Изначальное
Начало 50-х годов прошлого столетия в прошлом тысячелетии. Горнолыжной братии немного, в основном на Воробьевке, в Туристе, да в Опалихе на слоновой горке. Почему Турист? Просто эта Подмосковная Швейцария была местом паломничества альпинистов, а горная, в том числе лыжная подготовка входили в альпинистское двоеборие. Там катался один из первых чемпионов по горнолыжному спорту Вадим Гиппенрейтер, аборигены Туриста, братья Преображенские, супруги Суворовы, лыжный патриарх, приезжавший с дочкой, внучкой и правнучкой, в любой мороз в одной рубашке и с непокрытой головой «старик Губанов» А лыжи! Чудо, если кому повезло, это норвежские «гикори». Крепления – в лучшем случае «Кандахары» с тросиком и лягушкой впереди. А чаще обычные скобки с ремнем сверху, кольца от погреба с боку лыж, через которые продевался сыромятный гуж, купленный в специализированном «лошадином» магазине в Москве, на Лесной улице. Ремни крест-накрест опутывают ботинок, на пятке которого прибит толстый кусок кожи. Достаточно надежный крепеж, но сыромятина от снега и воды размокала и вытягивалась и каждые полчаса всю эту конструкцию нужно было перематывать. Да и подъемников нет, так что пешочком на склон и до следующей горы. Вот и получается: ст. Турист, Муханки, Стреково, Паромоново и обратно на горных лыжах. И еще подняться на каждой горке. Вот это тренировки! Смотрю на современное оборудование и искренне радуюсь горнолыжному прогрессу, наступил на лыжу и ты уже в объятьях отрегулированных креплений, плюхнулся в кресло и тебя уже понесло наверх. И гоняй себе! Только в этой круговерти некогда оглянуться и сказать себе: «Красота-то какая, какая потрясающая анфилада склонов и пригорков, с вековыми елями, снежных просторов…» И ножки, ножки уже не те, редко кто может просидеть «у стенки», упершись в нее спиной более пяти минут.
КУ…
У отца была исключительно свирепая и сволочная сиамская кошка. Она вела себя ну просто кое-как, носилась по стенкам, драла обои, прыгала на гостей с вешалки в прихожей. Предметом особых вожделений этой стервы стали часы с кукушкой, которые педантично отсчитывали свое время. Однажды эта зверюга вышла на большую охоту и, выждав время открытия дверок и появления кукушки, взлетела по стенке, выдернула вместе с пружиной бедную птичку и основательно ее погрызла. Реанимации глашатая времени уже не подлежала и мы ее потеряли. Теперь каждый час открывались дверцы и из темноты доносилось только хрипловатое «КУ…!» Мне вспомнился анкдот, рассказанный Президентом горнолыжной любительской лиги России Михаилом Гусевым: «Кукушка, кукушка, а сколько мне осталось жить? Ку… А что так ма…».
Полет шмеля
Теплый, солнечный мартовский денек (раньше такие были), раскисший склон, волглый, проваливающийся снег. Северный склон у деревни Новлянки, о которой сочинил такую чудную песню Ю. Визбор. Официальные тренировки заводской сборной (завод САМ) закончились и народец оттягивался. Внизу горки небольшой трамплин, который сгоношили местные пацаны. Ну как тут не ощутить прелесть полета. Валентин Никитин попробовал, но в момент толчка лыжи провалились в трамплин, Валентина развернуло тылом вверх и он по самые чресла ушел в снег, естественно, головой вниз. Это вызвало дружный хохот присутствующих на церемонии. Валентин так забавно сучил ножками, правда, все реже и реже. Народ понял — дело дрянь. Вытащили. Сплюнув снег и набрав побольше воздуха Валя сообщил нам, что имел близкие отношения со всеми нами и нашими родственниками до седьмого колена и вообще, умирать под дружный хохот таких придурков очень обидно. Пришлось справлять внеочередное рождение. Выпили…
Жалоба
Завод САМ, где я проработал почти всю жизнь, очень внимательно относился к спорту, все 17 спортивных секций были обеспечены инвентарем, арендой. Горнолыжная секция насчитывала более 70 человек, нас тоже не обижали. Так вот, получил я денежки и купил 30 пар креплений KЛC, которые выпускало предприятие «Салют», одновременно с одноименными байдарками и реактивными двигателями. Крепления обещали быть надежными. Но первый спуск с Чегета только чудом не стал для меня последним, отлетела головка переднего крепления. Хорошо, что смог увернуться на одной ноге от надвигающихся камней. При ближайшем рассмотрении оказалось, что винтовой штырь, на который накручивалась головка, не приварен к установочной пятки, а вбит в нее по прессовой посадке. Ух, я бы этого рационализатора! Назавтра еще два раздраенных крепежа. Сняли все крепления из этой партии и расклепали в мастерской гостиницы «Чегет». А по приезде куда еще, — только в партком завода «Салют». Там попросили привезти всю партию и через два дня вернули все крепления с извинениями и заваренными штырями. В магазинах больше «рационализаторских» креплений я не видел. Пишу и вдруг подумалось, не были ли парткомы раньше родоначальниками общества защиты потребителей?
Век учись
Думаю, не ошибусь, если скажу, что первый российский учебник горнолыжной техники, написанный Иваном Череповым в 1936 году, долгое время был основополагающим. Кстати, в нем было даже показано, как крутить сальто с трамплина и много мудрых советов, которые применимы и сейчас. Сколько же с того времени снега выпало и растаяло, сколько поменялось методик, типов лыж, спортивных горнолыжных направлений.Среди российских горнолыжных писателей — Дмитрий Ростовцев, Виктор Тальянов, Юрий Ценин, большой вклад в медицинское осмысливание горнолыжного спорта внес один из первых чемпионов СССР, доктор ФИС Владимир Преображенский. Одним из последних — учебник Виктора Данилина, прошедший все необходимые инстанции для использования в качестве учебного пособия при обучении горнолыжной техники.
Борисыч!
Чо та мне сдается, что первый чемпионат ЛЛ был не в Оше , а на Соби. 1991г
...А журнальчик тот, у меня цел еще! )))
Каманда Москвы тогда Первое место взяла (Да...было время ((( )
Там на снимке мы все: Саня Кротов,Лёша Хитрово, Женя Романов,Лёша Платонов,Наташа Корнеева,Серега Гунтар...ну и я затесался...))))