История моего Давана началась в 2012ом году. Что я знал об этом месте тогда? Север Байкала, отсутствие цивилизации, суровые зимы и БАМ. Именно БАМ дает нам возможность кататься на окружающих его склонах Байкальского хребта.
Кто рано встает, тому рыжий рассвет.
Дорога из Иркутска до перевала около 800 км.
Большая часть пути – заснеженная грунтовка, которая в последнее время довольно хорошо чистится из-за освоения Ковыктинского месторождения и новой стройки в тоннеле под перевалом. Добраться можно на любом автомобиле, однако полный привод весьма желателен, т.к. часто затруднены встречные разъезды с грузовой техникой на узких участках зимника, где можно провалиться в мягкий снег на обочине. Также стоит учитывать, что после п. Жигалово есть переправа через р. Лена. С конца марта нужно мониторить ледовую обстановку. В среднем дорога занимает 10-12 часов, если ехать без прицепа. По дороге заправки есть в Качуге (260й км), Жигалово (360й км.), Улькане (670й км).
БАМ.
В Улькане только 92ой и дизель, и то не всегда. В крайнем случае, можно вернуться до переезда через БАМ и проехать вдоль него на запад 20 км. до пос. Магистральный. Там даже солярку арктику можно купить :)
Цель прямо по курсу!
Местный транспорт.
Еще можно добраться поездом прямо до станций Дабан или Гоуджекит, либо самолетом до Северобайкальска, однако наличие автомобиля существенно облегчит передвижение по району.
Сезон на Даване короткий. Нормально кататься можно в марте – апреле. До этого, как правило, холодно.
Снег. Снега много. Но, как показала практика, не всегда. Я езжу на Даван третий сезон подряд. И в первые два снега было мало. Ну, то есть как мало, 1.5 метра в лесу на перевале. Выше – больше. И такое малое количество снега было большой проблемой, потому что в условиях суровой зимы он там весь превращается в крупу. Кататься, а тем более передвигаться по нему не доставляло большого удовольствия. Постоянно проваливаешься по пояс. Однако, по заявлениям работников метеостанции, на которой мы живем, такое малое количество снега было в последний раз в 90х годах. Это и подтверждают таблички, которые прибивают в лесу к деревьям для отметки уровня снега. Я сам в 2012м видел такое дерево. Самая верхняя табличка была метра на 4 выше моей головы.
Этот год также не был особо снежным, но его было вполне достаточно, а самое главное, что нам несказанно повезло с погодой. О лучшем и мечтать даже не приходилось. Первые пару дней – снег, а потом солнце, штиль и 0 градусов – красота!
Жилье. Живем мы уже третий год на метеостанции прямо на самом перевале. И это ближайшее место к зонам катания. Здесь же располагается гараж для ратрака и отсюда начинаются все снегоходные покатушки и коммерческие группы многоснега.ru. Другое ближайшее жилье расположено в 20 километрах на восток от перевала в Гоуджеките.
Мы расположились в одном из двух вагончиков, оборудованных для жилья. Каждый вмещает до 8 человек. Внутри, электричество, плита, отопление, шкафы и спальные места.
Приехали туда, где многоснега.ru :)
Любимый холодильник фрирайдера.
Всего нас собралось 6 человек. Трое нас и трое парней из Красноярска, с которыми меня познакомил заочно Миша Шепелин.
День 1.
С утра должны приехать Краснояры. Ну что же, должны, значит поеду встречать. Сажусь в машину и еду на вокзал в Гоуджекит к назначенному времени. И вправду - приехали. Теперь нас стало вдвое больше.
Когда все собрались - начали обсуждать планы. А в них входила вылазка в Дикий цирк на 4 дня с палаткам. По прогнозу сегодня и завтра передавали снег. Решили в первый день не рвать когти и просто сходить в японский лес и малый цирк Ленинградки для посмотреть. Завтрак, легкий перекус с собой в рюкзаки и вот мы уже тропим первые метры свежего Даванского снега. К слову сказать, его состояние радовало, не было перемерзшей крупы, и мы не проваливались даже на снегоступах. Да и погода установилась очень теплая, хотя видимости не хватало.
На входе в малый цирк Ленинградки.
Японский лес.
Довольно быстро мы забежали в Японский лес. Отсюда 2 варианта спуска. Первый - по самому лесу. Это длинный и пологий спуск с редкими деревьями и небольшими плюшками. Второй - в цирк. Довольно короткий, но с очень крутым и интересным рельефом.
Готовимся к спуску.
Красноярские читеры.
К моменту спуска погода сильно подпортилась, но, несмотря на это, все решили спускаться в цирк. Уж очень интересный там рельеф, да и не для того мы приехали на Даван, чтобы катать по плоскому лесу :) Быстро выкопали шурф. Он показал, что снег стабильный. Я бы сказал больше - за 3 года лучшего шурфа я тут не выкапывал. Вкрепляемся и мочим! Однако замочить по полной не получилось. Рельеф очень неоднородный, с выпуклостями и перегибами, леса нет и, как следствие, почти полное отсутствие видимости в условиях сильного снега.
Видимости нет совсем.
Спустились, и, чтобы не портить впечатления о первом катальном дне, решили забраться еще раз и катануть по Японскому лесу.
Сказано - сделано. Спуск был довольно продолжительным и, по словам парней, вполне веселым. На сегодня катание закончено. Завтра нас ждет выход с палатками на 4 дня, ну а пока что бонус - мы едем в Гоуджекит купаться в горячие источники и набираться сил перед заходом.
День 2.
Ранний подъем в 7:00, завтрак и выезд. Часа полтора уходит на логистику. Увожу 2 партиями народ к началу тропежки. Сам возвращаюсь на перевал и ловлю попутку. Тут повезло - минут через десять поймал Камаз.
Дикий цирк находится в 10 км от метеостанции. Нам предстоит набрать около 500 метров высоты до границы зоны леса.
Подъем по лесу. Долгий и мучительный. Рюкзаки 20+.
Дрю - подозревака.
На это ушло 6 часов тропежки, и вот мы уже стоим возле камня, который я заприметил еще в прошлом году. Все изрядно уставшие, особенно парковые участники. Однако, нам еще предстоит обустроить лагерь. К счастью, на улице все так же тепло, около -5 и молоко. По приходу в цирк парни даже особо не понимали, где мы находимся и что вообще вокруг нас, поверив мне на слово (совхоз "Светлый путь"), что завтра все будет.
Нам повезло. Камень нашли довольно быстро.
Ну да ладно, пора ставить палатки. Вокруг нашего камня снегом надуло коридор, который прекрасно защищал от ветра. Достаточно было немного раскопать пол и можно ставить палатку, чем красноярские парни и занялись. Наш же план был немного позаковыристей. Я предложил выкопать дыру в стене, чтобы потом поставить в нее палатку и, таким образом, дополнительно огородить ее.
Мы еще не подозреваем, чем закончится эта стройка :)
Была только одна проблема, палатка была не наша, и я не знал её размеров, а когда пришло время её устанавливать, мы долго ржали. Она была слишком высокой и не помещалась в углубление. Недолго думая решили, что проще уже довести до ума существующую конструкцию. Выстроили заново стенку, и получилась вполне себе пещера.
Наш дом на 4 дня.
К вечеру заготовили себе дровишек для костра. На том и успокоились.
Колдуем на погоду.
Все в предвкушении завтрашнего дня. Особой остроты добавляло то, что парни здесь впервые и до сих пор не было видно практически ничего. Я же молил о хорошей погоде.
Я уже третий год подряд прихожу в этот цирк и до сих пор ни разу не раскатывал местные склоны. В 2012 мы ходили сюда на разведку налегке однодневным маршрутом. Выловили - 39 с утра и крупу по развилку. Тогда в самом начале подъема на вершину из цирка мы повернули назад, потому что после того, как выкопали шурф, желания лезть наверх ни у кого не осталось. Уходя тогда, я решил, что вернусь сюда в следующем году. В следующем году мы приходили в этот цирк уже с палатками. Точно такой же чичер, такая же плохая лавинная обстановка. Ко всему тому же единственный склон, который мог оказаться пригодным для каталки в тот день обстреливался лавинщиками со стороны железной дороги, что мы и слышали. Тогда мы тоже повернули, так и не скатившись. И вот спустя еще один год я опять здесь. Уже вечерело, все устали от тяжелого захода, но мне что - то не хотелось спать. Облака начали расходиться. По прогнозу завтра обещали солнце.
День 3.
Но прогнозу сбыться не было суждено. Когда проснулся – первым делом вылез наружу посмотреть на небо. Валил сильный снег. В таких условиях куда – либо идти не представлялось возможным. Мы стояли выше зоны леса. Даже отходя на 50 метров от лагеря трудновато было найти дорогу назад. Поэтому этот день вычеркиваем, но мы старались не отчаиваться, ведь у нас осталось еще два. Я со Степой сходил под склон выкопать шурф. Снег стабильный, нужно ждать погоду.
День 4.
На следующее утро снег закончился, однако была плотная облачность и плохая видимость. Решили, что дальше ждать нет смысла, и выдвинулись наверх. Я выхожу чуть раньше остальных, т.к. собрал свой штурмовой рюкзак еще с вечера.
В планах раскатать этот склон.
Подъем идет по хребту вершины 1770, часто именуемую у узких кругах (не спрашивайте почему) Хуйвачой. Подъем достаточно крут, поэтому я бросил свои снегоступы и пошел тропить. На середине подъема, наконец – то, мы дождались погоды.
Отставать от тропящего - моветон!
Давайте - снежные наркоманы!
Буквально за 10 минут на небе не осталось ни облачка, и склоны Давана предстали перед нами во всей красе. Это добавило сил и через 15 минут я вышел на вершину.
На улице около нуля, штиль и склон горы, который ты собираешься проехать, и который до этого еще никто не катал :) Настроение на все 146%! Ах да, совсем забыл про пол метра свежачка сверх и без того мягкого снега, которые нам любезно предоставила природа. Жалеть можно было только о том, что не захватили с собой шезлонги.
Шикарные виды.
Все это до сих пор не катано человеком.
И с каким рельефом!
Быстрым лосем Степа спускает меня на веревке на склон. Копаю шурф – все ок, можно ехать. Дальше – коллективные фото и радостные лица перед стартом.
Похоже, что парень еще до конца не въехал, куда попал :)
Перед стартом.
Степану, как фотографу предоставилось право первым взорвать склон, чем он и воспользовался по полной! Мы, стоя вкрепленные на вершине, слушали радостные выклики Степы и с нетерпением ждали своей очереди.
Первонах!
Ну а дальше рванули сами
Моя линия.
Счастье! Оно есть!
Димон наркоманит.
Словил старый лавинный отрыв - притворился типа мэнуал.
На выкате.
Дима закладывает дугу.
Следующий Никита.
Дрю в поисках своей линии ушел правее всех.
Ширнулся
Спустя 10 минут 6 счастливых тел снова собрались в одной точке и с чувством большого удовлетворения разглядывали изрезанный собственными линиями склон горы.
Взорван.
Никто особо не торопился. Я же поймал кураж, и со словами “Это стоит повторить”, подрезал Степины снегоступы и пошел тропить на второй круг.
Любишь тропить - люби и кататься.
Типичный Даванский пейзаж.
На второй раз поднялись вчетвером. Солнце к тому моменту уже успело уйти с нашего склона, но спуск удался. Все счастливы.
Загораем и сушим шмотки в предзакатных лучах солнца.
Склоны на противоположной стороне ручья.
Вечерние посиделки в лагере.
День 5.
Сегодня по плану день выхода, но мы не могли отказать себе сходить на гору еще разок. Рано встаем, быстро завтракаем.
Утро на Даване начинается с кружки горячего кофе...
и миски каши.
Чувак, сори, но ты проспал то и другое :)
Вчерашняя тропа уплотнилась, и я позволил себе вообще не брать снегоступы. Наверх забежали довольно быстро.
Склон поломался.
Дальше нас ждал длинный траверс к вершине в центре цирка. Идем не торопясь, разглядываем красоты.
Иркучи сегодня первее :)
Уже знакомые пейзажи.
Солнце жарит и наматывает улитки на южных склонах. Дошли до следующей вершины, что составляет где – то половину намеченного пути по гребню. Оттуда увидели оставшуюся часть траверса. Ребята решили, что на него уйдет слишком много сил и стали готовиться к спуску здесь. Я сходил немного подальше посмотреть другие варианты спуска, но вскоре тоже вернулся к остальным.
Какбэ расстроился, что не дают походить еще.
Нужно торопиться, склон греется, задерживаться на нем становится опасно. Разбираем себе точки старта по вкусу и валим по очереди вниз.
Дрю мочит дропы.
Димон обгоняет сопли.
Дима Метеля нашел свою полянку.
Я качусь по лайту. Все самое интересное уже разобрали.
А это Никита - везде побрито :)
На этом каталка в нашем четырехдневном походе закончилась, за исключением 4х километрового выката к дороге с рюкзаками :)
После обеда цирк совсем подтаял. Пора менять место дислокации.
А вечером нас ждали горячие источники, еда в кафешке, пиво и просмотр фоток. Все уставшие, довольные и загорелые, некоторые даже чересчур :)
Решили, что завтра будет день отдыха, поэтому никуда далеко не пойдем. Просто поищем в округе места, где можно будет замутить трамплинчик и побатониться.
День 6.
И такое место мы нашли всего в паре минут езды от метеостанции прямо у дороги.
Разгрузка.
Присыпанный снегом курумник с плюшками и перегибами. Выбрали место поинтереснее и замутили небольшой кикер.
Плюхи :)
Димон привез с собой из Иркутска шейп-тул. Это существенно облегчило строительство :)
Чувак на стиле.
Вообще, у каждого в этой поездке были свои супер-способности. Димон, к примеру, крутой шейпер и повар.
Дрю - это харизма. К тому же, умеет снимать с ног.
Степа - наш фотограф…
Дима... Дима сука запасливый. Если вдруг мне в полевых условиях понадобится инструмент для ремонта снаряги, то не сомневаюсь, что при необходимости, он на месте наведет мне эпоксидки, чтобы заклеить вырванный кант. Но имеет один баг - всегда забывает рацию.
Я люблю строить снежные пещеры… А еще наивно подумывать катануть самые крутые кулуары “Радиорелейки”.
А это Никита - везде побрито :)
Димон крутит сколько - то там градусов.
Раскатываю плюшки.
Вдоволь напрыгавшись, не стали долго задерживаться и поехали на источники. Завтра у нас выход на Ленинградку.
День 7.
Ленинградка – это ближайшая к метеостанции гора. Очень большой такой пупырь. Со стороны дороги имеет 2 цирка. Малый и, соответственно, большой. Наша основная цель – раскатать большой цирк с предвершины. Основной интерес в том, что там очень хороший уклон, местами до 50 градусов. Выход на ски-туре прямо из вагончика на метеостанции.
Показываю скитурщикам в какую сторону рулить.
Дрю перешагнул через забор. 3 года назад о его существовании никто и не знал.
Дорога занимает около двух часов, рельеф для захода очень простой и безопасный.
Узнаете парня? :)
Большой цирк Ленинградки.
Наш склон.
Захожу на гору, жду остальных участников.
Такие виды открываются отсюда.
Дальше все как обычно – отдых, перекус, шурф.
Не перестаю удивляться погоде, которая установилась на время нашей каталки.
Я выкопал шурф в непосредственной близости от надутого козырька. Он показал хорошее состояние снега, но Красноярским парням он показался сомнительным, и они спустились пониже делать свою лунку. Там все было не так радужно, как у меня. Немного подумав, решили ехать, но в стиле очковой кобры. Степа ушел на перегиб для осуществления контроля за спускающимися и съемки видео. Первыми поехали Дима с Никитой. Они взяли правее по менее крутому участку. Снег вроде держит и мягкий. Дальше поехал я. Выбрал центральный кулуар. В нем был максимальный уклон, но чтобы в него попасть с самого верха нужно было пройти траверсом под здоровенным нависающим козырьком.
Я сцал. Правда! :)
Было страшновато. Кулуар оказался и вправду довольно крутым, но снег в нем был очень жесткий, и это сбило меня с темпа. А всего – то в 20 метрах правее парни проехали по мягонькому свежачку…
Димон заходит в кулуар.
Спустившись в цирк у нас оставалось время, чтобы куда – нибудь сходить еще. Я, Степа и Дима Метеля решили подняться на саму вершину Ленинградки по противоположной стороне цирка и спуститься по ее полю.
Дрю: “Сфоткай типа лыжник!”
На все про все ушло еще час с небольшим. Солнце еще не успело закрыть линию спуска и это добавило положительных эмоций вкупе с очень мягким снегом и длиннющим полем.
По центральному полю в большой цирк Ленинградки.
Дима Метелит..
Отличный релакс-спуск в завершении дня. Выкатили к парням и вместе поехали на метеостанцию. Впереди у нас еще пара-тройка километров снежного дзэна :) Все уже стартанули, а мы со Степой решили проехать вдвоем на камеру. Пока вкреплялись услышали сильный грохот в больших ебенях. Пошла лавина в следующем кулуаре после моего. Солнце нагрело козырек и он обвалился, унося с собой снежную массу. Переглянулись со Степой и решили, что пора валить отсюда. Я молча сделал для себя выводы.
Дальше все по накатанной: Гоуджекит, источники, пиво, дево…
В кафешке, как в аквариуме. Аквариум там, кстати, тоже есть...
День 8.
Завтра у парней поезд и у нас остался один катальный день. За все то время, что мы здесь находимся, накопилась усталость, ведь полноценого отдыха мы не делали. Поэтому этот крайний день решили ничего не выдумывать и пошли кататься в малый цирк через вчерашнюю тропу.
Поднимаемся по вчерашней тропе. Дойдем до предвершины, вкрепимся и выкатим в малый цирк Ленинградки.
Вчерашняя лавина. Можно разглядеть наши следы в соседних кулуарах.
Дима Метеля в малом цирке Ленинградки.
Никита.
В этот день снимали, в основном, видео. Почти не фотографировали…
Были у меня планы сходить и другие горки на противоположной стороне дороги. Там в пешей доступности есть очень интересные вершины с километровыми перепадами и обалденным крутым рельефом. Но я понимал, что сейчас этим планам не было суждено сбыться. У ребят было всего 7 катальных дней на Даване, потом им нужно возвращаться домой. Да и погода все это время стояла аномально жаркая, и кататься на тех склонах было очень опасно. В итоге мы спустились по 3-4 раза в малых ебенях, раскатав их в хлам, и довольные вернулись в вагончик. На этом наша каталка на Даване в этом году закончилась. Хотя у нас и была еще неделя свободного времени, мы решили тоже сваливать в тот же день, что и Красноярцы. Без них это было бы уже не то :)
День 9
Ранний подъем. С окна вагончика видно наши следы.
На следующее утро отвез парней в Гоуджекит, где они будут ждать свой поезд, вернулся на метеостанцию, и мы поехали домой.
Выезжаем домой. Начали появляться первые облака.
За неделю жары дорога превратилась в адскую замерзшую кашу с колеями и выбоинами. Машине пришлось тяжко, но она молодец – справилась.
Ледовая переправа через р. Лена.
Уже вечером стоял у порога, где меня встречали родные.
Дома я много рассуждал на тему этой поездки и могу сказать, что о лучшем, при таком малом количестве дней можно было и не мечтать. Конечно, есть там и более интересные места для катания, и мы обязательно их раскатаем, надеюсь, что уже в следующем году. А пока что вот так. Всем мир! :)
Отдельно хочется поблагодарить своих новых Красноярских товарищей, которые смогли выбраться с нами. Дрю, Никита, Дима - без вас ничего бы не получилось!
Ну и в конце немного политики :)
Фотографии Степана Зуева
Несколько фактов и полезных замечаний для тех, кто, может быть, захочет поехать туда покататься:
- высоты в районе примерно до 1800;
- высота перевала 990м., под перевалом 600м.;
- перепады высот достигают 1100 метров, в цирках до 400-500 метров;
- ближайший город Северобайкальск (55 км. на восток);
- климат резко-континентальный, в марте часто бывает за -30 по утрам. При этом днем температура может приближаться к нулю;
- весной часты снегопады и погода трудно прогнозируема в местах катания;
- самые интересные места для катания без леса (выше зоны леса либо в кулуарах, где его нет из – за лавин и курумника), поэтому катание в плохую погоду практически исключено;
- самые интересные экспозиции восточные. Так что кататься там лучше всего с утра и часов до 14, потом солнце уходит;
- наличие автомобиля существенно облегчает катание в районе;
- район мало посещаемый. Если вы заберетесь на какую – нибудь гору, кроме Ленинградки, Северобайкалки и пары - тройки других, то, скорее всего, это будет первопроход, а может даже и вершину назовете :);
- каждый катальный день стоит завершать купанием в горячих источниках. Самые ближайшие в Гоуджеките (20 км. от перевала). Также можно посвятить день поездке на другие источники, их там много;
- в районе водятся медведы. 3 года назад снегоходчики разбудили одного, пришлось застрелить;
- в районе всегда высокая лавинная опасность. Учитывайте это при выборе места для катания.