Такой натюрморт:
- микроскопический зал аэропорта «Пловдив» (в Домодедово туалеты, право, поболее) забит как лежбище морских котиков пассажирами двух чартерных рейсов (тяга к Родине, понимаешь ли…);
- детки Pompea (если кто не в курсе – горнолыжный мир тесен, как коммунальная квартира, не встретить знакомцев в горах - нереально) успешно изображают настоящее цунами;
- на лавке стоит початая бутылка татарской (?!) водки (пути Господни неисповедимы: разлита в Казани, выпита в Болгарии) с закуской из «бортпайка» авиакомпании (паримся здесь часов пять, в итоге улетим часов через 12).
Вадим:
- Ну, что, прочтем мы что–нить от Кубы про Банско?
- Ну, а что можно написать о таком бойком месте? После миллионов соотечественников, которые уже все рассказали всем? И что можно узнать сокровенного за шесть дней?
Ответ, казалось бы, очевиден…
Но вот прошло время, отстоялись и осели впечатления (ха-ха – ацтой в голове у Кубы!), и решил я поделиться вредной правдой, ну, не совсем вредной и не совсем правдой…
Банско. С чего начать?
Если прочитать все 130 страниц этого топика про Банско (а лучше не один раз) - вы станете старожилом, местным причем. И извлечение удовольствий из поездки займет минимум усилий и максимум времени. Если для вас там «много буковф», то поездка украсится многими сюрпризами, открытиями и приключениями. Для любителей идти напролом, бороться с трудностями, решать проблемы по мере их поступления – однозначно второй путь… Я не асилил все… Выбрал третий путь… и потерял прелести первых двух…
Про деньги
(Эти штучки – дело серьезное, поэтому про них без шуток, а то, как бы за базар не пришлось отвечать.) Так как путевка была для нас неожиданная и не плановая, то пришлось вспоминать студенческую пору, тратить по-минимуму, потому что тратить особо было нечего.
Все расходы на двоих:
- путевка 42 000 полновеснных российских (перелет, трансфер, проживание, страховка, виза;
- ски-пассы на шесть катальных дней 10 720 рублей 31 копейка, оплачены в кассе карточкой VISA;
- хавчик, пойло и прочие радости жизни – 200 евро. А лучше бы евро не брал. Менял их по «неправильному» курсу, минимум процентов 10% пошли на поддержание благосостояния гида и обменника. Максимально лучший курс при снятии левов с карточки. У меня получилось 932,36 руб с комиссией за 50 левов. Если снимать больше, то курс еще выше. Незначительно. Банкомат есть у входа в нижнюю станцию гондолки (Кабинков лифт), а также во всех отделениях банков. Впрочем, не все банкоматы дают наличные, примерно половина (но карточку, слава Богу, выплевывают). В момент прилета лучше иметь при себе немного левов (во время трансфера перекусить, купить в аэропорту первую бутылку ракии). Их (левы, а не ракию, а может, и ракию) можно купить в Москве. Несмотря на запрет ввоза и вывоза левов, реально никто не интересуется, декларацию не заполняешь. Или мелкие купюры евро. У меня были сотки – намучился, в итоге сдал с потерей.
- 100 левов (около 50 евро) – тратить их было совсем не обязательно. Так, барство, подарки детям, сувениры…
Про пир живота с Бахусом
Это все пошло в перекус на горе. Хватило на три дня.
Очереди
Желающие не отказать себе в этом удовольствии всегда могут их найти. Для этого нужно подойти к начальной станции (Кабинков лифт) глубоко после 9 утра. Для полного кайфа нужно это сделать в выходной или праздничный день. И часик-другой в толпе вполне хватит, чтоб определить вчерашнюю винную карту соседей по очереди…
Для того чтоб влипнуть в очередь в районе Шигарника или Бандеришковой Поляны («второй уровень», если словами геймеров), тут нужен определенный талант. Нам, неумехам, даже десяти минут не удавалось насладиться… На Плато, если повезет, можно минут 10-15 потратить в стоянии на швабренно-тарелочных подъемниках, опять же если ветерок прохладный и противный в морду, это усилит удовольствие…
Мы, поднаторевшие в битвах с очередями, легко обходились без них. Это, возможно было ошибкой – первые два дня реально выкатывали обычную двухдневную домбайскую или трехдневную эльбрусскую норму. Или, фигурально выражаясь, «выкатывались в хлам» со всеми негативными последствиями – болящими суставами, отказами организьма посещать злачные места, увеличенной в разы гравитацией в районе спального ложа (фото7), только и хватало сил, что на маркетинговые исследования местного рынка вин…
Склоны и трассы
ВАЖНО: не забудьте при покупке ски-пасса попросить карту склонов, она бесплатна, но очень поможет новичкам разобраться или заранее спланировать предстоящий катальный день.
Вполне возможно, что Штирлиц зазубрил бы на память все трассы и их характеристики, и как бы заранее знал, где есть «приход», где есть «развод»… Мы начали более ли менее ориентироваться к концу второго дня. К концу каталки вполне знали, куда надо ехать и зачем. Причем примерно треть трасс нами не посещалась, ввиду их визуальной импотенции (в смысле уклона).
С утра не надо стартовать на Тодорку, чтоб зажечь по вельвету (к 11 он обычно уже сильно коцанный), и прихватывать трассу «Томба» (черная по местному, я б сказал, что серенькая с красным отливом). После 11 с нее сдирали вельвет, обнажался жесткач и лед, на котором фрилыжи, не обремененные бритвенной остроты кантами, на крутяке не вставляли. А представьте как там колбасился народ на прокатных лыжах!!! Впрочем, отсутствие умения и слаломного стаффа еще больше привлекает адреалинозависимых на эту самую крутую в Банско трассу.
Ближе к обеду и тем более после него (если вы не привыкли часик-другой вздремнуть во время адмиральского часа в шезлонге) каталка по трассам как-то не вставляла никаким концом. Конечно, если у вас каустофобия (боязнь пустых постранстов) и метротолпазависимость, то вам прямая дорога на трассы, ведущие с Плато на Шилингарик (разбиты до умеренного бугрятника, количество лыжебордеров (в основном кандидатов на это звание) на квадратный метр обычно не превышает двух. Эти же места, в основном, решают проблему безработицы среди местных эскулапов, регулярно поставляя подопытных. По моим наблюдениям - до десятка в день, примерно половина из них требует эвакуации. Вторая может гордиться синяками, шишками, легкими побоями, и прочими материально-телесными подтверждениями причастности к горнолыжке…
Спуски в районе Тодорки, «Томбы» более привлекательны в плане загруженности, несмотря на то, что показаны как черные (как известно, чем чернее трасса, тем больше на ней лыжебордовской живности) и если решили перекусить на Бандеришковой поляне – рекомендую спускаться по ним. Мы же к этому времени перебирались «копать огороды» - так у нас называются поиски нетронутого снега.
[page]Далее исключительно мудрые советы о том, где не надо кататься в Банско.
Конечно, лыжным извращенцам они бесполезны, что возьмешь с больных людей?
Зона №1. Практически не просматривается с доступного на подъемника пространства. По отзывам бывавших: самый шикарный спуск с вершины, крутые узкие кулуары вверху, много не просматриваемых по ходу отрезков. После пробных спусков можно получать извращенное удовольствие. Сам не совался – не было напарника. Если б и поехал, то с гидом или вторым номером. Сомневаюсь, что получил бы удовольствие, возможно, привез бы полные штаны… До пика около получаса, выезд на дорогу для мотонарт, далее выход на Бандеришкову поляну.
Зона №2. Очень хорошо читается!!! Можно наметить спуск по силам. Вначале крутой спуск, есть кулуары, дропы до 10 м (а может, и более), но можно выбрать и менее соленый спуск без излишеств. Есть места для спуска средними и длинными дугами. В общем, классический многовариантный склон. Выезд на нижние подъемники Плато длинным траверсом.
Зона №3. Создана Богом исключительно для подсаживания на так называемый фрирайд (на самом деле, все знают, это слово придумали те, кто не умеет кататься по трассам, но стыдятся в этом признаться). Так, сказать первые три косяка бесплатно: сравнительно пологий склон с сосновым редколесьем (даже меткие попадания в соснячок практически не приводят к летальному исходу).
Много кочек для прыжочков, много засыпанной сосновой мелочи, которую можно использовать в виде трамплинов. Очень хороший и дружественный (в плане целостности конечностей и отростков) тренинг для маневрирования по лесу. В общем, фрилягушатник. Своим ходом выезжаем к подъемникам Плато. Главное, не увлечься низко по долине ручья. Жесткий трип по снегу («...вам примерно по… пояс будет…»). В конце редколесье переходит в лесок. Кроме перворазников, рекомендую для разминки, инвалидам, беременным женщинам и детям. Наш любимый «огород».
Зона №4. Легко доступна с «Тодорки». Орентир для захода – оранжевый мат, укрывающий опору, примерно в районе высадки с кресельной дороги, ведущей с Шилингарика на Тодорку. Заход удобный – много не узких кулуаров, далее склоны средней крутизны с сосновым редколесьем, много скальных обрывчиков от метра до трех. Можно выбрать вариант через лес. Внизу пологий выкат.
Спуски требуют определенной подготовки и быстрой реакции, так как маршрут ввиду коротких ходов не просмотреть и по движению приходится быстро определяться с дальнейшим.
Зона №5. Лесное катание. Лес почти идеально подходит для этого – расстояние между деревьями и подлесок позволяют поддерживать, несмотря на небольшой уклон, скорость, достаточную для комфортного объезда препятствий. По драйву это, конечно, не КП и не Шерегеш, но умотает вас там хорошо. Необходимо вовремя траверснуть в сторону трассы и выйти на нее в районе поворота налево, там же большой «волчатник». Далее вниз начинается бурелом и некомфортный беккантри. Зеленым цветом показаны также аналогичные лесные участки.
Зона №6. Район недействующей канатной дороги «Академика». Рай беккантри! Офигительные склоны доступные ски-туром или беккантри. Сам не ходил ввиду малого времени пребывания – но, глядя на эти склоны, плотоядно облизался – долгое время там была девственная целина, но потом наследили. Выход с нее на Бандеришку поляну.
В общем, это весь перечень мест, куда не надо соваться нормальным челам.
[page]Про людей
Существует общераспространенное заблуждение: люди ездят в Банско кататься на лыжах. А вот и не так – по крайней мере, половина жителей в нашей гостинице не каталась на лыжах, а кое-кто возможно вообще не поднимался на гору. В окрестностях Банско достаточно туристических объектов – спа-центры, рыбалка, винные погреба и достаточно близко до Софии. Кроме того, неплохое место для шопинга как горнолыжного (снаряды, одежда, акccесуары), так и барахольного.
Практически все, с кем общались, себе что–нибудь прикупили: очки, маски, г/л костюмы. Ценник более гуманный, чем в Москве, да и выбор показался лучше… В аэропорту одна парочка попросила записать на себя их багаж – что ж они там накупили больше чем на 40 кг?
Можно ли ехать с целью стать там на лыжи? Я б советовал пройти начальную стадию все-таки дома. Ведь обидно проюзать неделю в лягушатнике, когда кругом такие горы… Но если есть надобность в инструкторах, то это не проблема: можно взять местных, они как минимум, сносно общаются на русском, можно взять наших «Мамонтов», живущих в Банско, можно приехать с российской школой «SNOWPRO». Результат, впрочем, зависит в большей степени от того, какой инструктор вам попадется. Совсем недавно на горе пересекся с лыжником, проходившим обучение в Банско, он не в восторге. Но это уже отдельная тема. Я могу ответить только за сноупрошников – сам повышал у них уровень катания вне трасс.
А как вообще, стоит ли ехать?
Это была наша первая поездка в дальнее забугорье. Цена-качество сервиса, проживания, региона катания нас более чем устроили, а два дня снегопада превратили поездку в праздник! Хотя есть мнение, что за те же деньги или даже дешевле можно съездить в Австрию. Наверное, если поездка более недели, то видимо, имеет смысл, но на шесть катальных дней нам вполне хватило и Банско.
С чем сравнить в России?
Если обустроить трассы на Домбае до Русской поляны, то по складу рельефа и превышениям очень близко. Единственное, что граница леса в Банско выше.
Перспективы. Банско строится бешенными темпами. Со вступлением в Шенгенскую зону (2010 год) болгары рассчитывают на увеличение притока туристов из Греции, Италии. Сейчас, кроме российских туристов, много из Англии, Германии. К этому же сроку они планируют решить и главную проблему Банско – печное отопление. И, наконец, этот практически круглосуточный смог исчезнет.
Планируется постройка дополнительной гондольной дороги параллельно Кабинковому лифту и освоение западных склонов (Академика). Тогда уж точно вам за шесть дней будет все не объехать…
Я каждый день, просыпаясь, хочу видеть эти горы….
Счастливого пути!
Автор: Alex (Kuba)
Другие статьи автора на сайте:
Гладенькая и kuba. Саянские Альпы
Kuba и Эльбрус
Kuba и ГорШор. Отчет о поездке в Шерегеш
Kuba в Гудаури
Соболиная. Пикник на обочине
Ергаки. Старая добрая сказка, или здравствуй, комсомольская юность
Ойкумена или зима, проведенная в горах
Московский Салон непредвзятыми глазами лыжебордеров
Как я учился летать, или Kuba и «Снежный проект»
Бельдерсай, бульбульбуль-мммм, Чимган, мммм-бульбульбуль…
в сезон очереди есть везде, если их нет - то скорее всего у курорта есть дургие минусы (например ценник). Я была в низкий сезон - после НГ праздников и до студенческих каникул. К кабинкову лифту всегда приезжала глубоко после 9 - очередей либо нет, либо минимальные.
По поводу цен в механах - а вы с чем сравниваете? раза в два ниже московских, особенно учитывая болгарские огромные порции! по поводу отмеченных вами "нежелательных" трасс - на половине из них каталась, впечатления приятные, особенно в качестве разнообразия.
И, кстати, если вы сидели на вылете 17 часов, то мы в два раза больше (рейс 3303 КрасАэро 18.01.08 - кто летал, тот поймет) и даже один раз еще "ложно" летали и вернулись в Домодедово. Но впечатления от Банско все равно потрясающие!
P.S. глубоко сомневаюсь, что отдых в Австрии получится дешевле. там скипасс один стоит на 20 ороже..