Банско. Болгария.
Отчет не 2021 года, но в Европе более стабильно, чем на нашей Родине, поэтому, уверен, что +/- обзор за 18 и 19 год будет актуален и на предстоящий сезон. Тем более, что 21 и 20 по сути прошли во всем мире при закрытых границах. А что еще делать, когда дожди, сырость, и не катаешь?! – правильно, писать обзоры и вспоминать горные вершины, пушистый снег, скорость, ветер, глинтвейн и открытые границы.
Попробую оценить в баллах, где 5 – максимально хорошо:
Каталка 5
Подготовка трасс 3
Сервис жилья 5
Жилье цена 5
Жилье в целом 5
Питание 4
Логистика курорта 5
Инфраструктура курорта 4
Цены ресторанов кафе 5
Цена скипасса 4
Дорога до курорта 4
Трансфер 5
Цены на развлечения и досуг 4
Загруженность курорта и способность переварить это количество 1
Вступление. Откровенно говоря, тогда мы хотели в Австрию или Андорру, но не вышло по деньгам, а Болгарию предложили в Библио-Глобусе за 47тыс на троих: Ребенок до 2лет, жена и я. Да знаю, до 2-лет «инфант» за билет не платит, а летит у мамы на коленях, а в отеле доплата символическая. Но тем не менее все же втроем, что накладывает некоторые нюансы на горнолыжный отдых.
Первый раз это был февраль (вторая половина месяца), в 2018году. Путешествие на горнолыжку с маленьким ребенком накладывает некоторые серьезные ограничения: до 3 лет нельзя отдать в детскую комнату, нельзя отдать на занятия инструктору или горнолыжную школу, нельзя (даже в России) оставить одного или с няней (те, кто может позволить с собой брать няню, не в Банско отдыхают!). Вариант один: кататься по очереди. Забегая вперед скажу, что на следующий год опять поехали туда же, но без дочки. Дочку оставили с бабушкой.
Про курорт. Он расположен в Пиринских горах у подножья горы Тодорка высотой 2746м. Самая высокая точка курорта, куда поднимается креселка - 2529м, далее можно пешком подняться на сам пик.
Сам город Банско расположен на высоте примерно 1000м. Зимой снег есть, если только он выпал, если вечером на термометре «минус», или, если утром, а к полудню солнце все нагревает, и снег таит, поэтому улицы, как правило, почти без снега вовсе, зато выкат, который прямо в город выходит, в феврале всегда в снегу. Город исторический, потому там интересно погулять и посмотреть по сторонам. В центре расположена церковь Святой Троицы с башней с часами и гнездом аиста не крыше. Построенная в 1850 году стала «визитной карточкой» города. Узкие улочки, порой позволяют пройти лишь человеку, все вымощено камнем и стены, и мостовые, улочки все кривые, и все здания буквально «дышат» историей, им явно более 100-200 лет, это подтвердят, и хозяева многочисленных механ (так называют местные кафе и закусочные), если зайти на одной из кривых улочек покушать. Хозяева радушно примут, и, зачастую, понимая, и даже разговаривая на русском, расскажут историю данного заведения, своей семьи и, что он бывал в России в молодости, точнее тогда еще в СССР! Необычно кушать вкусные, сытные, домашние блюда, сидя в уютном месте на 4-6 столиков, где обязательно есть камин, как правило, есть кот, фотографии семьи хозяина, всякая мелкая утварь с налетом бытования, и над головой 200-летние балки перекрытий! В конце еще будете удивлены не высокой ценой, ведь вы ушли вглубь города от туристическо-катального центра и улицы Найден Геров и улицы Пирин, где сосредоточены почти все отели и гостиницы. Там есть еще ЖД вокзал и рядом авто вокзал. С автовокзала можно уехать во многие города в том числе и в Софию, намного дешевле, чем предлагают в тур бюро как экскурсию в Софию чуть ли не в 10 раз дороже! ЖД там странный, ходит узкоколейка, куда идет, как часто, не очень было понятно, едет медленно, коптит (наблюдали за таким поездом с автодороги); есть станции по пути в Пловдив, но это показалось слишком экзотично для нас. Не историческая часть города ничем не примечательна, большой частный сектор, более ничего. Да, еще есть рынок - местный Базар. Работает каждый день, но примерно до обеда и прилавки не все открыты, зато в воскресенье - «базарный день», и там уже все открыто, очень много народа, всё в изобилии. Продают все выращенное и сделанное своими руками: овощи, фрукты, вино, сало, мёд, варенье, масло, орехи и т.д. Цены низкие, по-русски говорят мало. Но языки похожи, фатального непонимания не было ни разу. Намного дешевле чем в туристической части города. Расположение: внутри треугольника, образованного улицами Цар Симеон, Тома Вишанов, Тодор Александров. Тоже и п про сувениры: чем дальше от горнорлыжки, тем дешевле будут сувениры, правда, и выбор меньше. Банско, это то место, где по нашим наблюдениям, есть некоторые не типичные для других мест особенности. Например, покупать еду, вино в магазине выходит дороже, чем покушать в механе с графинчиком муската и тарелкой вкусного мяса и салата. Еще, у нас были включены завтраки, они не отличались особым разнообразием, но перед каталкой пойдет: сытно, и на том спасибо (сосиски, оливки, омлет, сыр, огурцы, помидоры, хлеб, макароны, иногда курица и всякое по-мелочи). Но вечером с 18-ти часов столовая превращалась в механу и там можно было покушать за деньги, причем оказалось, что меню не хуже, чем в большинстве механ, а цена на 20-30% ниже, а можно было попросить, и все заказанное принесут в номер, а можно пойти и с своим вином, а можно и заплатить потом «под крестик»! В общем вторую поездку более никуда не ходили и каждый вечер кушали у себя в отеле.
Отель называется «Жик». Про питание и обслуживание я сказал. Теперь про сам отель. Хозяин живет в нем же, зовут Георгий. Порой он даже сам разносит еду, и помогает персоналу. Очень все приветливые, всегда чисто, все исправно, везде порядок. Мы жили первый и второй раз в 2-х местном по сути номере, но у нас оба раза были две комнаты, один раз, второй, я даже удивился: нас двое приехало, а площадь где-то примерно 50кв метров. Даже 2 балкона. Еще есть в том отеле на цокольном этаже СПА, там инфракрасная кабинка-сауна, душевые, отдельно финская сауна, и помещение с бассейном с джакузи на 4 человека. Все это было у нас бесплатно. В других отелях за это требовали денег что-то типа 20минут 600р на наши. Наш друг, который поехал с нами, но долго раздумывал перед поездкой, и потому в наш отель не попал, жил в другом, а ходил к нам. Именно у него это СПА было платно, ну и в целом платил так же, а жил намного теснее и хуже. Кстати местная валюта «левы». И это нам на пользу, потому что курс рубля к левам интереснее, чем рубля к евро. Есть в городе банкоматы, и проблем снять наличку нет, хотя, она особо и не нужна, почти везде принимают карты.
Можно взять такси, и скататься на полдня в ближайший поселок Баня (примерно 5км). Там есть термальный комплекс, с бассейном под открытым небом, сауной, рестораном, и прочими радостями СПА-комплекса.
Про каталку. Еще один полезный совет, скипассы покупать по дням, потому что экономия копеечная, зато будете подстрахованы от непогоды, когда трассы будут закрыты, а деньги уже не вернуть. Но есть Варианты сэкономить: первый, для всех, это полудневной скипасс. Да вроде бы не 50% экономии, но учитывая, что к 12-13 часам трассы уже в буграх, то можно катануть с утра и до обеда, и за неделю уже экономится прилично. В дополнение уже не надо тратиться на горе в втридорога на отдых и обед. Внизу в 3-4 раза будет тоже и дешевле. Лучше 4 часа как следует катануть без отдыха! Второй способ, для пенсионеров, студентов, школьников, льготных пенсионеров – там есть приличная скидка при предъявлении студенческого или пенсионного! Да-да, даже российских документов! И если скипасс уже приобретён (обычный или льготный), то пополнять его можно дистанционно через сайт курорта что очень удобно (по дням по нескольким дням и даже на полдня).
Особенность горнолыжного курорта Банско – это единственная точка начала курорта. Это «Кабинков лифт» (по–местному) - гондольная канатная дорога. Поднимает на «Поляну Бындеришка» 1635м. Из-за чего всегда очереди от больших до огромных на этот самый «Кабинков лифт». Местные стараются бороться с этим: и открывают раньше курорт, и отправляют бесплатные автобусы по скипассу до Бындеришки, но все равно очереди не избежать. Есть промежуточная станция – «Чалин Валог», но там всего две трассы очень коротких, вернуться можно на креселке обратно, или спуститься в самый низ, где недавно отстояли многочасовую очередь! Верхняя станция гондольной канатной дороги – это «Поляна Бындеришка». От нее уже две канатки кресельные поднимают выше, то есть уже перераспределение людских потоков. Выше еще есть разделение и уже нет очередей. Все канатки хорошие австрийские, все с подогревом сидений и замедлениями на посадке-высадке. Если свернуть с трассы правее, с самого верха с «Тодорки», то можно «лайтовым фрирайдом» докатить до «Плато». Спуск – это обширные поля с редкими ёлками, торчащими полметра-метр, пушистым снегом, и плавным уклоном вправо. Главное, не увлекаться, что б сильно не уехать вправо (уже не вернуться к Плато); выбираться до цивилизации там часа два через лес и сугробы. Можно взять гида и тогда уже настоящий фрирайд будет обеспечен, маршруты там имеются.
Когда катание завершается, что б не ехать обратно на канатке, можно доехать прямо до стоянки. Для этого крайний спуск надо сделать по самым правым трассам, чтобы выехать к канатке «Железнов Мост» (правее и ниже «Шелегарника»), но не останавливаться на ней, а проехать мимо через мост, а дальше хорошенько разогнаться, потому, что далее будет все время полого и остановка или падение для сноубордистов будет стартом пешей прогулки на несколько километров, лыжникам в этом случае проще. Ближе к промежуточной станции гондольной канатки будет горка с резким спуском, но таким же резким подъемом, обычно хватает ходами пройти, но если замешкаться, то возможно опять пройти пешком, но уже недалеко, метров 50-100. Потом будет короткая «красная» трасса, или «черная» на выбор, переходящие в «синие», а далее все «синее» и пологое до выката, до асфальтовой стоянки. По сути едем по парку, в конце будут встречаться гуляющие люди с детьми, санками, и т.п. То есть весь спуск с самого верха до самого низа будет примерно 10км при перепаде 1500м. Есть интересные трассы 9, 9а – это «черные» трассы, уклон там и их длина – мое почтение, ширина позволяет параллельно даже втроем спускаться не мешая друг другу. Начало с 2-й «красной» трассы от самого верха, идти – левее. Утром, когда они ратрачены, то это одно удовольствие гнать по ним. Но к 11 уже появляются бугры, после полудня они в хлам убиты.
Седьмая и первая трасса имеют освещение для вечернего катания, но они синие, по факту 1-я вообще для беговых лыж, на некоторых схемах так и обозначена. Есть хафпайп (в районе Поляны Бэндеришка), есть парк (там, где 11-я трасса, параллельно ей не доезжая до Плато), и еще один парк на выкате черной трассы на «Поляну Бындеришка».
Про полеты. Для парапалнеристов есть возможность полетать. Старт от верхних станций «Тодорки», там обозначена площадка баннером с знаком соответственным (чуть ниже самих станций, что б не мешать лыжникам и сноубордистам). На канатку с крылом в рюкзаке без проблем, пропускают. Взлетали с ног, старт широкий, но пологий, бежать надо бодро. Доски мы оставляли внизу у баннера, иногда удавалось договориться с канатчиками оставить в их домике. Лыжникам проще: возможен взлет и посадка с лыж, ничего оставлять на старте не надо. Посадка внизу на «Поляне Бындеришка» на стадионе – это официальная посадка, куда садятся местные пилоты; посадка в городе или за пределами курорта – запрещены. Если кто-то захочет прокатиться с опытным инструктором, то там катают в тандеме, по погоде и наличию свободного инструктора Вас покатают.
Выводы:
«Плюсы»: относительно не дорогие скипассы, длинные трассы, крутые спуски, возможность полетать на параплане, очень вкусно много и дешево покушать, недорогое жилье, все в шаговой доступности, хороший недорогой сервис, школы, инструкторы, понимают русский, приятный курс местной валюты, не сложно добраться до курорта, исторический город.
«Минусы»: их, пожалуй, два, первый вытекает из второго – очень, очень, очень много людей, КП наша даже в пик сезона отдыхает, там по два-три часа в очереди это обычное дело. Из-за этого хоть после первой очереди гондол потом все и растекаются ровно по курорту, но много людей, и к 11 часам трассы в буграх и разбиты. Да и сами болгары готовят трассы без энтузиазма. Ну и разнообразие не большое, все искатать за день вполне реально и далее начнется день сурка. Конечно они длинные, интересные, есть прямо черная-черная, где прямо-таки страшно-страшно упасть на бугре, летать придется до самого выката… но она одна такая, и красных тоже маловато. То есть для хорошо уверенно катающихся будет скучно чрез 2-3 дня каталки.
Все написано правильно. За исключением субъективной оценки за каталку- это даже не тянет на тройку с большим минусом, так как очереди, плохо подготовленные трассы и просто их малое количество, а еще обычно небольшое количество снега ставят банско в нижний ряд глк. Спасает его существование только низкая цена, на том и живут.