Вряд ли кто-то реально надеялся на то, что приход австрийского специалиста Бернда Цобеля в мужскую сборную России по горным лыжам, а также словаков Антони Бориса и Мириама Попрачки в женскую команду станет панацеей от застарелой неуспеваемости наших соотечественников в этом виде спорта. Но мысли – а вдруг произойдет чудо, и мы сразу начнем бить австрийцев со швейцарцами – все-таки проскальзывали. Ведь говоря «вновь», мы вспоминаем о тех славных традициях, которые у нас, совершенно не горнолыжной державы, все-таки были. О победах на этапах Кубка мира Жирова, Макеева, Андреева и Цыганова, о «серебре» Олимпийских игр -1994 в Лиллехаммере Светланы Гладышевой. Но теперь в российском горнолыжном спорте – по крайней мере той его части, которая касается высших достижений, – пустота. И, несмотря на приход иностранных тренеров, будущих Херманнов Майеров отечественного розлива пока не видать.
При этом приходится констатировать, что горнолыжников-любителей в России с каждым годом становится все больше и больше. То тут, то там возникают новые «курорты», причем для их обустройства предприимчивым людям иногда хватает захудалого холма высотой в полсотни метров. В прошлом месяце неподалеку от подмосковного Красногорска заработало принципиально новое для нашей страны сооружение – крытый горнолыжный склон. Теперь не посетуешь на бесснежие – катайся хоть круглый год. Лишь бы деньги были. А они у народа, похоже, есть – иначе бы не пользовались сумасшедшей популярностью все эти горки. И в этом, как ни парадоксально, беда профессиональных горных лыж в нашей стране. Бизнесменам куда выгоднее вложить средства в очередной «Волен», чем потратиться на обустройство центра для сборной России. «В нашей стране для проведения официальных турниров соответствующим образом оборудована только гора Гладенькая в Хакасии и новый современный комплекс в Шерегеше, что в Кемеровской области, – говорит Владимир Макеев, экс-звезда той самой знаменитой советской горнолыжной команды, а ныне главный тренер сборной России по этому виду спорта. – Хотя горы в европейской части страны, где можно было бы проводить международные соревнования, у нас есть. Взять хотя бы Хибины. Ведь там даже собирались проводить олимпийские старты, когда еще в советское время выдвигали Ленинград в качестве города-кандидата на зимние Игры».
Тем не менее говорить о том, что школ в нашей стране мало, не приходится. Даже в Москве и области горнолыжных секций масса. Хватает и желающих в них заниматься. Но вырастить спортсмена приличного уровня все равно огромная проблема. В чем здесь причина? В первую очередь это невысокая квалификация отечественных тренеров. Ведь даже Леонид Тягачев, творец всех основных наших горнолыжных успехов, постоянно работал в тесном сотрудничестве с иностранными наставниками. Так что звезды прошлых лет были всегда под контролем знающих людей. На более же низком уровне этого контроля нет. Вот и заявляет теперь Цобель, что «Александр Хорошилов не силен в скольжении. Пять лет он и другие члены команды тренировались по неверной программе. Исправить ошибки за один год невозможно». А ведь речь, между прочим, идет о единственном у нас в данный момент горнолыжнике уровня Кубка мира. Хорошилов занял 102-е место в общем зачете. Правда, все свои рейтинговые очки российский спортсмен набрал в комбинации (соревнованиях, где победитель определяется по сумме двух стартов – в скоростном спуске и слаломе). Увы, это далеко не самый престижный раздел программы Кубка мира. Достаточно заметить, что в минувшем сезоне горнолыжники состязались в комбинации всего четыре раза (меньше, чем в других дисциплинах). В Кубке Европы наши представители и стартуют чаще, и места занимают повыше, но трудно относиться к этим результатам серьезно, поскольку это все-таки, образно выражаясь, первая лига.
Кстати, реально рассматривался вариант привлечения к выступлениям за сборную России иностранных спортсменов. Стал же чемпионом Европы по баскетболу российский американец Джон Роберт Холден – и ничего, пережили как-то наши патриоты эту ситуацию. Но пока австрийцев у нас в горнолыжной команде нет, решили обойтись собственными силами. А вот в сноуборде, смежном виде спорта, своими спортсменами, как это ни парадоксально прозвучит, разбрасываемся. Юрий Подладчиков, специализирующийся в дисциплине хаф-пайп, в минувшем сезоне перешел из российской сборной в швейцарскую и сразу же стал обладателем Кубка мира. Факт, честно говоря, шокирующий. Да, уже более десяти лет Юра живет с родителями в Швейцарии и в России он, что называется, не на виду. Да, на Олимпийских играх в Турине Подладчиков выступил неудачно. Но как можно было не разглядеть в спортсмене перспективу и так спокойно его отпустить, не наладить с ним простой человеческий контакт и не предпринять даже попытки уговорить остаться? Непонятно.
«Подладчиков никогда не готовился в составе сборной России, жил в Швейцарии, и фактически все, что мы делали, – это просто заявляли его на соревнования, – так еще осенью прошлого года прокомментировал первые победы Юрия наставник российской сборной Денис Тихомиров. – Три года назад я встречался с его родителями, и они не скрывали, что ждут, когда сын получит швейцарский паспорт. Наша задача – готовить своих ребят. А если в России построят пайп, как в Швейцарии, мы будем тоже очень и очень конкурентоспособны». Последняя ремарка очень кстати, если учесть, что Сергей Тарасов, лучший из тех, кого Тихомиров считает «своими», занял в зачете Кубка мира в хаф-пайпе только 62-е место. В женском сноуборде дела обстоят получше. Светлана Болдыкова и Екатерина Тудегешева вошли в зачете Кубка мира по параллельным дисциплинам (слаломе и гигантском слаломе) в десятку лучших. В общем зачете Болдыкова стала 11-й, Тудегешева – 19-й. Но по сравнению с прошлым сезоном, по ходу которого Тудегешева стала чемпионкой мира, невозможно воспринять эти результаты иначе как шаг назад, пусть и со скидкой на травму Екатерины. А уж когда перед глазами достижения Подладчикова…