(Бюджетный отдых нынче в тренде, поэтому решил рассказать о поездке прошлого сезона)
Годовая французская виза заканчивалась вскоре после НГ и сначала я планировал поездку именно в это время, расчитывая на спецпредложения. Но стандартные сроки путевок привязаны к субботам, а виза кончалась в четверг. В результате, я попадал в жесткий цейтнот, ограниченный всего одной неделей. Пришлось передвинуть планы ближе к весне. Тут же появилась шальная мысль дожать французов и получить с них пятилетний шенген. В новогодние каникулы, когда за окном шел дождь, вместо лыж я занялся разработкой логистики для самостоятельной поездки. Путешествия такого рода осложняются наличием крупногабаритного багажа ввиде снаряги и удаленностью, а порой и труднодоступностью конечной точки маршрута (горы, снег). Поэтому рейс желателен прямой, а трансфер удобный. Всё это должно быть по возможности бюджетным. Ну и запросы однако...
Наиболее удобный аэропорт для посещения французских альп - Женева. Это всем известно, даже суровым швейцарским пограничникам. На удивление, у Аэрофлота обнаружилась акция на мои сроки, но дешевые билеты остались только на неудобное время. Предлагался или поздний рейс туда или ранний обратно, что создавало проблему с трансфером. А именно это ключ ко всей поездке, поскольку днем ходит общественный транспорт. А ночью остается заказывать индивидуальный вариант или такси, что может подойти группам от 3..4 человек. В моем же случае предстояло возпользоваться регулярным автобусным сообщением из аэропорта до всех основных французских курортов. В итоге взял удобные билеты на будни, хоть и дороже, но по вполне адекватной цене - 15тр, Женева-обратно. К тому же Аэрофлот предлагал акцию по бесплатному провозу комплекта снаряжения общим весом до 22 кг. Трансфер заказал на сайте женевского аэропорта (gva.ch) за 140 евро в обе стороны, немного сэкономив при онлайн заказе.
Жилье в горах также сдается в основном по субботам, но на букинге нашел гостиницу, согласную на мои не стандартные сроки, в городке Брид-Ле-Бен (Brides-les-Bains), входящего в зону катания Три Долины. Это вполне бюджетное местечко расположено на высоте 600м и снега там не бывает. Изначально это был термальный курорт, но после постройки подъемника к олимпиаде в Альбервиле 92-года, он приобрел статус горнолыжного в составе Трех Долин. Гостиница L'Hermitage (***) обошлась 480 евро за 8 ночей в одноместном номере с завтраком, запросив при этом 30% предоплаты, а за три недели до поездки вся сумма становилась невозвратной.
Документы на визу подавал через французский визовый центр на ул. Марксисткой. С сайта посольства скачал анкету и перечень необходимых документов. Приложил билеты до Женевы и бронь с букинга, взял справку с работы и выписку из банка, страховку. Сфотографировался непосредственно в здании визового центра за 200р (6 шт). Фотка получилась не особо, зато по всем правилам. За свои услуги ВЦ взял порядка 1200р + 35 евро консульский сбор. На форуме вычитал, что французы любят скромность, поэтому в анкете "честно" указал что виза нужна однократная под сроки поездки. Приятно удивили, всё быстро, без очередей, прислали смс-ку по готовности. А когда открыл паспорт, то не поверил глазам - пятилетний шенген.
Рейс вылетал из Шереметьево-F в 11:00. При подлете к Женеве, слева раскинулся шикарный вид на Альпы, во главе с Монбланом. Под крылом блестела зеркальная гладь Женевского озера. Погода - теплая и солнечная. При выходе из самолета всех пассажиров попросили предъявить документы, а после этого на автобусах отвезли к терминалу. Когда же очередь дошла до пограничной будки, то пока я соображал на каком языке принято здороваться, девушка-офицер без лишних вопросов, шлепнула швейцарский штамп, велкам...
Первым делом я подошел к желтой информационной стойке в зале прилета и показал им распечатку письма с оплатой трансфера. В ответ получил билеты в обе стороны. Там же мне показали, где остановка автобуса и предупредили, что на обратном пути необходимо за пару дней обратиться в местный офис по туризму и заявить о своем отъезде. По будням рейсовые шаттл-басы ходят редко, 3 раза в день, и нужно было где то провести пару часов. Слоняться по аэропорту с лыжами наперевес мне быстро надоело и я завалился со всем своим багажом в одну из кафешек, тем более что надо было чего то поесть, ведь предстояло ещё ехать до места более 2-х часов. В аэропорту принимают евры, но сдачу дают франками.
Остановка автобусов находится напротив выхода из аэропорта. Там уже собралась небольшая группа таких же туристов горнолыжников. Минут за 15 нарисовался и наш автобус. В принципе билеты можно купить здесь же, но это было бы немного дороже и продают их при наличии свободных мест. В будни пассажиров меньше, а по выходным лучше не рисковать и купить заранее. Чехлы с лыжами и чемоданы погрузили в багажный отсек, поехали...
Границу Швейцарии-Франции пересекли без остановок. Погода отличная, виды за окном потрясающие. Альпийские лужайки, поселки, снежные вершины. Ехали местными дорогами, через Анси и вдоль одноименного озера. Настоящая экскурсия по французской глубинке. Через два часа приехали в город Мутье (Moutiers). Это достаточно крупная пересадочная станция с авто- и ж\д вокзалом. Сюда доходят скоростные поезда из Парижа и даже Лондона. Город соединен местной автобусной сетью со всеми курортами региона Три Долины.
Пришлось пересаживаться и мне. Этот процесс прошел довольно организовано, всех пассажиров встречала сотрудница автовокзала и показывала куда перейти для пересадки. Фактически оставалось вытащить багаж из одного автобуса и покидать в другой.
Можно сэкономить если ехать группой и заказать индивидуальный трансфер или взять машину в прокате. Но даже если вас мало, то также доступны варианты для экономии. Во-первых, можно заказать трансфер только до Мутье, а билеты на местный автобус купить на вокзале. Ехать будете абсолютно также, но немного дешевле. Однако в случае задержек нет гарантии что успеете на последний автобус. Расписание и тарифы можно найти на сайте mobisavoie.com. Во-вторых, если путешествуете налегке, то из Женевы до Мутье можно добраться электричками, сделав две-три пересадки. Далее опять рейсовым автобусом. Выйдет раза в два дешевле. Выбор есть, но придется искать компромисс.
Фото Брид ле Бена
Гостиница расположена в центре Брид ле Бена, через два дома от автобусной остановки. К 6 вечера я добрался до дверей, где сразу столкнулся с компанией наших туристов, которые помогли мне разыскать администратора. Диана, хозяйка отеля, не стала смотреть документы, а сразу выдала ключ от номера. В ответ на удивленный взгляд она переспросила мое имя и сказала что всё Оk, типа устраивайся, а бумаги потом. Гостиница небольшая, в своеобразном кантри стиле, с отделкой деревом. По стенам развешаны устаревшие деревянные инструменты для полевых работ. Жильцов не много, половина из них наши. Операторы сюда не возят туристов, забронировать номер можно через букинг.
Итак, "Три Долины" (Les Trois Vallees)... Утверждается что это самая большая область катания в мире. 600 км трасс, общий ски-пасс, возможность объехать все уголки не снимая лыж. Расположена во французской провинции Савоя, административной области Тарентез (Tarentaise), рядом ещё два крупнейших региона катания - Парадиски и Эспас Кили. Так что это за три долины? Центр региона - долина Аллю (Allues) с курортом Мерибель (1450м) - это сердце "Трех Долин". Сюда же можно условно отнести и Брид ле Бен (600м). К северо-востоку расположена 2-я долина - Сен Бон (Saint-Bon), с курортами Ла Танья (1400м) и Куршевель, которых кстати аж 5 штук, на разный кошелек. Тот самый - это Куршевель 1850. И самая большая третья долина - Бельвиль (Belleville), с курортами Сен Мартен (1450м), Ле Менуир (1850м), Валь Торенс (2300м). С недавних пор к ним примкнула ещё одна долина Мурьен (Maurienne) с небольшим курортом Орель (900м). Но не буду утомлять географией, главное что из любого названого курорта, которые различаются по высоте, климату, бюджету открывается доступ ко всей области катания.
Ски-пасс на 7 дней на всю область катания с местной горнолыжной страховкой обошелся не дешево, 340 евро. Но он позволяет по одному дню откатать в соседних регионах Парадиски и Кили. В Брид ле Бене касса расположена возле подъемника, который находится в 100м от гостиницы, но дорога идет в гору. Есть бесплатные ски-шатлы, но желание ими воспользоваться не появилось. Подъемник работает с 8:15 до 17:30. Утром очереди почти нет. А вот вечером, ближе к закрытию сверху народу может скопиться на полчаса. До центра Мерибеля в тесной кабинке ехать 25 мин. Все остальные подъемники в долинах работают примерно с 9:00 до 16:30. На каждой станции можно взять схему трасс и подъемников. На самих трассах есть маркировка и указатели. Не заблудишься.
На трассах и станциях постоянно попадаются ресторанчики, где можно перекусить и позагорать в солнечную погоду. Кстати, пообедать рекомендуется именно "на горе", поскольку внизу до 7 часов вечера, как правило всё закрыто. Чем ниже по склону тем цены становятся выше. Кофе начинается от 3 евро, салат от 4, суп от 6. Завтрак в гостинице представлял типичный набор из нарезок, йогурта, круассанов, кофе, сока, десертов. Вечером ужин в ресторанчике с вином обходился в пределах 20..30 евро. Почти везде есть меню на английском, хотя попадаются и на русском.
Погода была разной, хорошая и солнечная, с прекрасными горными видами, через день могла смениться пасмурной со снегом и нулевой видимостью, вобщем 50 на 50. Когда у гостиницы моросит дождь, а на базовой станции в Мерибеле подсыпает снежок, скоростная канатка Saulire Express за два приема, закидывает на высоту 2700 м. Под ногами лежит одеяло из облаков, закрывая собой Альпы, над которым возвышается величественный Монблан. Можно загорать...
Собственно катание поражает разнообразием, обилием трасс. Даже в высокий сезон можно найти совершенно пустые склоны. Но есть и узкие места, особенно на ключевых подъемниках при переходе из одной долины в другую и там скапливаются большие толпы и очереди. От свежевыпавшего снега и обилия солнца склоны быстро разбиваются и к середине дня даже синие трассы превращались в труднопроходимый бугрятник. За неделю можно разве что успеть хотя бы по одному разу катнуть по каждой трассе. Многое зависит от погоды и очередей. Также трудно устоять от желания сделать фотографии окружающих красот и просто позагорать в шезлонге. Но не смотря на трудности и соблазны удалось откатать все удаленные уголки и в результате, где то на 5-й день, проверив в кассе свой скипасс, получил диплом эксперта Трех Долин.
Приятней всего катать в долине Куршевель, назовем её так, более привычным русским названием. Кругом лес, на некоторых отдаленных от основных подъемников склонах совсем пусто. Синие и даже зеленые трассы здесь совсем не скучные. Мерибель - это центр региона. Очень милая деревенька с типичными альпийскими шале. На склонах всегда многа народу. Толпы лыжников утром отсюда начинают свой путь и сюда же возвращаются вечером. И транзитный путь из одной долины в другую также проходит здесь. Самые дальние склоны расположены вокруг Валь-Торенса. Попасть туда из Мерибеля не просто. Нужно пройти несколько подъемников, пока не доберешься до нужного перевала. В пиковое время это может занять пару часов. Это самая высокая и большая долина. Здесь холоднее всего, кругом только бескрайние белые просторы. Снег тут гарантирован всегда. Чуть ниже в этой зоне расположен поселок Ле-Менуир, через который можно вернуться в "свою" долину.
Обратный рейс на Москву был вечерним, это позволило хорошо выспаться и спокойно собраться. Диана даже предложила подвезти до Мутье, но было ещё рано и я отказался, сказав что мой автобус будет после обеда. На это она ответила, что я могу оставаться в номере сколько потребуется до самого отъезда, хотя время чекаута у них 10:30.
Всю дорогу до Женевы шел дождь, но доехали быстро, с пересадкой в Мутье около часа. На этот раз на границе Швейцарии пограничник тормознул автобус и чего то перетер на коротке с водилой. В аэропорт приехал за три часа до рейса, к началу регистрации. Сдал вещи и погулял по аэропорту. Если нужно купить швейцарских сувениров, то лучше это сделать в магазинах самого аэропорта и примыкающего к нему ж\д вокзала, поскольку в дути-фри зоне всё дороже и выбор меньше. За счет разницы во времени, в Москву прилетел ранним утром следующего дня и добрался до дома по ещё пустым дорогам.