Анализ длинных видов - 2021г
Пока «болото» лениво бултыхалось, обсуждая Д. Райдинга и других участников КМ, в избушке назревал небольшой фуршет, в связи с прибытием Гостя. На столе появилась старая замшелая бутылка «Киндзмараули», сибирские пельмени, соленые грибочки и прочие яства.
Прохожий, хлопотливо воркуюший вокруг стола, громко зазвенел вилкой по фужеру: «К барьеру! Монсеньор… Саперави уже киснет!».
Друзья уселись за стол, звонко тренькнули бокалами вина №22. И через какой-то недолгий промежуток времени завели неторопливую беседу на тему пользы хороших красных вин для мозгового кровообращения, любви самого Отца Народов к этому напитку и прочие незамысловатые, сопутствующие теме аспекты.
В какой-то момент Профессор прислушался, приложив к уху ладонь, в сторону сиротливо брошенного телевизора. Из угла донеслось знакомое: «Доброе утро, друзья!»… Шел повтор по ТВ - DН на знаменитой трассе «Штрайф».
Профессор:
- О! Люблю Штрайф! Готов смотреть бесконечно…
И друзья перебазировались поближе к бушующим на экране страстям.
Профессор:
- Люблю слушать Андреева. Чувствуется – профессионал. Вот Кожевникова и других на прочих каналах, как-то не завораживают.
Прохожий:
- Ну, да – чувствуется, что сам все перепробовал, да он и не скрывает этого! Успевает и про спортсменов, и про их родственников рассказать, и про организаторов, да, про все! И не потерять нити событий в передаче.
- Особенно мне нравятся его репортажи с длинных видов. Вроде считался «технарем», но и… спуск, чувствуется, ходил. В длинных видах ему аналитика хорошо удается. А вот, в технических…? Чувствуется недостаток теоретических знаний в эпоху «карвинговой революции».
- Ну, все! Смотрим…
Отходя от потухшего экрана Профессор «толкает» монолог.
Влияние технической подготовки в длинных видах. Перспективы. Гладышева
В какой-то моей статье уже была информация, о том, что призерша Олимпийских Игр и этапов КМ Гладышева Светлана не умела поворачивать. Да, да-а…! В летние планы всегда ее тренерский штаб включал тренировки в слаломе-гиганте. Но… она уже была звездой к тому времени и… сама решала: «Быть или не быть». Попробовав эти тренировки и убедившись (нутром), что они не приносят пользы, она отказывалась от них, предпочитая работать, на более известную ей, тему – скольжение.
И, похоже, она в чем-то была права. Дело в том, что в г/л Мире в этот момент шёл бурный период ломки старой «классической» техники и переход к чему-то новому – неизведанному. Карвингу… Цель-то, вроде, понятна. Но… как идти? Куда идти? Вот тут каждый тренер решал сам. Потому, эти тренировки и не давали результата.
Гладышева обошлась? Так, может и другим не стоит… Ради чего карячиться? Выбрал девку посмелее, научил скользить и… (на Штрайф?). Ну, не на Штрайф, конечно. Там женские этапы и не проводят.
ШТРАЙФ. DH
22.01.21г.
Великий, страшный Штрайф! Даже выход на старт его считается почти подвигом. Даже «открывающему» на шлем (или еще куда), не крепят видеокамеру. Слишком велик риск: А вдруг не впишется в вираж, не удержится после прыжка. Вдруг – упадет?
Анализировать здесь ошибки спортсменов - бессмысленно. Здесь их делают ВСЕ! А выигрывает тот, кто меньше их сделал.
И всё же… И всё же анализ – не бесполезен! Посмотрим на спортсменов под этим углом. Под углом безопасности. Что влияет на безопасность? Какие аспекты подготовки спортсмена?
Все видели падение спортсмена уже перед финишем. Ну, да… Усталость, потеря концентрации. Это все понятно. Но… что произошло? С технической точки зрения? На что повлияла усталость и потеря концентрации?
На потерю передне-заднего баланса. А если бы спортсмен уделял больше внимания скоростно-силовой подготовке определенных мышц, отвечающих за этот самый передне-задний баланс, то… возможно этого падения и не было бы.
На последнем женском старте SG в Гармиш-Пантеркирхене, В. Андреев обратил внимание на оригинальную тренировку спортсменки. Тренер держал на уровне плеч, горизонтально, лыжную палку и отпускал ее. Палка под своим весом падала вниз. А спортсменка ловила ее где-то у земли, т.к. не успевала среагировать и… палка падала глубоко вниз.
Андреев заметил по этому эпизоду, что палку-то поймать легко! Вот мячик бы попробовала… Но, тренер спортсменки знал, что делал. Ему не нужна была реакция и скорость движения руки спортсменки (зачем, когда, она идет в стойке «яйцо»?). Ему нужна была реакция и скорость движения спинных мышц (сгибания)! Думаю, объяснять не надо, «для чего?».
Это – пример творческого подхода. Перед стартом, конечно, «не надышишься». Но вспомнить мышечные реакции – необходимо. А не просто – разогреваться. Все стали, вслед за Хиршером, делать какие-то спецупражнения перед стартом. Зачем? Разогреваются? Конечно, но не только… Основная идея – запоминание мышечной памятью основных элементов (движений) – поворота. Именно в этом - новаторство папаши Хиршера.
Возьмем противоположный пример
Спортсмен Майер (такой опытный – ай-я-яй!), ошибся с выбором направления на трамплин. Да на какой? Аж, на самый «Хаусдеркампе»! Падение в этом направлении унесло бы его в сетку на огромной скорости. Оценив ситуацию в полете... А полет был не малый - ему пришлось выпрямиться в полный рост, чтобы смягчить приземление.
Что он делает? Он делает «бракаж» ступней в сторону последующего поворота. Образуется «винт» нижней части тела. При приземлении, корпус и колени сгибаются (смягчая приземление с немалой высоты). Образуется винто-угловое положение (далее ВУП). Мощная силовая подготовка позволила ему выдержать, то неимоверное давление (компрессия), что ждало его при приземлении на «лыжи - почти поперек». ВУП, образованное, при приземлении, удержало ЦМ в «яйце силовых импульсов».
Этот прием (бракаж), позволил ему войти в поворот, даже раньше других, (хоть и приземлился он дальше), т.к. он не потратил время на подготовку к повороту (а это, на той скорости, составило не менее 10-15 метров). Результат – намеченная траектория (на самом сложном месте), даже – не нарушена! Он вышел по верхней траектории, и это позволило ему занять почетное 3 место.
Более того… Если бы он приземлился на прямые, а не на повернутые в воздухе лыжи, вряд ли он успел бы отвернуть от сетки на той скорости, что у него была. Вот, Вам и архаичный прием!
Кто, там говорит, что Жубер устарел???
КРАС-МОНТАНА. SG
24.01.21г.
Куча эмоций! Трасса – блеск! Лучше даже и не хотелось. Ну, куда-уж…? Тут спортсменкам понадобился весь их арсенал средств: тактическое мышление, тренированная память и реакция, физические данные, техническая и скоростно-силовая подготовка.
О том, что трасса сложная, стало ясно с первых минут. Из первых 4-х участниц дошла только одна! Из 30-ки, сошла - треть! Но смотреть хотелось до конца передачи, и переживать за тех спортсменок-аутсайдеров, что успешно преодолевали ловушки, в которые попало не мало «звезд». Из 5-го десятка – 2-е скакнули на 14 и15 место! Лара Гут Бехрами в очередной раз доказала свое техническое и тактическое преимущество, снова – 1-я! Надо отдать должное устроителям соревнований и постановщикам трассы. При таком количестве падений обошлись без вертолета (!).
Это был незабываемый (и поучительный) спектакль. Он показывает, что без технической подготовки, хорошего «спусковика» НЕ БЫВАЕТ, даже Олимпийского! А будет – ПОЛУФАБРИКАТ, готовый только к простым трассам, и рискующий сломать себе шею на более техничных, сложных трассах.
Ну, а помечтать – слабо?
ГАРМИШ-ПАРТЕНКИРХЕН. SG
01.02.21г.
Трасса была – не сказать, чтобы очень сложной, но не Крас-Монтана. Нормальная Кубковая женская трасса. Но было одно странное место. Не опасное (падений не было, был сход), и... не заметное. Но на нем – ВСЕ ПЫЛИЛИ. Я его тоже не заметил, да и потом долго искал. Оказалось, что операторы снимали его дальним планом, поэтому оно и не бросалось в глаза. А вот повторы, телережиссеры всегда приближают. В повторе я его и увидел. После небольшого спада идет резкий правый поворот. А предыдущие ворота находятся близко и ограничивают заход. Это обстоятельство заставляет спортсменок начинать правый поворот, буквально метра за 2-3 до флага. В результате они не успевают «зарезать» лыжи в вираж, и… все «пылят».
Что можно сделать в этой ситуации, чтобы сохранить резаное ведение?
Вернемся к комментам в прошлой статье, посвященным Г.Валльнеру и его определению (не совсем полному), термина - «подворот». Не помню дословно, но суть такова. Вращение руки и плечевого пояса (или при правильно поставленном плечевом поясе), увеличивает круговой импульс движения ЦМ БЕЗ МЕХАНИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЫЖИ. С точки зрения лыжника-слаломиста, то, что в скобках – важно. С точки зрения физики – это (в скобках), значение имеет, но в лучшую сторону, т.к. вращение верхней части корпуса увеличивает этот круговой импульс.
Валльнер утверждает, что это - новый прием, ранее не применявшийся в г/л практике. Открываем архаичного «неандертальца» - Жубера. Читаем:- «Повороты на плоских лыжах».
1) «Серф». Ну, это, когда лыжи вращаются усилиями нижней части тела лыжника (ногами, в основном). Но, это – не все!. А вот…
2) «Мамбо». Это че, за зверь? Поворот на плоских лыжах, осуществляемый вращением верхней части тела вокруг вертикальной оси лыжника. Круговое движение передается через закрепощенную нижнюю часть – на лыжи.
Сразу вспомнилась фотография из моего нового г/л учебника. Написал еще в 2017г. Все как-то, времени нет, его отредактировать. Там я показываю ученикам (пенсионерам, между прочим), которые хотели освоить резаное ведение, как можно усилить вращающий импульс, не воздействуя при этом, ногами на лыжи. При этом я находился в стойке «яйцо».
Есть 2 способа поворота в такой стойке:
1) смещение ЦМ вправо-влево (движение ЦМ в горизонтальной плоскости), при максимально закантованной внешней лыже.
2) вращение по кругу (в горизонтальной плоскости), горизонтальной оси ВУП (корпуса), с неподвижным центром вращения (ось по вертикали) – ЦМ.
Т.е. – это то самое «мамбо», но не плечами, а всем корпусом.
В первом случае мы, перемещая ЦМ, кантуем (максимально) внешнюю лыжу, и давим на нее, (она прогибается и идет по кругу резано).
Во втором случае, мы передаем через ноги энергию вращения корпуса на, уже не сильно, закантованные лыжи. Лыжам придается вращающий момент импульсом (понятие, почти, нематериальное - такое же, как и ЦМ), без механического, на них воздействия ногами. Мы не давим на нее ногами, поэтому лыжа хоть и меньше закантована, но не срывается. Лыжа также идет в поворот резано.
А теперь вернемся к моему учебнику
На этом снимке (в учебнике) я показываю 3-й способ поворота в «яйце». Я совмещаю 2 предыдущих способа. Тем самым, я УВЕЛИЧИВАЮ ВРАЩЕНИЕМ ВУП, КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ ЛЫЖ НЕ ДАВЯ НА НЕЕ. А, значит, лыжа «пылить» не будет.
Как я это делаю?
Сначала посмотрим, как этот поворот делают спортсменки КМ
Камера операторов находилась где-то высоко наверху. Поэтому, я и не мог найти это место, которое называется «Фишнайзе». Но когда проходила, кажется, Мовинкель, она слишком поздно стала образовывать ВУП, (точнее, вообще его, ВУП - не образовывала), Fцс закрутило корпус в вираж (перекрут корпуса), и она практически – остановилась. Вот ее в повторе, и приблизили, и замедлили. При приближении кадров создается иллюзия, что камера находится прямо над лыжницами. Поэтому очень хорошо видно положение оси корпуса (далее ВУП), по отношению к оси лыж.
Как спортсменки КМ шли этот вираж?
Подходя к флагу, по оси ЛПС, они не имели возможности начать поворот раньше, и начинали его метра за 2-3. Ось корпуса в этот момент шла вдоль лыж.
- Поворот в стойке начинается по описанному выше 1-му варианту.
- У флага, когда открывается пространство, направо, начинается выпуск лыж из под корпуса. Но Fцс еще нет, и закантовка еще мала. Начинается проскальзывание, лыжи разворачиваются вправо. Проскальзывание влияет на стабильность ЦМ. Начинается раскрытие корпуса. Встречный поток резко нарушает стабильность ЦМ. Ось корпуса смотрит в долину, лыжи с проскальзыванием поворачивают направо.
- Появляется Fцб, но, т.к. лыжи уже начали проскальзывание, она (Fцб), еще больше стаскивает пятки лыж вниз. Образуется (пассивно) ВУП, но ЦМ уже не стабилен.
- Начинается борьба за выживание (тут уж не до резаного ведения). Лыжи проскальзывают, ВУП удерживает ЦМ в балансе. Лыжи становятся на угол, близкий к 90град к ЛПС.
- ВУП выдерживает максимальную компрессию и ЦМ стабилизируется. ВУП свою задачу выполнил (удержал ЦМ). Компрессия снижается, ВУП становится не нужным. Оно убирается (уже активно), и ось корпуса опять пошла - к оси лыж. Оси соединились – поворот закончен.
А, вот как можно сделать, чтобы «не пылить»
Допустим, это я (но много моложе). Выйдя из предыдущих ворот, я не пойду на флаг, а возьму чуть левее, чтобы иметь пространство для поворота.
- Активно, метров за 15-20 (от скорости зависит), приму ВУП влево (разверну руки и плечи влево). Скорее, это выйдет пассивно (встречный поток поможет). Да, это создаст дополнительное сопротивление воздуха еще до поворота, но я зато не «раскроюсь», (как все), в вираже, т.к. сохраню резаное ведение лыж.
- Начинаю поворот в стойке «яйцо», активно поворачивая ось ВУП вправо. Слабо закантованные лыжи, поворачивают вправо, т.к. им передается импульс кругового движения ВУП.
- При подходе к флагу, корпус уже стоит по оси ЛПС, лыжи перегоняют (по кругу), корпус, т.е. они уже метров 15, как поворачивают и их ось уже пересекла ось ЛПС. Угол лыж по отношению к ЛПС будет уже не 0 град, а некий «+». А это значит, что уже есть какая-то Fцс, но… ЦМ в балансе (!). Я готов к выпуску лыж для дальнейшего кантования, т.к. ЦМ в балансе и есть Fцс.
- У флага начинается выпуск ног. ЦМ в балансе – скольжение резаное – Fцс помогает удерживать резаное скольжение. Fцс уже достаточна для этого, т.к. угол резаного ведения был отличен от 0 еще за 10 м до флага. Образуется пассивно ВУП (влево), т.к. плечи удерживаются в долину, а лыжи поворачивают направо.
- ЦМ, благодаря резаному ведению – в балансе. Ведение резаное. Чем круче вираж, тем больше разница в направлении ВУП и лыж.
- Достигнув предела компрессии, ВУП активно убирается. Оси лыж и ВУП соединяются. Поворот проведен в стойке «яйцо». Раскрываться не понадобилось, т.к. лыжи и ВУП держали с самого начала резаное ведение, и нарушения баланса ЦМ не было.
Вы скажете: «но, ведь так никто не ходит!». Да, никто (сейчас), так не ходит. Ну, так, и никто так не ходил, как Жиров. А потом оказалось, что Жиров – это Райх, но в высокой стойке и на длинных лыжах. Никто так не ходил, как Томба. А потом оказалось, что Томба – это тот же Хиршер, только… тоже - в высокой стойке и на длинных лыжах!
Всегда, КТО-ТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕРВЫМ!!!
(Кстати, а не заглянуть ли к старику Жуберу? А может… кто-то и раньше… так ходил?)
Орловский А.К.
02.02.21г.
Товарищи москвичи, вы должны всяко знать уникума на фото. Не так много людей показывают в снежкоме технику скоростного спуска )))