Я всегда с ехидством и некоторой снисходительностью читал рассказы об «уютных номерах», «сытном, но однообразном европейском завтраке» и «сауне с бассейном» где-нибудь в Пас де Ла Каса, предпочитая им дощатые нары карпатского приюта, густую стряпню Олейника и обливание водой из проруби…
Но в этом году я взял и поехал в Буковель… В Буковель, где всегда лежит пусть искусственный, но снег, где трудолюбивые ретраки каждую ночь укатывают содранные до льда склоны, где пятнадцать кресельных подъёмников таскают тебя по пятидесяти километрам местных трасс, даже не заморозив задницы… Поэтому, когда мужики, сдвигая в кубрике у Григорьевны жестяные кружки с каховским коньяком или местным вином по полдоллара литр, заговорят о предателе и ренегате Сальникове, у меня даже язык не повернётся сказать хоть слово в своё оправдание – они правы!
Не я первый - не я последний, кого сладкая жизнь подвигла на измену идеалам, и про свою измену я расскажу подробно и обстоятельно, чтобы, как говорят в детективах умные следователи, чистосердечным признанием хоть как-то облегчить свою вину.
Так вот, наша преступная группа состояла из пяти человек: Паша, я, Сергей из Бердянска, с которым Паша прошлым летом ходил на Эльбрус и Саша со Светой - студенческие Пашины друзья.
В день выезда Света с Саней уже дожидались нас в Яблуницах, Сергея мы должны были подхватить в Ивано-Франковске. Сами же мы 31 января в час пополудни загрузились в плацкартный вагон поезда Днепропетровск-Трускавец с самыми радостными предвкушениями: Пашка заварил литровый термос глинтвейна, у меня была стандартная армейская фляга пятизвёздочного коньяка и «походная» гитара, а в соседнем купейном вагоне ехал на семинар во Львов наш сослуживец Артур, который ещё в пятницу согласился подвергнуться обучению игре в преферанс. День, вечер и частично ночь обещали быть необыкновенно приятными, хотя и несколько громкими…
Так вот, действительность превзошла самые смелые ожидания: когда мы собрались, наконец, вместе и накатили по первой «за отъезд», выяснилось, что нашими соседями (вы же не думаете, что мы, как последние жлобы, наливали только себе?) являются львовянин - профессиональный танцор статный красавец Назар и мрачный с виду, но добрейшей души коктебельчанин Андрей - он ехал «на воды» в этот самый Трускавец. Назар, как чуть позднее выяснилось, обладает хорошим голосом и прекрасно играет на гитаре, а Андрей, хотя и не может по медицинским показаниям принимать алкоголь внутрь, как настоящий кадровый работник Коктебельского винзавода везёт с собой вполне представительную подборку его продукции.
Ну что я Вам скажу про эту подборку? Когда Андрей достал из багажа первую литрушку с мадерой, я понял, что обещание никогда не брать её в рот, данное в 81 году, после пьянки с зенитчиками широнинского полка, было роковой ошибкой. Совершенно необыкновенный, какой-то «дымный» букет приводил в маниловски-мечтательное настроение. После него хотелось думать только о чём-нибудь добром и высоком.
Мы выпили «За знакомство» и я дёрнул «Здесь вам гора, а не в парке гулянье» - её мы всегда поём в начале похода (правда без последнего куплета - чисто из суеверия) - а Назар удивил всех, сказав, что днепропетровцы очень похожи на львовян – умные, образованные и с широкой душой. Скромно потупившись, разубеждать его мы не стали, хотя всей Украине известно, что второго такого жлобского города на незалежной ещё поискать.
После «Жён и любимых» разговор свернул на философский лад, а система тостов потеряла первоначальную стройность. Мы пили, пели, иногда закусывали, говорили о любви, экономике, будущем страны и её единстве, основанном на общем понимании Востоком и Западом, что нами правят козлы и выбирать не из кого…
Спать, к собственному удивлению, разошлись в совершенно детское время - где-то за полчаса до полуночи и страшно довольные друг другом. Что касается преферанса, то Артур так и остался необученным – какой преферанс, когда всё и так хорошо?
01.02.10
В Тернополе вывалились в шесть утра. Хотели постучать Артуру в окно, «шоб не проспал», но тут выяснилось, что мы идём в другую сторону, а возвращаться уже не хотелось. Выйдя на привокзальную площадь, я слегка ошалел. Понятно, почему Тернополь называют не иначе, как «Файнэ мисто ТэрногпИль» («Красивый город Тернополь») - совершенно необыкновенная соразмерность домов, засыпанных снегом деревьев и живописных эспланад с широкими лестницами: в отличие от того же Ивано-Франковска (впрочем, его никто и не называет «Файнэ мисто Станислав»), здесь практически не погуляла шкодливая рука советских архитекторов.
На вокзальной площади нас уже ждали: два водилы с совершенно пиратскими физиономиями затолкали всю сноубордистско-лыжную толпу в свои микроавтобусы и рванули в Ивано-Франковск. Сто шестьдесят километров или два с половиной часа. В Ивано-Франковске подхватили Серёжу - грустного сурового мужчину с густыми усами и оливкового цвета кожей – вылитый Чарльз Бронсон - и поехали уже до Яблуниц. Это ещё часа три. Вот чем Буковель плох, так это необходимостью долгой тряски в автобусе. Что есть - то есть.
К дому, где нам предстояло эту неделю жить, мы подошли где-то в полдень. Хозяев не было. Вытащив из-под половичка ключ, мы покидали рюкзаки в прихожую, приняли по стопке «За приезд» и отправились кататься на местный склон под названием «Коза»: достаточно длинный - метров пятьсот, пологий, оборудованный бугелем системы «швабра» - как раз для разминки перед завтрашним большим днём.
Это было прекрасно! Роскошный спуск к подъёмнику по извилистой дороге в сосновом лесу, колоритная автостоянка с парочкой бронетранспортёров у кассы и демократичный скипасс 70 гривен (меньше 10 зелёных) за весь день - это при пятёрке за подъём.
Народу катается много, но очереди никакой - бугель гоняют быстро. Люди очень порядочные: какая-то барышня, найдя мой вывалившийся из рукавицы скипасс, не присвоила его, а тут же подбежала к бугельшику: «Ось, трымайтэ, тут хтось загубыв» («Вот-возьмите, тут кто-то потерял»). Впрочем, и у меня до конца дня этого самого скипасса никто так и не спросил – «Чи я пана нэ пам’ятаю?».
С часу до шести укатались в зюзьку: несмотря на пологость, за счёт длины разгоняться удавалось очень неплохо, а внизу на бугорках эта скорость давала вполне пикантные ощущения.
Поскольку весь глинтвейн мы выхлебали ещё в поезде, пару раз заезжали выпить чайку в колыбу. Их там было две: внизу и на середине склона. Очень приятная, товарищеская атмосфера: никто и губу не гнёт, и не подлизывается. Как раз такая, какую я люблю.
По дороге домой заскочили в магазинчик закупить продуктов на неделю, и тут прозвучал первый звонок: когда мы с Серёгой взяли по кружечке так страстно желаемого на склоне пива, я, наверно, впервые в жизни, не смог допить её до конца. Как заколодило. Я так предполагаю, что это была расплата судьбы за измену Подобовцу, которую я до сих пор воспринимаю со всем причитающимся смирением и пониманием.
Дома, наконец, осмотрелись. Что же, никаких сортиров во дворе: канализация, душ, джакузи, парная, холодильник, СВЧ, газовая плита – живи и радуйся! И мы начали радоваться: переоделись в штатское и под чутким Пашкиным руководством отправились в сельскую колыбу, которая произвела на него неизгладимое впечатление ещё в прошлом году.
Ночью Яблуницы смотрелись совсем иначе, чем днём: электрические гирлянды по контурам домов, мерцающие ёлки во дворах – совершенно рождественский посёлок из рекламы «Кока-колы»!
По пути встретили, наконец, возвращавшихся с прогулки Саню со Светой – очень милую молодую пару - и договорились устроить после колыбы праздничный ужин по случаю долгожданного сбора группы в полном составе.
Вернулись мы довольно быстро, поскольку боевая колыба оказалась закрыта до мая, а в культурной нужно было заказывать места как минимум с утра. Ну и не больно-то хотелось! Быстренько забодяжив вермишелевой поджарки с луком и сыром, стали под гитару, вино, глинтвейн и коньяк эту нашу встречу отмечать. Всё шло очень душевно, хотелось просто обнять и расцеловать весь мир. Поэтому неудивительно, что, столкнувшись в сенях со спускающимся со второго этажа парнишкой, я не смог удержаться, не ляпнув – «С первым днём на склоне, парень!». В ответ раздалось неожиданное: «Не понимайт. Я из Германии». Подумаешь? Делов –то… «Конгратьюлейтс виз ферст скиин дей! ». До сих пор не понимаю, почему, услышав в ответ робкое «Сенкью» - я не пожал фрицу руку и не попрощался?
Какого чёрта было радовать немецкого гостя его родной речью? Потому что пока мозг копался в своём «что бы ему сказать такого хорошего», язык уже ляпнул: «Гитлер капут!» Парнишка почему-то покраснел и в бодром темпе рванул по лестнице обратно. Какая жалость! И это как раз тогда, когда в голове одна за другой стали всплывать вкусные немецкие фразы: «Хенде хох», «Ферфлюхтер шайзе» и – венец коллекции - «Гебен зи мир бите этвас сигареттен»!
Пришлось разворачиваться и идти праздновать дальше.
Отбились в одиннадцатом часу, договорившись, что в восемь утра наш хозяин погрузит всю гоп-компанию вместе с инвентарём в свой УАЗик и повезёт навстречу счастью - в Буковель.
Собственно катание - 02.02.2010, 03.02.2010, 07.02.2010
Проснулся в половине седьмого с шальной мыслью продолжить подобовецкую традицию утренних антигриппозных мероприятий. За неимением поблизости реки это должно было выглядеть как катание в голом виде по снегу во дворе, но выскочив в плавках на крыльцо и вздрогнув от кусающихся минус пятнадцати , я подумал, что Олейник этого всё равно не увидит, а мне ещё завтрак готовить … и… и вернулся обратно.
Короче, изготовление завтрака и глинтвейна мы с Пашей закончили одновременно, а без четверти восемь наш пепелац уже выруливал по крутому заснеженному склону на дорогу. Такой ранний выезд имел глубоко принципиальное значение, поскольку лыжник, покупающий скипасс до девяти утра получал в Буковеле пятидесятипроцентную скидку и вместо 240 мог с девяти до пяти кататься за 120 гривен (15 зелёных) с носа. Учитывая же, что таких умных вокруг было на дюжину двенадцать и на подъездах к комплексу элементарно было встрять в пробку, а перед дверями кассы - в очередь, временнОй зазор хотелось иметь потолще.
Не буду тянуть кота за хвост - мы успели. Пускай для этого пришлось бежать, громыхая клипсами ботинок, по мосту мимо башни-автостоянки, пускай пришлось маневрировать между тремя очередями, выбирая самую короткую - плевать! Без десяти девять мы уже запихивали свои билеты в рай в тыльные части лыжных рукавиц и озабоченно озирались – с чего начать?
А вот тут позвольте сделать паузу и лирическое отступление.
Читая рассказы горнолыжной серии здесь, на «трэвеле», меня постоянно удручала невозможность представить себе как топологию и крутизну склонов, где катался автор, так и чем конкретно были вызваны его восхищение или, наоборот, неприятие катания. Невнятные описания трасс усугублялись либо отсутствием, либо спорадичностью размещённых на странице снимков: в ЛУЧШЕМ случае это были более или менее художественные кадры склонов, не привязанных ни к рассказу автора, ни к схеме района... Читая всё это, я каждый раз давал себе слово (а один раз даже дал его здешнему завсегдатаю Илье Глушаеву) написать такой рассказ, по котрому можно будет совершенно наглядно представить каждую обкатанную трассу, в частности и составить дневной план катания в целом. Для выполнения обещанного я решил снабдить эту часть рассказа схемой склонов и подъёмников (если будет мелко - на http://www.bukovel.com/map она более чем крупна). Поскольку схема района, верно отражая топологию трасс, мягко говоря косвенно представляет расстояния и уклоны (скажем, подъёмник №8 на ней изображён раза в три длиннее подъёмника №15, хотя на самом деле он короче его процентов на 20), каждый подучасток района будет по возможности представлен его панорамой с нанесёнными маршрутами к которой будут прилагаться уже непосредственно снимки и текстовое описание впечатления от трасс, чтобы Вы могли привязать их к карте-схеме и более живо представить, что такое Буковель. Во всяком случае, мне бы очень этого хотелось – район этого более чем заслуживает.
Лирическое отступление закончено. Продолжаю.
Так вот, мы стояли и озирали панораму района, причём я делал это с особенной безмятежностью: ещё вечером, глянув в путаницу трасс и подъёмников на привезённой из Днепра схеме, я понял, что разобраться в ней для меня дохлый номер и принял твёрдое решение упасть на хвост опытным буковельцам - Паше с Сергеем. Пусть они думают.
Теперь подробно про катание. Первый подъём на буковельской креселке (2R на схеме) произвёл на меня неизгладимое впечатление: несмотря на довольно холодное утро, сидение было вполне тёплым. Настолько, что я был уже готов поверить в ходяшие в народе легенды про электроподогрев седалищ буковельских подъёмников, и только иней, лежащий на соседних, незадействованных сидениях убедил меня в глубокой антинаучности этого заблуждения.
Маршрут подъёмника проложен очень живописно - над коттеджным посёлком, так что только с громадным трудом удавалось удержаться от искушения плюнуть на балконы с богатенькими буратинами, над несколько более низким подъёмником №2, а потом входит под кроны высоченных сосен. Утро в тот день было морозным, но очень солнечным, с небольшим искрящимся снежком, который в комплекте с иссиня белым снегом, золотистыми стволами и ярко-зелёной хвоей создавал просто сказочное впечатление. Настолько сказочное , что я зазевался и пропустил момент высадки - пришлось выпрыгивать из начавшего подниматься кресла уже с высоты метра в полтора.
Свернув вслед за Пашкой налево, я сразу попал на синюю 1С: пологую, прижимающуюся слева к склону Буковеля дорогу шириной 3-4 метра. Справа она прикрыта редкими соснами, ничуть не мешающими роскошному, залитому солнцем виду, открывающемуся справа. На снимке оно видно. Видно также и то, что народу на этом, относительно узком, участке полным-полно, что, скорее всего, связано с находящимися здесь практически в одной точке верхними станциями трёх подъёмников №№ 1, 2, 2R. В любом случае зевать, чтобы ни в кого не врезаться, не приходится, да и раскатывают участок до льда эти толпы довольно быстро.
Разогнавшись на плавном зигзаге «С»-ки, плавно ныряешь в не оставляющую никаких вариантов сосновую просеку красной трассы 1А. «Не имеющую вариантов» - потому как продолжение 1С обычно закрыто сеткой. Должен сказать, что по крутизне лесная часть «А»шки практически ничем не отличается от синей «С», только поперечный профиль её изгибается более прихотливо, что вместе с нависающими над головой соснами доставляет море удовольствия. Впрочем, когда выскакиваешь из леса на «бараньи лбы» и сворачиваешь направо вниз к подъёмнику №1, начинаешь понимать, что красный цвет трассе присвоили, наверно, не совсем зря: наст жёсткий, уклон довольно-таки крутой, и для прохождения последних четырехсот метров мне пришлось напрячься, несмотря на то, что Пашка прошел этот участок буквально двумя-тремя плавными дугами.
Спустившись ещё раз «для закрепления» по той же связке, он предложил обогатить её включением в середину участка 1В - это значит, что, выскочив по 1С из-за прикрывающего тебя слева склона Буковеля, нужно не идти дальше вниз по дороге к сосновой просеке 1А, а тут же гулькнуть влево-вниз около квадратного чёрного (от старости, как я по наивности думал) указателя.
Ну что, сказано - сделано! Сойдя с подъёмника, я пристроился Пашке в хвост, но, когда он разогнавшись по «С»шке, вильнул влево и пропал , что-то меня заставило заложить вираж и остановиться около этого самого «чёрного квадрата». Мама дорогая! Склон уходил, казалось, вертикально вниз… Да если бы я знал, что это «чёрный» участок, я бы плюнул на амбиции и поехал по «1А» в третий раз! Но дело в том, что эти падлюки, Пашка с Серёгой, показали мне схему совершенно мельком, и я был твёрдо убеждён, что это тоже «краснота»…
С криком «Мать моя Родина - отец мой Сталин!» я нырнул на своей двухметровой «классике» под этот обрыв, смутно надеясь, что серьёзных травм на хорошо подготовленном склоне не получишь. Вы не поверите - спустился без остановок и даже не упал! Но зато понял, наконец, что значит фраза «спускался, вгрызаясь в склон», благо склон был более чем широкий и совершенно (ещё бы!) пустой. Кстати, участок 1А от стыка с 1С, так напрягший меня на прошлом спуске, сейчас показался милой разгрузочной штучкой.
Чтобы отдышаться, после подъёма свернули вправо на 2А. Спуск по 2А очень приятен. На всём своём протяжении он представляет из себя широкий, слегка холмистый склон, по крутизне занимающий промежуточное место между 1В и нижней частью 1А. Несколько ближе к 1А. Дополнительную пикантность доставляла необходимость проезда к подъёмнику по мосту – влететь на него после пологого выката было одно удовольствие.
Собравшись после двух спусков по «двойке» на нижней станции подъёмника №2, мы решили что левый фланг района нами освоен и пора смещаться вправо - к подъёмнику №5.
Это значит свернуть с верхней станции 2го подъёмника вправо и по пологой, волнистой лесной дороге в сосновом лесу (это синяя трасса 2В) двигаться к красному свалу «А», который и приведёт к подъёмнику №5. Нужно сказать, что цвета в Буковеле присваивают, похоже, чтобы польстить отдыхающим, потому как если 2В, на которой, чтобы не остановиться, периодически приходилось переходить на коньковый шаг или хорошо работать палками – «синяя», то какой же тогда должна быть «зелёная» трасса? В любом случае переход от уюта 2В, своими смыкающимися над головой сосновыми кронами и плотностью перемещающегося по ней народа сильно напоминающей переход метро, с свалу на 5-й подъёмник, по ощущениям сильно походил на авиационный манёвр: сваливание на правое крыло с последующим пикированием. Только перед тобой раскрылся выход из просеки - и ты уже валишься вправо по широкому, выпуклому, относительно крутому склону, который метров через двести опять втягивается в сосновую просеку, увеличиваясь при этом по крутизне - ЖЖААХХ - и в конце просеки с небольшим даже набором высоты выскакиваешь левым виражом к пятому подъёмнику!
Долина между вершинами Буковель и Чорна Клева ОЧЕНЬ хороша. Спускающиеся в неё с трассы выглядят просто волшебно… НО! На Буковель из долины нет подъёмников, а на поднимающий к Чёрной Клеве пятый всегда стоит ТАКАЯ очередь, что вызывает ассоциации скорее с первомайской демонстрацией. Мы в ней простояли не меньше 15 минут – ОЧЕНЬ много для Буковеля - скорее потому, что подъёмник №5 является кратчайшим от центра комплекса и единственным от г. Буковель путём к долинам вершин Чорна Клева и Довга. В любом случае нужно очень любить две красные и две чёрные «клевовские» трассы, чтобы многократно стоять к ним в такой очереди. Мы поднялись пятым только один раз – для переезда к «правым» трассам района.
От верхней станции пятого подъёмника к нижней двенадцатого идёт практически идеальный в качестве учебного склон 5В: шестисотметровый, широкий, ровный как доска, с постоянным уклоном порядка 20 градусов он словно создан для обучения начинающих лыжников, к тому же, словно специально для интенсификации обучения в этом сезоне на нём открыли подъёмник №17 - строго от начала до конца склона. Конечно, мне могут сказать, что трассы под 3м и 7м подъёмниками тоже пологи и вполне подходят для обучения… Хха! Так–то, оно так, но очень уж они пологи - на некоторых участках без работы палками просто останавливаешься, а на 3м при всём этом есть участки бугров и сбросов, по которым новичку пройти будет несколько трудновато (я лично видел там завалы из юных тел учеников «лыжных школ»).
К тому же у 5В есть дополнительная, очень приятная фишка: примерно в нижней трети склона вправо от него отворачивает длинная и несколько более пологая дорога. Как ни странно – это тоже 5В (правда, после прохождения верхней станции 8-го подъёмника она начинает называться 5А, но от этого не меняется ровным счётом ничего). Живописно и ОЧЕНЬ плавно изгибаясь, трасса, словно широкий проспект, сначала в светлой еловой аллее, потом по открытой террасе тянется километра на три-четыре практически к нижней станции подъёмника №5. Только-только освоившему (или даже не совсем освоившему) повороты новичку будет очень приятно, лестно и совсем не страшно спуститься по ней, ощутив себя, наконец, настоящим лыжником. Наверно, именно поэтому на ней всегда оживлённо, и именно поэтому на пятом всегда такая толпа.
Впрочем, я отвлёкся. Итак, мы поднимаемся на гору Довгу… В процессе подъёма успели заспориться с попутчиком-сноубордистом, который на голубом глазу утверждал, что лыжники гробят склоны ничуть не меньше бордеров. На предложение представить что-нибудь «лыжное», аналогичное бульдозерному сгребанию снега при движении бордера спиной к склону, он начал говорить о залившихся по глаза коньяком лыжниках в отличие от всегда трезвых сноубордистов. Это утверждение вогнало меня в такой ступор, что я от возмущения беззвучно хватал ртом воздух до самой станции высадки.
Наверху нас ждал бар стандартной круглой архитектуры с не менее стандартным (его носят ВСЕ бары на склонах) названием «Панорама». Он характерен тем, что над ним установлена ВЕБ-камера №2 и желающие порадовать друзей своим счастливым видом, могут , постояв под ней пять минут (период смены кадров), позвонить друзьям и предложить им глянуть на себя в интернете. Снимок с этой самой камеры - чисто чтобы желающие могли осознанно определиться с точкой стояния - прилагается.
В бар, чтобы уесть нахального сноубордиста, мы заходить не стали, а сразу рванули вниз.
«Двенадцатые» (как, впрочем, и «одиннадцатые») трассы очень интересны своей способностью вызывать чувство одиночества: с подъёмника сходишь ещё в толпе, немного проехал по пологой подводке – РАЗ - ты уже в крутой еловой просеке! По сторонам не видно просто ничего, внизу метрах в ста болтается какой-нибудь одинокий лыжник – и это всё ! Кажется, что если ты сейчас неудачно сковырнёшься, то будешь валяться на склоне пока не закоченеешь… Так вот, дорогой товарищ, это - чистейший глюк и шиза! Спасательная служба работает в Буковеле просто ЗАПРЕДЕЛЬНО чётко: МАКСИМАЛЬНОЕ время ожидания травмированного группы с акьей – 15 минут(норма – 4-5), 3-4 минуты на иммобилизацию (при необходимости - с обезбаливающим уколом) и ещё через 3-4 минуты акью с пострадавшим уже пристёгивают к креслам подъёмника. Я неоднократно наблюдал эту картину (в среднем 3-4 раза в день), и каждый раз слаженность действий буковельских спасателей меня просто поражала. Извините, я опять отвлёкся!
Так вот, одинокая езда по просеке с избытком компенсируется живописными выкатами внизу, где раздельные трассы снова сливаются в одно целое. Особенно красив выкат с трасс 11А, 11Д и 11Е: объединившись на опушке леса, они по выпуклому склону спускаются в «Долину трёх подъёмников» с её широкими снежными полями и уютным деревянным мостом над оврагом, отделяюшим нижние станции 11-го и 8-го подъёмников от 15-го.
«Связка» из 3-х «Восьмых» трасс тоже очень неплоха и сказанное про «просечные» особенности 11 и 12 трасс относится к ним в полной мере, особенно учитывая то , что наиболее широкая из них 8А - почти постоянно закрыта для тренировок какой-то лыжной секции: на ней установлены стартовый и финишный створы и слаломные «ворота». Вот только наслаждаться роскошным видом на четыре пятнадцатых и три тринадцатых трассы удаётся и недолго - выезд из леса находится невысоко над подъёмником, и неудобно – потому что приходится постоянно поворачивать голову направо.
Холм напротив выката 11 трассы можно смело назвать «ХОЛМОМ трёх подъёмников», потому как там находятся три уже ВЕРХНИЕ станции подъёмников 15, 14 и 22. Такая вот чисто математическая симметрия.
Кстати, это место интересно не только как математическое отображение долины, но и как точка старта роскошнейшего набора трасс, что называется, на все вкусы. Пологая и широкая, хотя и бугристая вначале «синяя» 14А словно создана для начинающих лыжников – своей протяжённостью и встречающимися иногда небольшими сбросами она более чем греет их самолюбие, позволяя к тому же, за счёт своей прямизны, безопасно разогнаться до вполне неплохой скорости.
Крутая и достаточно узкая по буковельским меркам 22В. Катаясь в первый день, ещё на своей двухметровой «классике», я долго облизывался, вглядываясь в провал её стартового сброса, но потом плюнул и скакнул вниз…
Мда… Недаром мне задница говорила, что ещё рано! Когда на третьем повороте я поскользнулся на заглаженной «лысине» и упал, поначалу это не произвело на меня никакого впечатления – ну упал и упал. Ну, еду вниз то на пузе, то на боку (лыжи я предусмотрительно задрал вверх) - и еду… Но когда метров то ли через тридцать, то ли через сорок такого, с позволения сказать, спуска почувствовав, что скорость сбрасываться не собирается, я попытался «зарубиться» (затормозить) штычком лыжной палки, то успеха в этом деле не имел ровно никакого. Тогда в полном соответствии с классическим принципом «Если изнасилование неизбежно, расслабьтесь и постарайтесь превратить его в удовольствие», я принял позу поэргономичнее, и сосредоточил свои усилия на том, чтобы мою тушку хотя бы не слишком часто разворачивало головой в долину. На выкате встал на лыжи и, как ни в чём ни бывало, поехал к подъёмнику.
Наверху меня ждал Пашка. «Слушай, ты так много пропустил! Когда мы поднимались, то видели как какой-то придурок со страшными матюками кувыркался в туче снега почти до самого низа 22-й. Мы так смеялись!» Что я мог на это сказать? Только то, что ничего я не пропустил, потому как это именно я и был. И что меня ещё тогда интересовало, кто это так гнусно хихикал сверху, пока меня тащило по склону…
Кстати, изучая впоследствии карту склонов, я с удивлением выяснил, что и совершенно «учебная» 5В, и страшная 22В, про которую говорят, что на ней постоянно кто-то «ломается», имеют практически одинаковое отношение перепада высот к длине трассы: 0.30 и 0.33 – а какие разные ощущения! Я предполагаю , что это связано с тем, что у пятой уклон практически постоянен, а 22В состоит из крутой части и пологого выката.
Если продолжить разглядывать карту дальше, то может сложиться впечатление, что подъёмник №15 и сопутствующие ему трассы являются просто огрызками по сравнению с двадцать вторым. Это совершенно неверно. И по ощущениям, и по табличным данным пятнадцатый подъёмник (и связанные с ним трассы) мало того, что почти в два раза длиннее двадцать второго, но и является одним из трёх наиболее длинных на Буковеле.
«Связка» трасс 15А, 15В, 15С и 15Д очень интересна и разнообразна. Основу её составляет 15А. Шириной метров в 80,она начинается с не сильно крутого бугристого сброса длиной метров 100-150, а потом выполаживается и тянется в невысоком (метров 5-6) еловом лесу по прямой где-то с километр под уклоном градусов в 20 , потом упирается в сосновую рощу и обходит её слева, с небольшим набором крутизны поворачивая при этом вправо по направлению к описанному раньше мосту, около которого и расположена нижняя станция 15-го подъёмника. Ничего экстраординарного трасса из себя не представляет – два 30 градусных «сброса» длиной 100 и 400 метров добавляют ей не столько трудности, сколько удовольствия. «Красную» категорию ей, я думаю, присвоили исключительно из буковельского принципа: любая трасса, которую можно проехать от начала до конца не отталкиваясь палками, является, как минимум, «красной».
Но от этой «квазикрасной» трассы где-то на 700м и 900м метрах «разгонного» участка круто вниз уходят трассы 15В и 15С. Вот они-то свой красный цвет носят вполне заслуженно, практически по параболе (если положить её набок и двигаться к оси абцисс) набирая крутизну, так что впереди перед собой постоянно видишь не более 80 метров склона вплоть до горизонального -«рокадного» - участка, который, направленный перпендикулярно движению, в высоком сосновом лесу собирает все три трассы в одно целое и выводит их к подъёмнику. Кроме крутизны 15В и 15С выделяются ещё жёстким настом, который требует аккуратного катания, и некоторой безлюдностью: толпа, которая несётся по 15А, не очень-то стремится сваливать в сурово выглядящие «В» и «С»-шные ответвления.
Трасса 15Д стоит здесь несколько особняком: у неё отдельная точка входа и очень крутой - практически на уровне 22В - старт, но потом она существенно выполаживается и ныряет сначала в длинную, широкую как проспект и заросшую высоким сосновым лесом «трубу», а потом по плавной дуге в светлом молодом ельничке примыкает слева к низу трассы 15А. За счёт разгона на стартовом участке и собственного уклона ехать по «лесной» части 15Д очень быстро и приятно. На «светлой» дуге скорость несколько падает, но не настолько, чтобы возникла необходимость в коньковом шаге или отталкивании палками – уклона вполне хватает.
Таким образом у меня сейчас остаётся неописанным только участок трасс в районе 3, 7 и 13 подъёмников. Про шестнадцатый говорить не будем, потому что в этом сезоне я до него так и не добрался, поэтому никаких впечатлений о нём составить не могу.
Так вот, маршрут 7-3-13 является кратчайшим маршрутом, по которому прямо от автостоянки можно добраться до места с богатым и разнообразным катанием. Подъёмник №7 поднимает вас прямо от угла моногоэтажной автомобильной стоянки, которая, как средневековый замок, видна отовсюду и является своеобразной буковельской точкой отсчёта. Седьмая трасса идёт прямо под одноименным подъёмником. Это страшно широкая – около 100 метров, страшно пологая – иногда приходится отталкиваться палками, чтобы не остановиться километровая трасса. На ней всегда полным-полно народу из начинающих, к которым вечером добавляются лыжники, возвращающиеся из района катания 13, 22 и 15 подъёмников.
Седьмая трасса хороша для новичков тем, что ни для подхода, ни спуска с неё к стоянкам не проходишь ни одного метра «красных» трасс, и человеку совершенно только что впервые вставшему на лыжи, можно начинать кататься «прямо здесь и сейчас», а если захочется чего-нибудь «погорячее», но тоже «синего», в ста метрах пологого спуска влево от её верхней станции находится посадочная станция подъёмника №3, с его несколько более крутой и снабжённой «фенечками» вроде небольших бугров и сбросов одноименной третьей трассой. В принципе, и по третьей, и по седьмой трассе вполне можно спускаться «по-народному» - прямо, без всяких виляний и тормозов, что, впрочем, не мешает новичкам, несколько раньше срока перебравшимся с седьмого на третий подъёмник, складываться штабелями под сбросиками третьей трассы.
Но самая главная фишка участка - равномерно уходящие вправо от третьей трассы, параллельные друг другу «красные» 13А, 13В, 13С и 13Д: крутые (ничуть не положе 15В и С), широкие и изысканно изгибающиеся, они позволяют с наслаждением разогнаться до очень приличных скоростей. Только в конце – перед поперечным участком сбора – желательно скорость всё же сбрасывать, потому что за ним начинается ещё более крутой, заросший спелым сосняком сброс, и, если, не вписавшись в поворот, прорвать натянутую там сетку безопасности, лететь, сталкиваясь со стволами деревьев, будет долго и больно. Во всяком случае за те два дня, что я там катался, на моих глазах оттуда вытащили как минимум троих упакованных в акьи «лётчиков».
Завершая таким образом рассказ о собственно катании в Буковеле, я хочу сказать следующее:
1) Это совершенно сказочный район с разнообразными и протяжёнными трассами на все уровни подготовки - от абсолютных новичков до экспертов. И трассы, и переезды между ними проложены в чудесном, обихоженном сосновом лесу, что придаёт катанию совершенно неземное наслаждение.
2) Расположение этих трасс настолько продумано, что начинающий лыжник может кататься целый день, переходя с одной синей трассы на другую, не проехав ни одного метра по слишком сложному для него склону.
3) Подготовка трасс - выше всяких похвал. Не знаю, когда персонал успевает это делать, но поутру я не видел НИ ОДНОЙ неотретраченной трассы, ни одной проплешины или лежащего на склоне дрына или камня.
4) Работа подъёмников - безупречна. Нет ни одного бугеля - все новые креселки в прекрасном состоянии, мгновенно растаскивают самые здоровые очереди (ни в одной я не стоял дольше 10 минут, среднее время - 3-4), без суеты, скандалов и давки – за что отдельное мерси мужикам в будках у нижних станций.
ИТОГО:
Я ехал в Буковель с сугубо ознакомительной целью: скатиться, сравнить с Подобовцем, сказать «ТЮ!» и расстаться навсегда.
Теперь он мне снится по ночам и я не знаю, как мне быть дальше: и бросить Подобовец с приютом Григорьевны, дядей Юрой и девочками «Плая» - сердце кровью обливается, и оставить блестящие буковельские склоны – тоже выше моих сил.
Даты поездки: февраль 2011 г.
Автор: Валерий Палыч