Продолжим наши мечтательные путешествия по рекам Руси-матушки. Сегодня всего две реки - но самые любимые и рассказывать о них я могу бесконечно, с трудом заставила себя закруглить финал.
Еще один, часто ходимый маршрут – хрустального света речка СУДОГДА. «Су» – по финно-угорски «вода», «догдаа» - вокруг. И действительно, речка настолько извилиста, что как московский Кривоколенный переулок – три раза сама себя пересекает))
Сложность: маршрут довольно простой. Из препятствий – два переката, оба проходимы на каркасной и надувной байдарке. Наибольшую сложность представляют даже не перекаты, а сваи старого моста в нижнем течении. В любое время года проходим участок от города Судогда (или как вариант – от Лавровского переката) до Спас-Купалища (место впадения в Клязьму) и километров 10 по Клязьме до Санатория или 25 до Пенкино, до моста через М7. В майский разлив проходим и верхний участок реки, но это на любителя, в верховьях река сильно заросшая и заваленная валежником.
Красоты: пасторальный городок Судогда, задние калитки домов выходят прямо к реке, у каждого дома свои мостки, где хозяева посиживают с разговорами, а хозяйки по выходным моют ковры (национальная судогодская забава). Луговой участок до Лаврово, далее преимущественно высокие берега с березовыми рощами и сосновыми борами.
Если выйти на берег в Лаврово – от переката начинается пихтовая Тюрмеровская аллея, ей более ста лет, сажал ее знаменитый садовник графа Храповицкого Карл Тюрмер, ангел-хранитель роскошных судогодских лесов.
Множество грибов на берегах. Лухтоновская барская усадьба в среднем течении. Старая мельница чуть ниже. Родники на берегах. Очень чистая вода, много подводных рыбаков – не пугайтесь). На берегах живут выдры, попадаются выхухоли.
Минусы: несмотря на то, что деревень на берегах не видно совсем, в жаркую погоду по берегам довольно много купальщиков, подъезды к реке существуют. Если встаете близ Лаврово на дневку или ночевку – берегите провиант от коз, эти звери наглее кавказского енота)
Купалка: нередко встречаются песчаные пляжики, вода чистая и прохладная – не такая холодная, как в Ушне, но все же родниковая. Детей надо минут через 15 вытаскивать из воды.
Рыбалка: крупной рыбы нет, но средней (язи, щучки) довольно много. Сильно развита подводная рыбалка.
Заброска: на машине или автобусе до автостанции г. Судогда. Оттуда до реки – 200 метров. Можно стартовать с северной оконечности поселка Лаврово, так называемого Лавровского переката – большой поляны на берегу, популярного места отдыха аборигенов. Туда – на машине с Южной объездной Владимира, либо с Муромского шоссе, либо пешком от объездной г. Судогда, километра два.
Выброска: три варианта. От Спас-Купалища пешком 4 км до санатория или 2 км до пионерлагеря, где можно поймать машину. Либо по Клязьме до Санатория им. Ленина, там удобный антистапель, можно спокойно посушить снарягу, а к Санаторию вызвать такси. Либо от моста через М7 в Пенкино, до него еще около 10 км от Санатория.
На своей машине из Москвы лучше доехать до Владимира, дальше автобусом или наемным транспортом. Или отогнать машину в Пенкино и там оставить, водителю же попутным транспортом добираться, скажем, до Лаврово.
Рассвет на Судогде
Лоция: традиционный маршрут – от переката в Лаврово (поворот на Чамерево с объездной Судогды. Но я все же советую идти из самого города. Пасторальная его красота ей-богу, стоит лишних 5 километров по тихой, прозрачной речке. Сразу настраиваешься на медитативный лад.
Ныряем под мост объездной и через 2,5 км нас ждет Лавровский перекат. Красивое место, проходить нужно, попадая четко в струю. Для любой байдарки проходимо.
Лавровский перекат
Через пару часов хода деревянный мост, проходимый. Еще через час – железный мост у д. Лухтоново. За мостом – сваи старого деревянного моста, завал. В мае проходимо, летом в большинстве случаев– обнос по левому берегу.
Вскоре, на левом берегу родник с очень вкусной водой, в 400 метрах от реки старинная барская усадьба, ныне Лухтоновский детский дом. С воды его не видно, нужно выйти на высокий берег и пройтись по тропе от родничка.
У Попеленок – автомобильный мост, под ним маленький перекатик, очень веселый и легкий. Однако, сразу за ним – разрушенный старый мост, сваи с гвоздями, будьте осторожны!
Второй перекат, осторожно, сваи!
До следующего моста часа четыре хода, на этом участке есть интересная старица, справа от основного течения – можно зайти туда и увидеть старинную водяную мельницу, рядом домик. Старица вливается обратно в Судогду, но проход с корягами и мелью, надуваха без проблем, а таймень может встрять.
Далее – мост через Южную объездную Владимира, под ним перекатик.
Следующее приметное место – Спас-Купалище, сосновый высокий берег, наверху монастырь. Пляж, тарзанки.
Спас-Купалище
Это конец реки Судогда, через 300 метров она впадает в Клязьму. Длинная песчаная коса разделяет светлые воды Судогды и темно-серую Клязьму...
По Клязьме, естественно, направо, вниз по быстрому течению до высокого безлесного берега с домами наверху – это и будет Санаторий им. Ленина.
Можно идти дальше, до моста через М7, но там неудобно собираться, у Санатория куда приятнее.
К тому же Клязьма в этих местах после чистейшей Судогды кажется серой и грязной, из нее хочется побыстрее выйти.
Оптимальный режим сплава, на мой взгляд, таков: выходим в пятницу вечером, проходим до Лаврово или чуть ниже – и встаем на ночевку. С утра субботы, никуда не торопясь, проплываем все красоты, купаясь и резвясь на пляжиках, озирая окрестности. Вторая ночевка – чуть выше Спас-Купалища (там, кстати, много оборудованных стоянок). И в воскресенье – опять же, не спеша, на Спас, там чай и купалка, можно прогуляться до монастыря. От Спас-Купалища в темпе гребем по Клязьме и часам к 15-16 чалимся, сушим байдарки и на шестичасовом автобусе эвакуируемся.
Здесь будет много лирических отступлений, ибо река эта безумной красоты, о ней я могу рассказывать долго и вдохновенно
Однажды, юной бестолковой девицей, прибыв на каникулы к родителям, я попала на 80-летний юбилей сельского поэта Мая Николаевича. Не отложилось ни фамилии его, ни стихов найти в сетевых библиотеках не смогла, но несколько строк помнила 20 лет, запало. Поэт прожил всю жизнь на берегу Луха, всю жизнь работал учителем и писал стихи только о своей реке и своей земле.
Поехала в родной городишко Вязники, всю субботу рыли с мамой школьные библиотеки, и нашли-таки в одном из альманахов этот пронзительный стих. Спасибо, буддистский паромщик, Май Николаевич Лебедев, всю жизнь смотревший в воды реки и любивший всем сердцем эту реку, ибо она достойна такой любви.
У прохладной, медового цвета, воды
И ничто здесь не режет ни взор мой, ни слух.
Здесь мой дом, мой покой, здесь струится мой Лух.
Он течет и меж пальцев уходит, как жизнь.
И как жизнь, может он без меня обойтись,
Но уйди он, последней струей отзвеня –
Без него, как без жизни, не станет меня.
Утечет навсегда память прожитых дней,
Точно в Лухе вода, все быстрей и быстрей,
Словно дым от костра на зеленом мыске
Как поутру роса, как следы на песке.
Вообще-то, по Луху ходят на байдарках даже с самых верховьев, существует семидневный маршрут: село Верхний Ландех – п.Лух – с.Мыт – п.Талицы – п.Фролищи – д. Пенкино - г.Гороховец.
Но в верхнем течении Лух, в основном, безлесен, берега болотисты, мало хороших стоянок. Интерес, в основном, представляют сами древние села и живой мир диковатой этой реки.
Легенда приписывает название реки и одноименного села Лух – монаху Тихону, перешедшему в православие дружиннику литовских князей Бельских. Им основана здесь Свято-Николо-Тихоно-Лухская обитель, существующая и поныне. Лух – в переводе с литовского «болото». И торфяные болота в верховьях реки действительно, масштабны. Они и дают темно-красный цвет реке. Пугаться этого не надо, воду смело можно брать из реки, кипяченая торфяная вода для человека безвредна.
Ввиду болотистости верховьев, более популярные маршруты для сплава – в нижнем течении. Одни выходные ходится маршрут от п. Талицы до п. Фролищи. И одни выходные – от п. Фролищи до деревни Олтушево или д. Пенкино (мы обычно антистапель делаем в Олтушево, чтоб не пачкать байдарки клязьминской илистой водой - но дело вкуса).
Сложность: практически никаких сложностей. Один обнос у старого моста близ урочища Почайка, да и тот проходим в большой разлив. Коряги, плывущие деревья – но немного и легко обходимые, река достаточно широка на этих маршрутах.
Красоты: невозможно описать. Лух течет по трем областям – Нижегородской, Ивановской, Владимирской и на всем протяжении почти полностью безлюден, кроме названных деревень никаких населенных пунктов и дорог у Луха нет. Часть его входит в Кщарский заповедник, охраняющий знаменитые карстовые озера: дикую и прекрасную Кщару, песчаный светлый Санхар и прячущийся Юхор.
Майский разлив на Лухе
Вот и Лух также дик и прекрасен. Каждый месяц его красота разная: самые шикарные походы в разлив.Тогда река превращается в цепь белых озер (березняки), зеленых озер (сосновые боры) и черных озер (осинники). Некоторые стоянки оказываются на островах, а если повезет встать на материке – то можно увидеть цветение сон-травы на белых моховых полянах…
Сон-трава (Прострел)
Летом река входит в берега. На них можно выйти и найти высеченных древних идолов. В лесу есть можжевельники в три человеческих роста. Грибов, ягод и цветов в сезон – невозможное количество.
До коллективизации эти места были густо заселены, особенно верховья реки. Ярмарка в селе Мыт считалась чуть менее крупной, чем Макарьевская нижегородская! Сергей Соловьев в «Истории России с древнейших времен» описывает эту ярмарку и упоминает что на торги приходили крестьяне с более чем 300 (!) окрестных деревень.
Сейчас по этим лесам бродят медведи. Кое-где сохранились остатки мертвых поселений, на картах они обозначены как «ур.нежил». В 30-годы крестьян сгоняли в колхозы, т.е. промысловые деревеньки исчезли, затем в этих местах разместили секретные военные части и полигоны, вывезли население, довершило все «укрупнение» колхозов и совхозов. Регион опустел.
Но лесные полигоны давно ликвидированы и лес, наконец, зажил своей естественной жизнью, которой и можно полюбоваться с реки. Медведей близко, врать не буду, не видела ни разу, а вот следы их у реки встречаются нередко.
"Дым над водой"
Заброска: В Талицы можно заброситься с трех сторон. От г. Южа (туда ходит автобус из Москвы), от г. Иваново (туда ходят автобусы из Москвы, Владимира, Ярославля и т.п.) и от города Коврова (туда идет множество поездов из Москвы, электричка от Владимира, Мурома). От Иванова, Южи до поселка Талицы ходит два-три автобуса в день. Их всех трех городов легко нанять машину. Дорога вначале унылая, в конце очень красивая, сосновый лес с карьерами.
Как можно доехать на своей машине на маршрут Талицы-Фролищи, мне в голову не приходит – выброска совсем на другую дорогу. Если только машину в Коврове оставиь и туда потом на поезде возвращаться.
Во Фролищи заброска попроще: можно доехать на поезде до ст. Ильино (куча поездов из Москвы), оттуда ходит дважды в день дизельный поезд на Фролищи.
А можно доехать на машине или поезде до Вязников, оставить машину там, нанять «буханку» и заброситься во Фролищи (километров 30 от города). Эта же буханка вас заберет через два дня в Олтушево, ехать до Вязников 8 км всего.
Если времени много – машину есть вариант оставить в Гороховце, до него можно доплыть по Клязьме. До Фролищ от Гороховца весьма недалеко, километров 12.
Выброска: из Фролищ аналогично – либо на дизельном поезде до Ильино и дальше, либо нанимать машину до Ильино, Гороховца, Вязников.
Из Олтушево до г. Вязники той же железнодорожной ветки – 8 км. Из Пенкино (ниже по течению) – 14 км. . Из Пенкино ходят до Вязников автобусы, примерно каждые три часа. Машину в Олтушево лучше вызывать из Вязников, деревня небольшая, местные владельцы уазиков и буханок могут просто свалить на рыбалку или охоту на все выходные.
Купалка: довольно много песчаных пляжей и оборудованных стоянок. Несмотря на популярность среди байдарочников – места хватает всем. Немного проблемно с пляжами и стоянками в разлив, когда часть из них затоплена и торчащая из воды скамейка – обычное зрелище
Рыбалка: весной рыбы почти нет – она расходится гулять по лесам. А летом Лух - излюбленная рыбаками речка. Ловят самую разнообразную рыбу: окуней, линей, язей, карасей, судаков и сомов. В низовьях, бывает, гуляет стерлядь, не знаю, честно сказать, разрешена ли она к вылову – но попадается.
Лоция: она крайне проста – плывешь и наслаждаешься. На маршруте Талицы – Фролищи единственное сложное место – остров в конце первого дня сплава. Обойти его можно с обеих сторон, но тайменям лучше слева, в правой протоке очень мелко. Коряги есть с обеих сторон.
Во Фролищах, независимо от начала и конца маршрута, очень рекомендую подняться во Фролищенскую пустынь.
Это монастырь 16 века, не так давно восстановленный. Монахов там десяток, туристов и паломников туда не возят, место намоленное и с потрясающей энергетикой. Я помню пустынь еще в развалинах, с надписью «стройотряд-72» под потолком собора, помню в побелке и краске, тщательно спасаемую лохматыми молчаливыми художниками – и даже тогда собор производил на нас огромное впечатление.
2006 год, начало реставрации
Сейчас его сияющие купола видны издалека.
Далее красоты реки только увеличиваются: высокие берега, рощи и боры, песчаники, довольно много оборудованных стоянок. Самые лучшие – не видны с воды, но если вы видите пляж, а за ним берег, поднимающийся вверх – не поленитесь, выйдите – скорее всего, там уютнейшая стоянка.
Туристическая банька на стоянке
На маршруте Фролищи - Олтушево есть разрушенный мост, так называемое урочище Почайка (ныне нежилое, там все ныне нежилое), его нужно будет обносить. Обносы есть и справа, и слева. Можно там встать на ночлег, место красивое. В разлив (или если прорублена протока) почаевский завал проходим слева.
Почайка.
Однажды в мае, в сильный разлив, когда залито было все до горизонта, мы сплавлялись от Фролищ. Рядом с нами собирался еще один экипаж из двух байдарок и шести человек. В первый таймень был загружен ящик коньяка. Мы похмыкали изумленно: «Богатыри – не мы!».
И вот, утром следующего дня мы проходим Почайку и наблюдаем картину: сидят наши вчерашние соседи на бережку, скукожившись, и орут: «Лю-юди! У кого есть места в байда-ах? Захватите девочку! Или хотя бы рюкза-ак! До Олтушево!»
Причалились, захватили девочку кукушкой, спросили, что случилось. Оказывается, этот ящик коньяка они вчера почти весь выпили, и поехали ночью кататься по сосновому бору. Ну, прикольно же – ночью с фонариком, на байдарке, в лесу! Однако, спьяну байдарку перевернули и утопили вместе с оставшимися двумя бутылками коньяка. Ныряли до посинения – не нашли. Вот, грибникам, наверное, подарочек был в июне!
Ниже Почайки река становится шире. Через час слева будет стоянка с табличкой «Здесь» и стрелкой вглубь. Если высадиться там – тропа приведет к огромным, сказочного вида, можжевеловым деревьям.
Еще в той же части реки есть стоянка с идолищем, вытесанным из старого пня. Но идол новодельный, не настоящий, хотя выглядит вполне аутентично, дождями помоченный и ветрами обдутый.
В устье Луха ивняк, река разветвляется, начинает петлять среди ивняка, в половодье – перед вами будет сплошь море, по нему нужно идти прямо, на вышку в Олтушево.
Летом ориентироваться попроще, главное – не потерять течение. В месте слияния с Клязьмой хорошо видна вышка на высокой горе – это и есть Олтушево. Переплываем Клязьму, антистапель, сушим лодки и ждем машинку.
Впадение Луха в Клязьму
Можно проплыть еще километров пять вдоль правого берега и высадиться в Перово, берег там пониже, ходят автобусы.
И – домой, разбирать фотки и понимать, что унести с собой эту таинственную, молчаливую красоту – невозможно, придется вернуться!
P.S.: Спасибо моему другу, фотографу из города Костерево, Игору Лебедеву, самые красивые фотки - его