Бичевинка (Бечевинка), Петропавловск-54 или Финвал. У этого места несколько имен. Некогда процветающий военный поселок год за годом сдает свои позиции перед мощным натиском природы. Это видно по дорогам, сквозь бетонное покрытие которых пробивается трава, по домам, в которых гуляет ветер и в трещинах подоконников растут полевые цветы. Еще, наверное, сотня лет, и напоминать об этом месте будут только поросшие мхом фундаменты, так как стены некоторых домов, которые, к слову, строили на совесть, уже начинают обваливаться из-за постоянного натиска снега и дождя.
Бичевинка, или Финвал. Для меня этот поселок всегда был тем загадочным, таинственным местом, где мне хотелось побывать. Здесь, как и в горах, чувствуется неимоверная сила природы, а ты становишься всего лишь маленькой песчинкой на этой планете.
Добраться до этого уголка Камчатки, которого никогда не было ни на одной карте, можно морем, воздухом или по суше. Но для каждого способа существуют свои ограничения. На вертолете чрезвычайно дорого, по земле не факт, что сможешь перебраться на снегоходной технике через две крупные реки Налычево и Вахиль, морем — а почему бы и нет.
Идея родилась у Мстислава Соколовского и команды Kamchatka freeride community. Слава опытный каякер. Он бывал в Бичевинке не раз и много рассказывал об этом месте. Но, так как на лето у каждого свои планы, мы решили отправиться в поселок весной. Но не на каяках, а на корабле с звучным названием «Омега» фирмы «Пеликен». Выход был запланирован на апрель. Мы хотели совместить наше путешествие с катанием в стиле бэккантри (спуск по неподготовленным трассам) на горных лыжах и сноубордах. Снега в том районе, по нашим подсчетам, в середины весны еще предостаточно. Но резко ухудшившаяся ледовая обстановка не позволила нам покинуть Авачинскую бухту. Льды блокировали губу, и выходить в открытое море было бы самоубийством. В итоге сделать это удалось только 18 мая. В составе группы гиды Kamchatka freeride community: Кирилл Серегин, Мстислав Соколовский, Павел Верещака и Алексей Пуговкин, а также я, Людмила Фигура и Денис Евграфов — в качестве фотографов, Саша Барновалов — видео, наши гости из Москвы и Красной поляны — Лена Ненюкова и Макс Панков, а также райдеры из Петропавловска — Катерина Округина, Алена Дмитриева, семья Семенюк и Иван Старичков. Вроде никого не забыла, если что, надеюсь, ребята меня исправят.
Погрузив на корабль снегоходы, каяки и лыжи с досками, мы отправились в путь. Ночь перехода, и мы в бухте Моржовая.
Снега, к нашему разочарованию, оказалось не так много, как мы рассчитывали. Но, несмотря на это, мы решили совершить вылазку на ближайший склон.
40 минут и мы наверху, откуда открывается шикарный вид на горы и саму бухту. Особенностей в ней никаких, кроме ржавого остова корабля непонятной постройки. Узнать, что это за судно и каким образом оно сюда попало, нам так и не удалось.
В итоге, сделав пару спусков, мы довольные отправились обратно на корабль. Впереди был путь в Бичевинку. По словам капитана заходить туда нужно вечером, когда начинается сильный прилив. В противном случае велика вероятность сесть на мель.
Время в пути от Моржовой до нашей конечной точки — около четырех часов. Несмотря на довольно промозглую погоду и ледяной морской ветер я большую часть времени провела на палубе. Ведь это первый раз, когда я на корабле иду в открытое море. И, наверное, я даже начала понимать тех, кто отдает ему всю свою жизнь. Это в каком-то роде своя философия, дающая повод подумать и расставить все точки над i. Еще более впечатляющей картину делают скалы, обрамляющие берега, гроты, пробитые в них водой и птицы, наполняющие эти места звуками.
Еще одна особенность этих мест — небольшое лежбище сивучей. Дородные и вальяжные, некоторые из них даже не сходили со своих мест, когда мы подплывали к ним на лодках, а Слава на морском каяке.
Особое впечатление производит мыс Шипунский. От скального утеса в море уходят, словно шипы на спине динозавра, скальные останцы, кекуры. В свете закатного солнца эта картина производит особенно сильное впечатление.
Сразу после Шипунского берег уходит в бухту Бичевинскую. И здесь, в отличие от всех остальных пейзажей, становятся видны следы человеческой деятельности. Воротами в бухту являются две косы. Раньше, чтобы туда могли зайти подводные лодки, для которых собственно и был построен этот поселок, дно между ними углубляли земснарядом, так как его постоянно замывало. Здесь же остались старые вышки, а на ближайшей сопке видны антенны и старая колея дороги к ним. Как нам удалось узнать позже, раньше там располагалась база ПВО.
Уже от ворот открывается вид на сам поселок. Кажется, что сейчас вот по улице поедет машина, из-за угла ближайшего дома выбежит ребенок, а город заполнится голосами… Однако все ожидания напрасны. Люди покинули это место почти двадцать лет тому назад. Нам не терпелось отправиться туда, изучить и осмотреть хоть маленькую часть. Поэтому, сразу после того, как «Омега» причалила к пирсу номер 3 (всего их там 4), мы, несмотря на надвигающуюся темноту, двинулись в путь. Фотоаппарат, теплая одежда и обязательно ракетница для отпугивания медведей, ведь именно они теперь хозяева Бичевинки. Следы их присутствия здесь повсюду.
Полтора километра и мы у первых домов. Честно, было немного, нет, не страшно, а жутко. Заброшенный, забытый Богом город, где нет ни души. В таком только и снимать фильмы ужасов и триллеры. Первым строением, в которое мы зашли, оказалось видимо бывшее общежитие. Длинные узкие коридоры, небольшие комнаты и множество мусора. Конечно, уповать на то, что мы найдем тут нетронутый антураж, было бы глупо. Бичевинку давно растащили по кусочкам. Как говорят знающие люди, в течение нескольких лет после расформирования этого гарнизона сюда приходили и морем и воздухом, вывозили все, что можно было использовать в хозяйстве или продать. Поэтому целыми в квартирах остались разве что чугунные ванны, и то, правда, только на верхних этажах. Особое впечатление произвела масса старых детских вещей и игрушек. Потрепанные непогодой и временем, они заставили меня вспомнить страшные картинки из фильмов про апокалипсис, атомные взрывы и прочее. Интересно было и то, как были отделаны квартиры. Во многих сохранился настоящий деревянный паркет. Причем если его очистить и заново покрыть лаком, он явно обретет вторую жизнь. Вернулись мы на «Омегу» уже ближе к полуночи. Решили, что на сегодня хватит, чтобы завтра более подробно изучить город.
Ночь пролетела быстро. Снились странные сны про забытый город, звуками в котором были только крики птиц и шелест волн. Утром, наскоро позавтракав, сгрузили с борта судна снегоходы, прихватили лыжи и сноуборды и отправились в Бичевинку.
Сразу, забегая вперед, скажу, что покататься нам так и не удалось. Несмотря на то, что погода стояла хорошая, желания подниматься на гору и кататься, не было. Нас манил он — неизведанный и ранее такой далекий, а теперь близкий поселок. Свое второе знакомство решили начать с площади. Там до сих пор стоит главный памятник Бичевинки, он посвящен подвигам советских воинов. Рядом стоят дома, школа и куча непонятных сооружений. Их предназначение можно узнать, только побывав внутри.
В школе есть кабинеты, в которых висят различные плакаты, нарисованные детскими руками, в комнате химии остались пробирки и всяческие склянки, в углу спортивного зала стоит потрепанный временем «козел».
Интересными оказались два соседних корпуса. По нашим предположениям в них раньше размещались поликлиника, казармы для солдат и рубка радиосвязи. В последней валяется неимоверное количество дисков от старых телефонных аппаратов. Чтобы не путаться друг у друга под ногами, мы решили разделиться. При осмотре зданий удивило и то, что многие помещения горели. Уже потом мы узнали, что это происходило гораздо после расселения. И сделано руками мародеров, приплывавших в Бичевинку в поисках цветного металла.
А вообще, поражает масштаб. Трудно даже представить, сколько денег было потрачено на строительство этого поселка, если даже дороги здесь сделаны из толстых бетонных плит, которые практически не повредило время.
В итоге день пролетел, как один миг. Впечатлений осталось же на всю жизнь. Особо поразили останки войсковой части. Она расположена примерно в трех километрах от поселка. Раньше там располагались склады для хранения торпед подводных лодок. А также рубка, откуда велось бы управление войсками в случае нападения на Камчатку. Из того, что поразило: кучи различных документов, чертежей, значков радиационной опасности, каких-то рубильников и прочего. А также толстые стальные двери, которые закрываются на четыре замка, ключи при этом нужно поворачивать в особом порядке.
Несколько лет назад я побывала на Украине. Там под Севастополем есть небольшой поселок Балаклава. Он, так же как и Бичевинка, должен был стать опорным пунктом в случае войны. Но, в отличие от нашего поселка-крепости, там удалось восстановить часть сооружений. Теперь туда приезжают тысячи туристов, чтобы побродить по подземным дотам. Хотелось бы, чтобы и Бичевинку не забыли. Ведь это не только район, где можно прикоснуться к прошлому. Поселок окружен грядой сопок, высотой до тысячи метров, откуда можно совершать катание на горных лыжах и сноубордах. И мы это проверили. Кататься здесь можно вплоть до июня. При этом перепад высот и рельеф удовлетворят даже самым высоким запросам.
Кстати, в будущем ребята из Kamchatka freeride community планируют провести еще не одну экспедицию, целью которой будет катание и изучение труднодоступных районов Камчатки. И вы можете стать участником этих мероприятий. За информацией можно следить на сайте www.kamfreeride.ru.
Для справки.
Вот что мне удалось почерпнуть с просторов Интернета в поисках информации о поселке Бичевинка.
В случае нападения врага на Петропавловск-Камчатский именно Финвал должен был принять основной удар на себя. Город, благодаря этому, получал передышку и время на мобилизацию своих сил. В поселке базировались подводные дизельные и атомные лодки. Финвал был фактически автономным. С внешним миром сообщался он только с помощью судов. Они доставляли почту, товары для магазина и прочее. Все в поселке было предусмотрено на случай изоляции от внешнего мира: овощехранилища, бомбоубежище, стрельбище, школа, клуб, вертолетная площадка и многое другое. Вход в бухту охранялся артиллерией. Там дежурили ракетчики и зенитчики. С развалом Советского Союза жизнь в поселке стала ухудшаться, также как и на всей Камчатке. В середине 90-х поселок отдали рыбакам. А позже он совсем был закрыт и брошен людьми.
А вот из воспоминаний одного из пользователей сети Интернет: «Там жизнь кипела, как в заграничном городке. Не было ни милиции, ни ГАИ, да и транспорта было всего четыре машины, и те грузовые, чтобы грузить продовольствие. На центральной площади раньше стоял клуб, там у нас по выходным была дискотека и крутили фильмы».