Как-то, катаясь в Саас Фе, я обнаружил трассу ски- или бордер- кросса. Естественно, подлез под ядовито-желтой ограничительной лентой "Dangerous! Only for experts!" и ринулся вниз. Вау! Это особое занятие, совершенно ни на что не похожее: никаких ворот и флажков, но маневрировать все равно надо, иначе вылетишь на обочину. Рельеф, как дикая кобылица, дыбится и гарцует под тобой. Крутые виражи - центробежная сила вдавливает тебя на почти вертикальную стенку… И страшно, и интересно - страшно интересно. А ведь идут эту трассу не поодиночке, а четверками, восьмерками...
Спустя времяЮН: В России пока BoardX чувствует себя средненько, просто потому, что нет даже элементарных трасс. Только-только начали строить, да и то, большинство временных - под конкретные соревнования. Постоянная трасса, насколько я знаю, есть только в Питере на Красном Озере.
JUL:Наверное, склоны ровняют, чтобы чайники не убились...
ЮН:Для этого вовсе не надо всю трассу зачищать в ноль, надо просто грамотно проектировать. Пусть она будет для чайников как сравнительно безопасный аттракцион (это же интересно), а если проводятся соревнования, то «одно движение» ратрака, - и уже другой уровень трассы.
ЮН: Конечно. Первое - стартовые ворота, в России, как правило, на четырех участников. Такие железные калитки, которые судья может открыть все одновременно.
После ворот обязателен «разбор» - фигура, рельеф который как бы разбирает–фильтрует участников, чтобы до начала виражей и набора скоростей пелетон вытянулся вдоль трассы.
Разбором является обычно либо большая волна, либо нечто вроде квотер пайпа. Главное - выкинуть в воздух, заставить прыгнуть... И все становятся на свои места (как правило, если человек прыгает лучше остальных, то и катает тоже лучше). Дальше, после разбора идут виражи или контрстенки, между ними бывают еще разные фигуры.
JUL: А есть принципиальное различие между ски- и бордер-кроссовой трассой?
ЮН:Принципиальных нет, но трасса ски-кросса может быть посложней, чем борд кроссовая. У лыжников скорости больше, соответственно, рельеф может быть богаче. Впрочем, это необязательно, по жизни все гоняют на одной и той же трассе.
Но трасса в Питере - скорее, исключение, а так, как не прыгаешь, все равно попадаешь на плоское, а это неправильно. Надо, чтобы при нормальном прыжке приземление было по касательной к склону…
Между виражами контрстенками могут быть биг эйры, но, как правило, их ставят в самом конце, у финиша.
А так - либо волны, либо кикеры с небольшим вылетом. Вот, собственно, и все. Дальше важна только длина трассы: чем трасса длиннее, тем больше разного рельефа.
JUL:А правда, что в бордер кроссе можно друг друга толкать ?
ЮН: Не совсем. Руками трогать никого нельзя. Можно наезжать доской на доску, можно корпусом выбивать, но не руками. Любые контакты руками ведут к дисквалификации…
JUL: И часто применяют эти дела?
JUL: Это уже стратегия... Как, кстати, с ней дела?
ЮН: Cтратегия… В бордер кроссе надо стараться проехать трассу на одном дыхании, найти тот ритм, при котором ты оптимально пройдешь трассу… без заминок и оттормаживаний.
Но все же, главное в BoardX - подготовка доски. Можно обработать на 200 рублей, а можно на 2000… И разница реально чувствуется. И, в общем, все максимально вкладываются в обработку… Шлифовка, насечка, парафины, ускорители, щеточки…
Формула успеха проста: 50% выигрыша - это доска, остальное пополам - 25% мастерство райдера и 25% - случай, везение.
JUL:Везение? Это как?
ЮН: Бывают совершенно фантастические обстоятельства: тебя может вынести какой-нибудь лох-камикадзе, или впереди заварушка..., и ты чудом проскакиваешь в лидеры.
JUL: В скольких соревнования ты участвовал в этом году?
ЮН: Было два в Питере, одно в Москве и в Ханты-Мансийске – кубок и чемпионат России по бордер-кроссу.
Очень понравилась трасса в Ханты-Мансийске... Они сделали пусть не точную, но довольно приближенную копию трассы юниорского чемпионата мира: сбалансированная топология, интересная езда.
В Москве был кубок "Спортмастера". Коммерческие соревнования, с организацией проколы, судейский беспредел в итоге. Трасса была в Переделкино, судьи тянули своих, вплоть до явной фальсификации результатов.
JUL: Но как можно в бордер кроссе кого-то засудить? Ведь и так все видно: кто первый, кто последний.
Из переписки с Кириллом Поваринцевым |
JUL: А ты случайно кубок "Спортмастера" не судил?
Duboix: Судил JUL:Что там было с квалификацией по бордер кроссу? Говорят, лажа с результатами… А то у меня выходит статья про эту лажу :)) Duboix: А я кросс не судил =))) …это всё спекуляции |
Позже |
Duboix: При вбивании времени в ноут у некоторых участников после десятичной точки (запятой) вбился пробел (они на ноутовской клаве рядом). Когда выяснилось, что Знамя (Знаменский – прим. Ред), например, не прошёл, просмотрели таблицу заново, выпалили лишние пробелы.
Duboix: Просто я сейчас уже имею возможность взглянуть на проблему с обеих сторон баррикад, и знаю, что недовольные есть и будут всегда. JUL: Cогласен. Но когда речь идет о цифрах, которые считает омега... Недовольных не должно быть. Duboix: Я более, чем согласен с тем, что с организацией вышло несколько косяков. А вот в подтасовку верить отказываюсь. |
Сильных распределяют по заездам, чтобы все заезды были более-менее ровными, и чтобы в итоге лидеры рубились в финале.
К тому же право выбирать калитку первым имеет тот, у кого лучшее время по квалификации.
JUL: Стартовое место - это так важно?
ЮН: Очень важно. Может достаться беспонтовое место, и тогда приходит время совершать «чудеса». Например, есть такой отвлекающий маневр... на старте вырваться чуть и, растопырив руки, что-нибудь закричать… Народ очень сильно шарахается...
JUL: Ты пользуешься… этим?
ЮН: :))) Стараюсь. Например, в прошлом году я хотел так сделать… Но рванул раньше, чем опустилась калитка..., и она меня откинyла назад. Только время потерял.
JUL: Ну, а что про снаряжение скажешь? Какое брать, если ориентироваться на бордер-кросс?
ЮН: Все надо брать пожестче: и ботинки, и сноуборды. Т.е. даже если все мягкое, не карвовое, то все равно - максимально жесткое.
JUL: А вообще физическая разница между жесткими карвовыми и мягким досками разве не приведет в итоге к разделению дисциплины на две, типа бордер-кросс карв и бордер-кросс софт?
ЮН: По идее не должно. Я считаю, что при правильной трассе преимущества жесткой доски по скорости уравновешиваются преимуществом мягкой по контролю…
Проще говоря, если чуть толкнуть жесткого, он улетает с трассы, а мягкого вынести гораздо сложнее - и маневра, и устойчивости больше.
То, что пока у нас лидируют жесткие, объясняется просто: это слаломщики из сборной России. У них все - и тренеры, и доски, и обработка. В Европах и жесткие, и мягкие выигрывают примерно поровну.
В этом году грозятся сборную России по BoardX организовать, вот там и поглядим.
JUL: Ну ладно, скажи какое-нибудь важное личное правило по бордер-кроссу напоследок.
ЮН: Правило...? Правило простое - рубись до последнего. Если тебя вынесли или ты выпал с трассы, отстегни доску, вернись на трассу и продолжай, используй минимальные шансы.
У меня в Самаре был случай… Я вылетел с трассы, потерял 10 секунд... Но двое оставшихся перед самым финишем завалились. Причем, на подъеме, и не могли никак пропрыгать его. И я, можно сказать, над ними просвистел к финишу. Вот это был адреналин! Выиграл соревнования.
Или в Уфе за 40 минут до старта просто решил проехать по трассе с приятелем лыжником. Отлично попал в парафин, скорость набрал даже быстрее, чем он, выпрыгнул... Там длинный пролет, и тут он меня в воздухе догоняет, естественно, уже ничего не контролирует, толчок в спину, и я со всего маху рухнул на передний кант… Плечо в другую сторону, вывих, боль, ярость. Везут на ратраке к доктору… Толковый оказался, как никак 30 лет стажа, сразу все понял, вправил. Я ему говорю: "Примотайте мне, пожалуйста, руку, хочу в заезде участвовать…" Он долго так смотрит, брови поднимает и говорит: "Молодой человек, я хирург, а вам нужно к психиатру».
Все равно с помощью приятеля как-то примотал эластичным бинтом руку к телу. Судью упросил разрешить участвовать… и выиграл соревнования. Адреналина море. Я вообще BoardX уважаю за адреналин, больше дает, чем мотоцикл и авто.
Так что живем один раз, второй попытки может и не быть…
Интервью у Юры Невского брал Jul