А как-то в прошлом году не задался выбор горы на Новый Год – наш традиционный подарок себе, любимым.
Обычно к октябрю определялись, и на акциях отлавливал билеты. А тут, то, вроде, Буковель, то деньги кончились, и Питер корячился. Потом был вариант с тусой ударить по Уралу треш туром, да народ стал сливать тему. И тут попадается на глаза ссылочка, а в ней:
«В общем, новогодние планы РОДЕОБАСА. Катание в Средней Азии: Бельдерсай-Чимган-Кашкасу-Чимбулак. Это не коммерческий тур, едем дикарями, все вопросы по катанию, благоустройству, еде решаем вместе. Я беру на себя ответственность по доставке и общую организацию - сбор участников.
Ориентировочный бюджет:
Катание - 1$ подъем
Проживание - примерно 10$ сутки [в приоритете – частный сектор, квартиры]
Питание - примерно 2000-3000 рублей
Трансфер - ЕКБ-горы-ЕКБ + все разъезды там - 7000 рублей
Для бомжей и нищенствующих – возможно проживание в автобусе
Общий бюджет ориентировочно - 15-17 тыс. рублей».
И замануха в виде двух свободных мест.
И я повелся – четыре новые горы!!! За один выезд. Жадность глаза застила.
Вываливаем в Екатеринбурге 28 декабря вечером, и начинается наша сказка со страшилками.
Грузопассажирский Форд «трансформер», вернее, два автобуса. При наличии восьми сидячих мест в автобусе - экипаж 11(!!!) человек. И при этом в результате трансформации – девять комфортных лежачих мест. И двое– трое вроде как бы «лишние». Всю дорогу «лишние» кантовались на нарах в лежачем положении. У Валюшки при виде такого средства передвижения глаза становятся большие и круглые. Наивная. Это была прелюдия.
Моя задница, лучший в мире искатель приключений, не подвела и на этот раз. И вот что она нарыла:
- О, эти таможни суверенных государств!!!
- Дорога через зимний Казахстан, с буранами, заносами…
- «Уборка» второго автобуса с трассы, достаточно жесткая, но без крови…
- Ночная Астана, как призрак Лас Вегаса в пустыне…
- Новый год на берегу озера Балхаш… по-казахски, по-Ёбургски, по-московски, последний по острову Пасхи…
- Мои «собачьи» вахты за рулем Родеобаса (конец ночи и утро)…
- Ташкент под сугробами…
Итак, Узбекия. Почему не Узбекистан? Да потому, что это Узбекия (вспомним Гоблина: Мордовия как Мордовия! Такая вот Мордовия!). Непередаваемый вербальными средствами нюанс. Такое ощущение, что деревня Гапчучка стала суверенным государством. Все осталось совком, только на околице мента посадили, чтоб деньги за вход в деревню брал. И селяне со всех незнакомых, а значит, не местных, без всякой причины пытаются денег взять, а уж под Новый год… К тому же есть ощущение, что малость они одичали. А может, и раньше дикими были. Первый раз я там.
Менталитет местных жителей имеет несколько ярко выраженных девизов:
- Местное время +- 1 час.
- «Сейчас прийдет…» и ожидание искомого чела может быть бесконечным.
- «Коттедж». У них свое понятие об этом понятии, на 99% не совпадающее с принятым в России
- У гаишников одно из объяснений поборов - Новый Год.
- Традиционный пронос денег мимо кассы себе в карман. Везде и всегда. Начиная с подъемников и заканчивая аэропортом.
При всем этом люди тут хорошие. Количество дуримаров даже меньше чем у нас. Но без них похоже и местная цивилизация существовать не может.
[page]Поиски жилья, несмотря на позднее время, особых трудов не составили. Несмотря на казалось бы, не выполнимые условия, как-то: 22 человека вместе, наличие душа и туалета в жилье, цену не более 8-10 долларов, оказалось достаточно много вариантов. Как минимум, четыре.
Увы, польстившись на 8 долл за место в «коттедже» получили совмещенный с туалетом (дырочка в полу) душ. На всю толпу в одном экземпляре. Мы с Валюшкой оказались в комнате рядом. Весь спектр ароматов и саундтрек, сопровождавший процесс омовений и прочего, свободно проникали к нам через щели в двери с палец толщиной. Да и народ, не знавший точной диспозиции, постоянно пытался справить свои делишки в нашей комнате.
Через час после вселения, небожители (со второго этажа), устрашающе щелкая зубами, ломанулись вниз. Отопление второго уровня не предусмотрено. Утром нижняя комната напоминала сочинский пляж в разгар лета или лежбище морских котиков. Вокруг лежаков (кроватей) в спальниках разместилась остальная братия. А кто-то и под кроватями.
Однако, особенности местного менталитета, ничего не знали о наших дорожных подвигах – канатка в Чимгане не работала. Видите ли, по вторникам у них «фидера нет». В переводе на русский – отключают электричество для канатки.
Пока мы врубались в местные технологические заморочки, произошло то, что я называю «закат солнца вручную» - автобус не мог подняться своим ходом с места ночлега к основной дороге. И помогли ему это сделать 6 лошадок за соответствующую мзду (овес-то нынче дорог). К сожалению, не видели этой баталии, говорят, шедевральная картина была.
Итак, двенадцатый час, а мы еще внизу, и без лыж. У меня начинаются трястись руки, и я постепенно перехожу на матерный диалект. Наконец, наменяв местных денег (каждому досталась полукилограммовая «котлетка» толщиной в шматок сала), мы стартуем в Бельдерсай, который в 11 верстах от Чимгана.
Первый шок 2 января: нет очереди! Мы подошли, купили билеты, сели и уехали!
Ну, тут-то и начался рай на земле, ради которого и было все затеяно. Словами это не передается. Целину, правда, уже поюзали слегка, но и нам хватило. Сначала отжигали на верхнем бугеле. Это что-то! Склоны с уклоном порядка 25-30 град. Целина глубиной от полуметра, при движении в кулуарчиках по грудь. Снег близок к состоянию паудера, несколько тяжелей. Универсальные лыжи в такой целине не всплывают. Через пару дней снег несколько осядет, самоуплотнится, но в легко доступных местах целины нет. Только бэккантри.
Катание под канаткой в Бельдерсае особого удовольствия не составляет: спокойный расколбас, можно попытаться заезжать в лесок. В Бельдерсае ратрак видели только в кино. А трассу там можно было сделать неплохую.
Вечером вселяемся на турбазу Чимган. Три девятиэтажки, две из них стоят с выбитыми окнами. Номера на удивление с хорошей планировкой, нам достался с видом на Чимган, с прихожей(!), коридором, туалетом и душем. В цену (8 долл/день), входил также завтрак и ужин. На этом лепота кончается. И начинается суровая правда жизни – вся мебель продавленная, примерно двадцатилетней давности, помещения обветшалые, холодная (!) вода по расписанию, из окон сквознячок. Но это, при наличии такого снега как-то не грузит.
Вечерний банкет («шеф повар счас придет», и он пришел - утром.) в единственной кафешке, оголодавшая компания (еще в дороге нас не баловал придорожный общепит) сожрала ВСЕ! съестные запасы и изрядно опустошила винные погреба. По крайней мере, дня три после банкета кафе не работало. На 20 рыл обошлось 32 долл.
[page]А на следующий день – нетронутый Чимган! Наша кампашка накинулась на него, как стервятники на свежую падаль. И растерзала буквально за день. Как я скрежетал зубами без целинных лыж!!! Мои ехали по «дну» (создавалось впечатление, будто идешь по колено в мутной воде, не видя дна),собирая все камни. При падении (отстреливало крепления) можно было захлебнуться в паудере, реально. Валюшка, несмотря на то, что была на женских Бандитах, после первого же спуска, забила на целину (ах, какие я слова от нее услышал, во время ее падения! Я таких и не знал!). А я выбирал как, гурман, наиболее созревшие «ягодки», наиболее «вкусные» не раскатанные места и ставил на них свой автограф – стильный лыжный след. фото 13
И так шесть катальных дней.
Нам больше приглянулся Бельдерсай. Наши, в основном, мочили на Чимгане. Порвав целину, доступную с подъемника, они переключились на бэккантри с выходом на Большой Чимган.
Там их разок шуганула лавинка, но по-прежнему весь вверх день змеилась толпа бэккантристов.
На четвертый день снег под солнцем значительно осел, лыжа пошла поверху. Зато расширился доступный регион катания.
Забравшись на верхнюю плоскотину Бельдерсая, я делал бэккантри (и не только я – тропа хорошо натоптана) порядка 2 км по водоразделу, и спускался в ущелье, которое пересекала канатка (на весь Бельдерсай это длинная канатка с подсадкой в первой третьи для жителей коттеджей и верхний бугель). Спуск сверху более-менее средней крутизны, далее с увеличением угла увеличивается глубина снега и, по сути, внизу ты едешь в созданной тобой лавинке. Ввиду крутизны и множества глыб особо не разгонишься, но и так кайфово.
Подсадки на креселке не предусмотрено, но в одном месте подсыпан бугор для выхода (видимо, служебный). Когда на нем стоишь, кресло проходит на уровне макушки. Я каким-то образом туда забирался (картина: кот, взбирающийся по своему хвосту, или Мюнхаузен, вытаскивающий себя за шиворот). Так как посадка на канатку начинается с чистого бетона, то представьте глаза канатчика, когда он видит сходящего с кресла перца на лыжах. Но глупых вопросов не задавали.
Валюшка мои авантюры игнорировала. И предпочитала верхний расколбас.
На турбазе Чимган живут не только люди. Однажды вечером я был сдернут с горшка душераздирающим визгом в коридоре. Выскочив (на всякий случай со шваброй, а вдруг наших сильничают?) в коридор, вижу – на бреющем полете из конца в конец летает какой-то демон, и когда он пролетает над девчонками, они грохаются на пол, и визг переходит в ультрафиолетовую часть спектра. Это оказалась летучая мышь. Сердобольные девицы хотели открыть окно, чтоб выпустить ее на свободу (в 10-ти градусный мороз). Еле уговорил не пускать фрирайдить мышку. В общем, Бобруйск еще тот.
Очень порадовала сауна на турбазе – просторно, в парной тепло, бассейн.
По вечерам веселить себя нужно самим. Кафешки закрываются рано, или там сидят местные бабаи, сильно напоминающие «братков». Впрочем, дружелюбные. Трезвые стесняются, бухие – очень контактны и гостеприимны.
На самой турбазе есть биллиардная. И дискотека. На нее ходят местные пацанчики и пацанки. Жмутся вдоль стенок в надежде, что туристы начнут зажигать и будет на что поглазеть.
Для горнопляжников рекомендую совершить конную прогулку – и познавательно, и впечатлительно.
По вечерам гуляли и смотрели на небо.
О, эта Луна! «Мисс самая большая Луна во Вселенной», лунатиков видно. Воздух, несмотря на зиму, почему-то пахнет каким-то терпким растением (арчей?).
А если слышна узбекская мелодия с высоким мужским голосом (это надо слышать!), то поневоле уносишься к этой Луне, и паришь, паришь, и тебе так хорошо… Пока под ухом не раздастся команда: «Хватит, домой!»
А вообще здесь популярен узбекский шансон. Отличается от российского не сильно, мелодией (что-то такое тягучее) и припевом: «Мммм-бульбульбуль, бульбульбуль-мммм». Но припевчик прилипчив, засел почти на все время катухи.
Крайний день выпадает на выходной. С учетом, что вечером выезжать, остаемся катать в Чимгане. Абонемент брать не стали, отдали в кассу КЭШем 10 баксов, и нас пускали, как «спортсменов». Ратрак «… на честном слове и одном крыле…» (ему более 30 лет) попытался раскатать трассу. По ней мы и гоняли, прыгали, фотосеснячали. Понаехало уйма «шапок», организовалась офигительная очередь, но мы, как «спортсмены», прорывались минуя.
Автор: Alex (Kuba)
Обсудить статью можно здесь
Другие статьи автора на сайте:
Гладенькая и kuba. Саянские Альпы
Kuba и Эльбрус
Kuba и ГорШор. Отчет о поездке в Шерегеш
Kuba в Гудаури
Соболиная. Пикник на обочине
Ергаки. Старая добрая сказка, или здравствуй, комсомольская юность
Ойкумена или зима, проведенная в горах
Московский Салон непредвзятыми глазами лыжебордеров
Как я учился летать, или Kuba и «Снежный проект»