Завершилось наше не очень-то и долгое путешествие за Полярный круг – в Хибины. Мы неслучайно выбрали март - чтобы из настоящей зимы вернуться уже в практически настоящую весну. И не прогадали. В столице хибинской горнолыжки – Кировске – я уже бывал в 2004 и 2012 годах, тем интереснее было побывать здесь снова и отметить изменения.
Итак, дорога: в Хибинах снова работает аэропорт. Находится он в 13 километрах от города Апатиты и, соответственно, в 32 километрах от Кировска. 19 лет назад я прилетал сюда на грохочущем и трясущемся Ан-24, который путь от Ш-1 до Апатитов преодолевал за 4 с лишним часа. Потом было закрытие аэропорта, но аэропорт оказался востребован и сегодня сюда ежедневно прибывает от двух до пяти бортов из Москвы и Питера. Ну а аэрофобы из двух столиц и иных городов бескрайней могут добраться до Апатитов на поездах Москва-Мурманск, Санкт-Петербург-Мурманск и иных. Есть даже поезда с прицепными вагонами – например, архангелогородцы катят до Кировска в таких вагонах без пересадок. Можно и автомобилем – из Москвы до Питера работает платка, а из Питера до Апатитов придется добираться по трассе «Кола» - она хоть и неширока, но не сильно-то и загружена, путь от Питера до Апатитов несложно одолеть за 12 часов. Ну или можно совместить два удовольствия – махнуть самолетом в Мурманск, погулять там, узреть атомоход «Ленин», а потом доехать до Апатитов на поезде. Это для располагающих временем, конечно.
Мы выбрали самолет – скорости ради. Поезд – это все же для компании, неспешного пути, когда в Карелии на полустанках можно задешево купить копченого сига или окуня и полюбоваться из окошек. А так – 2 часа на А320 Neo – и под колесами бетонка заполярного аэропорта. Аэропорт «Хибины» называют еще аэропортом одного самолета – действительно, в день прибытия на летном поле кроме нашего зеленого аэробуса не было более ничего летающего.
Несмотря на неумолимую поступь прогресса, получив багаж, мы не обнаружили ни единого жаждущего нас подвезти таксиста. Яндекс тоже был пессемистичен и трусливо высвечивал «нет свободных машин». В результате в третьей по счету местной такси-службе нам выслали-таки автомобиль, но лишние 40 минут в аэропорту пришлось посидеть. Нота бене: такси заказывать сразу, как самолет приземлится. Сама поездка до Кировска стоит плюс-минус тысячу рублей. Хорошо еще, что в зале прилета есть кофейная машина и не выгоняют на мороз, пока ждешь такси. В зале же вылета есть и нормальные буфеты - как до зоны контроля, так и после.
А что с жильем? Двадцать лет назад выбор гостиниц был скуден – была дорогая Северная, дешевый, но уютный Спорт с бесплатными автобусами до горы и, кажется, еще пара каких-то не сильно дорогих. В 2004-м мне довелось жить в Спорте, и по качеству сервиса это был уровень общежития. Зато там была чудесная столовка с нажористой кашей и огромными бутербродами с колбасой, и маслом – за сущие копейки. А поутру в бесплатный ПАЗик весело и ловко лезли разноцветные похмельные бордеры и лыжники, связанные мыслью похмелиться и как следует покататься.
Но сегодня, на мой взгляд, приезжающим на продолжительный отдых и катание связываться с гостиницей не очень удобно по двум причинам: во-первых, придется питаться в кафе и ресторанах, что не всегда удобно и выгодно, а во-вторых, арендовав квартиру, вы получаете не только кухню с холодильником и техникой, но и стиральную машину. В одном комплекте термухи катаешься – второй в это время сохнет после стирки. Тем более, выбор квартир в Кировске огромный – от бабушкиных однушек для горнолыжных аскетов до квартир, декорированных под финские домики, с плазмами, приставками и проекторами. В принципе, посидев пару дней на Авито в разделе «Сдам посуточно», я понял, что найти действительно можно что угодно. Вообще, разумный минимум – это кухня и стиралка, плюс расположение поближе к горе и невысокий этаж, дабы не бегать со шмурдяком по лестнице вверх-вниз. Кстати, подавляющее большинство домов в городе – без лифтов, так что арендовать жилье на пятом этаже не слишком-то практично.
В городских пабликах предостерегают о мошенниках, сдающих на досках объявлений несуществующее жильё. Так что для подстраховки можно воспользоваться онлайн-бронированием на том же Авито. Но я поступил по старинке: выбирал по рейтингу арендодателя, с большим количеством хороших отзывов. И в общем-то не прогадал – квартира оказалась теплая, приятная, а до склона путь занимал минут 15. Вообще, по городу до горы недорого ездить и на такси, но по утрам их бывает нелегко заказать, так что лучше смотреть локацию поудобнее.
О хлебе насущном. В предыдущие приезды в городе было непросто достать мясо – обычное свежее мясо на жарёху или на суп. Его привозили нечасто, как правило, в один магазин на Олимпийской. Зато все компенсировали небольшие, совейскаго типа магазинчики с бесчисленными видами рыбных консерв и рыбой на любой вкус и кошелек. Плюс полуфабрикаты типа котлет и пельменей имелись в изобилии. Теперь же с мясом проблем нет – Пятерочки и Магниты на каждой улице, а для любителей экзотики есть на той же Олимпийской пара киосков с олениной и копченой уткой по-хибински. Кстати, и в магазинах можно отыскать пельмени с олениной, креветками или красной рыбой. Оленина тут не такой уж и раритет – как нам рассказали в одном ресторане, неподалеку есть целое заготовительное предприятие, где оленей разводят на мясо. Любителям рыбы непременно стоит отведать местный деликатес – камбалу-ерша (местные называют ее просто «ерш»), которая продается и в вяленом и в сыром виде. А еще из Мурманска привозят свежую печень трески в жестяных банках с желтой этикеткой. Стоит недешево, но любители уверяют, что продукт свежайший и сочнейший.
Самый приятный на мой взгляд магазин – это «Юбилейный» на одноименной улице: тут еще чувствуется дух старины: полки с консервами, большущий бакалейный отдел, куча свежего и замороженного мяса и рыбы, отдел с копченой и вяленой рыбой, внушительный отдел с заморозкой, алкоголем, напитками. Нашлась даже такая экзотика из девяностых, как соки «Инвайт» и «Юпи» - помните такие? Ну и местных продуктов побольше существенно – большой плюс. Можно найти всякие печеньки-сухарики на развес, карельское мороженое, упомянутые пельмени с олениной – ну и так далее. Что же до прочих треб и хозяйственных нужд – есть и магазин с инструментами (РеМонт на Юбилейной), есть несколько спортивных магазинов, сервисов и пунктов проката. Ну и для услаждения туристических взоров – киоски с брелками-майками-магнитами на любой вкус и цвет.
Если готовкой заниматься не хочется, то найти едальню можно на любой вкус – есть и суши, и пиццерия, есть кафе Штолле с пирогами, есть и ресторанчики подороже (в сезон лучше все бронировать заранее). К огромному сожалению, закрыли старый развлекательный центр «Большой Вудъявр» - с биллиардом и боулингом. Говорят, будут делать хостел, очень жаль. Хостелов много, а боулинга больше нет. Вообще планов у местных много – в здании первого городского кинотеатра «Большевик» хотят разместить планетарий, ходят слухи о планируемом аквапарке… Что же, развитие – это хорошо.
Каталка. Прекрасные, хоть и невысокие Хибины привлекают наличием в одном месте нескольких десятков трасс. В общем и целом, в Кировске два места для катания: основной комплекс BigWood на склонах горы Айкуайвенчорр и отдельный комплекс «Кукисвумчорр» на одноименной горе – его еще называют «25-й километр» или просто «Кукис».
90 % туристов едут именно на Большой Вудъявр – БигВуд. Название дано по озеру Большой Вудъявр, на берегу которого раскинулся город (саамск. вуд – возвышенность, поросшая кустарником, явр, явьрь – озеро). Соответственно, Вудъявр – «Озеро на поросшей кустарником возвышенности» или «Горное озеро», а гора за озером - Вудъяврчорр – «Хребет у озера на возвышенности».
Так вот, возвращаясь к туристам – подавляющее большинство едет на склоны БигВуда – сейчас всем комплексом владеет холдинг ФосАгро, который занимается добычей и переработкой апатит-нефелиновых руд (собственно, не будь тут залежей апатитов – не было бы и Кировска с Апатитами). Сами склоны БигВуда разделены на Южный и Северный, попасть на Северный можно пешком – он находится прямо на краю города. На Южный еще не так давно приходилось ездить на машине, но за последние годы склоны соединили линией канатно-кресельной дороги, так что теперь мигрировать по склонам можно тудой-сюдой как угодно. Обычно к открытию (а оно позднее – в 10 утра) народ подтягивается к Северному склону и ждет старта работы креселки. Очередей две – на кресла и в гондолы, и те и те чередуются на одной и той же линии, поэтому очередь идет быстро. Мы редко когда стояли дольше 10-15 минут. На вершине Северного склона пару лет назад построена «Шайба» - ресторан с круговой панорамой.
Выглядит круто, есть и ресторан и шведский стол (и то и то - дороговато, но ради экзотики можно заглянуть разок). Тут же можно погреться и посетить комнату отдыха – сиречь туалет. В ясную погоду виды с вершины прекрасные – виден весь Кировск, окрестные горы и холмы, раскинувшееся за Апатитами огромное озеро Имандра, железные дороги…
С вершины Северного склона можно разными трассами спуститься обратно к подъемнику, а можно уйти на другую сторону и отправиться на бугельных подъемниках на вершину Южного склона – она метров на 200 выше.
О трассах: с каждого склона ведут как и простые синие трассы, так и красные с черными. Все синие просты, на Южном склоне они более широкие и более свободны. Красные трассы разнятся – есть относительно крутые участки, есть и более-менее пологие. Черные трассы длиннее на Южном склоне, но по ним приятнее ехать в начале дня, когда они еще не изрыты сотнями лыжников – под конец дня в плохой видимости словить бугор и кувырнуться несложно. Для совсем юных и неопытных на обоих склонах есть ленточные подъемники и коротенькие учебные трассы, отмеченные зеленым цветом. Разнообразие трасс спасает при плохой погоде: при сильном ветре, а порывы тут бывают такие, что свободно могут вырвать доску из рук даже у подножья горы, закрывают креселки и гондолы, а также верхние бугельные подъемники Южного склона. А вот нижние продолжают работать – так что совсем без катания остаться трудно. На всех подъемниках БигВуда действуют одни и те же ски-пассы. Купить их можно единожды, а потом пополнять онлайн – очень удобно. Ввиду переменчивой заполярной погоды дневные тарифы на ски-пассы предполагают действие в течение нескольких дней из периода. Например: 5 из 7 дней: пропуск работает в течение недели, но кататься можно лишь пять дней. Как раз два дня – на случай плохой погоды, желания отлежаться и тому подобное. А можно взять просто на день или на 4 часа – дело хозяйское. Кстати, карты со схемами трасс висят на каждом шагу, даже в гондолах на канатке, есть удобное приложение БигВуда, все трассы маркированы цветными стойками с номерами – разобраться что где и куда ведет – очень просто. Но имейте в виду, что некоторые трассы пересекаются, так что бдительность и еще раз бдительность. Тем более, что пересекаться могут и черные с синими, что предполагает разную скорость катающихся.
Еще для любителей поспать и поваляться у меня плохие новости: поскольку погода может меняться стремительно, то всегда имеет смысл планировать катание прямо с утра. Ибо к обеду вполне могут поменяться погодные условия и трассы закроют. Может быть и наоборот- так что надо ловить момент. У меня было в один день так: потеплело, лег густой туман и видимость была практически нулевая: по трассам приходилось ехать, ориентируясь по вешкам вдоль границ. В один момент буквально за 3-5минут налетел сильный ветер, раздул туман и облака, и весь склон Айкуайвенчорра стал виден самым прекрасным образом. Обрадованные райдеры оседлали бугели и вознеслись. Но уже через 10 минут склон начало затягивать обратно – мы ехали вниз, а видимость за спиной пропадала как в фильме «Мгла» по Стивену Кингу. Так что в Хибинах всегда ловите момент.
Еще мой убедительный совет- не перебарщивайте с горячительным перед катанием – на склоны приезжает очень много новичков, которые лезут не только на вершины синих, но и на красные трассы (даже на черные умудряются заползать и долго мучительно сползать потом вниз). Поэтому риск того, что горе-лыжник со стажем в полтора дня не выкатится, размахивая палками прямо вам под ноги очень велик. Трезвитесь и бдите. Но, хочу заметить, что в сравнении с предыдущими годами, когда народ на склонах пил много и упорно, теперь встретить откровенно бухих лыжников и бордеров практически невозможно. И культура растет, и старая гвардия стареет, такие дела.
У подножья каждого из склонов есть кафе, пункт проката, киоски с чаем и бутербродами – голодным остаться невозможно. Есть и бары, так сказать, apre-ski, которые тоже не пустуют.
А что там второй склон – Кукисвумчорр? Это отдельный комплекс со своими билетами, находится он в 15 минутах езды от центра Кировска (25-й километр – это километраж от Апатитов, название появилось, когда была проложена железная дорога). У него есть неоспоримое достоинство – работает он всегда – какая бы погода не была. Мы специально заглянули на 25-й километр в день, когда на БигВуде закрыли все подъемники ввиду метели, тумана и ветра. На 25-м же суровые бордеры мрачно висели на бугелях и исчезали в сумраке вершины. Все работало. Но трассы там – исключительно для опытных райдеров. Для того, чтобы поучиться - определенно не то место.
В общем и целом, есть горы повыше, есть и места подороже и потеплее – но по сочетанию атмосферы, цен, общего уровня сервиса Хибины очень хороши.
Ну а что же культурная программа? И тут все неплохо! Во-первых, ФосАгровцы открыли в самом центре города великолепный трехэтажный музей – тут и история апатитового комбината, и история освоения Хибин, вехи развития города. И это только один этаж. Второй этаж вообще невозможно покинуть – тут представлены камни, минералы и прочие ископаемые, поражающие своей красотой. Витрина за витриной, камни сверкают – оторваться невозможно. Все – с подписями, пояснениями. На слитке золота есть специальное пояснение, что это, товарищи – муляж. Видимо, чтобы не ввести во искушение поиздержавшихся туристов. А для детишек есть всякие интерактивные игры: угадать камень, определить его свойства и тому подобное. Третий этаж – выставочный. Мы попали на открытие выставки картин Федора Конюхова – было интересно. И тут же можно было посмотреть выставку самоваров – тоже отлично организованную. Всё это удовольствие – бесплатно, даже экскурсии проводят за счет музея.
Для интеллектуалов и любителей литературы есть музей Венедикта Ерофеева, который провел годы детства и юности в Кировске. Музей находится в Горьковской библиотеке – в двух шагах от фосагровского музея. Раньше напротив библиотеки находилась школа №1, в которой Веничка и учился, но теперь на ее месте расположился ледовый комплекс, а мемориальная табличка перекочевала со стен школы в музей. Вообще печально, что в городе не нашлось места памятнику Ерофееву. На памятники Кировск беден. Есть памятник Кирову, который «благословил» основание города (кстати, изначально он именовался Хибиногорск) и дал старт началу разработки Хибин, есть бюст Василию Кондрикову – первому руководителю треста «Апатит», создателю «Североникеля». А вот Ерофеева пока вниманием обошли, а зря!
На упомянутом 25-м километре есть и обычный краеведческий музей. Он очень неплох – в нем четыре зала, первые два рассказывают об истории освоения Хибин, создания города и треста, третий зал посвящен Великой Отечественной войне, а последний – природе. Есть также стенд о кинематографе: в Кировске и Хибинах снимали прорву фильмов и сериалов: «Начальник Чукотки», «Смок и Малыш», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Левиафан», «Перевал Дятлова» и так далее. Кстати, в один из дней мы видели на улице съемку сериала «Полярный» - его тоже снимали и снимают тут.
Вход в музей стоит символические 80 рублей, но не пожадничайте – закажите индивидуальную экскурсию и узнайте много интересного. Тем более, что персонал очень радушный и экскурсия у нас к обоюдному удовольствию затянулась часа на два. Рядом с музеем находится «домик Кирова» - в 1930 году, аккурат 1 января, Сергей Миронович проводил тут совещание касательно создания города, комбината, доставки рабочих. То есть фактически определил судьбу этих мест. Но в домик мы уже не пошли – музея хватило за глаза.
Что еще? Есть выставочный зал на Юбилейной улице, есть прекрасный и очень антуражный Дом Культуры, находящийся в начале Курортного бульвара. ДК был построен в 1956 году, сейчас в нем сделан хороший ремонт. Нам повезло – как раз на гастроли приехал Мурманский драмтеатр со спектаклем «Безымянная звезда». Как было не посетить?
Для туристов с детьми есть развлекухи на свежем воздухе – «Таинственный лес» и «Снежная деревня», а еще есть арктический ботанический сад. Но эти объекты мы оставили на следующий раз – иногда хотелось просто прогуляться по городу после дня на горе и покараулить северное сияние (пока что тщетно).
А вот еще один объект, скорее всего, в обозримом будущем исчезнет. Это – железнодорожный вокзал Кировска. Отгрохали его в 1934 году с необычайным для 20-тысячного городка размахом – с залами ожидания, рестораном, пельменной, статуями и картинами. Такой вокзал сделал бы честь и областному центру – но Кировск планировал расти и вокзал одобрили. В ресторане вокзала играли свадьбы, а поезда и электрички ходили в ближние и дальние города – были даже беспересадочные вагоны до Москвы. К сожалению, информации о вокзале сохранилось немного, равно как и фотографий. В музее я нашел пару фото зала ожидания и внешнего вида, расписание 1941-го года – пожалуй и все. Было две платформы, сквер при вокзале – ничего не сохранилось. В девяностые отменили пассажирское движение. Вокзал стали делить местные бандосы, в итоге по принципу «не доставайся ж ты никому» здание подожгли. Сейчас от былого величия остались лишь стены и немногие перекрытия. Перспектив восстановления не предвидится – так что спешите видеть, пока территория не понадобилась под какие-то еще нужды.
Резюмирую: Кировск стал удобнее, современнее, доступнее. Да, он утратил часть своего былого антуража, грубоватого и простецкого – но свой особенный шик у него не отнять. Остается лишь мечтать, что в следующем году мы снова сюда вернёмся и северное сияние от нас точно не убежит.