Когда на старте горнолыжного сезона-2005/06 некоторые специалисты прочили Болгарии 35-процентное увеличение турпотока, это казалось неким пиаровским ходом. Вернее, попыткой привлечь внимание агентов к болгарскому продукту, а не объективным анализом ситуации на рынке. Однако в данном случае эксперты не ошиблись: хотя сезон еще в полном разгаре, уже понятно, что он оправдывает самые смелые ожидания операторов. Новогодние праздники принесли многим из них пополнение объемов на 40–50%, а некоторые участники рынка, оценивая свою работу в высокие даты, говорят о повышении продаж по Болгарии в разы. И подобная ситуация характерна не только для текущего года: спрос на направление неуклонно поднимается в течение последних пяти лет.
Что нам стоит дом построить…
Закономерно возникает вопрос: чем вызвано такое «экономическое чудо»? Ведь даже на фоне общего интереса туристов к горнолыжным турам Болгария явно движется с опережением темпов и оттягивает определенную долю клиентов с сопоставимых по ценовой категории рынков. Специалисты усматривают в этом несколько причин.
«Любое увеличение турпотока, как правило, лимитировано гостиничной базой, – говорит директор по туризму компании «ИнтАэр» Елена Комарова. – А в Болгарии новые отели растут как на дрожжах». Судите сами: каждый год на горнолыжных курортах страны появляется около полутора десятков новых гостиниц уровня 4-5* (особенно это заметно в Банско). Да вдобавок еще и модернизируются старые «двушки» и «трешки». Руководитель отдела туризма и рекламы центра промышленности при посольстве Болгарии Владимир Димитров объясняет такую строительную активность тем, что с 1 января 2007 г. страна планирует вступить в Евросоюз, «а значит, должна заранее позаботиться о соответствии своих туристических ресурсов принятым стандартам».
Планка у болгар действительно высокая. «Каждый новый отель выполнен по-настоящему качественно», – отмечает директор по маркетингу и рекламе компании «Балкан-Экспресс» Елена Маркелова. Кроме того, многие из открывшихся в последние два года гостиниц предлагают услуги SPA- и бальнеоцентров, цены в которых намного ниже европейских. При этом хотельеры делают весьма серьезную ставку на своего рода комбинированные туры, дающие клиенту возможность совместить оздоровительные процедуры с катанием на горных лыжах. «Наша страна не так велика, ее протяженность – 550 км с запада на восток, – рассказывает Владимир Димитров. – Здесь все находится рядом, и многие SPA-центры предлагают в качестве дополнительной услуги бесплатный транспорт до горнолыжных трасс, расположенных даже на расстоянии 80–90 км».
Ценовой заповедник
На общеевропейском фоне ценовая политика болгарских хотельеров выглядит пока довольно сдержанной и разумной, что тоже является фактором, значительно улучшающим котировки направления в глазах российских специалистов и туристов. Последний раз здесь заметно пересматривали тарифы в 2003 г. «Тогда хозяева гостиниц фактически поменяли обозначение валюты с доллара на евро, а цифры в прайс-листах остались теми же, – поясняет руководитель болгарского отдела ICS Travel Group Дмитрий Черепов. – Это происходило уже на фоне стабильного интереса к стране и не привело к существенному спаду спроса». С тех пор стоимость проживания как в горнолыжных, так и в прибрежных отелях увеличивается не более чем на 5% в год. Некоторые новые отели, открываясь в начале сезона, предлагают специальные ценовые пакеты – до 10% ниже, чем у соседей той же категории. «Правда, такая практика идет на убыль, – утверждает руководитель болгарского отдела «Турбазара» Алла Бычковская. – Даже при быстрых темпах строительства спрос постепенно опережает предложение, у хотельеров уже нет острой необходимости заманивать клиентов невысокими ценами. Так что в этом сезоне скидки в основном держались на уровне 5–7%».
Свой вклад в повышение стоимости турпакета вносит и авиаперевозка. Впрочем, это никого не шокирует: динамика колеблется в пределах 10–15%, благо до мая 2007-го в страну по-прежнему будут пускать достаточно экономные Ил-86. Услуги на курортах – ski-pass, прокат лыж, оборудования и прочие – тоже выросли в цене: в среднем на 8–10% по сравнению с прошлым сезоном. Но несмотря на общее удорожание отдыха, болгарские горнолыжные курорты все равно остаются более доступными для посещения, чем альпийские – по оценкам экспертов, на 40–45%. И это при том, что сервис здесь вполне сопоставим с западноевропейским.
«Не стоит забывать также, что траты на месте, например на питание в ресторанах, в Болгарии намного меньше, чем в Австрии или Андорре, – подчеркивает генеральный директор компании «Эрцог» Михаил Мусинянц. – И это не может не привлекать внимание туристов. Да и договориться с местным персоналом проще – языковой барьер практически отсутствует».
Четыре Рождественских звезды
В этом сезоне реализация новогодних и рождественских туров в Болгарию отличалась небывалой глубиной – она началась уже в конце сентября, то есть почти на два месяца раньше, чем в 2004 г. По словам операторов, продали все, что было, спрос держался до последнего момента. Особой популярностью пользовались отели категории 4*, которые быстрее всех и закончились. В результате некоторые компании были вынуждены обращаться к конкурентам с просьбой поделиться номерами.
В первую очередь проблемы возникали у тех, кто активизируется на направлении лишь в период высоких дат. Дело в том, что зимой болгарские хотельеры традиционно предпочитают сотрудничать с английскими туроператорами, способными обеспечить стабильную загрузку гостиниц в течение всего сезона. Так что на российском рынке хорошие квоты достаются компаниям, имеющим козырь в виде солидных и постоянных объемов.
Команда на взлет
Повышение спроса закономерно повлекло за собой увеличение объемов перевозки. «Аэрофлот», ранее выполнявший рейсы в столицу Болгарии пять раз в неделю, теперь делает это ежедневно, периодически заменяя Ту-154 М вместимостью 175 кресел в два раза более просторными Ил-86. В текущем сезоне Ил вместо «тушки» ставили а/к «Сибирь» и участники традиционного зимнего пловдивского чартера.
Весьма заметным на рынке событием стал старт длинной (минимум 11 вылетов) чартерной цепочки а/к «Атлант-Союз» на Софию, консолидатором которой выступила ICS Travel Group. Кстати, для организации подобной программы ICS пришлось заручиться одобрением назначенных перевозчиков – «Аэрофлота» и Bulgaria Air. А вот запланированная «Дан Марис» цепочка на Варну на рынке так и не появилась: заказчикам не удалось загрузить рейс.
По свидетельству участников рынка, общее количество кресел было вполне адекватно турпотоку в новогодние праздники, а вот после 10 января стало сложнее заполнять места в самолетах, так что операторы с нетерпением ждали новой волны спроса в период студенческих каникул.
С прицелом на лето
На момент написания этой статьи участники рынка еще не были готовы озвучить полетные планы на ближайшее лето, а также прокомментировать возможное изменение цен на перевозку и проживание. Однако все собеседники «ГЛ» были единодушны в том, что тенденция к активизации спроса на болгарское направление сохранится – по мнению аналитиков, как минимум на 15%. И никого не удивит, если в итоге клиентов окажется гораздо больше. Елена Маркелова, например, считает, что Болгария способна оттянуть туристов как из европейских стран, так и с турецких пляжей. И проблемы муссируемого в СМИ распространения птичьего гриппа в Турции только повышают вероятность подобного развития событий.
Понимая это, хотельеры с особой энергией готовятся к новому пляжному сезону. В последние годы прибрежные районы Болгарии разрастаются ввысь и вширь. На Золотых Песках вместо двух- и трехэтажных гостиниц поднимаются корпуса в восемь-девять этажей. На Солнечном Берегу частные дома сменили апартотели. «Сейчас активно осваиваются не слишком популярные у туристов территории, – рассказывает Алевтина Лущикова, руководитель болгарского отдела «Солвекс-Трэвэл». – В радиусе 6–8 км от Солнечного Берега, в таких местечках, как Несебыр или Святой Влас, возникают современные гостиничные комплексы». По свидетельству начальника отдела маркетинга компании «Скайвэй» Андрея Быкова, в 2005 г. было заметно некоторое снижение спроса на Золотые Пески, где шла сплошная стройка, и прослеживался интерес к более спокойным небольшим курортам – Несебыр или Святой Константин и Елена. Становятся доступными и ранее закрытые для россиян районы. «В последние два года стал возможен отдых в Елените, куда раньше ездили только финны и немцы», – говорит Алла Бычковская.
Кстати, о немцах, которые летом (как англичане зимой) всегда пользовались большим уважением болгарских хотельеров. Еще несколько лет назад российские операторы в пик сезона часто оставались без номеров, которые уходили к нашим иностранным конкурентам. Однако в последние два года специалисты отмечают, что в июле и августе на болгарских курортах уже нет прежнего наплыва граждан Германии. «Вполне вероятно, что это вызвано переводом цен в отелях с долларов на евро и, как следствие, повышением стоимости, – комментирует Алевтина Лущикова. – В любом случае российским операторам это на руку».
Скорее всего подорожание отпугнуло многочисленную группу немецких туристов, которые направлялись в Болгарию по социальной программе, финансирующей отдых больных людей.
Расслабляться не приходится
Казалось бы, операторы, специализирующиеся на Болгарии, должны радоваться жизни и пожинать плоды усилий, вложенных в раскрутку направления. Повод для этого есть: и спрос растет, и цены держатся, и номеров в отелях бери – не хочу. Однако участники рынка видят и причины для беспокойства.
«Думаю, в ближайшее время серьезно усилится конкуренция по Болгарии», – рассуждает Андрей Быков. И действительно, по свидетельству Владимира Димитрова, аккредитацию в посольстве получают все больше новых компаний, привлеченных оптимистичной статистикой. Да и опытные бойцы расширяют свои программы. «Летом эта тенденция продолжится, – считает Дмитрий Черепов. – Фирмы, раньше не работавшие в стране, будут брать на самолетах блоки в 10–20 мест. Те, кто ограничивался квотами в 10–20 мест, возьмут 50. Те, кому хватало 50 кресел, поднимут собственные борта». В этой ситуации возможен существенный избыток предложения и все связанные с этим «прелести» вроде «горения» и падения рентабельности направления.
Впрочем, основательного передела сфер влияния эксперты не прогнозируют. «Постановка самолета – это только вопрос денег, – говорит Елена Маркелова. – Но у старожилов рынка есть надежные связи, а рейтинговые отели вряд ли сталкиваются с необходимостью менять или разбавлять партнерскую базу. Кстати, это то немногое, что позволяет чувствовать себя защищенным в туризме…»
Комментировать