0

Бордер-кросс. «Рубиться до последнего»

Reports Лента автора 11 Апреля 2006 (06:56) Просмотров: 4531 15

Как-то, катаясь в Саас Фе, я обнаружил трассу ски- или бордер- кросса. Естественно, подлез под ядовито-желтой ограничительной лентой "Dangerous! Only for experts!" и ринулся вниз. Вау! Это особое занятие, совершенно ни на что не похожее: никаких ворот и флажков, но маневрировать все равно надо, иначе вылетишь на обочину. Рельеф, как дикая кобылица, дыбится и гарцует под тобой. Крутые виражи - центробежная сила вдавливает тебя на почти вертикальную стенку… И страшно, и интересно - страшно интересно. А ведь идут эту трассу не поодиночке, а четверками, восьмерками...

Спустя время

Бордер-кросс. "Рубиться до последнего" - Юрий Невский
"А что с бордер-кроссом в России?" - спросил я Юру Невского, которого считаю одним из самых перспективных борд-кроссеров и вообще бордеров в нашем Отечестве. Мы повстречались в Приэльбрусье, где Юра участвовал в новом для себя деле - Кубке по Фрирайду, и уже успел отличиться, вызвав восторг зрителей и ступор Зонзама, сиганув со скалы высотой с трехэтажный дом.


ЮН: В России пока BoardX чувствует себя средненько, просто потому, что нет даже элементарных трасс. Только-только начали строить, да и то, большинство временных - под конкретные соревнования. Постоянная трасса, насколько я знаю, есть только в Питере на Красном Озере.

JUL:Наверное, склоны ровняют, чтобы чайники не убились...

ЮН:Для этого вовсе не надо всю трассу зачищать в ноль, надо просто грамотно проектировать. Пусть она будет для чайников как сравнительно безопасный аттракцион (это же интересно), а если проводятся соревнования, то «одно движение» ратрака, - и уже другой уровень трассы.

Бордер-кросс. "Рубиться до последнего" - Разбор
"Разбор"
JUL: А вообще трасса бордер-кросса имеет стандартные или характерные элементы?

ЮН: Конечно. Первое - стартовые ворота, в России, как правило, на четырех участников. Такие железные калитки, которые судья может открыть все одновременно.
После ворот обязателен «разбор» - фигура, рельеф который как бы разбирает–фильтрует участников, чтобы до начала виражей и набора скоростей пелетон вытянулся вдоль трассы.
Разбором является обычно либо большая волна, либо нечто вроде квотер пайпа. Главное - выкинуть в воздух, заставить прыгнуть... И все становятся на свои места (как правило, если человек прыгает лучше остальных, то и катает тоже лучше). Дальше, после разбора идут виражи или контрстенки, между ними бывают еще разные фигуры.

JUL: А есть принципиальное различие между ски- и бордер-кроссовой трассой?

ЮН:Принципиальных нет, но трасса ски-кросса может быть посложней, чем борд кроссовая. У лыжников скорости больше, соответственно, рельеф может быть богаче. Впрочем, это необязательно, по жизни все гоняют на одной и той же трассе.

Бордер-кросс. "Рубиться до последнего" - Контрстенка
Контрстенка
Так вот, после «разбора» обычно идут контрстенки, между контрстенками стоят «трещетки» – волны (как в мотокроссе), их можно либо облизать, либо прыгать через два. Трещетки у нас пока очень редко делают правильно. Был в Питере, там клево… можно облизать, можно перепрыгнуть…
Но трасса в Питере - скорее, исключение, а так, как не прыгаешь, все равно попадаешь на плоское, а это неправильно. Надо, чтобы при нормальном прыжке приземление было по касательной к склону…
Между виражами контрстенками могут быть биг эйры, но, как правило, их ставят в самом конце, у финиша.
А так - либо волны, либо кикеры с небольшим вылетом. Вот, собственно, и все. Дальше важна только длина трассы: чем трасса длиннее, тем больше разного рельефа.

JUL:А правда, что в бордер кроссе можно друг друга толкать ?

ЮН: Не совсем. Руками трогать никого нельзя. Можно наезжать доской на доску, можно корпусом выбивать, но не руками. Любые контакты руками ведут к дисквалификации…

JUL: И часто применяют эти дела?

Бордер-кросс. "Рубиться до последнего" - Финал
Финал
ЮН: Бывает. Вот недавно в Питере меня один вынес... Я не доглядел, а он оказался гуфи. Очень важно в правильной калитке стоять… Потому что, если рядом гуфи и регуляр, то жди беды.

JUL: Это уже стратегия... Как, кстати, с ней дела?

ЮН: Cтратегия… В бордер кроссе надо стараться проехать трассу на одном дыхании, найти тот ритм, при котором ты оптимально пройдешь трассу… без заминок и оттормаживаний.

Но все же, главное в BoardX - подготовка доски. Можно обработать на 200 рублей, а можно на 2000… И разница реально чувствуется. И, в общем, все максимально вкладываются в обработку… Шлифовка, насечка, парафины, ускорители, щеточки…
Формула успеха проста: 50% выигрыша - это доска, остальное пополам - 25% мастерство райдера и 25% - случай, везение.

JUL:Везение? Это как?

ЮН: Бывают совершенно фантастические обстоятельства: тебя может вынести какой-нибудь лох-камикадзе, или впереди заварушка..., и ты чудом проскакиваешь в лидеры.

Бордер-кросс. "Рубиться до последнего" - Юрий Невский
Юрий Невский
Но если уровень участников примерно одинаковый, и все попали в парафин, то очень тяжело биться. Лидеру надо постоянно оглядываться назад и контролировать преследователей (зеркала заднего вида не помешали бы). А догоняющим, в свою очередь, надо караулить, пока он совершит ошибку или даст слабину...

JUL: В скольких соревнования ты участвовал в этом году?

ЮН: Было два в Питере, одно в Москве и в Ханты-Мансийске – кубок и чемпионат России по бордер-кроссу.
Очень понравилась трасса в Ханты-Мансийске... Они сделали пусть не точную, но довольно приближенную копию трассы юниорского чемпионата мира: сбалансированная топология, интересная езда.
В Москве был кубок "Спортмастера". Коммерческие соревнования, с организацией проколы, судейский беспредел в итоге. Трасса была в Переделкино, судьи тянули своих, вплоть до явной фальсификации результатов.

JUL: Но как можно в бордер кроссе кого-то засудить? Ведь и так все видно: кто первый, кто последний.

Из переписки с Кириллом Поваринцевым
JUL: А ты случайно кубок "Спортмастера" не судил?

Duboix: Судил

JUL:Что там было с квалификацией по бордер кроссу? Говорят, лажа с результатами… А то у меня выходит статья про эту лажу :))

Duboix: А я кросс не судил =)))
…это всё спекуляции

Позже
Duboix: При вбивании времени в ноут у некоторых участников после десятичной точки (запятой) вбился пробел (они на ноутовской клаве рядом). Когда выяснилось, что Знамя (Знаменский – прим. Ред), например, не прошёл, просмотрели таблицу заново, выпалили лишние пробелы.

Duboix: Просто я сейчас уже имею возможность взглянуть на проблему с обеих сторон баррикад, и знаю, что недовольные есть и будут всегда.

JUL: Cогласен. Но когда речь идет о цифрах, которые считает омега... Недовольных не должно быть.

Duboix: Я более, чем согласен с тем, что с организацией вышло несколько косяков. А вот в подтасовку верить отказываюсь.
ЮН: Там все происходило на квалификации, т.е. на отборе участников. Квалификация решает очень много… Например, поедешь ли ты вообще, с кем ты поедешь..
Сильных распределяют по заездам, чтобы все заезды были более-менее ровными, и чтобы в итоге лидеры рубились в финале.
К тому же право выбирать калитку первым имеет тот, у кого лучшее время по квалификации.

JUL: Стартовое место - это так важно?

ЮН: Очень важно. Может достаться беспонтовое место, и тогда приходит время совершать «чудеса». Например, есть такой отвлекающий маневр... на старте вырваться чуть и, растопырив руки, что-нибудь закричать… Народ очень сильно шарахается...

JUL: Ты пользуешься… этим?

ЮН: :))) Стараюсь. Например, в прошлом году я хотел так сделать… Но рванул раньше, чем опустилась калитка..., и она меня откинyла назад. Только время потерял.

JUL: Ну, а что про снаряжение скажешь? Какое брать, если ориентироваться на бордер-кросс?

ЮН: Все надо брать пожестче: и ботинки, и сноуборды. Т.е. даже если все мягкое, не карвовое, то все равно - максимально жесткое.

JUL: А вообще физическая разница между жесткими карвовыми и мягким досками разве не приведет в итоге к разделению дисциплины на две, типа бордер-кросс карв и бордер-кросс софт?

ЮН: По идее не должно. Я считаю, что при правильной трассе преимущества жесткой доски по скорости уравновешиваются преимуществом мягкой по контролю…
Проще говоря, если чуть толкнуть жесткого, он улетает с трассы, а мягкого вынести гораздо сложнее - и маневра, и устойчивости больше.
То, что пока у нас лидируют жесткие, объясняется просто: это слаломщики из сборной России. У них все - и тренеры, и доски, и обработка. В Европах и жесткие, и мягкие выигрывают примерно поровну.
В этом году грозятся сборную России по BoardX организовать, вот там и поглядим.

JUL: Ну ладно, скажи какое-нибудь важное личное правило по бордер-кроссу напоследок.

ЮН: Правило...? Правило простое - рубись до последнего. Если тебя вынесли или ты выпал с трассы, отстегни доску, вернись на трассу и продолжай, используй минимальные шансы.

У меня в Самаре был случай… Я вылетел с трассы, потерял 10 секунд... Но двое оставшихся перед самым финишем завалились. Причем, на подъеме, и не могли никак пропрыгать его. И я, можно сказать, над ними просвистел к финишу. Вот это был адреналин! Выиграл соревнования.

Или в Уфе за 40 минут до старта просто решил проехать по трассе с приятелем лыжником. Отлично попал в парафин, скорость набрал даже быстрее, чем он, выпрыгнул... Там длинный пролет, и тут он меня в воздухе догоняет, естественно, уже ничего не контролирует, толчок в спину, и я со всего маху рухнул на передний кант… Плечо в другую сторону, вывих, боль, ярость. Везут на ратраке к доктору… Толковый оказался, как никак 30 лет стажа, сразу все понял, вправил. Я ему говорю: "Примотайте мне, пожалуйста, руку, хочу в заезде участвовать…" Он долго так смотрит, брови поднимает и говорит: "Молодой человек, я хирург, а вам нужно к психиатру».
Все равно с помощью приятеля как-то примотал эластичным бинтом руку к телу. Судью упросил разрешить участвовать… и выиграл соревнования. Адреналина море. Я вообще BoardX уважаю за адреналин, больше дает, чем мотоцикл и авто.

Так что живем один раз, второй попытки может и не быть…

Интервью у Юры Невского брал Jul

0
0  
Webaib    11 Апреля 2006 (21:55)   #
Всегда считал кросс самым тупым проявлением в лыжном спорте. Практически со 100% уверенностью могу сказать, что родина этого вида - пиндосия. Там эти скучающие ожиревшие потребители не знают, что же им посмотреть и их решили привлечь мясом, показывать в прямом эфире как народ убивается, вот это для них интересно. Имхо конечно, но ну его в баню такие дисциплины, это не спорт это шоу для пиндосов.
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    11 Апреля 2006 (22:46)   #
Ты угадал, эту тему придумали поначалу для ТВ шоу.
Только я не понял почему шоу не может быть спортом, поясни.
Только припомни историю спорта (от Олимп.игр)
0  
Webaib    11 Апреля 2006 (23:07)   #
Спорт - это соревнование людей и их качеств, все посторонние должно сводится к минимуму. Кто быстрей, умней, сильней, хитрей - тот победитель. В кроссе слишком велика роль случая. На соревнованиях и так тяжело справится с мандражем (даже не справится, а контролировать его, справится наверно просто не реально, вопрос только на каких и когда тебя начнет долбить) а тут еще и чужие ошибки оказывают на участников непосредственное влияние - где спорт то?
0  
HoHOL    12 Апреля 2006 (23:15)   #
Большой спорт-это битва нервов, технологий и финансов!!!
никто силком в спорт не тащит...кто-то хочет доказать чта он лучше, для кого-то важнее деньги..................
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    13 Апреля 2006 (07:22)   #
Но, Webaib, а как быть с автогонками, это что тоже 100% спорт людей? Или скачки... а у лошади понос... smile.gif)))

Хотя конечно тему ты затронул важную, но я бы как раз ее сформулировал в обратную сторону - когда спорт превращается из массового и понятного в рудиментарный и маразматический?
Вот например борд кросс понятный, а прыжки с трамплина, бобслей и еще много разного , если честно совершенно замкнутые и странноватые.
0  
jvm    13 Апреля 2006 (15:25)   #
"тебя может вынести какой-нибудь лох-камикадзе".
хм... ладно чайник или новичок, а тут сразу лох... :wink: неприятно читать, пардон.

я тоже был новичком, но лохом себя не считал smile.gif
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    13 Апреля 2006 (19:22)   #
jvm, лох в данном тексте, именно лох... просто, с точки зрения интервьюируемого в бордер кроссе "друзей нет", но иногда некоторым удается уговорить доверчивого участника заезда, пожертовать своим результатом, подкатится под ожидаемого лидера и вынести его... Т.е. чела просто используют что бы убрать лидера и самим занять его место.
Так вот одно из значений слова лох - доверчивый человек, простофиля...
Так что ничего обидного в тексте нет.
0  
Xxxxxxxx    19 Апреля 2006 (20:30)   #
[quote=Webaib]Спорт - это соревнование людей и их качеств, все посторонние должно сводится к минимуму. Кто быстрей, умней, сильней, хитрей - тот победитель. В кроссе слишком велика роль случая. На соревнованиях и так тяжело справится с мандражем (даже не справится, а контролировать его, справится наверно просто не реально, вопрос только на каких и когда тебя начнет долбить) а тут еще и чужие ошибки оказывают на участников непосредственное влияние - где спорт то?[/quote]
бордер кросс -это та дисциплина где народ собирается чтобы получить адреналин, да здесь нужны деньги на снаряжение и подготовку сноубордов но главным фактормом остается человек.
а если тебя начинает долбить то ты проиграл ,а долбит почти во всех видах спорта.
0  
Alogizm    15 Мая 2006 (12:25)   #
jul, чтобы подкатится под ожидаемого лидера надо быть сааавсем не простым " лохом"..
как минимум у него надо выиграть для этого старт )))
0  
jvm    5 Июля 2006 (14:43)   #
Ладно, разобрался в терминологии, беру слова обратно smile.gif
0  
UpdOWN    2 Ноября 2006 (17:37)   #
Хорошее интервью. Одно не понятно - хто такой этот Юра Невский? И какое отношение он имеет к спортивному сноубордингу? Нет такой фамилии ни в кубке ни в первенстве России...
0  
Gosha    2 Ноября 2006 (23:12)   #
[quote=UpdOWN]Хорошее интервью. Одно не понятно - хто такой этот Юра Невский? И какое отношение он имеет к спортивному сноубордингу? Нет такой фамилии ни в кубке ни в первенстве России...[/quote]
http://www.nedoma.ru/profiles/nevskii.html
0  
невский    12 Ноября 2006 (18:06)   #
[quote=UpdOWN]Хорошее интервью. Одно не понятно - хто такой этот Юра Невский? И какое отношение он имеет к спортивному сноубордингу? Нет такой фамилии ни в кубке ни в первенстве России...[/quote]
чувак если ты меня не знаеш то ты далек от российского кросса
http://www.fis-ski.com/uk/604/613.html?sec...711&type=result
0  
snbrds    29 Мая 2010 (14:16)   #
Цитата(невский @ 12.11.2006, 19:06)
чувак если ты меня не знаеш то ты далек от российского кросса
http://www.fis-ski.com/uk/604/613.html?sec...amp;type=result

малышь с твоими "достижениями" нужно быть поскромнее. Это во первых. А во вторых, может для УФЫ ты звезда, а вот для российского сноуборда, ты мягко говоря слабоват. И прежде чем давать такие советы, научись хорошо делать то, о чем говоришь. Успехов тебе "звезда" бордкросса. eusa_naughty.gif
0  
Zaiz    8 Февраля 2007 (01:22)   #
вообще есть понятие тактики. И если вы в заезде с товарищем по команде и тренер дает добро на разработку стратегии...типа вы выходите и вдвоем держите лидера. Вдвоем вам легче подловить этого самого лидера, а может и быть так, что в лидерах вы и вам нужно прикрытие. Вот и все..Все это всем известно и используется в шоссейных гонках на велосипедах уже мульен лет. Вообще смотря чемпионаты мира по бордер кросссу (Юр, ты меня конечно извини, но редкое исключение едет на жестком, остальные все катят на мягком снаряжении) можно многое подметить и что то да перенять. Например как катит Шон Палмер, у него на каждый поворот заготовлено отработанный выход в лидеры.
Вообще сама по себе дисциплина-зрелищна, интересна, но для того, чтобы ее оценивать или в ней учавствовать нужен соответствующий азарт и желание быть первым.