Всю сознательную жизнь можно считать себя абсолютно неазартным. Но когда ты стоишь в облаке белых снежных брызг и видишь себя уже внизу - усталого и опустошенного, зная, что завтра не восстановишься, а делать тебе это надо раз за разом. И в себя ты придешь уже дома, открыв дверь пустой квартиры.
Когда за месяц до поездки ты не знаешь, состоится ли она, а за день до приезда на место ты не знаешь, где оно, то импровизация должна быть подготовленной.
Я давно пытаюсь понять, хотя бы отдаленно, схожи ли мои мысли с мыслями моих друзей. Например, разрешима ли дилемма, что важнее - оказаться частью чего-то мощного, став его частью, или просто сделать то, что называется - "я прошел". Хотя, наверное, самый сенокос - это сочетать оба ощущения по максимуму и свести к минимуму компромисс между своими желаниями, возможностями и обстоятельствами. И каждая следующая поездка поворачивает этот краеугольный камень еще неизвестными тебе гранями…
Мы не сделали ничего нового, не прошли ничего неизведанного, просто хочется сказать: "Я там был!"
Про людей
Наташа, Гали, Саша, Нелли Николаевна, Руфина, Москва, Ебург, Питер, Чимкевы... Спасибо Вам всем. Очень добрая атмосфера, что дорогого стоит. Помню Вас всех и люблю.
Люди - это второе, отчего сюда надо вернуться. Первое, конечно, каталка.
Каталка
Про каталку. Каталку!!! Сюда все едут кататься!
Официальная информация (с сайта beldersay.uz)
Всего в четырех километрах от Чимгана (в сторону Ташкента) на высоте 1500 м, в 2000 году был построен спортивный горнолыжный центр в урочище Бельдерсай. Снег здесь лежит дольше, чем в Чимгане. Это трасса для опытных горнолыжников.
Снег здесь сухой и холодный, великолепный для катания и, по оценкам специалистов, считается одним из лучших в мире.
Климат - континентальный, Гималаи с одной стороны и Сибирь с другой, обеспечивают экстремальные температуры и обильные снегопады.
Гора Кумбель
Высота верхней отметки: 2880м
Длина трассы: 3020 м
Перепад высот: 765 м
Средний уклон трассы: 270C
Максимальный уклон: 52.10C
Протяженность канатно-кресельной дороги: 2500 м
Перепад высот: 565 м
Протяженность буксировочной канатной дороги: 700 м
Перепад высот: 200 м
Трасса официально зарегистрирована в FIS (международная федерация горных лыж). Протяженность трассы до 3000 м. Трасса оборудована канатно-кресельной дорогой и вверху с бугельным подъемником "Doppelmaer", поднимающим туристов до отметки 2350 м горы Кумбель. Трасса с обширными областями катания, относится к "черным" (сложным) трассам.
По жизни
Я плакаль. Когда я это увидел - я плакаль. Когда я самоуверенно поднялся и увидел это вблизи, я перестал плакать и начал бояться.
Нет трассы. Есть направление. И есть флажки, за которые лучше не ездить. Лавиноопасно. Очень лавиноопасно. Реально гибнут люди и к советам Саши Черныха реально прислушиваются.
Есть глубокий снег. Есть очень много пухлого, мягкого, девственно глубокого снега.
И круто. Очень круто. Градусов 45-50 наверху, чуть меньше внизу. Самарские севера здесь - учебный склон.
Я отцепился с бугеля, потерял скорость и утонул с бордом много выше колена. Полные непонятки. Рядом топчется Анька, ей еще хуже, она на новых коротких карвах. Ручки палок на уровне ботинок. Упали по первому разу. Над снегом торчит только шлем и доска. Остальное тянет вниз. Перевернулся на живот. Живот тянет вниз. Отстегнулся. Посмотрел на Аньку. Достал до дна. Анька снова лежит. Матерится. Доплыли до на бугеле укатанного. Сидим. Дышим. Материмся. Появились понятия, что кататься мы не умеем. Решили ехать вниз по укатанному поднимающимися на бугеле (45…50 град, ширина 0,5-1м). Кроме нас на склоне человек 7-10. Будня. Смотрят с пониманием.
Кончилась физика. Упал. Отстегнулся. Не могу пристегнуться, глубоко. Не могу материться, не хватает дыхания. Связался с Анькой по рации, она барахтается где-то в стороне, не видно. Ей хватает дыхания материться, т.к. не курит. Общий вывод - мы не умеем кататься. Спустился до канатки. В бар. Вроде обед, но есть не могу, колотит. Выпил водки. Полегчало. Выпил еще. Вспомнилось: "Трезвым кататься можно, но непривычно. (с) О.Л.Шаповал". Поехал наверх опробовать идею. Было легче, но других идей не приходило. Точнее, с точки зрения физики процесса я знал, попадал в подобный снег, спускаясь со скал Пастухова, но там не ТАК круто. День заканчивался. В бар. Колотит. Одел жилетку (черная такая, со значком, кто знает - поймет:). Познакомился с Гали.
Про Гали. Это местный спасатель. Местный ангел-хранитель. Налил по 100. Себе и Гали. Анька говорит: "И мне". (Кто знает - пойметJ). Завязался неторопливый разговор спасателей. Анька сломалась первой.
Утро. Бар. Два по пятьдесят, ибо трезвым кататься... Вспоминаю, чему учил Гали:
- "в глубоком снегу вес тела надо перенести на заднюю ногу, перед всплывет. Управлять потом научишься, научись носом не зарываться". (Я, дятел, многих народов учил обратному: "ты нагрузи переднюю ногу, задней подруливай") .
- Любимый финт: поскоблить на канту, когда устанешь (Вариант: когда страшно, писАть широкие дуги почти перпендикулярно склону), не поканает. Доска ПОД снегом. Другой кант цапанешь обязательно.
Чуть начало получаться. Начал смотреть по сторонам. Народу на склоне+канатка+бугель человек 15-20. Ты этот народ просто не видишь, ощущение - катаешься один. Вы знаете, как тяжело потерять жену? :)
Будни. Канатку то крутят, то остановят, пока народ наберется. Не для кого. Связался с Анькой. Ей, вроде, тоже полегче. Вспоминаю, что Гали говорил ей: (вспоминаю я :))
"Задняя стойка в глубоком снегу - распространенная ошибка. Стойка должна быть НЕ передней".
- "А у меня очки запотевают". А 90% информации в мозг идет через другие органы. Или одень мягкие однодневные линзы."
- Ну-ну, вечером поговорим про другие органы…
Караганда уезжает, человек 15. Хотят усыновиться здесь у Наташи, но она младше их раза в два. Караганда ездит сюда всю жизнь, сейчас детей привезли. Показывали прошлогодний фильм, про здесь, красиво. Но они возят с собой оператора. И еще один фильм, про лавины, впечатляет.
Вообще, уровень катания ОЧЕНЬ высокий. Лыжи не менее 210, доски 165.
Познакомился со Свердловском. Потом подружился. Если Анька утром не разговаривает - значит вечер удался. Многому учили/учился (потом). Появилось ощущение полета. Все продолжает болеть.
Пал туман. Просто тупо село облако. Наверху туман - внизу снег. Штиль. Нет, не штиль, безветрие. Но осознаешь это только, когда валяешься. Видимость метра три-пять, кочки пытаешься чувствовать ногами. Нет, не кочки, кочек нет. Есть чужой след, которому ты следуешь, и важно его не потерять. И очень хочется, чтоб его кто знающий прокладывал, но не сильно умелый. Сильно умелые сигают с трех метров как здрасьте. Страшно.
Не хватает физики. И дыхалки. Снова валяешься. Присмотрелся - флажки. Типа, туда не ходи, сюда ходи, снег башка попадет, совсем мертвым будешь. Здесь надо левее и разгоняться, по воспоминаниям, далее мелкий подъем, не хватит скорости … или отстегивайся, или метров 50 в зайчика играй. То/другое не хочется. Скорости таки не хватило. Тумана нет, есть снег. Хлопьями. Связался с Анькой.
Спать легли в 21. Все болит.
Пацаны сказали - хватит колупаться. Пойдем, как взрослые, вон там. Страшно стало сразу. Дурак, пошел. Дошел, дурак. "Теперь вниз, вбок по косенькой, видишь ту елку? Да не ту. Щас Димка пойдет, ты за ним не ходи, он отмороженный, тебе левее, а то до дна сая скатишься, вылезать, но его след краем глаза держи. Ну, пошли." Инструктаж закончен. Пошли так пошли.
Лирическое отступление. Подобное развлечение для мудёрых бобров класса Юриса, Ветчины, Нечайки, Машки. Простите, кого забыл, но идея понятна. Прорайдеры (привет, ЖЕ) нервно курят у рейла.
Я-то здесь что делаю?
Хелиски. Звали. Не пошел. Мозгов хватило. Вертушка летала шесть дней из 12, что я был. Места были. 4..6 спусков по 2 км (по вертикали) в день. Пскем, Угам, плато Ойгаинг. Катят впереди лавинщик Саша Черных (смертник, и я тебе это говорил, и Наташа при мне говорила!!!), за ним человек 10..12 долбоебов, сзади два спасателя. Все удовольствие (в день) около $350/чел.
Вкатался. Стало получаться. Оборзел. Закайфовал. Поехал без рюкзака. Сильно ушиб плечо. Стал бояться. Упал. Ушиб еще раз. Снова плакаль. От злости и жалости к себе. Пора домой. Да и контора без руководителя соскучилась.
Набор начинающего сноубордиста:
- Каска. Она же шлем. Я Вас за@@у с этим девайсом. Не ты - так тебя. Не лыжник так бугель.
- Рюкзак с защитой спины (искать в столице, цена вопроса от 800 руб, у них там какая-то новая сеть открылась, Ольга писала)
- Рация
- Фляжка
- Херь, которая кисть защищает (Гали, спасибо за статистику, пока сам не прочувствовал, считал бесполезной).
- Нет, сначала фляжка, потом рация. ИМХО, когда три раза голова - ноги (шлем) или перелетишь через НОС доски, то сначала фляжка, потом рация.
Люди упомянутые
Наташа. Отвечает здесь за все. Канатка, жилье, еда. Искать, обычно, в кафе. Которое бывший ангар от ратрака, который пропили во времена советской власти, который Или на выпуске.
Брюнетка (на момент написания) лет 35-40. Жесткая. Много работает. Уставшая. Справедливая. Много курит синий гАвенный ПалМал (негАвенных сигарет здесь нет:(). То, что за последние 4 года здесь все ЗАРАБОТАЛО и НЕ стало курортом - ее заслуга!
Саша Черных. Отвечает за хелиски, размещение наверху и за погоду. Ждать в баре у Наташи. иногда до вечера, сразу узнаете. Русастый (от слова "русак") загорелый мужик 45 лет, говорит тихо, пьет по 50. Рассказывает старые анекдоты, сам себе. С рюкзаком, откуда, по делу(?) торчит основная веревка.
Гали. Первый приехал - первый уехал. Наверх. Хрен дождетесь, лучше попросить, чтоб с ним связались. Мужик азиатского склада лет 55, в черной жилетке 70х годов с эмблемой КСО на груди. Не отвечает ни за что, но появляется в тот момент, когда с вами что-то случилось. Гали, я люблю тебя нежно!
Про жизнь кроме лыж
Канатка. Двухкреселка. Ниже (не так страшно ехать), чем на Чегете. Длиннее. Ехать 27 минут. Если забудут отряхнуть сидушку - сильно мерзнет попа. Запускают, когда наберется 10 человек. Стоит 20 руб. Наберется 5 человек - будет стоить 40 руб. Плати 250 руб и катайся один сколько влезет. Влезет немного.
Канатчики. Вышколены Наташей. Подают кресла, бугель, чистят снег. Взяток не берут.
Бугель. Бугель как бугель. Как в Иве. Только круче и длиннее. Запускается, если на склоне более 20 человек. Или по договоренности с Наташей.
Отношение к русским. Лучше, чем к узбекам. У всех. Органов власти. Таможни. Канатчиков. Наташи. На склоне на 10 между собой русскоговорящих 2-3 говорят на непонятном языке. Среди них бывают финны (Привет, Олежка!). Больше Питер, Москва, Караганда, Ебург. Теперь еще и Пенза.
Выпивка. Пиво очень дорого. 50руб/0,5. Водка, которую можно пить, - 60..80руб/0,5. Глинтвейн 12руб/0,20. Коньяка нет.
Транспорт
Пенза-Ташкент. Самолет из Москвы или проходящий поезд?
Самолет заказывать надо сильно заранее. Например, в сентябре-ноябре, тогда, например, Домодедово дает скидки. Получается около (эбаут, как сказал Олежка, гоняя прибалтов, привет, Ебург) 7200 туда/сюда. Если тупо 3 недели, то 16..17тыс. Эт не наш выбор, ибо к 16 плюсуем Москву, до Москвы, от Москвы!
Наш выбор - плацкарт. Объясняю. Азиатский паровоз - это сказка. (вы будете смеяться, но мой сосед слева писАл это слово "Маскува" и плакаль на непонятном языке, почему ему денег не заплатили, ведь он так старался, так старался). 55 часов пролетают незаметно. Купе /плацкарт по барабану. Наш выбор - плацкарт. Менталитет азиаЦких проводников. Народ в вагоны набивают одинаково, просто в купе они стоят за тонкой стенкой. Но гомонят, гоняют чай и гадят тоже одинаково. Торгуют всем. Торговки идут плотным потоком, плечо к плечу, сумка к сумке - ломятся к тебе в купе. Продают все. Минералка, пиво, водка, пирожки, рыба жаренная/копченая, тапки/штаны, телевизоры, DVD! Я купил себе шикарный "Ролекс" за 50 рублей. Ну не смог устоять перед такой красотой. Убил бы того, кто осуществляет поездную трансляцию.
Обратные билеты надо брать в Пензе!!! Пояснения в личку!!
Таможня. Задолбала. Из 55 часов в пути 7 стоишь на таможнях. Их аж 4 штуки: Российская, Казахская, Казахская, Узбекская, и назад. Бедных узбеков трясут на каждой. С каждого на каждой берут по 50..100 рублей. Российских боятся/уважают. Не досматривают. Улыбаются.
Категорические советы
Выложить красные загранпаспорта на стол сразу. И перед каждой таможней выкладываются снова. (на обратном пути какой-то укуренный узбек, не представляясь, не показывая удостоверения, в штатском, хотел содрать $10 за негабаритный багаж (т.е. лыжи). Помогли волшебные слова "Министерство по Чрезвычайным Ситуациям", "“Оказывать содействия" и "“бла,бла про Женевские конвенции". "Извини, братан, не узнал"). Т.е. если заведомо знают, что из России, стараются не связываться, мало ли с кем.
НЕ шутить. На их нелепые шутки НЕ отвечать. Отвечать только: "Да. Нет. Из России". Другие слова забыть. Во время общения с любым похожим на представителя власти держаться уверенно. Ваш первый вопрос должен быть: "Покажите, пожалуйста, ваше удостоверение".
Помнить, что ЛЮБОЕ упоминание НАЦИОНАЛЬНОСТИ на повышенных тонах может быть квалифицированно как "призыв к расовой и национальной розни". За это у узбеков сажают. Всерьез и надолго. Два свидетеля и сел (как минимум огребешь, мама, не горюй).
Выводы: 1. Следи за базаром.
2. Пиши все беседы на телефон.
Все другие вопросы решаются деньгами, недорого. $10-15-20.
Транспорт Ташкент - Бельдерсай и около. Такси. Прямо, тупо, с паровоза, самолета, среди ночи на привокзальную площадь. Торговаться жестоко. Реальная цена 600 рублей/машина (начинали с 1400). В пути около часа. На месте среди ночи будить Наташу. Она будет недовольна. Если среди ночи. И без предупреждения!!! К утру отойдет, она добрая (Привет, Наташа). В любом случае на улице не останетесь.
Деньги
В принципе, они есть :)
Официальная информация: $1=1250 ихних сумов. RUR1=47 ихних сумов.
(В любом телефоне есть конвертор валют :)).
Реалии: $1000 весят один килограмм узбекских денег! И это не шутки! Вместо кошелька ходить придется с рюкзаком.
По жизни. Рубли выгодней менять в паровозе, доллары в обменник. Разница RUR/$, в зависимость от того, где менять, достигает 5..7%. $ брать мелкие, 1-5-10-20. Их берут все /всегда. Рубли хуже. В Чимгане/Бельдерсае менять негде!!! Включая пафосную гостиницу!!!
И еще: торговаться везде и всегда! Дели предложенную сумму на два - и тебя поймут. Дели на три - и начнут уважать.
И еще: пластиковые карточки узбеки не знают (делают вид что не знают). Можно с собой не брать.
Про быт
Ну, его нет :). Напоминает Приэльбрусье лет 20 - 30 назад, про те годы г.Клюев говорит: "Пружинная кровать в "Озоне" помнит отпечаток Поповской попы :-) . Подробнее?
Про еду
Купить негде. В принципе. Мораль - все с собой. Пиво, пиво, пиво, коньяк, коньяк, колбаса, сыр, лепешки:)
Электрический чайник. Чай, кофе, сгущенку…
Плитку или газ. Сковородку, яйца, сосиски. Это на утро. А потом можно поесть в кафе у канатки или на метео.
Про послелыжие
Его нет. В принципе. Никто тебя веселить не будет. Но!!!
Можно
- душевно попить местное винцо с лавинщиками на метео (требуется минимальное знание темы)
- попить водки с Ебургом (требуется подготовка)
- попеть песен под баян с Чимкентом (требуется отсутствие слуха)
- посмотреть TV
- сходить в сауну в Чимган. 220 руб/час на всех, есть все, включая кухню, камин и пианино (требуется предварительная договоренность за день. И с такси тоже.)
- В общем, никто в тирольской шапочке вокруг тебя не пляшет.
- дунуть с узбеками. Не советую
- на дискотеку в Чимган. Особенно приглашать девочек с косичками. Руку брал - женись. Тебе это надо?
- искать специальных женщин. Привезут из Ташкента. Небюджетно.
Про жилье
Его нет. В смысле как в Азау, Чегете, Терсколе, etc. Точнее, есть пафосный отель "Бельдерсай ором" (дальше не запомнил). Он красиво, но неудобно (Ок.2 км в горку) стоИт и нескромно ($60..200/чел) стОит. У нас есть три варианта:
- Вагончики у канатки см. фото
- Метеостанция на Кумбеле см. фото
- Домики, принадлежащие отелям, см. сайт.
Про 1. Разговаривать с Наташей.
+ 50 метров от канатки, из окна видно, когда ее включили.
+ Cамое мобильное в части поехать в Чимган, Чарвак, etc. Все редкие такси здесь.
+ Очень бюджетно. Зависит от количества народа. Оптимум - 6\8 чел. Или 4\6. Вдвоем хуже всего. Вагончик с водой, душем и унитазом стоит $40, половина $20. Итого 2\4 чел - $10/сутки. Если 6\8 чел - эбаут $8 плюс собственная бесплатная сауна плюс TV.
Вариант: без душа и унитаза. $3-5/чел. Мыться и какать к друзьям. Если после каталки силы останутся мыться и какать:-).
- Ну, так, по студенчески. Очень по-студенчески…
Про 2. Разговаривать с Сашей Черных.
Помещение метеостанции на самой пипке г. Кумбель. $20 с кормежкой. Кормежка от пуза, очень вкусно. Душ, сауна, оч. чистенько и прилично.
+ Начало всего внетрассового. Ты первый на склоне. Вся целина твоя.
- А туман? Когда видимость 3-5м?
+ Очень хорошая компания собирается/снимает/содержит
- Наверх только на бугеле. Или пешком метров 700, если канатка работает. Или никак, если не работает. Твоих-то по рации предупредят, они-то волноваться не будут.
+ Очень хорошая каталка.
- А ты умеешь ТАК кататься?
+ Оч. хорошая компания
- Ты привязан к канатке (Только сейчас вспомнилось. Маленькую белую собачку внизу, которая лает на лыжников и любит бордистов тоже зовут Канатка ) и вечерами лишен того, что внизу. Тебя конечно пустят переночевать на нижнюю метео:)
+ Удобно останавливаться 2
- Трудно 6
Короче, решайте сами, советуйтесь со мной, всего не опишешь.
Про 3. Ресепшен отеля-владельца.
+ Ну, домики как домики. 2 спальни, холл/кухня,туалет, душ, TV. $100 дом эбаут. 4-5 чел.
- 1,5 км от бара в гору. Усталым/нажратым - подвиг.
Ебургу понравилось. Мне не очень. Но как вариант для тех, кому за...
Про Чимган
Отстой советских времен. Две (?) девятиэтажки 80х годов с выбитыми окнами/дверями. Узбеки (?) катают всех желающих на кОниках (купила мама коника:) и санках. Пахнет кониками и санками. 2-4 кафушки. Лучшая - "Причал". Не так грязно. Говорят, есть "Шоколадница", не знаю, не был. Каталка никакая, подъемник включают через день. Не наш выбор. Кроме сауны.
Про Ташкент
Вспоминается пионерское детство, юность на Уралмаше, эпоха застоя и двойной морали. Только поверх этого - реклама КокаКолы и МТС. Популярная услуга - прокат сотовых телефонов. Нет, вы не поняли - ПРОКАТ!!! На улицах нашемарки тех лет, включая м412 и запор + ДЭУ узбеки. Иномарки все с синими номерами, что значит - не знаю.
Наш путь: метро у вокзала (ст. Ташкент) - та же ветка ст. Чорсу. Выходишь и ох@@@аешь. Рынок в старом городе - это вещь!!! Азия!!! Есть все. А запах... Не торговаться считается неприлично. Там же и поесть.
Разное
Разговор в баре: "Третью доску за сезон ломаю, можно я ее тут на стенку прибью". Самая распространенная травма - кисть руки у девочек 20-30 лет. О склон опираются.
Очень приличное узбекское вино. Что самодельное, что нет. Что портвейн, что сухое. Из винограда :).
Температура воздуха у канатки около нуля, выше - на 3…5 градусов холоднее. Ночью до -15.
Разговор в баре на 23 февраля: "А как наши Пауэрса сбивали?" "УПИ?""УПИ!""Радиофак?""Радиофак". "Год какой?!!" "1987″ !епть! (Васильич, жалко тебя не было, привет.
На новый 2007 год было: подъем наверх, катание при прожекторах, салют, шампанское (много), спуск (кто смог. Смогли все, Гали помог), посиделки с танцами в баре. Стоило 300руб/чел.
В прокате "Рыси", Полсрорты, Фишера уж не помню, красные такие, маркера 35, Нева, как их, алюминиевые трубы вверх, КЛС, кажется, Альпины скорпионы, Династары, что выбрасывают…
Туман - реально ничего не видно. НИЧЕГО. КАСКА!!
Подробности beldersay.uz, beldersay.com.
Сезон НГ - январь - февраль. Март уже нестабильно. На НГ очередей нет. Договариваться надо заранее.
Тщательно следить за телефонными переговорами/роумингом. С меня слупили почти 4 тысячи рублей за 62 минуты разговоров. И распечатку не дают.
Цена вопроса
В рублях на одного.
Дано: 4 чел едут на 10 дней бюджетно.
Пенза-Ташкент-Пенза. Плацкарт.
1830+пропили в дороге = 2000*2= 4000
Ташкент-Бельдерсай-Ташкент. Такси.
600/4=150*2= 300
Жилье $10*10дней= 2700
Каталка 150 (это 5 раз на канатке и 5 раз на бугеле. Достаточно?)
150*10= 1500
Еда 200 (Ну, цены там такие, больше ты не съешь, может меньше)
200*10= 2000
Питье водка (бутылка в день)
65*10= 650
Пиво (две в день)
50*2*10= 1000
Сауна на 4 часа 230*4/4= 230
Итого эбаут 12′000.
Поверьте, я не ошибся. У меня вышло на 2…2,5 тыс дороже за счет моих перворазных ошибок.
Выводы
Собственно, два.
- Не сцать
- Очень интересный бюджетный вариант для команды сильных катальщиков
Даты поездки: 12-25 февраля 2007 г.
Автор: Андрей Катаев
Обсудить статью можно здесь