Так что если вы захотите кататься в горах вне трасс, сначала спросите у местных спасателей, где и как это лучше делать. Даже известные всему миру иностранные райдеры катались на Кавказе в сопровождении гидов. Ведь смысл свободного катания не в том, чтобы ломиться напролом, куда хочешь, а чтобы научиться понимать горы и ездить, не нанося вреда себе и главное тем, кто рядом. Но фрирайдер должен не только знать, куда ехать, но и быть правильно экипирован. И всегда быть на связи...
Про лавинные биперы
Эх, жаль, что у меня нет таких сознательных друзей, как у одной моей знакомой сноубордистки. Три года назад они со словами: "Вот тебе вещь, которую должен иметь всякий, кто уважает других людей. Теперь, если тебя засыплет, мы быстро откопаем!" - подарили ей бипер. На Западе человека без бипера и умения обращаться с ним не пустят ни на хели-ски, ни на катание вне трасс. У нас же биперы используют пока в основном гиды, спасатели и сотрудники лавинных служб.
Сегодня в Россию официально завозят два вида биперов - Trасker американской фирмы BCA, которые включены в стандартную экипировку спасателей Колорадо и Аляски (самые снежные и лавиноопасные горы в мире), и немецкие Ortovox. Встречаются еще швейцарские Barryvox, французские Arva и немецкие Pieps, вывезенные с заграничных курортов. Все они работают как в режиме излучения сигнала, так и в режиме приема. Устройства типа маячков, работающие только как передатчики, выходят из употребления. Все-таки лучше, чтобы не только вас могли найти, но и вы могли помочь другому человеку.
Все вышеперечисленные биперы примерно одинаковы по эффективности и совместимы между собой, так как работают на одной частоте - 457 кГц. И радиус зоны поиска у них тоже одинаковый - 50-80 м. Разница между биперами только в принципе поиска. С более дешевыми, аналоговыми ($150-250), ищут, ориентируясь по силе сигнала. Ближе к цели сигнал сильнее, дальше - слабее. Двигаются при этом как бы петлями - возвращаясь от точки, где сигнал ослабевает, в точку максимального сигнала. С более дорогими, цифровыми ($299-365), биперами поиск проще: на дисплее стрелкой указывается нужное направление поиска и расстояние в метрах.
По поводу того, какими, аналоговыми или цифровыми биперами проще и эффективнее пользоваться, было много споров. Большинство сошлось на том, удобнее те, с которыми уже имел дело. Квалифицированный спасатель находит пострадавшего в течение 3 минут после приема первого сигнала. Неопытный в этом деле человек - может найти слишком поздно. По статистике американских лавинных служб, если человека откопали в течение первых 15 минут с момента схода лавины, в 85% случаев он выживает. Если время от 15 до 30 минут, вероятность падает до 50%. Ну а если ищут больше часа, человек оказывается живым меньше, чем в 10% случаев. Так что тренируйтесь. В идеале все, кто увлекается внетрассовым катанием, должны уметь пользоваться бипером, как мобильным телефоном. При покупке прибора сразу прочитайте инструкцию по его использованию. Научитесь включать прибор и правильно надевать его, поскольку было немало случаев, когда небрежно застегнутые биперы находились потом отдельно от хозяев.
Помните, жизнь не компьютерная игра. Другую жизнь, просто кликнув мышью, взять нельзя. К сожалению, это подтверждает история наших хороших друзей, которые отправились в горы с дорогими сноубордами, но почему-то не взяли с собой биперы...
Про рации
Некоторые люди спрашивают, можно ли с помощью бипера найти друга в баре. Если приколоться, можно! Но с рацией удобнее. И не только это. Если у вас в группе все на рациях, никто не отстанет и не потеряется. По рации, предварительно узнав частоту, можно всегда связаться со спасателями. С ее помощью удобно "вести" человека по неизвестному маршруту.
По законодательству обычным гражданам разрешается использовать рации не мощнее 10 мВт, поэтому на любительские рации с большей мощностью (500 мВт) заводы-изготовители ставят заглушки. Как правило, после покупки владелец "догоняет" мощность до максимума и спокойно пользуется рацией. Дальность связи 2-3 км, а в ясную погоду при прямой видимости и до 10 км. Связываться, правда, можно только в пределах одного ущелья (т.е. между Эльбрусом и Чегетом переговариваться нельзя). Самыми популярными среди сноубордистов и лыжников являются любительские рации Motorola talk about (модели с 14 каналами и 38 кодировками). Они самые дешевые ($60-80), надежные и продаются в спортмагазинах Москвы. Загвоздка лишь в том, что частота 446 мГц, на которой работает Motorola, в нашей стране запрещена для простых граждан. Их хранение считается административным правонарушением. Но если перевозить их в багаже и с вынутыми батарейками, проблем на таможне не возникает.
Аналогичные рации talk about таких фирм, как Kenwood, Standard, Alinco, Icom, Alan и русская Сова, имеют более "слабенькие" корпус и антенну. При этом стоят долларов на 50-100 дороже. Но зато работают на разрешенных частотах: 433-434 мГц. На Сущевском валу в радиочастотном центре Федерального округа можно получить разрешение на их покупку. Для этого надо написать письмо от юридической фирмы с печатью и подписью директора и бухгалтера. Или дополнительно заплатить в радиомаркете. Для получения разрешения на использование придется оформить еще много разных бумаг.
Профессиональные рации (вес 900 г) отличаются более широким диапазоном частот и большей мощностью (5-6 Вт). Дальность их работы 5-7 км, в прямой видимости 20-30 км. В отличие от маломощных раций, они могут работать через ущелье и в непогоду. Кроме того, у профессиональных раций много разных функций, главная из которых - подача сигнала о помощи при нажатии аварийной кнопки Стоят эти рации в среднем $300-400. Физическое лицо может получить на них разрешение, только став радиолюбителем.
Полезно знать, что:
- на морозе аккумуляторы (которых хватает на день) садятся быстрее, поэтому лучше крепить рацию под одежду и пользоваться гарнитурой из микрофона с наушниками;
- рации "забивают" сигнал бипера, поэтому при поиске их нужно выключать;
- на тех же частотах, что и МЧС со спасслужбами, работают также милиция и другие госслужбы, поэтому трепаться просто так не стоит.
И GPS
Систему GPS (система глобального позиционирования) по 24 спутникам, находящимся постоянно на орбите в космосе, разработали американские военные в 70-е годы. С помощью небольших аппаратов стало возможным определить свое местоположение (долготу, широту и высоту над уровнем моря) с погрешностью до нескольких метров в любой точке земного шара. Больше всего GPS'ы любят мореплаватели, автомобилисты и путешественники. Эти приборы становятся сегодня все более популярными и среди любителей горного туризма, альпинизма, фрирайда и бэккантри.
Чтобы аппарат начал действовать, ему нужно засечь три-четыре спутника. В горах и полях это делается без проблем. Но в лесу, пещерах, сильно застроенных урбанистических районах GPS может не сработать. Необходимо найти место с максимальным обзором. Зато приемник может видеть спутники и в туман, и в дождь.
С помощью простых моделей GPS (стоят от $150), кроме определения координат, можно записать свой маршрут, скорость и траекторию движения. В более дорогие модели ($300) встроены компас и барометрический высотомер, у них больший объем памяти. В самые дорогие модели ($400-500) можно загружать карты в электронном виде. Правда, из продающихся в Москве навигаторов двух ведущих производителей - Garmin и Magellan - карты по территории России поставляет только Garmin, а подробных горных карт нет вообще. Одна из самых полезных функций GPS - возможность отмечать путь, который вы прошли. А когда потребуется, можно включить функцию "обратный ход" и вернуться точно по своему маршруту.
Итак, рации, биперы и GPS не дадут вам потеряться, если только сами вы этого не захотите.
Конец связи.
Автор: Лена Андрианова |