Пока мы добирались до места, наползли облака и на леднике дул приличный ветерок. Катались, как ежики в тумане. Изредка сквозь облака проглядывало солнце, но тут же затягивало опять. В описаниях это место подавалось как самый новый горнолыжный проект в Австрии. Хотя ледник невелик, но зато самый высокий. Зона катания - до 3400 м. Снега было достаточно, а вот видимость иногда падала почти до нуля. Потому что-то вразумительное сказать трудно.
После часу мы спустились вниз и перебрались к зоне катания у местечка Мандарфен. Ски-пасс у них с ледником общий. Но недостаток снега сказывался, и трассы после обеда порядком повыскоблили. Трасса 9 и 10, идущие с макушки горы Grubenkorf (2806 м), выглядели лучше, и мы скатились по ним пару раз. Все, что ниже, выглядело печальней, и потому мы туда и не совались. Вывод таков: Это место еще строится и потому заметно уступает в плане разнообразия всем остальным долинам с ледниками.
После Питцталя решили посетить Хинтертукс. Что и проделали на следующий день. Ехать примерно столько же, только в противоположную сторону. Долина Циллерталь насыщена жизнью сильнее, чем Питцталь, и потому дорога отняла больше времени. Ехали мы сразу на ледник. Погода солнечная, ветра почти нет. Катание отличное. Описывать Хинтертукс смысла нет. О нем уже столько писали, и плохих отзывов не встречал. Мне остается только присоединиться к всеобщему мнению: это лучшая ледниковая зона катания не только в Австрии, но и в Альпах вообще! Катались мы до упора и двинули вниз только, когда на склоны выползли ратраки.
8 января мы уже подумывали о выходном. Но, окинув, взглядом зону катания Ишгля, решили отдых отложить. И с утра пораньше двинули в сторону Silvretta Arena. Сейчас, раскрыв схему региона катания, не могу сообразить, как это все описать? Трассы - на любой вкус и цвет. Длинные и широкие. Подъемники новые и скоростные. Восьмиместные кресла я увидел впервые. И посреди всего этого на черном постаменте под стеклом стоит красный «Порше-911». Если бы еще чуть больше натурального снега, это место можно смело причислить к святым местам горнолыжников. Даже наличие на некоторых трассах камушков не портило общей картины. Место стоит уплаченных 39 евро за ски-пасс.
Уехали немного пораньше, отметить День рождения супруги, завидуя и радуясь за тех, кто попадет сюда в снежный период. Этим славным местом мы завершили первую неделю катания.
Даты поездки: 02 по 15 января 2005г
Австрия, январь 2005. Вторая часть.
Автор: Миша |