Боковые вырезы лыж
С появлением карвинговых лыж радиус бокового выреза стал стремительно уменьшаться. Появилось всем ныне известное слово Sidecut и радиус бокового выреза стал одним из основных параметров лыжи. Радиус стал указываться в каталогах, инфоблоке на лыжах и резко стал интересен всем. FIS стала регламентировать его величину, а любители — спорить о его значении. )))
Связь сайдката и радиуса дуги резаного поворота тоже была вычислена. Следует заметить, что эта формула включает ряд ограничений и служит скорее для оценки получаемой дуги. Появились некоторые «калькуляторы», позволяющие самому рассчитать величину радиуса бокового выреза. И вот тут стали возникать недоразумения. Полученный радиус, как правило, не совпадал с указанным на лыже.
Попробуем разобраться, в чем же дело.
На первый взгляд расчет радиуса бокового выреза — достаточно простая операция. Имея ширину носка, пятки, талии и длину лыжи, можно посчитать радиус прогиба боковой поверхности по приближенной формуле
R=L L: 8h
где L –длина хорды (лыжи), а h - величина максимального прогиба (стрелка прогиба)
Однако не все так просто.
Дело в том, что форма бокового выреза, как правило, не является дугой окружности. Для условий чистого резаного ведения это должна быть кривая, дающая в проекции на плоскость склона при прогибе лыжи кривую, максимально приближенную к дуге окружности. Только в этом случае все точки канта будут проходить один путь и резание станет максимально чистым. Сразу скажу, что это условие на практике, как правило, не может точно соблюдаться в силу различных причин, о которых здесь пока говорить не будем.
Максимально точно всем этим требованиям отвечают некоторые кривые второго порядка.
Например, парабола.
Надо сказать, что лыжи с параболическим вырезом использовала фирма Elan еще в начале века. Она выпускала одни из первых радикальных карверов Elan Parabolic.
Так причем же здесь радиус окружности, указываемый на лыжах?
Дело в том, что парабола на небольшом участке своей длины может быть аппроксимирована окружностью с соответствующим радиусом. Например, в точке апекса этот радиус равен фокальному параметру (p) и может быть легко выделен из уравнения параболы (y2=2px, p>0 ). Подобная аппроксимация возможна и для других кривых второго порядка. Однако, когда мы имеем достаточно протяженную дугу, то радиус по ней становится переменным и, естественно, не совпадает с вычисленным «калькулятором».
Интересен боковой вырез в форме эллипса.
Поскольку эллипс — это общий случай окружности, то любая точка на этой кривой имеет свой радиус. Становится понятным, что, выбирая соответствующие участки эллипса, можно получить как уменьшение радиуса к концам лыжи, так и его увеличение.
Возможно так же использование и других кривых. Фирмы, как правило, неохотно рассказывают о своих геометрических изысканиях. Особенно любят секретить точную геометрию спортивных лыж. При этом надо понимать, что простыми промерами эту геометрию определить невозможно.
Несмотря на некоторую неточность, указываемый радиус дает примерное представление о кривизне боковины лыжи.
Надо сказать, что боковой вырез в форме дуги окружности тоже используется в простых моделях лыж.
Последнее время появилось много моделей лыж, где используются два или более радиуса. Надо сказать, что тут фирмы уже стараются указывать все используемые радиуса. Это и модели от Fischer серии Progressor, у которых радиус носка значительно меньше радиуса середины и хвоста лыжи. И Head Rev (у которого радиус носка на 20% меньше) и некоторые другие модели.
Некоторые фирмы используют еще большее количество радиусов. Например, Scott в технологии 3DSidecut использует различные радиуса носка и пятки и участок прямой между ними. А Line в технологии 5CUT, вообще использует 5 (!) различных радиусов.
Естественно, получить сходство посчитанного радиуса и реального в таких условиях практически невозможно!
- 18
- 7
- 5
Регламентированы только некоторые параметры. Например радиус. Но какой именно кривой соответствует этот радиус, не сообщается нигде.
Близзард одно время писал про геометрию своих СЛлыж - Top Secret
А вот так выглядит в каталоге геометрия спортивного Фишера!
Указанные на лыже промеры часто не соответствуют действительности.
Плавность и точность ведения дуги зависят как раз не от радиуса, а от формы бокового выреза.
- 18
- 7
- 5
Проблем нет.
Только я бы не взялся по промерам определить кривую второго порядка...Обратная задача гораздо сложнее прямой.
А если считать как окружность, то не срастется радиус
тут мерили...
- 18
- 7
- 5
Просто по R=L L: 8h?
Я свои 2м мерил, у меня 70-80м получалось
Впрочем и на этих в идеальных условиях удавалось резаться коряво- на пятках, но чисто
Нет ...не мерил конечно...
никто ТОГДА этой цифирью не заморачивался.
ПРосто когда Эланн сделал свои MBX (еще классика) с радиусом 35м , то это считалось "новым словом"
Про 40-50м читал где-то... Естественно геометрия различалась от класса и назначения лыжи...ну от длины конечно...
Ну и фотка к утверждению некоторых, что на классике нельзя резать!
- 15
- 1
- 5
Во-вторых, боковой вырез сам по себе не работает вовсе. Берём _плоскую_ лыжу, кладём _плашмя_ на склон, отпускаем - по какому радиусу она начнёт поворачивать? По бесконечно большому, т.е. поедет по прямой (хотя бы из соображений симметрии). Следовательно, радиус поворота - это, в первом приближении, радиус выреза, делённый на угол наклона лыж к склону (сам угол, синус, тангенс, в квадрате или в кубе - для данного утверждения уже не существенно). Сам по себе радиус выреза никаких абсолютных цифр не содержит, только относительные: если у лыжи А радиус выреза в 2 раза меньше, чем у лыжи Б, то при всех прочих равных условиях (один и тот же лыжник, один и тот же склон, один и тот же снег и т.п.) лыжа А пойдёт, в среднем, в поворот по радиусу в 2 раза меньше, чем Б. Не более того.
Во-первых, боковой вырез - это фактор второго порядка, который способствует повороту и уточняет его, но не задаёт его в принципе. Первичный фактор - это прогиб лыжи в направлении "верх-низ" в сочетании с тем же самым наклоном в боковом направлении. (Иначе как бы поворачивали на классических лыжах с никаким или незначительным вырезом?) А это зависит уже от целого ряда других определяющих факторов: массы тела, установленного на эти лыжи, его скорости (в квадрате, ибо она влияет через центробежную силу), амплитуды вертикальных колебаний этой тушки, частоты поворотов, жёсткости и длины лыжи, жёсткости снега, наклона склона в данной точке, направления вектора скорости по отношению к градиенту склона в данный момент, и т.п. Даже классическая задача о бесконечно длинном рельсе на твёрдой поверхности - одна из немногих, решаемых аналитически - здесь неприменима, поскольку стрелка прогиба, по смыслу г.лыжной задачи, соизмерима с длиной лыжи.
Это самый сложный и интересный класс задач - те, в которых никакой асимптотики нет по существу. Аналитически они не решаются. Максимум, что можно сделать - это формализованно описать ту или иную форму выреза, с той или иной амплитудой (парабола, эллипс, или просто массив точек), а затем сравнивать разные варианты экспериментально, притом не для единственного набора условий, а усреднённо по достаточно широкому ансамблю склонов, лыжников, погодных условий и т.п. Как сравнивать? Единственно методом экспертных оценок, со всеми методологическими проблемами, присущими данному инструменту - ибо никакого другого вообще нет. Такая вот методология научного тыка, единственная из возможных...
- 18
- 7
- 5
Конечно радиус (да это и не радиус вовсе) бокового выреза - это только некая "первая гармоника" определяющая форму дуги поворота.
Но вот тут есть некоторая неточность
Прежде всего "отделить зерна от плевел".
Механика входа в классике несколько отличается от механики входа в карвинговый поворот. Не является принципиально другой , но несет некоторые отличия. В силу этих отличий в классический технике можно сделать очень короткий поворот на лыжах вообще без радиуса!!!
Но мы рассматриваем поведение лыжи в "относительно чистом" ))) резаном повороте. Состояние снега наложит существенное влияние на вид и форму дуги. Естественно, что максимально точно влияет радиус бокового выреза на форму дуги на очень жестких склонах. Когда форма дуги определяется формой дуги прогнутого канта.!!! Не формой прогнутой лыжи (её скользящей поверхности) а именно канта!
И вот тут первичным становится радиус бокового выреза. Потому как именно его величина, помноженная на косинус угла закантовки, даст радиус дуги поворота.
В отсутствие этой кривизны боковины лыжи, на жестком склоне "сколько лыжу не кантуй, всё равно получишь...." ну да....
Так что первичен именно радиус!
Механика образования дуги на мягком склоне несколько другая. В снегу лыжа "рисует " дугу не кантом, а прогнутой скользящей поверхностью. И тут уже в полный рост начинают влиять и жесткость лыжи, и состояние склона, и загрузка и вес лыжника итд..
На промежуточных состояниях склона картина еще интереснее. Там будет сказываться как влияние бокового выреза, так и влияние флекс-прогиба лыжи.
При этом форма прогиба скользячки уже завязана с боковым вырезом через тангенс угла закантовки.
Естественно тут уже нельзя говорить и о чистом резании.
Вообще это достаточно интересный аспект, который ждет своего "теоретика"!! ))))
Так, что если путем вычислений мы хотим получить ТОЧНЫЙ радиус своего поворота, то эта математика бессмысленна. Однако она вполне дает некое качественное представление об образовании и относительной величине радиуса поворота.
Еще раз хочу подчеркнуть, что боковой вырез максимально эффективен на максимально жестком склоне и при наличии техники чистого резаного поворота.
Недаром столько копий переломано по поводу решения ФИС о новых радиусах в гиганте. И они таки повлияли и на форму дуги и на технику и тактику прохождения трассы.
- 15
- 1
- 5
И вот тут первичным становится радиус бокового выреза. Потому как именно его величина, помноженная на косинус угла закантовки, даст радиус дуги поворота.
В отсутствие этой кривизны боковины лыжи, на жестком склоне "сколько лыжу не кантуй, всё равно получишь...." ну да....
Так что первичен именно радиус!
Вот с этим не соглашусь и на абсолютно жёстком склоне. (С математической точки зрения, "абсолютно жёсткая трасса"вообще бессмысслица - на неё лыжа будет опираться ровно 2 точками.) Прогиб лыжи всегда есть, и он определяет кривизну канта, а точнее - кривизну его проекции на плоскость склона. На "абсолютной классике" кривизна канта равна 0 (радиус поворота - бесконечность) в разгруженном состоянии и некоторой конечной величине в наруженном. На приталенных лыжах кривизна всегда ненулевая, а под нагрузкой - ещё больше (радиус меньше). Разница только в том, в каких пределах варьируется кривизна канта в зависимости от нагрузки: от 0 до X или от y до Y. Наиболее интересный качественно случай, конечно же, когда достигается 0.
Еще раз хочу подчеркнуть, что боковой вырез максимально эффективен на максимально жестком склоне и при наличии техники чистого резаного поворота.
Ну, собственно, и я о том же - всё эти цифры качественные, более чем абстрактные. В некотором крайнем случае они более или менее близки к действительности, в других - сколь угодно далеки от неё. Но я, собственно, хотел сказать не об этом, а о методологии расчёта формы выреза. Я загнул лишнего насчёт того, чтобы задать его в виде массива точек - суть методики как раз в том, чтобы от него уйти. Чтобы описать кривую набором точек, вам нужно взять этих точек достаточно много (математически строго - бесконечно много), и в этом много- или бесконечномерном пространстве параметров искать наощупь желанный оптимум: изготавливать лыжи со всеми возможными сочетаниями этих параметров, давать их пробовать разным лыжнкиам, на разных склонах и т.п., сравнивать средние оценки и т.п. (Для этого есть целая наука, оптимальное планирование эксперимента. Она помогает количественно, но не качественно.) Суть аналитического описания формы в том, чтобы уйти от этого бесконечного набора параметров (ширина в каждой точке) к конечному и по возможности минимальному. А для этого - описать форму выреза некоторой достаточно простой кривой и варьировать только её параметры.
Понятно, что чтобы пройти через заданные 3 точки (ширина в носке, талии и пятке) одной гладкой кривой - нужно использовать, как минимум, параболу. В этом случае всё дальнейшее определено жестко, варьируем эти 3 точки, получаем набор лыж для экспериментов. Это уже до фига, но всё-таки несравненно меньше, чем было; организовать экспериментальную обкатку и интерпретировать её результаты уже существенно легче. Если ж этого мало, используем эллипс/гиперболу или кривые высших порядков (что почти одно и то же для нашего разложения в ряд в окрестности середины лыжи), получаем ещё 1, 2 или сколько нужно свободных параметров, которые можем тоже варьировать по своему усмотрению. Так что второй порядок - это даже не выбор, обусловленный какой-то мудрёной геометрией и кинематикой лыжи в повороте, а всего лишь наиболее простая и практически осмысленная аппроксимация. В любом случае, даже если идти по пути увеличения числа параметров, то сначала надо найти оптимум на множестве параболических вырезов, а потом в его окрестности варьировать уже расширенный (4-5) набор параметров.
Чтобы не заблудиться снова в многомерном пространстве параметров, выглядит разумным ограничиться четырьмя: тремя обязательными (ширина в 3 точках) и одним свободным, с которым можно играться боле тонко. Если удобно в качестве такого параметра взять радиус касательной окружности в вершине выреза, при условии заранее оговоренного типа кривой (эллипс/гипербола, или A+B(x-C)2+D(x-C)3, или что-то третье) - пожалуйста, это ничему не противоречит. Точно так же как последнюю формулу удобно писать именно в таком виде, чтобы C в ней сразу было осмысленной величиной - положением талии.
Вот, собственно, и вся премудрость. Никакой глубокой физики, механики, кинематики под этими формами и профилями нет, есть только удобство описания и экспериментального выбора.
- 18
- 7
- 5
Заметь. Я нигде не говорил об "абсолютно жестком склоне".
Тут и так достаточно "сферического конизма"
Исследуя, что же первично в создании радиуса поворота - вырез или закантовка, мы обязательно свалимся в диспут о "яйце и курице" )))
Просто еще раз хочу обратить внимание, что радиус прогиба канта и радиус прогиба скользячки( по оси лыжи) - это РАЗНЫЕ величины Радиус прогиба канта всегда (в реальных углах) будет меньше радиуса прогиба скользячки!
И тут все здорово завязано именно на состояние склона - какой радиус будет преобладать в данной конкретной дуге!
Есть термин плоско-резаное ведение. О нем , как ни странно, написано гораздо меньше, чем о практически нереальном "чистом резании".
По поводу выбора кривой - согласен. Второй порядок дает достаточную точность в создании проекции выреза на склон с приближением к окружности. Те. возможность максимально чистой резки.
Кто бы спорил!
Не Квантовая Электроника...
- 15
- 1
- 5
И тут все здорово завязано именно на состояние склона - какой радиус будет преобладать в данной конкретной дуге!
Я, похоже, слишком растёкся мыслью по древу... попытаюсь сформулировать короче.
Боковой вырез канта придаёт ему кривизну в горизонтальной плоскости. Прогиб лыжи - в вертикальной. В сумме получается некоторая пространственная кривая, которую, опять же приближённо, можно считать плоской, но в некоторой промежуточной наклонной плоскости. Её кривизна - уже третья величина, но она не может быть меньше любой из первых двух. На радиус же поворота непосредственно влияет не она, а её проекция на плоскость склона.
Итого вырез канта и прогиб лыжи - 2 разных способа воздействовать на радиус поворота, которые в конце концов приходят к одному знаменателю. При этом вырез может быть, может не быть (классика). Прогиб есть всегда, больший или меньший, кроме чисто математической абстракции "абсолютно жёсткого склона". Чем меньше один из этих двух компонентов, тем бОльшую относительную роль играет другой. Но непосредственно радиусу поворота не равен ни тот, ни другой.
- 18
- 7
- 5
Боковой вырез канта придаёт ему кривизну в горизонтальной плоскости. Прогиб лыжи - в вертикальной. В сумме получается некоторая пространственная кривая, которую, опять же приближённо, можно считать плоской, но в некоторой промежуточной наклонной плоскости. Её кривизна - уже третья величина, но она не может быть меньше любой из первых двух. На радиус же поворота непосредственно влияет не она, а её проекция на плоскость склона.
Итого вырез канта и прогиб лыжи - 2 разных способа воздействовать на радиус поворота, которые в конце концов приходят к одному знаменателю. При этом вырез может быть, может не быть (классика). Прогиб есть всегда, больший или меньший, кроме чисто математической абстракции "абсолютно жёсткого склона". Чем меньше один из этих двух компонентов, тем бОльшую относительную роль играет другой. Но непосредственно радиусу поворота не равен ни тот, ни другой.
Ну почему же...
Даже чисто теоретически, если один параметр становится равным нулю, то Другой параметр становится абсолютом!
Но это к делу не относится и ТУТ ты прав!
Попробую объяснить почему.
А дело в том что всегда (При прогибе лыжи) есть оба параметра!.
Прогибая лыжу (неважно каким способом) мы получаем радиус прогиба скользячки. При этом и кант прогнется по некоей дуге.
Не буду вдаваться в геометрию и соотношения тангенса и косинуса, но чисто геометрически к прогибу лыжи следует добавить геометрическую кривизну канта. В проекции на поверхность склона, естественно.
Поэтому радиус канта и будет меньше радиуса прогиба всей лыжи. И это хорошо заметно на практике. При одинаковых углах закантовки лыжа идет в более короткий поворот на более жестком склоне.
Прогиб лыжи и геометрия прогнутого канта жестко геометрически связаны.
Потому, хотя и оба параметра по разному влияют на геометрию поворота, они преобладают каждый в зависимости от состояния склона.
Радиус канта - на жестком
Радиус лыжи -на мягком.
В общем случае - оба параметра.
Тут есть интересный момент - что вызывает инициацию прогиба,(начальный прогиб лыжи) в условиях промежуточного состояния снега. Когда влияет и продавливание снега всей поверхностью лыжи и прогиб лыжи от контакта канта с относительно ещё жестким склоном?
Вот тут как раз и зарыт реальный радиус поворота.
Обрати внимание, что плоскость кривой средней линии прогнутой лыжи и плоскость кривой прогнутого канта не совпадают!
При этом плоскость прогнутого канта совпадает с поверхностью склона.
- 15
- 1
- 5
эээ... согласен. В противном случае лыжа будет опираться на склон либо только серединой, либо только концами, и начнёт прогибаться до тех пор, пока не ляжет на снег равномерно всей длиной. А чтобы это просчитать, нужно учитывать уже и жёсткость снега, и профиль жесткости лыжи, и распределение массы лыжника, и силы инерции... Что я и говорю - аналитически эта задача не решается, и никакой математически выверенной формулы для выреза быть не может. Парабола, окружность, эллипс - это не более чем удобный инструмент для подбора методом научного тыка.При этом плоскость прогнутого канта совпадает с поверхностью склона.
- 18
- 7
- 5
<p>
При этом плоскость прогнутого канта совпадает с поверхностью склона.</p>
эээ... согласен. В противном случае лыжа будет опираться на склон либо только серединой, либо только концами, и начнёт прогибаться до тех пор, пока не ляжет на снег равномерно всей длиной. А чтобы это просчитать, нужно учитывать уже и жёсткость снега, и профиль жесткости лыжи, и распределение массы лыжника, и силы инерции... Что я и говорю - аналитически эта задача не решается, и никакой математически выверенной формулы для выреза быть не может. Парабола, окружность, эллипс - это не более чем удобный инструмент для подбора методом научного тыка.
Ну вот мы и убедили друг-друга!
" математически выверенной формулы для выреза быть не может. " Может быть некоторое приближение!
По этому и эксперементируют фирмы с разными вырезами.
А критерий истины - только Практика!
ЗЫ вспомнил...какая-то фирма работала с циклоидами...
Нагрузка на лыжу прикладывается специфически за счёт крепления ботинка за носок и пятку, поэтому усилие на лыжу можно (и нужно) смещать, загружая или пятку или носок или всю лыжу равномерно приблизительно по центру.
В любом случае будет возникать реакция опоры, действующая не только под ботинком, но и по всей длине лыжи ( реакция опоры может быть смещена ближе к пятке или к носку в зависимости от загрузки лыжи). Эта реактивная распределённая по канту лыжи нагрузка создаёт изгибающий момент, который гнёт лыжу и за счёт этого закантованная лыжа поворачивает.
Боковой вырез перераспределяет реакцию опоры (снега) на кант закантованной лыжи, смещая её к краям лыжи - к носку и пятке, тем самым увеличивая изгибающий момент. На лыжу с боковым вырезом действует другая реакция опоры и совсем другой изгибающий момент, лыжа гнётся сильнее и круче поворачивает.
По какому радиусу резанно поедет лыжа - это зависит от многих факторов и не только от бокового выреза. Каждый лыжник имеет свой список условий как-бы покруче повернуть без проскальзывания. В любом случае первично - это загрузка и закантовка лыжи. Естественно - "радиус" выреза, жёсткость лыжи, другие, которые уже перечислили. Я бы добавил ещё параметры заточки канта, ну и мастерство конечно.
1. Карвинговые лыжи - очень узкий класс лыж. Катание на них - это акробатический стиль управления лыжами доступный лишь малому числу любителей.
2. Классические лыжи имеют специализацию, также как и современные от коротких дуг до самых длинных
3. В этом смысле по геометрии основную массу совр. лыж по параметру величины радиуса скорее следует считать классическими. Все внетрассовые лыжи в этом смысле классические, да и техника прохождения на них скорее докарвинговая.
4. К сожалению в горных лыжах в России до сих пор не устоялась терминология, переводные издания из-за плохого перевода грешат произвольным обращением с оригиналом и колоссальным количеством принципиальных ошибок, из-за чего спорить можно до бесконечности, считая что с переходом на лыжи несколько другой геометрии произошла революция. Мнение подавляющего большинства зарубежных экспертов - это не так. Идет эволюционный путь развития и не надо желаемое выдавать за действительное.
Регламентированы только некоторые параметры. Например радиус. Но какой именно кривой соответствует этот радиус, не сообщается нигде.
Близзард одно время писал про геометрию своих СЛлыж - Top Secret
А вот так выглядит в каталоге геометрия спортивного Фишера!
Указанные на лыже промеры часто не соответствуют действительности.
Плавность и точность ведения дуги зависят как раз не от радиуса, а от формы бокового выреза.
А боковой вырез делается радиусом!
И самое главное, поделится методом, типа как выбрать идеальную лыжу....(хотя может это только мнение).
Дело было в "КАНТЕ" (магазин-клуб есть такой в столице).
А там в торговом зале оказался этакий длинный черный стол....
Я покупал себе универсальную лыжу.
Нужна была универсальная для сочинской "каши", но с уклоном в чистый экспертный карвинг, а не во фрирайд.
Выбирал в BLIZZARD между топовым MAGNUM и X-POWER 810 Ti.
Ну так вот, присмотрелся к Магнуму , погнул его, и посмотрел по канту вдоль лыжи (стрельнул взглядом) и показалось мне что вырез боковой, какой-то "негармоничный"... (у меня слаломные лыжи обычно были, первый раз универсал брал).
Ну смотрю на этот длинный черный стол... спрашиваю "прямой он у вас".
Говорят "не знаем".
Кстати, это был начальник отдела, приятный такой паренек (вроде Ваня или Вася).
Попросил я линейку метровую (нашли её), приложил к столу - оказался он прямой (и вдоль, и поперек, и по диагонали прикладывал).
Ну короче, приложил я этот Магнум к столу и прижал.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: перед этим вставил в лыжу ботинок (там в зале их много), во первых, чтобы скистопы не мешали (поднялись), во вторых - чистота эксперимента однако :))).
Приложил лыжу к столу, как-бы закантованную, примерно под 45 градусов. (типа стол - это склон).
Прижал лыжицу как следует, а там... о Боже мой....щели кругом, И в носке, и в пятке и даже по центру лыжи..
Ага, прижимал лыжу, конечно, ботинком - это и удобнее и имитирует реальность.
Потом взял лыжу X-Power 810 Ti , ого какая разница оказалась.
Но все равно не идеально.
Побробовал разные углы закантовки. Щели появляются при увеличении угла. (тут главное стол не исцарапать :)))).
Подумали с начальником отдела...и придумали.
А давай возьмем САМУЮ ДОРОГУЮ СПОРТИВНУЮ ЛЫЖУ и проверим также.
Он тоже заинтересовался, потому что как и я был в ахуе от щелей Магнума...
Ну притащил он цеховую слаломку SL с именем Mario Matt.
Ну и там все стало ясно - ни одной мало мальской щели не обнаружено по всей длине лыжи, при разных углах закантовки.
Вывод - в хорошей лыже так спроектирована и главное выполнена продольная жесткость, что она "дружит" с боковым вырезом при разных углах закантовки.
Кстати, купил X-Power 810 Ti, оказались крутые лыжи (едут как слалом-гигантские).
Однако выбрал из трех пар, оказалось не каждая пара идеальна,... Отличаются они все между собой...(но не очень сильно).
Но все равно потом их продал (слишком уж широкие и еще требуют скорости - радиус 20 м).
PS:
Стол нужен именно черный, потому что щели не такие уж большие, и просвет (щель) виден именно на черном фоне.
PPS:
Величину щелей можно даже промерить (щупы специальные есть для автосервисов...ну или визитками (одна визитка примерно 0,3 мм), полоски из них нарезать штук пять)..
Вот такие практические наблюдения.
- 1
Первые лыжи с боковым вырезом появились в 1868 году. Изобрел их норвежец Сондре Норхейм и они имели геометрию 81-67-70 мм. Классические лыжи более позднего периода тоже имели боковой вырез с радиусом около 40-50 м.
Я с этим не могу согласиться. Некорректно называть неровную геометрию лыж того времени "вырезом".
Вырез - это карвинговый вырез, он сделан под прогиб лыжи с канта для поворота, и он имеет характерный радиус формируемой им дуги. Это специальное техническое решение совсем не то же самое, что было с лыжей в 1868 году.
Расширение носа для увеличения площади всплытия и геометрия ласточкиного хвоста для стабилизации лишь только невольно придавали лыже приталенность. Но ни о каком вырезе там и мыслей не было.
- 18
- 7
- 5
.
Ну так вот, присмотрелся к Магнуму , погнул его, и посмотрел по канту вдоль лыжи (стрельнул взглядом) и показалось мне что вырез боковой, какой-то "негармоничный"... (у меня слаломные лыжи обычно были, первый раз универсал брал).
А у тебя "глаз - алмаз"
Всё дело в том, что и на Магнуме и на X-Power боковой вырез мультирадиусный!
И если в середине лыжи радиус 20м, то на концах он 16м (см крайний правый раздел таблицы)
Такая геометрия характерна для многих универсалов, где нет приоритета чистого резания.
Естественно, что такой боковой вырез не проецируется в чистую дугу на поверхности склона.
2 HDA-:
Забавно. Вообще-то Магнум (не знаю, какой именно Вы сравнивали "на столе") 8.0 Ti S показались на склоне лучше, чем X-Power 810 Ti IQ.
Магнум был не Ti.
Но и он мягче намного чем X-Power.
И "лучше" это применительно к универсалам очень субъективно.
Я искал лыжи, которые не "тонут" в каше и пробивают бугры насквозь.
На X-Power легкий рокер (всего 10 см).
А на Магнуме что-то вроде 30 см (или я подзабыл чего...).
Ну в общем у вас топовый Магнум с припиской Ti (это очень важно).
Он видимо другой совсем...
Я уж все забыл, но вероятно этот был...(цвет коричненвый точно был).
FIS стала регламентировать его величину,
а нафига чего то вообще регламентировать?
пусть спортсмены сами себе определяют нужную геометрию лыж под конкретную дисциплину...
ФИС пытается отыскать баланс между безопасностью и зрелищностью, вот и шарахается из стороны в сторону
- 18
- 7
- 5
...
Я уж все забыл, но вероятно этот был...(цвет коричненвый точно был).
Скорее всего так...
А 77-ой очень средненькая лыжа.
И кстати.
Серия X-Power является органическим продолжением серии Магнум с общей геометрией и технологиями.
Вот, например, во что вылился Магнум 77 https://www.rasc.ru/gear/skis/2016/blizzard/xpower770iq.html
- 1
ВСе правильно.
Но это уже вопрос терминологический.
Не только и не в первую очередь! Он еще и хронологический, а также авторский! Нужно четко понимать, кто и когда построил именно карвинговую лыжу, то есть сделал лыже именно боковой вырез под прогиб с канта.
А это сделано на 100 лет позднее и совсем другими людьми)
Серия X-Power является органическим продолжением серии Магнум с общей геометрией и технологиями.
Что-то сомнительно....
У моих X-Power 810 Ti был радиус аж 20 метров...(cм фото)
На Магнумах вообще другой радиус (и следовательно геометрия).
На прогиб тоже совсем разные.
X-Power - это я бы сказал слалом-гигант, только широкий и с небольшим рокером.
Идут "рельсово", но без скорости вообще не понять насколько они хороши...(ну прям как слалом-гигант).
Жесткие очень. Даже слишком оказалось... и пришлось продать (и похудел я еще на 10 кг)..
Хотя я люблю только жесткие лыжи.
... ну а Магнумы они помягче.. вроде.
Потом вместо X-Power купил G-POWER 7.5.
Ну такие "тупые" оказались... тоже продал (поменялся на KESSLER PHANTOM).
А может надо было снять с них верхнюю деку (этот full suspension), может бы помягче стали....
В СВЕТЕ ЭТОГО НУЖЕН СОВЕТ. (извините, может не по теме топика).
Я вот этими попытками ищу лыжи для карвинга в "каше" (типа Сочи) и мягком свежератраченном снегу.
А также когда немного свежевыпавшего снега на трассе.
Проблемы две:
1 - Проваливаюсь в мягкий снег перегрузке в пиковой фазе поворота, а это неприятно - лыжа проседает и дергает.
А ноги в этот момент перегружены... короче стремное дело.
2 - Зарываюсь носами в снег в агрессивном карвинговом повороте...тоже дергает, воообще неприятно (из-за этого даже не хочется в передней стойке ехать).
ВЫВОД: нужна талия пошире и рокер.
81 мм оказалась широковата.
72 мм - маловата.
Методом тыка пришел к выводу, 76-78 мм то что нужно.
Может посоветуете лыжики,...???
PS:
Откуда у меня эта навязчивая идея?
Однажды в Кировске, в весенней "жидкой каше" дали покататься K2 Rictor:
https://www.rasc.ru/gear/skis/2013/k2/amprictor.html
И я помню просто обалдел, что можно без напряга кататься чистым карвингом в проваливающемся и мягком снегу.
Там рокер был чуть не пол лыжи... (я раньше верил только в спортивные лыжи и не верил в рокер).
Эко я удивился !!! Лыжи всплывали над буграми и карвили... как водные лыжи прям ))))
Катался прям лежа на склоне.. и на небольших скоростях даже. (см фото).
Но купить именно такие лыжи не удалось, потому что эти 2013 года, а дело было уже в 2015...., а в следующих годах эту модель испохабили- материалы не те, качество не то, и даже завод другой делает....
Ничего общего с той лыжей 2013 года, которая кстати набрала несколько наград и во всех обзорах и тестах была на первых местах.
80 мм была талия на той лыже, вроде для меня уж слишком широкая....
Но и "каша" была оооочень жидкая и мягкая.
Посоветуйте как опытный человек - может есть подобные лыжи.
Напомню: для карвинга в "каше".
А также в мягком свежевыпавшем снегу на трассе (не "типа" фрирайд, а после ратрака), и на свежератраченных мягких трассах
Я знаю, что истинной универсальности не бывает....
Но может кто знает хорошую лыжу?
PPS:
(пока использую Rossignol Experience 78, купил подешевке...)
https://www.rasc.ru/gear/skis/2012/rossignol/experience78.html
Но они какие-то странные (хотя и не плохие) - малые повороты вообще не хотят карвить (видимо из-за рокера).
А вот чтобы "лечь" на склон нужна скорость и немалая... Длинные дуги "не рельсово", а как-то неуверенно...
Ну в общем едут "только свой радиус". Какой-то определенный ...
Нужны другие.
- 18
- 7
- 5
А год какой ?
Ссылку на www.rasc.ru дайте пожалуйста.
Я давно к ним присматриваюсь и еще там Ралли какие-то или я путаю...
Все равно.https://www.rasc.ru/gear/skis/2014/head/isupershapetitan.html
Единственно, что - в 11-12 и 13 гг титаны были поуже (78мм) и без рокера. Более трассовый вариант. Лично мне нравился больше современных https://www.rasc.ru/gear/skis/2017/head/isupershapetitan.html
- 1
- 1
- 1
- 1
Да из,
Ясный перец Salomon X-Kart лучше для свободного катания в свежем снеге, но в трассе на жестком снегу они дребезжать и срывать дугу начнут. Поэтому оптимальный вариант для плохо подготовленных (не жестких) склонов - брать две пары лыж на тренировку. Разминку в свежаке на X-Kart, первый спуск по трассе на них же, а далее по уже по жесткому на слаломных лыжах.
Да, из-за дребезга на жестком чуть не забраковал в Хабары, но то был Дзен-карвинг на одной внешней, на 2х лыжах такого нет. Прыти лопатам не добавить, но похоже без них не обойтись, или может что лопаты заменить? Пусть бы рыли хуже, а гоняли быстрее)
- 1
- 1
Позволю дополнение , в виде новых Фишер Curv GT, а на личный вкус Volkl Code Speedwall S .
Но это совсем не лопаты, хватит ли здоровья левого колена на детские пока не уверен 17 часов же не докатал по здоровью разбитой бошки) И рыть себе трассы тоже чем то надо , не спичками же ?
Хеды сразу враскоряку по свежему снегу на брусчатке льда после оттепели, еле сполз, без лопат тоже не обойтись.
Однако чтобы не сказал Мистер два икса надо включать мозх. Если носы лопат явно жестче моих Хедов то и спички Титан не только отожгут на скорость по полной но и пророют под себя трассы если чо, если л.колено выживет. Пойду утюжить талию в футболках "два нуля" может будет круто как два икса
Позволю дополнение под конкретный запрос в виде новых Фишер Curv GT, а на личный вкус Volkl Code Speedwall S .
Спасибо за наколку.
Вам довелось на них катать ?
Особенно Curv GT интересуют.
Тут вот статейка про них:
https://www.rasc.ru/gear/smt-fischerthecurv.shtml
Уж больно пугает радиус 18...
А то пока мои любимые универсалы. - это вот это:
https://www.rasc.ru/gear/skis/2009/rossignol/radicalr9swcoversize.html
Ростовка - 175 (при росте 177 см)
Радиус написан на лыже 14 м.
(и очень хорошо идут в поворот, считай слаломная лыжа, но длиннее и поэтому скоростная стабильность удивительно хороша... а может из-за жесткости)
Очень хороши, ну очень...НО, БЛИН, УЗКОВАТЫ. И старые уже и я старею, а они жесткие как гиганты...Пора менять !!!
Что скажете про радиус 18 ?
Катали лыжи эти ?
Про Фелки ничего не спрашиваю, потому что СПОРТМАСТЕР сразу вызывает тошноту....с их манерами...
Вы не тот отзыв прочитали, про другую модель. На сайте есть ветка "Тесты Фишер 2017-18", там есть инфа про GT и прочие. Эта модель сезона 2017, радиус 16 в рост. 175, кроме того, в линейке Curv все радиусы "тройные", поэтому вход в поворот облегчен , на сколько это возможно. Лыжу катал в Альпах - в целом, качественное, надежное и комфортное катание во всех режимах, на всех типах склонов. Выверенность геометрии, параметров распределения жесткости, управляемость близки к совершенству в данной категории, ИМХО. И, еще, не стоит пожалуйста, отождествлять катальные качества продукции Volkl со Спортмастером- совершенно никакой связи.в данном аспекте. Да, и не монополисты они в РФ по Volkl, и в Европе можно заказать по разумным ценам.
Вы не тот отзыв прочитали, про другую модель. На сайте есть ветка "Тесты Фишер 2016-17", там есть инфа про GT и прочие. Эта модель сезона 2017, радиус 16 в рост. 175, кроме того, в линейке Curv все радиусы "тройные", поэтому вход в поворот облегчен , на сколько это возможно. Лыжу катал в Альпах - в целом, качественное, надежное и комфортное катание во всех режимах, на всех типах склонов. Выверенность геометрии, параметров распределения жесткости, управляемость близки к совершенству в данной категории, ИМХО. И, еще, не стоит пожалуйста, отождествлять катальные качества продукции Volkl со Спортмастером- совершенно никакой связи.в данном аспекте. Да, и не монополисты они в РФ по Volkl, и в Европе можно заказать по разумным ценам.
Спасибо, большое.
16 метров уже лучше ))
А кто еще в России, кроме Спортмастера VOLKL продает ?
и еще
Правда ли что весь Volkl делается в Китае. (даже говорят и топовые лыжи тоже).
ps
Против Спормастера ничего особо не имею, но наличия мало, цены ломят... ну да ладно.
Продает Спортмарафон, к сожалению последние пару сезонов "точечно", Альпиндустрия - только фрирайдные. В Германии посредством заказа через интернет-магазины - полный модельный ряд по "вкусным" ценам. В Китае делают детские и начального уровня, что в прочем никак не отражается на потребительских качествах. Глобализация, понимаешь. К примеру. швейцарские Movement производят исключительно в Тунисе, линейку К2 к нам поставляют поголовно из Китая, Фишер и Скотт - с Украины, да достаточно разных примеров..... Контрафакт в массовом производстве лыж неизвестен.
Вы не тот отзыв прочитали, про другую модель. На сайте есть ветка "Тесты Фишер 2016-17", там есть инфа про GT и прочие. Эта модель сезона 2017, радиус 16 в рост. 175, кроме того, в линейке Curv все радиусы "тройные".....
Дайте ссылку эту ветку пож. И нет ли новых тестов на GT и др. Спасибо.
Кстати, купил X-Power 810 Ti, оказались крутые лыжи (едут как слалом-гигантские).
Однако выбрал из трех пар, оказалось не каждая пара идеальна,... Отличаются они все между собой...(но не очень сильно).
Но все равно потом их продал (слишком уж широкие и еще требуют скорости - радиус 20 м).
А я их и купил (в качестве 2-ой пары к слаломкам) и наслаждаюсь. Но я все же потяжелее . Удачи в поиске идеальной пары!