«-Что для вас горные лыжи?
- Э-э-э-э…»
(диалог из фильма «В поисках снега»)
Я, Степанова Ольга, родилась в прошлом веке в провинциальном украинском городке с невеселым названием Докучаевск. Из развлечений, доступных населению, был одинокий кинотеатр. В нем показывали фильмы про красивую жизнь. Одним из непременных атрибутов такой жизни должны были быть горные лыжи. Белозубые и загорелые красавцы в непременно красных болоньевых комбинезонах флиртовали с аналогичными красавицами, а я восхищалась и тосковала: такая жизнь была возможна только в условиях кинопроката.
Шли годы. Любопытство, вызываемое самим фактом существования горных лыж, не проходило. Оно усиливалось и закреплялось. Я уже своими глазами видела эти диковинные изделия в крупных магазинах некогда великой державы, и понимала, что катание на лыжах ценой в 500 руб. может быть доступно только очень «большим» дядям и их тетям.
Все перевернулось в размеренной жизни советской студентки (в моем лице), когда я встретила на вокзале пеструю группу с диковинными рюкзаками, держащими в руках настоящие горные лыжи! Они даже не были в чехлах, наверное, чтобы всем был виден предмет их гордости. Я не удержалась. Я подошла и жалобно спросила, откуда у них ЭТО? Мне ответили, что из города Мукачево, там целый завод есть, лыжный. Я не знала, где этот волшебный город Мукачево, и, не веря своему голосу, попросилась ехать с ними. Мне резонно заметили, что надо еще попробовать достать билеты до Орджоникидзе (в те времена всё доставали), но у меня есть несколько часов на сборы, так что давай, беги за снаряжением!
Это был шок. Это был полный разрыв шаблона. Что-то лепечу своим соседкам по общаге, достаю из под кровати сумку на колесиках, бросаю консервы, неведомо почему оставшиеся после празднования Нового года, и бегу на вокзал. Меня не обманули, меня ждали, мне протянули билет, купленный на чей-то студенческий за 5 рублей и 50 копеек, и даже не спросили, где мое снаряжение.
Стук сердца заглушал стук колес. Я не могла говорить. Я не могла верить своим глазам, своему счастью, ко мне в руки попал цветик-семицветик с волшебной палочкой в придачу!
Студенческий альплагерь только-только обзавелся своим бугельным подъемником, и стал гордо называться горнолыжной базой. Я вышла на заснеженный склон в лесу, зажмурилась от предвкушения чуда, и ощутила, что фильмы про красивую жизнь врут, на самом деле, всё намного круче.
Приехала я на «базу» в длинной синтетической шубе, вареных джинсах с бантиками и резиновых сапогах. Модные такие сапоги, я ими гордилась. Но мне выдали фуфайку и невообразимых размеров черные ботинки с резким запахом кожи и металлическими заклепками. Терсколы назывались.
- Застегни клипсы! Поднимаю глаза и вижу коричневое лицо с выгоревшими бровями тамошнего инструктора. Судорожно тянусь к мочкам уха, проверяю на месте ли моя бижутерия и лепечу, что не ношу, мол, я клипсы, сережки у меня. Как же мне повезло тогда, что он не услышал, юрко ускользнув вниз по склону…
Еще мне выдали увесистый железный крюк. А к нему на длинной веревке была привязана… спинка стула. Это всё надо было накрутить поверх фуфайки вокруг талии. Да, самое главное. ЛЫЖИ! Мне их выдали. Такие красивые, такие длинные. Одна белая с красным, а другая белая с синим. И носки у них были разные - у одной загнутый, а у другой острый. И я поехала, или покатилась, или полетела, у меня выросли крылья, дополнительные ноги, крылья путались в ногах, крик вырывался из обезумевшего рта. Я не понимала, что со мной, но это было запредельное счастье…
Вот ведь странные пути бывают у этого самого счастья. Вспоминаю сейчас, ведь не так давно все это было, лет 20 назад, а как из другой жизни…
Для меня тогда действительно началась другая жизнь. Жизнь под воздействием страсти. Я остро захотела свои собственные лыжи, даже можно без ботинок, пока. Но где взять деньги? Окончив медучилище и устроившись в физиопроцедурный кабинет, я получала 76 рублей. Если откладывать с каждой зарплаты рублей 20-25, то через несколько лет можно скопить необходимый капитал. Но у молодости нет времени ждать. Если чего-то хочется по-настоящему, это нужно СРОЧНО. Иначе, как тогда жить?...
В те времена вышел мультик про Простоквашино. Там фраза была, мол, чтобы заработать, надо что-то ненужное продать, правда, там оговорка была, что для этого надо бы ненужное купить. Мне очень нужны были лыжи, а из "ненужного" у меня водилось золотое колечко и сережки. Как-то резко изменились предпочтения. Золото в те времена было предметом фетиша. Почти как сейчас какая-нибудь бюджетная иномарка. Но я, не задумываясь, потащила свои драгметаллы местному барыге, предложившему мне сумму, едва хватающую на одно крепление. Сжимая ставшими ненужными безделушки, грустно тащусь восвояси, и обращаю внимание на объявление «Скупка волос. Дорого». Этими объявлениями были заклеены все столбы и стены, но раньше мне не надо было, а сейчас… Сейчас я превратилась в Русалочку, готовую отдать волосы, чтобы добиться предмета своей страсти. Волосы длинные, тяжелые, путаются, мороки с ними, а тут в парикмахерской на углу покупают, еще и задорого. Хотя как же я без волос? Волосы всегда были со мной, сколько помню себя. В них можно прятаться, они греют зимой, без шапки можно ходить. Но ведь ЛЫЖИ!... Они же лучше, чем волосы… Длины волос оказалось не достаточно. Цвет из-за выгорания на солнце, был не равномерный, вес вообще смешной. Меня убеждали, что могут пойти мне навстречу, состричь все это, даже денег не возьмут, но и дадут с собой совсем не много…
Да, бизнесмен из меня никакой! Но когда остро чего-то хочешь, вся Вселенная помогает тебе в этом, кажется, так говорил Кастанеда. И в мой физкабинет забрел как-то старенький доктор-патологоанатом и предложил перейти к нему в морг. Мол, от начальства далеко, оклад высокий, и 2 ставки на меня одну. Я согласилась сразу.
Деньги действительно оказались ощутимые. Я вышла рублей на 150. Еще бывали шабашки (это я описывать не буду, вдруг, кто-то сейчас ест за монитором). Но, вот беда, из магазинов больших городов напрочь исчезли горные лыжи. Были белые беговые фишера, но зачем мне беговые?
Надо найти этот волшебный город Мукачево! И я еду туда долго, честно объяснив свое отсутствие старенькому патологоанатому. Он меня понял и отпустил. Но лыжи в Мукачево не продавали, и завода я не нашла. Или меня не правильно направляли местные жители, слыша мою «москальскую» речь…
В нашем городке все девочки-девушки-тетеньки ходили на модную тогда аэробику. Я, конечно, тоже. В тесной раздевалке не протолкнуться. Я бурчу себе под нос, что только рюкзака и лыж здесь не хватает.
- Каких лыж? - Слышу вопрос
- Ясное дело, горных! - Удивленно отвечаю одной из дев.
Мы учились с ней в одной школе. Она двумя годами старше. Я знала о ее существовании, но не предполагала, что она, будучи студенткой политеха, ездила в альплагеря, каталась на горных лыжах и была знакома со знаменитыми альпинистами.
И, вот, я уже знала волшебный подвальчик с выгоревшей надписью «Прокат», где можно было купить снарягу. Любую. Старую и «нулёвую», дорогую, и попроще. И я купила себе ЛЫЖИ «младости комфорт» 180 см, при моем росте в 160, и ярко-красный рюкзак, совсем не похожий на абалаковский, и велосипед - шоссейник, и горные ботинки, называемые «вибрамы»! Лыжи были сильно б/у. Новых не оказалось. Но меня научили заплавлять «скользячку» крышкой от шампанского, а потрепаные буквы с названием бренда я тщательно подправила лаком для ногтей.
Жизнь наладилась в одночасье. Она перешла на новый уровень. Знакомство с парашютистами пополнили мой гардероб потрясающим бело-оранжевым костюмом, сшитым модисткой из дареного тормозного парашюта.
А потом, спустя несколько лет, я получаю в подарок от родителей 300 баксов. Они продали за эту сумму свою старую волгу и дали мне денег на покупку дивана. И я купила в Триале упоительные «вёлки» - полукарвы . Зачем нужен диван, когда нет новых лыж?...
___________________ ___________________________________________________________
В моей жизни ничего не изменилось. Лыжи, горы. Только страсть утихла. Она переросла в спокойное, но сильно чувство, не подвластное перепадам настроения и перипетиям в жизни.
Я стою в аэропорту Вены и смотрю на людей. У многих из них лыжи. Но они почему-то не похожи на горнолыжников. Нет чего-то в глазах. Может, кататься на лыжах стало обыденным делом, ну, как съездить отдохнуть на море? Не знаю ответа… и крепко прижимаю к себе старенькие триаловские «вёлки». Старый друг лучше новых двух…:)