Сначала она за три месяца этапов Кубка мира сезона-2004/05 сумела вернуть себе место в «красной группе» сильнейших лыжниц мира. Потом выиграла две медали на чемпионате мира в Оберстдорфе. Серебро – в эстафете 4х5 км и бронзу – в гонке на 30 км классическим стилем с массового старта.
— Наталья, наверняка вы хорошо знакомы с лыжной статистикой и знаете, что большинство гонок на 30 км, которые проводились на чемпионатах мира, выиграли наши лыжницы. Были ли у вас перед этим бегом мысли о том, что это наша дисциплина и на ней надо непременно выступить удачно?
— Не было, потому что эту дистанцию «классикой» не бегала очень давно. Последний раз, если не ошибаюсь, в 1999 году в Рамзау, где заняла восьмое место. Да и то, там была раздельная гонка, которая, кстати, мне больше по душе. При массовом старте где-то можно отсидеться, а тут работаешь с первого метра и до последнего.
— Благодаря победе Ольги Завьяловой на предыдущем чемпионате мира мы получили дополнительное, пятое, место в этой гонке. Разрабатывали ли вы накануне какой-то общий план поддержки друг друга или каждый работал сам за себя?
— В соревнованиях с массового старта составить командный план очень трудно, поскольку для того, чтобы он сработал, у всех должно совпасть много компонентов. Хорошая работа лыж, отличное физическое состояние, приверженность к данному стилю. А так практически не бывает.
Падение помогло
— Что касается возможности, как вы выразились, отсидеться. Почти все наши тренеры сошлись во мнении, что главная ошибка в этой гонке была допущена в самом ее начале. Не следовало вам, по их словам, так быстро выходить вперед. Надо было как можно дольше продержаться за спиной Бьорген…— Примерно километров за десять до финиша Женя Медведева мне тоже кричала на трассе: «Думай головой, не лезь вперед! Они очень хорошо накатывают, поэтому не торопись». Может быть, я действительно совершила тактическую ошибку. Надо было подольше посидеть у норвежки на хвосте. А с другой стороны, Бьорген ведь тоже довольно часто возглавляла лидирующую группу. Это она уже в конце устроилась у меня за спиной и стала выжидать момент, чтобы накатить на финиш.
— Пробовали в этот момент пропустить ее вперед?
— А как? Я же не могла отойти в сторону и дать ей проехать. Борьба есть борьба.
— Как вы считаете, падение на последнем спуске первого круга не повлияло на ваш итоговый результат?
— Если повлияло, то только в лучшую сторону. После него я даже собралась внутренне и на спусках потом стояла более уверенно. Пришлось, правда, потратить немного сил, чтобы догнать группу. Но потом отсиделась за спинами и всю гонку чувствовала себя нормально.
— Вас толкнули?
— Нет. Просто одна из девочек подрезала немножко, стукнула мне по лыжам. Не буду называть ее фамилии, поскольку она сделала это не специально.
«Давай, родная, потерпи еще немного»
— На трассе я слышал, как перед последним кругом тренеры настойчиво призывали вас с Куркиной попытаться уйти в отрыв, чтобы не соревноваться на финише в спринтерских качествах со скандинавками. Не получилось?— На подъемах я чувствовала себя очень хорошо, и там удавалось создать какое-то преимущество. Но на равнинных участках группа мощно накатывала, и разрыв исчезал. В конце концов, решила устроиться за спиной финки Куйтунен и ждать. Думала, что она будет держаться за Бьорген. Но быстро поняла, что у нее это не получается. Тут же перепрыгнула за другую лыжню, но было уже поздно: проспала решающий рывок норвежки.
— Но у Куйтунен все-таки хватило сил обойти вас на финишной прямой?
— Ну, во-первых, спринтерские возможности финки общеизвестны. К тому же она шла сзади, как говорят у нас, накатом, и имела более удобную позицию. Я старалась как могла. К сожалению, проиграла. Но в любом случае счастлива, что выиграла медаль. Это первая моя награда на чемпионатах мира в индивидуальной гонке.
— Отличный подарок сделали себе на день рождения!
– Да, за день до этого старта отметила свое тридцатилетие. Было много подарков, поздравлений от руководства Федерации лыжных гонок России, тренеров, партнеров по команде. Это, безусловно, придало дополнительные силы.
— Муж звонил из Томска?
— Конечно! И четырехлетняя дочка Аленка тоже поздравила. Очень соскучилась по ним.
— Если не секрет, что сказал вам Александр перед тем, как положить трубку?
— «Давай, родная, потерпи еще немного – последняя гонка осталась!»
— Понятно, что в день рождения вы не могли себе позволить даже пригубить шампанское. Сейчас, когда все уже позади, обмоете медаль?
— С удовольствием это сделаю. Но только весной, когда закончится сезон.
— И последнее. Это вы настаиваете на том, чтобы в официальных протоколах ФИС писалась именно двойная фамилия – Баранова-Масалкина?
— Я не имею к этому никакого отношения. Во-первых, если вы посмотрите внимательнее, там везде написано «Масолкина», а я всю жизнь была Масалкиной. Во-вторых, по мне лучше просто быть Барановой. В следующем году, надеюсь, так и будет.
Ссылки по теме:
Бьорген выиграла лыжный марафон в Оберстдорфе