
Сразу скажу, что в Красную Поляну я начал ездить с 2011 года (каждый год, за исключением зимы 2015), т.е. относительно недавно. Поэтому никаких чувств ностальгических - «когда деревья были большими» - у меня к этому месту нет. Да и ездил я в Поляну не отдыхать, а по долгу, так сказать, службы – на мероприятия типа Олимпийских игр, например. Поэтому многие бытовые проблемы, связанные с логистикой, проживанием и т.п. «мелочами» решались как бы сами собой, либо при минимальных усилиях с моей стороны. Естественно, с 2011 года основной объем олимпийского строительства поэтапно прошел перед моими глазами - как и многие, я скептически относился к его результатам, а также к будущему Красной Поляны, как горнолыжного курорта мирового значения.

Конечно, я пытался сравнивать полянские горнолыжные центры с аналогичными альпийскими, но буквально до марта 2017 года это у меня получалось довольно неважно.
Это была преамбула. Теперь по сути: с 12 по 17 марта я побывал в Красной Поляне в качестве туриста. Это значит, что начиная с момента бронирования жилья, авиабилетов, трансфера и заканчивая приобретением ски-пасса, еды на горе и перемещения между курортами я делал все самостоятельно и за собственный счет. При этом не забывая сравнивать каждый шаг с тем, к чему я привык за много лет при организации собственного отдыха в Альпах.
Шаг Первый: сроки поездки

Как обычно – март месяц. У европейцев большинство каникул заканчивается в середине марта, тогда же на многих курортах начинаются скидки на проживание и катание, народу на трассах становится значительно меньше, а световой день – дольше. При выборе сроков поездки в Поляну критерии были те же: между праздниками 8 марта и школьными каникулами.
Шаг Второй: выбор места и поиск жилья
Так уж исторически сложилось, что в Альпах предпочтение уже многие годы отдается Австрии или итальянскому Южному Тиролю. Причем километраж трасс курорта большой роли не играет, поскольку обычно на весь срок отпуска берется машина в прокате. Надоело одно место – поехал в другое. Более того: я считаю, что машина удобнее даже при перемещении по связанным подъемниками и трассами большим зонам катания – таким, как Dolomiti Superski. Если вы живете, например, в районе Кронплатца, а вам захотелось покататься, скажем, в Кортина д’Ампеццо, то никаких проблем – приехал и катайся там хоть целый день, без страха опоздать к выключению канаток. Еще и погулять по вечерней Кортине можно успеть.

С выбором места проживания в Красной Поляне дело обстояло примерно так же – без определенных предпочтений. Прокат машины не рассматривался – вроде как не имеет смысла. К тому же, мне известна лишь одна бесплатная парковка в Поляне – у нижней станции кресельного подъемника «Волчья скала» на Роза Хуторе. Жизнь «наверху» (Роза Плато и т.д.) и «внизу» имеет свои плюсы и минусы – все упирается в цены и время трансфера до подъемников и склонов.

Другое дело само жилье – частный сектор в поселке Красная Поляна не рассматривался принципиально (ежедневный трансфер на рейсовых автобусах или же на такси не привлекал), свободных бюджетных апартаментов с кухней я не нашел, и в итоге забронировал на booking.com номер в «Райдерс Лодже» на Роза Плато 1170. За 6 ночей двухместный номер с завтраком обошелся в 20520 руб. – цена, вполне сопоставимая с хорошим по качеству частным пансионом или апартаментами где-нибудь в австрийском Питцтале.
Шаг Третий: авиабилеты

Из Москвы в Сочи летает 28 рейсов в день – выбор просто огромный. Поставил перед собой задачу максимальной экономии. Самым бюджетным перелетом получился, как ни странно, рейс а/к Россия (совм. с Аэрофлотом) – два билета в оба конца обошлись в 9000 руб. Правда, в Адлер мы прилетали в 20-55 в воскресенье, а улетали в 23-55 в пятницу. Но это оказалось даже удобно. Ничего похожего по ценам до а/п Мюнхена найти не удалось – самые дешевые билеты стоили в районе 24000р.
Шаг Четвертый: трансфер
С Альпами все понятно – машина в прокат (неделя в конторе типа Buchbinder обошлась бы в 150-170 евро плюс бензин), сел и поехал. С общественным транспортом до Красной Поляны ситуация следующая. От аэропорта до ж\д вокзала «Красная Поляна» есть один рейс «Ласточки» - примерно в 11-00. Можно ехать с пересадкой – из аэропорта до ж/д вокзала в Сочи, оттуда – до Красной Поляны, но обойдется это недешево (примерно так же, как такси – если на двоих. На троих, соответственно, дешевле взять такси). Кроме того, есть два регулярных автобусных маршрута – 105 и 135.

Не знаю, как до аэропорта, но от Розы Хутора до центра Адлера поездка на двоих стоила 348 руб. и около 2 часов по времени – автобусы едут по «старой» дороге, с остановками по всем пунктам и заездами на все курорты. «Пакетные» туристы, купившие all inclusive (авиабилет, трансфер, проживание и скипасс), добираются на микро-автобусах. В аэропорту есть стойка официального такси – за машину просили 2000руб, за 2 места в микро-автобусе – 1400 руб. Но мы выбрали такси uber – от аэропорта до дверей Райдерса получилось 1607 руб. при мгновенной подаче (машина просто стояла у здания аэропорта).
Шаг Пятый: ски-пассы

Поскольку мы не собирались кататься в выходные, то цены привожу на катание в будние дни. Для гостей отелей Роза Хутор с 13 марта действовали скидки – цена 1-дневного ски-пасса составила 1850 руб. (вместо 2350). За 2 дня – 3400 руб. Один день катания на «Газпроме» обошелся в 1300 руб. В Альпах катание обойдется дороже. В качестве примера снова приведу австрийский Питцталь (те же три горнолыжных центра в долине, сравнимая протяженность трасс, но с более качественным снегом на леднике) – в сезон один день катания одного взрослого обходится там в 48 евро (около 3000 руб.)
Катание

Из 5 дней, которые мы провели в Поляне, 3 дня мы катались на Роза Хутор и 1 день – на Газпроме. Вроде бы все ничего – и подъемники современные, и трассы ратрачат, и красота вокруг, если ее видно - но есть некоторые вопросы, особенно по Роза Хутору. Самая большая претензия лично у меня – исчезновение трассы женского скоростного спуска, хотя до сих пор трасса обозначена на схеме.

Понятно, что нижняя часть закрыта из-за оползня – но это как раз проблема курорта. Верх трассы исчез полностью, середина растворилась в широких полях в районе канатной дороги «Волчья скала». А какой был классный выход в нижний сектор с бугра над лыжным тоннелем!

Очень не понравились многочисленные «технические дороги», которые почему-то считаются горнолыжными трассами и которым присвоены имена собственные. Хотя это узкие извилистые «серпантины», которые просто притягивают травматизм и неприятности – очень много пересечений и встречных направлений.

В южном секторе целая сеть нормальных трасс сливается в один извилистый «ски-роут», с толпой народу, ковыряющейся в мягкой снежной каше. В очереди на подъемник в меня въехал досочник – слава Богу, не быстрый – просто не сумел остановиться на маленьком пятачке. Я понимаю, что прорубить полноценные трассы в лесу – задача непосильная, но можно было бы сделать канатку «Эдельвейс» из двух секций – выше и ниже границы леса.
Теперь о том, что понравилось

Мужская трасса скоростного спуска Olympic Downhill Men – лучшее, что есть на Розе! Нижний сектор трасс у Волчьей скалы – прекрасные просторные спуски для любителей погонять широкими дугами - жаль только, что быстро «тают» и вдрызг разбиты в нижней части уже после 11 часов утра.

И, наконец, очень понравилась связка трасс Оберхутор и Арбор в новом секторе – правда, с каким-то очень уж явным «разрывом» в районе станции пересадки гондольных подъемников, Дриады и Тундры. Провел там много времени – если в следующем году там появится канатка «Дафна», отмеченная на схеме трасс как проектируемая, сектор станет еще привлекательнее.
Очередь видел только один раз, на юге – на «Эдельвейсе». Больше туда не ездил.

В один день – в разгар хмурой полянской погоды – съездили на Газпром. С Роза Плато 1170 это выглядело так: дойти до верхней станции ККД «Олимпия», спуститься вниз, сесть на любой рейсовый автобус и за 10 рублей доехать до нижней станции канатки на Газпроме (в качестве альтернативы – бесплатно прогуляться от Розы Хутора до нижней станции 3S-канатки в Эсто-садке).

Далее купить дневной скипасс (1300 р.) и подняться с одной пересадкой до «Пихтового приюта», где обкатать трассы секторов G и H (последний – когда совсем уж ничего не было видно из-за тумана).

Если честно – понравилось, потому как это именно то трассовое катание, к которому уже многие успели привыкнуть в Альпах. Секторы G и F – это просторные, хорошо спрофилированные спуски, с качественным покрытием даже в теплую погоду (+2 гр.).

Добавить сюда относительно небольшое количество народу – и горнолыжный центр Газпрома понравится, думаю, очень многим. Во всяком случае, в следующий раз – буде таковой случится – я бы приехал сюда обязательно.
Еда
По-моему, самый больной вопрос – особенно для тех, кто, как мы, снял жилье с одним завтраком. Кстати, претензий к завтраку в г-це Riders Lodge у нас не было – нормальный шведский стол. Назвал бы его европейским, если бы вдобавок не два вида каш и куриный бульон, что, по-моему, делает его (шв.стол) только лучше. «Райдерс» предлагает обеды и ужины – по 690 и 750 руб. с человека соответственно.

Но после катания мы обходились чаем и бутербродами (чайник привезли с собой), а вечером выбирали разное место общепита и каждый раз выходили за пределы 1400 руб. Кроме того, были перекусы на горе. Чтобы было еще понятнее про цены: 0,5 л баночного пива «Жигулевское» - 200 руб., разливной Эрдингер (по вкусу – отечественный) – 300 руб., глинтвейн 300-500 руб. Какая-то выпечка с сыром – 200 руб. Чай в пакетиках в ассортименте – 150 руб. Народ выходит из положения, таская на гору термосы и бутерброды. Но в магазинах цены тоже не маленькие…

На Газпроме цены еще выше, кроме того - там ликвидировали ресторан-самообслуживание, который имел место быть еще пару лет назад – теперь там пафосные «Шале» и «Хинкальная», где блюда по меню стоят 500-600 руб. и выше, а хорошее пиво – 350 руб. за 0,33 л…
Для сравнения: могу ошибиться центов на 10, но в Австрии в горах 0,5 «вайсс-бир» стоит где-то в районе 4,20-4,50 евро (260-280 руб.) Нормально поесть на горе обычно обходилось на двоих в пределах 25 евро. Поскольку жили мы в апартаментах, то покупали еду сразу на неделю – 100 евро вполне хватало на ежедневный ужин с хорошим вином.
Жилье

Пару слов про гостиницу Riders Lodge. Если честно, ожидал худшего, особенно начитавшись в интернете отзывов. Но все было довольно мило – номер ежедневно убирали, один раз поменяли постельное белье, можно было заказать пиццу – из «Папы Джонса», но экспериментировать не стали… Единственный для меня лично минус – унылый голый линолеум на полу. Можно было коврики какие-нибудь прикроватные придумать, что ли… Отсутствие телевизора в номере не напрягало – смотрели кино на ноутбуке.
Погода

Полянская погода – это отдельная тема. За неделю до нашего приезда было солнечно и очень тепло. В понедельник, 13 марта, солнце еще нас порадовало, но уже появились облака. К вечеру внизу пошел дождь, наверху – снег, и на 3 дня нам просто отключили свет.

В пятницу, 17 марта, с утра было просто замечательно, но потом снизу поднялся туман, к 15 часам закрыли южный сектор и выключили подъемник «Дриада».

Тем не менее, катание удалось, позитива было гораздо больше, нежели негатива.
Что получается в итоге?

Поеду ли я в Поляну еще? Однозначно да. Все горнолыжные центры продолжают развиваться, каждый год появляется что-то новое. Каких-либо косяков с сервисом не заметил, да и не слишком я требовательный.

В этот раз остались не охваченными трассы Горной Карусели – был там зимой 2013-го и один день в 2014-м, когда для катания были открыты только трассы в Цирке-2 и спуск вдоль третьей очереди гондолы. С тех пор там появились новые трассы и подъемники, но это уже на следующий год.
Не добрались до центра «Галактика» на Газпроме, да и вообще много куда еще, в тот же Sky Park, например. Однако Альпы – это Альпы, и если подвернутся недорогие авиабилеты, нормальное по качеству проживание по сходной цене, то это направление буду по-прежнему считать приоритетным. А еще лучше – сделать «дубль» за сезон. Губа-то – она не дура ))

Если есть какие-то вопросы про житье-бытье – спрашивайте, отвечу.
Спасибо! Информативно, конкретно и без лишней лирики.