В 1990 г. немецкая студентка, любительница сноуборда, какими-то ветрами была занесена в Приэльбрусье. Любая другая, нахлебавшись и вернувшись, поделилась бы с друзьями и подругами впечатлениями об экстремальном опыте проживания при полной разрухе и, в очередной раз оценив превосходство Европы над Азиями, продолжила свой путь от пытливой студентки до степенной фрау, увешанной детьми и хозяйством.
Но Лиза... Лиза была настолько очарована Кавказом, великим Эльбрусом и рыжим балкарцем Сашей Байдаевым, что, наведавшись туда еще пару раз, с 1994 года окончательно поселилась в поселке Терскол Баксанского ущелья.
Уровни жизни в Германии и в Приэльбрусье и в те, и в эти времена - несопоставимы друг с другом, это не разные регионы Земли, это разные планеты.
В начале 90-х в Терсколе было совсем тоскливо, не было толком продуктов, перебои с отоплением и электричеством, всеобщее запустение и развал. Казалось, что времена, когда тут обитали толпы туристов и альпинистов, безвозвратно прошли, Кавказ был отброшен на полвека назад.
И все же. Прошло десять лет, и вот Школа Фрирайда Лизы Паль и Саши Байдаева, вот Лиза - блондинка, с бронзовым от загара лицом и слегка выцветшими бровями, она совсем не изменилась с тех пор.
Вдвоем с мужем они работают гидами, выгуливая наших и зарубежных любителей внетрассового катания. Лиза гордится, что к ним приезжают со всего мира, и что едут именно к ним лично, к Саше и Лизе на фрирайд и бэккантри. Она уточняет: не на хели-ски, а именно на бэккантри.
На мой вопрос, расширяют ли они школу, берут ли еще гидов, Лиза отвечает, что гид - это огромная ответственность, и они не рискуют ее делегировать. В Школу берут народ, который уже умеет неплохо катать, обучением с нуля не занимаются, хотя, если надо, могут порекомендовать инструкторов. С точки зрения Лизы, Эльбрус - не лучшее место для обучения, особенно зимой. Тут бывает холодно, а ученик перемещается вниз медленно, в итоге, например, у Лизы поморожены пальцы на руках.
Идеалом для Школы она считает постоянную клиентуру, которая приезжает каждый год, чтобы вкусить разнообразия сокровенных маршрутов Эльбруса. Такие постоянные клиенты уже появились, а группа финнов за прошлую зиму (03-04) аж два раза приезжала. С постоянными - комфортно, уже знаешь, что да как, и что никаких неожиданностей и сюрпризов не произойдет. Возможно, Школе не хватает своей гостиницы, но Лизу это не очень смущает, есть "Логово" - для тех, кто хочет отрываться до четырех утра, для более спокойных райдеров достаточно много небольших частных гостиниц - инфраструктура налаживается.
Вот только с канаткой проблемы остаются, в сезон - огромные очереди, приходится подходить на посадку к 7.30, чтобы первым рейсом заброситься на самый верх: иначе можно проторчать в очереди пару часов. Наверху у Лизы и Саши есть несколько "промежуточных баз", где можно пересидеть непогоду, почаевничать и приготовится к маршруту.
Фрирайд-возможности Эльбруса огромные: но надо знать пути, впрочем, это тоже не гарантия безопасности. Там, где в апреле - слежавшийся снег и можно гонять, в феврале запросто можно закопаться в пухляке по самые брови или что еще хуже - ухнуть в незакрытую снежной пробкой трещину.
Это вообще назревающая и большая проблема во всем мире - самостийные фрирадеры. Лиза хмурится, но недолго, и с улыбкой рассказывает историю о том, как в прошлом году одна девочка, спускаясь в одиночку, заехала на отвесные скальные сбросы и с ужасом, осознав, что заблудилась, достала мобильный и начала звонить в Москву друзьям. Друзья зашли на сайт Саши и Лизы (go-elbrus.com) и в форуме оставили сообщение, что мол сейчас девочка над сбросами и не знает, как выбраться, - помогите! Вот такие чудеса технологии. В общем, все закончилось хорошо.
Я смеюсь. В окошке - рубиновые абрисы гор, в душе - легкая грусть и зависть. Мне завтра на самолет и в Хмурый Город. Лиза остается в этой стране снега и света.
Автор: Юлий Орлов |