Еще одна фирма стала производить горнолыжные ботинки. Кажется, этих самых производителей - великое множество, и никому не известный новый "игрок" на этом рынке обречен на неуспех. На самом деле, компания Garmont, которая разработала и выпустила ботинки концепции SomaTec для Fischer, далеко не новичок в производстве спортивной обуви: ботинки для треккинга, производимые на фабрике в Италии, давно и прочно завоевали уважение тех, кто предпочитает обувь удобную и качественную, хорошо фиксирующую ногу. Так что за изготовление горнолыжной обуви новой марки взялся опытный производственник, что уже неплохо.
Все три выпущенные в сезоне 03/04 модели ориентированы на лыжников с достаточно высоким уровнем требований к снаряжению. Отличительные особенности моделей - клипсы из алюминиевого сплава с микрорегулировкой и двойной кантинг - внутренний и наружный, с действительно надежной фиксацией взаимного расположения голенища и нижней части калоши ботинка. Далеко не все экспертные ботинки обеспечивают регулировку жесткости и угла наклона вперед - в ботинках концепции Soma Tec есть и эти регулировки. Термоформуемый по ноге вкладыш, разогреваемый при помощи фена - уже стандарт для хороших ботинок, и линия ботинок Soma Tec - не исключение. Но вот объем термопласта, судя по ощущениям, в ботинках Fischer больше, чем в моделях других производителей, хотя это может оказаться и личным впечатлением. Имеется у ботинок и отличительная "фишка" - в задней части голенища предусмотрен выдвижной клин, позволяющий увеличить объем в самом проблемном для обувания месте. Не сильно, но облегчает жизнь, особенно на морозе.
Жесткость трех моделей ботинок: F 7000 - для продвинутых любителей, F 8000 - для экспертов, фрирайдеров, могулистов и F 9000 - для соревнований по классическим дисциплинам, соответствует моделям аналогичных целевых групп других производителей. Однако при выборе модели необходимо учесть тот факт, что благодаря особенностям конструкции (направлению передачи усилия при сгибании ботинок вперед и жесткому ребру на языке), обеспечивается такой же точный контроль над поведением лыж, как и в более жестких ботинках традиционной конструкции. Эту особенность оценили райдеры и могулисты: по их мнению, надкостница при агрессивном катании в ботинках F 8000 страдает гораздо меньше, чем в ботинках традиционной конструкции, а лыжи управляются очень точно.
В следующем сезоне 04/05 у ботинок Fischer, помимо изменений дизайна меняется конструкция клипс, (снижено усилие, требуемое для их открытия), а к линии добавляется спортивный ботинок с возможностью однократной заливки (модель F 9000 Race TI Foam). Расширяется модельный ряд и в сторону менее мощных моделей: добавлена мягкая модель F 6000. Еще одна новость - теперь выпускаются модели для женщин F 6000 Lady и F 7000 Lady, а также модели для юниоров - F 9000 WC Junior и F 9000 Race TI Junior (размерный ряд - от 3 до 8,5). Во всех ботинках, кроме моделей F 6000 и F 6000 Lady для облегчения обувания помимо клина, применяется материал со сниженным трением в задней верхней части внутреннего вкладыша.
Тех, кто "пересядет" из обычных и привычных ботинок в новые Fischer, поначалу ждут совершенно непривычные ощущения. Даже стоять на месте - и то непривычно. Но думаю, это благодаря углу наклона голенища, который наверняка многим придется по душе. Да ладно стоять! До склона надо дойти - пусть метров пятьдесят, но ведь надо? Идти тоже непривычно: благодаря анатомическому V-образному положению, (ступни немного сильнее развернуты в стороны), когда шагаешь, приходится чуть больше, чем в привычных ботинках, переваливаться с ноги на ногу - носки ног развернуты в стороны, а подошва ботинок стоит прямо. Правда, это ощущаешь, если задумаешься над процессом ходьбы. А оно нам надо? Ведь если какая-нибудь сороконожка задумалась бы над этим самым процессом, то не смогла бы передвигаться вообще...
И при катании ощущения тоже непривычные. Настолько непривычные, что первые три-пять спусков (или чуть больше) создается впечатление, что лыжи не слушаются, и ты полностью разучился на них кататься. Но это только в самом начале знакомства с новой обувью. А потом почему-то вдруг ботинки сами "заставляют" ноги встать в правильное положение и после этого лыжи легко и очень стабильно идут в повороте, как-бы сами собой выбирают нужный угол закантовки лыж... Один раз забыл перед спуском застегнуть (!!!) клипсы - заметил это только когда собрался внизу их расстегнуть еще раз: лыжи слушаются настолько, что создается впечатление, что ими управляешь не ты, а ботинки... Причем катался и с проскальзыванием, и без, на модели для слалома-гиганта, которая не склонна поворачивать "сама собой".
Пожалуй, наиболее ярко все преимущества ботинок проявляются при катании резаным ведением - в карвинге. И как кажется, вот почему. Система Soma Tec базируется на четырех Soma - технологиях. И две из них в первую очередь облегчают катание тем, кто предпочитает резаное ведение лыж. Первая - положение стоп. Ступни расположены слегка под углом наружу, в привычной для обычной жизни - расслабленной позиции. Колени остаются параллельными, и усилие передается напрямую к лыже. По ощущениям, бедра как-то очень легко смещаются внутрь поворота и лыжи при меньшем, чем в обычных ботинках, контроле, идут по дуге поворота чисто на кантах. Вторая особенность (или технология) - это то, что пятки лыжника смещены немного в сторону внутреннего канта лыжи. Зачем? Чтобы, во-первых, сместить область приложения давления к внутреннему канту. Другими словами, для того, чтобы поставить лыжу на кант, требуется меньшее усилие. Во-вторых, центр опоры лыжника на лыжу расположен точно над ее центром, а не смещен к внешнему канту, как в обычных ботинках. Результат: меньшая центробежная сила в повороте и лучшее равновесие в поперечном направлении, потому что длина рычага одинаковая в обоих направлениях - и внутрь и наружу лыжи. Это обеспечивает постоянное давление на кант и возможность динамической смены кантов.
Существует и еще несколько особенностей конструкции ботинок Fischer, но благодаря им катание облегчается не только при спусках резаными дугами, но и при привычных основной массе любителей-горнолыжников поворотах с проскальзыванием. Это специальная форма манжеты ботинка, благодаря которой усилия, возникающие при сгибании ноги в голеностопном суставе, передаются точно вдоль лыжи, а не под углом к ее продольной оси, и анатомические зоны гибкости в области соединения манжеты и голенища ботинок. Надо отметить, что эти две технологические особенности не ощущаются как-то особенно ярко: видимо, они обеспечивают меньшую усталость ног, а ведь это - совершенно неочевидное преимущество новых ботинок, которое мы никак не выделяем и не соотносим с конкретными деталями конструкции. Кстати, точно так же неочевидны и те "мелочи", которые заметны даже при простом рассматривании ботинка. Это измененная, приближенная максимально к естественной оси лодыжки, ось сгибания новых ботинок в передне-заднем направлении и своеобразное "ребро", расположенное вертикально в передней части языка, там, где сходятся стороны голенища мягкого вкладыша. Это ребро занимает объем, свободный во многих ботинках других компаний. Благодаря этой конструктивной детали усилие передается через это ребро жесткости на лыжу чуть-чуть быстрее и точнее.
Резюме: всем тем, кто катался, ботинки понравились.
Соматология - наука, подходящая к изучению живых тел с точки зрения физики.
В феврале 2003, на зимней выставке ISPO, концепция ботинка Soma Tec получила специальный приз "European Ski Awards" за лучшую инновацию. Жюри объяснило свой выбор следующим: "Благодаря своей конструкции, ботинки Fischer с системой Soma Тec повторяют естественное строение стопы и положение ноги внутри ботинка, что составляет уникальную комбинацию комфорта и технических показателей".
В конце июня система Soma Тec Fischer получила награду Red Dot Design - за качество дизайна. Награждение проходило в музее дизайна Red Dot во время открытия специальной выставки, где были представлены все продукты победители.
В августе, на летней выставке ISPO в Мюнхене ботинок получил третью награду: ему была присуждена награда за инновацию журнала Ski Magazine. Эта награда является прототипом Оскара для производителей горных лыж и снаряжения для зимних видов спорта.
Катались и делились впечатлениями:
Трасса слалома - Николь Хосп, победительница и призер этапов Кубка мира;
Трассы могула - Михаил Малюгин, КМС по фристайлу, член сборной команды Москвы по фристайлу;
Внетрассовые спуски - Станислав Рунич, руководитель программы "Фрирайд с гидами", неоднократный призер российских соревнований по фрирайду;
Любители - Георгий Дубенецкий, редактор журнала "Горные лыжи", и Юрий Гарин, композитор и музыкальный продюсер.
Статья опубликована в журнале "Горные лыжи" в сезоне 03/04.
Автор: Георгий Дубенецкий Источник: SKIS/RU |