Путешествие автостопом у многих ассоциируется с романтикой, духом свободы, юношеского бунтарства. Образ этот подкрепляют многочисленные фотографии загорелых девушек, голосующих на обочине и бесконечных дорог, убегающих к горизонту (типа фотки ниже).
Не сказал бы, что эти ассоциации совсем далеки от истины. Но и всей полноты картины они не раскрывают. В этой статье я хочу осветить тему автостопа немного подробнее, чем фотографии из поиска гугла по соответствующему тегу. Надеюсь, у меня получится. Поехали!
История.
На самом деле, формула автостопа проста. Попутчик + Водитель — коммерческая составляющая. Термин звучит так: Автостоп – это бесплатное передвижение туристов на попутном транспорте с согласия водителя (кондуктора, машиниста). «Стоп» возможен на любых видах транспорта, т. е. может быть и ж/д-стоп (мой дед, например, ехал поступать в ВУЗ на попутных товарных составах), аквастоп и даже авиастоп. Но есть важное уточнение - «стопом» не считается безбилетный проезд в маршрутном транспорте, если на это не получено согласие водителя (кондуктора, машиниста).
Зародился «стоп», видимо, в те же самые времена, когда зародился и первый транспорт. Развитие транспортных маршрутов влекло за собой развитие «стопа». Самым известным российским «стоппером» можно считать М.Ломоносова, добравшегося в Москву с попутным рыбным караваном (с большим допущением, правда, ведь большую часть пути он, скорее всего, шел пешком).
Первой страной, в которой именно автостоп получил широкое распространение, были США. Способствовало этому широкое распространение автотранспорта и развитая сеть автодорог. Толчком же, как считают некоторые исследователи, могла послужить Великая Депрессия 1929-39 годов, когда многие люди (иногда целые семьи) были вынуждены передвигаться по стране в поисках лучшей доли, а денег на такие переезды у них не хватало. К этому периоду относятся и самые ранние фото автостопщиков.
Семейный автостоп в США времен Великой Депрессии
В 50-60 годы автостоп в США развивался благодаря неформальным культурам, таким, как битники или хиппи. А в СССР - благодаря официальной поддержке государства. В турклубах можно было получить талоны-автостопы и даже маршрутные книжки, а водителей, бравших попутчиков, всячески поощряли. Впрочем, субкультуры в СССР тоже внесли свой вклад, но гораздо позже - в 80-х годах.
В конце 70-х в СССР стали появляться первые "школы австостопа". Самые известные из них:
Московская Школа Автостопа (МША), основана в 1994 году московским автостопщиком Валерием Шаниным, Основной интерес Шанина и его школы автостопа - страны Запада.
Академия Вольных Путешествий (АВП), была основана в 1995 году москвичем Антоном Кротовым. АВП воспринимает автостоп как науку и как метод познания единства и доброты окружающего нас мира, а целями АВП заявлены сбор и распространение информации, связанной с самостоятельными путешествиями, не зависящими от материального уровня путешественника. Школа действует по сей день, известна многим путешественникам (не только "стопперам").
Советские студенты стопят.
Лиги и клубы автостопщиков существуют во многих городах России.
Современный автостоп неразрывно связан с возможностями, которые предоставляет интернет: всемирная сеть облегчает поиск попутчиков, вписок, планирование маршрутов.
Подводные камни
Так насколько это просто - путешествовать автостопом? Очень просто. Например, автор этой статьи начал стопить в 17 лет, путешествовал по России без особых приключений и сложностей, до сих пор живой и здоровый. Конечно же, есть у автостопа различные аспекты, которые следует учитывать.
Главная аксиома любого "стоппера" гласит: "Если есть дорога, то есть и транспорт. Если есть транспорт, то всегда найдется тот, кто вас подвезет бесплатно". В ее основе лежат два фундаментальных закона человечества: "никто не будет строить дорогу туда, куда никому не нужно попасть" и "мир не без добрых людей". Как ни странно, в основном это работает.
Но всегда есть свои "но", и в данном случае это время. Автостоп вообще предполагает, что вы никуда не торопитесь и процесс для вас важнее результата. Ведь ожидание попутного транспорта, который вас подберет, может растянуться на часы или даже дни (в зависимости от места или ситуации). Так что если это ваш строго отмеренный работодателем отпуск, то от "стопа" лучше отказаться.
"Мир не без добрых людей" имеет и оборотную сторону. Поэтому всегда нужно трезво оценивать ситуацию и людей, которые встречаются в пути. Очень часто "стопщики" не берут с собой ничего ценного, только необходимое, чтобы не давать повода. Береженого, как говорится...
Еще один момент, о котором люди, незнакомые с автостопом, могут просто не догадываться - это ходьба. Да, автостопщику приходится очень много ходить. Бывает и так, что в процентном соотношении к общему времени маршрута на ходьбу потрачено больше, чем на езду на автомобиле. Учитывая, что в дальней дороге "стоппер" часто имеет вместительный и тяжелый рюкзак, сам автостоп превращается в форму пешего туризма. А в туризме без умения долго и далеко ходить тяжеловато. Такие дела.
В долгую дорогу лучше отправляться с другом или компаньоном. Даже не потому, что так безопаснее. Потому, что так веселее и интереснее. Все-таки автостоп - это в первую очередь такая форма социализации, общения с миром. А сидеть в одиночестве у обочины четыре часа подряд может быть чертовски скучно.
Автостоп не везде разрешен. В современных США, например, ловить попутки на трассах официально запрещается. Полиция вежливо попросит вас пройти к ближайшей остановке междугороднего автобуса, даже подвезет. А будете возмущаться - подвезет до участка.
Есть еще вопрос финансов. Традиционно считается, что "настоящий стоппер" должен проделать свой путь не затратив в дороге ни копейки, это да. И успешный опыт многих путешественников, проехавших "стопом" полмира, доказывает, что это возможно. Но иметь финансовый резерв "на черный день" все-таки будет полезно. Я знаю много случаев, когда такой резерв сохранял людям здоровье (возможно даже жизнь), а его отсутствие наоборот - здоровье подрывало.
В Норвегии голосовать на автобанах запрещено законом. Наказание: штраф.
6 простых советов
Ну и напоследок хочу дать 6 простых советов для тех, кто, возможно, только собирается совершить свое первое путешествие автостопом.
1) Выбирайте правильную позицию. Голосовать лучше там, где водителю хорошо вас видно и удобно останавливаться. Никаких мостов, тоннелей, крутых поворотов. Если вы стоите на развязке, то лучше пройти за нее и стопить на дороге, которая идет в нужном вам направлении.
2) Внешний вид. Автостопщику лучше всего выглядеть так, чтобы сразу было понятно: а) он путешествует; б) он - обычный человек, не бомж, не алкоголик, не асоциальный элемент; в) он вызывает минимум подозрений. Так что выбирайте опрятную и удобную дорожную одежду без капюшонов на глаза. Девушкам лучше без крайней надобности ничего лишнего не оголять.
3) Имейте при себе запас питьевой воды. Думаю, дополнительные пояснения к этому пункту не требуются.
4) Прежде, чем въезжать в зарубежную страну, убедитесь, что у вас все в порядке с визой и прочими документами. Самая частая причина проблем в путешествиях автостопом по миру, это не террористы, не маньяки, не языковой барьер и не отстутсвие денег. Это дотошная полиция, штраф, местная тюрьма и депортация на родину.
5) Составляйте примерный план маршрута и изучайте его заранее. Для вольных скитальцев это момент не обязателен, но вообще в любом путешествии знать, хотя бы примерно, где ты находишься, гораздо удобнее, чем не знать. А в наши дни интернета, gps и google maps ориентироваться на местности стало гораздо проще.
6) Сидите лучше дома (шутка, конечно:).
Я хотел сказать, не стоит тащить с собой лыжи или сноуборд. С ними не во всякую попутку влезешь. К тому же, снаряжение почти всегда можно взять в прокат на месте, особенно если сэкономил не билетах.
Всем счастливых путешествий!
Все фотографии взяты из открытых источников в интернете.