0

Бенджамин Райх: Было бы желание!

Reports Лента автора 12 Января 2009 (01:28) Просмотров: 214 0

Небольшой зальчик в отдаленном уголке уютной гостиницы с интерьером в стиле классического шале. Австрийская сборная в Валь д’Изере останавливается в куда менее пафосном отеле, нежели, скажем, норвежская (скандинавы расположились в гранитном сооружении рядом с центральной площадью, где в огромном ресепшн-холле красуются скульптуры в стиле модерн). Красно-белым важно, чтобы было потише и напоминало атмосферой родной дом. Один из величайших горнолыжников современности Бенджамин Райх аккуратно усаживается за крепкий деревянный столик. Поодаль располагается старший тренер команды Роберт Бруннер – намек на то, что интервью не стоит слишком затягивать, завтра у его воспитанника старт в одной из профилирующих дисциплин (они еще не знают, что погода будет ни к черту, и соревнования отменят). Тишь да гладь, в такой обстановке часами бы беседовать «за жизнь», а не о спортивной работе. Но регламент оговорен заранее.




С первыми победами в сезоне вас. Как готовились, что-нибудь меняли в содержании работы?

Да. Последние 3-4 года я очень усердно, помногу, тренировал спуск и супергигант – пришло время признать, что эти тренировки в таком объеме приносят мне мало проку. Получилось, что я лучше шел скоростные дисциплины раньше, когда я их специально почти не готовил. То есть, я не хочу сказать, что я это забросил напрочь, скоростной спуск в любом случае для меня важен – хотя бы для хороших результатов в комбинации. Но я больше сосредоточился на своих основных дисциплинах – слаломе и гиганте. Старты в скоростных видах – вот для меня тренировка в боевых условиях. Не знаю, буду смотреть на свои результаты по ходу сезона на классических трассах типа Венгена. Изначально у меня было стремление добраться до подиумов в спуске, и это стремление не исчезло, но… будем видеть. Когда я только начал на регулярной основе ходить скоростные дисциплины, у меня все получалось гораздо легче, с лету – хотелось бы к этому вернуться. Изменения инвентаря последних двух лет тоже создали для меня определенные сложности – но это преодолимо.

А в принципе, насколько реально для спортсменов с умеренными росто-весовыми данными хорошо идти спуск?

Ну да, я осознаю, что здесь в основном правят бал ребята покрупнее меня, и силу тяжести никто не отменял. В принципе, желательно весить за 90, я до этих цифр не дотягиваю. Но есть трассы, где имеется возможность отыграться за счет техники. Когда мне не хватает оптимизма, я вспоминаю Дэрона Ралвса – он чуть тяжелее меня, но ненамного – а какой спусковик!

старший тренер команды Роберт Бруннер
Роберт Бруннер


А не бывает страшновато специалисту технических видов работать на скоростях супергиганта или спуска?

Я к скорости отношусь с уважением. Не со страхом, ни в коем случае. Но с уважением. Быть крутым парнем: вот, мол, все мне нипочем – это тоже не вариант. Но страх не лучше, он сковывает и может обернуться роковой ошибкой. Для чего часы тренировок, для чего просмотры трассы – чтобы быть уверенным и спокойным.

Перед стартом произносите что-нибудь про себя, для пущего спокойствия? Молитву, например?

Да. Очень короткую.

А услугами спортивных психологов пользуетесь?

Нет. Не вижу необходимости.

Слагаемые вашего успеха?

Тут я не скажу ничего нового. Я спокойный, уравновешенный, стабильный – что всегда хорошо для Кубка с его кучей этапов. У меня хорошая техника. И еще отличная команда. Команда-семья, это не просто красивые слова. Лыжники, сервисеры, тренеры, физиотерапевты – в нашей сборной все хорошо ладят между собой. Когда ты весь год колесишь по миру в одном коллективе, он должен быть крепким, иначе беда. Футболисты, например, проводят гораздо меньше времени вместе. Я бы вообще назвал горные лыжи командным видом спорта, хотя на трассе каждый по одиночке.



Традиционный журналистский вопрос – знаю, что он многих раздражает, но все же: сколько в вашем успехе и в вашей уникальной технике процентов от природного дарования и сколько – от наработок?

Ну, тех, кого природа обделила талантом, вы на кубковом подиуме никогда не увидите. Только помимо этого и помимо тяжелой работы, начиная с пяти лет (я вообще себя толком не помню кем-то другим, всю сознательную жизнь я спортсмен-горнолыжник), должно еще столько всего сойтись! Вот родился бы я со своими лыжными способностями где-нибудь… ну, не знаю… в Кении, например – и какой бы от них был толк? Тут судьба – с самого начала и до сегодняшнего дня.

Что вы думаете об интриге в Кубке мира? В этом сезоне круг претендентов на каждую победу, кажется, шире, чем обычно. Вот Карло Янка выиграл только что – кто бы мог подумать.

Я считаю, для спорта в целом это хорошо. То есть, зрители, конечно, любят и великие противостояния: Бенни Райх против Боде Миллера – и так далее. Но если есть только пара-тройка фаворитов – это скучно. То есть когда ты фаворит – тебе самому, конечно, весело, но надо смотреть шире. Молодежь наступает, чувствуется. А я уже дядя немолодой, тридцатилетний. Но мне по-прежнему есть, что сказать на трассе.



Ну, не вам себя к старикам причислять. Что скажете о возвращении на высший уровень Хермана Майера? Как это выглядит, так сказать, вблизи, с точки зрения товарища по команде?

Он был очень хорош на тренировках в Чили, так что его взлет для нас – не очень большой сюрприз. В Америке Майер идеально ходил на любом рельефе, на любом уклоне, и по крутому, и по пологому. С другой стороны, прошлую и позапрошлую межсезонку он тоже провел здорово, но на соревнованиях это не выливалось в победный результат. Дело еще в его физических кондициях, я думаю: 5 лет прошло с тех пор, как он изломался – и вот сейчас он, наконец, в полном порядке. Вообще зря некоторые считают его старым, посмотрите на Дидье Куша, на Марко Бюхеля – они из того же поколения, и у них очень высокий уровень, так что Майер в отличной ветеранской компании. Они чемпионы, у них особенная психология и особое понимание гонок, они умеют выигрывать, отсюда – сразу преимущество над теми, кто еще чемпионом не был.

Аксель Лунд Свиндаль – из этой же, чемпионской породы, хоть и моложе…

Да! Большой спортсмен, я его очень уважаю. Я знал, что он вернется и начнет побеждать, но то, что это произойдет именно в Штатах, на той самой трассе, где он разбился – потрясающе.



Вчера и сегодня, можно сказать, прошла генеральная репетиция чемпионата мира. Что можете сказать об арене февральских соревнований?

Валь д’Изер – загадочное такое место. Я думаю, дело в высоте. Здесь финиш на отметке 1800, где во многих местах старт, даже в скоростных дисциплинах. Я не ученый-метеоролог, но представляю себе это вот каким образом: очень низкая влажность, процентов 30 бывает, снег очень быстро «высыхает», становится крайне агрессивным, заставлять лыжи идти на нем в правильный поворот трудно, как мало где еще. Склон очень сложный. У многих самых титулованных будут проблемы – такие же, как в эти дни на этапе Кубка. Дело в том, что невозможно прогнозировать: вот здесь он леденистый, потом «сыпуха», позже мягкий. Рельеф, постоянные неровности, держит в напряжении. Ты все время варьируешь ритм и технический рисунок – это сложно, но и интересно ведь тоже! Я сегодня не закончил первую попытку, так что вам будет, наверно, странно услышать от меня, что трасса мне нравится и подходит под мои характеристики – но это так. Закрытость, плотная расстановка ворот – у меня, как правило, при таком раскладе все выходит, как надо. Опять же, на первой отсечке, до того, как ошибся, я показывал отличный график. Так что оптимизм по поводу шансов на здешнем чемпионате мира у меня остался.

Насколько подходит «Фас» тем «технарям», кто, подобно вам, стремится стартовать в скоростных дисциплинах?

Первая половина – для специалистов. То, что мы ходили накануне – это все-таки не полная трасса, это супер-джи. А целиком трасса для скоростного спуска представляет собой следующее: сначала очень крутой разгон, потом довольно длинные пологие участки, отлогие повороты, где преимущество будет, конечно, у «спусковиков». Нижняя часть технически посложнее, там мы постараемся отыграться.

Уровень амбиций на предстоящем чемпионате мира? Повторить 2005-й год?

Райх усмехается:
Да хотелось бы. Только такие вещи, как пяток медалей, редко повторяются. Одна-две медали меня бы сильно порадовали в этот раз.

Традиционный вопрос: чему отдаете приоритет в этом сезоне – чемпионату или Кубку?

Пока я думаю только о Кубке мира. Я чувствую, что есть возможность выиграть в общем зачете. Если я буду идти ровно и дальше, то в парочке дисциплин на чемпионате мира автоматически будут шансы, так что я не вижу необходимости нацеливаться только на чемпионат в ущерб Кубку.




Российские любители горных лыж в последнее время активно взялись обкатывать склоны вашей «домашней» долины, Питцталя. Им небезынтересно узнать, какие места там «прикормил» Бенни Райх.

Так сразу и не выберешь, где лучше всего. Зимой, когда устанавливается снежный покров, я всегда тренируюсь у входа в долину, в Хохцайгере. На леднике – летом и осенью, в хорошую погоду там везде здорово.

Продолжая российскую тему: как думаете, получится в Сочи подготовить олимпийские трассы как надо? Все-таки юг, глобальное потепление…

Ну, я не делал экспертизы тамошних возможностей, - усмехается Бенни Райх. - Но убежден: как говорится, было бы желание. Если люди настроены серьезно, у них получится. Вон у норвежцев теплое течение под боком – справляются ведь.

Бенджамин Райх, основные спортивные достижения:
2-кратный олимпийский чемпион (слалом, гигант)
2-кратный чемпион мира (слалом, комбинация)
Победитель Кубка мира в общем зачете сезона 05/06
Обладатель Кубка мира в слаломе, сезоны 00/01, 06/07


Беседовал Сергей Курдюков

Выражаем благодарность Отделу коммуникаций телеканала «Евроспорт» за организацию интервью.

0