По финансовым соображениям решили в этом году съездить не в Андорру, а куда-нибудь поближе. Выбор пал на Буковель, как на лучший курорт в СНГ.
Поезд из Москвы до Ивано-Франковска идет 29 часов (55 евро плацкартом в одну сторону). Рейсовый автобус от Ивано-Франковска по разбитой дороге за полтора-два часа и 2 евро довозит до расположенных неподалеку от Буковеля населенных пунктов: Поляница (2 км), Татаров (10 км), Микуличин (20 км), Яремче (30 км). Проживание возможно в частном секторе от 10 евро за человека — ночь без питания где-нибудь в Татарове (питание – плюс 10 евро в сутки), до 150 евро за человека — ночь с завтраком в отеле Radisson Blu прямо на горнолыжном склоне. Мы жили в Микуличине в частной гостинице.
Скипасс (абонемент) на 6 дней стоит около 130 евро. Прокат комплекта (лыжи, ботинки, палки, шлем), в зависимости от класса снаряжения, обойдется 50-150 евро в неделю. Катание без шлема запрещено.
Двухполосная дорога к Буковелю разбита. Ежедневный трансфер превращается в испытание вестибулярного аппарата. Средняя скорость транспорта не превышает 30 км/ч. Групповой трансфер на микроавтобусе обходится примерно 1 евро с человека за 10 км.
Подъемники в хорошем состоянии, но довольно медленные и у многих бывает очередь минут на 5, а иногда и на 10.
Очередь на подъемник №13
В очереди часто наступают на лыжи, теснятся, торопятся пройти вперед, а потом ждут друзей или родственников, из-за чего часть кресел уезжает пустыми. На подъемниках звучит радио с попсовой музыкой и рекламой. Исключение составляет бугельный подъемник №6 на склоны 5F, 5E и кресельный №22 на склоны 22А, 22B. Там очередей и радио нет.
На склонах много людей, преимущественно начинающих. Из-за большой плотности людей и многочисленных пересечений трасс часты столкновения. В нашей группе в хорошо катающуюся девушку в первый же день въехал массивный лыжник. Из-за ушиба ноги она всю неделю провела в постели. Нередко можно видеть едущих с широко расставленными прямыми ногами и уже неспособных объезжать какие-либо препятствия...
Трассы хорошо ратрачат. Однако ко второй половине дня красные склоны, из-за наплыва на них неумеющих правильно кататься, превращаются в бугрятники. В этом можно убедиться, посмотрев вебкамеры. Черным склонам достается меньше, но и там слишком много скребущихся. Самые хорошие склоны, на мой взгляд, синий 5B и черный 5F (схему см. тут). Первый красив, уютен, имеет почти постоянный уклон и подходит для обучения. Второй — прямой, широкий, с переменным уклоном 15-25 градусов, длиной 770 м. Мало людей. О его качестве говорит то, что на нем проводятся соревнования (во время которых он закрыт для свободного катания).
Склон 5B (синий), вид сверху
Склон 5B (синий), вид снизу
Склон 5F (черный, крутая часть, вид с бугеля)
Хороши красные 13 и 15A, но очереди на подъемники к ним слишком долгие.
Склон 15A (начинается справа от пушек)
Чистое кафе наверху подъемника №13
Одним из показателей качества горнолыжного курорта является эффективность подъемников – процент времени спуска от времени круга, который состоит из спуска, выката, стояния в очереди и подъема. По моим оценкам в Буковеле эффективность подъемников от 8 до 17%. Если не притормаживать, время спуска на большинстве трасс не превышает одной минуты.
Особую пикантность отдыху в Буковеле придает кишечное расстройство, которое каждую зиму нависает над курортом. В нашей группе из 16 человек его перенесли 14. Проявляется болями в животе, температурой 37-38 градусов, поносом, иногда рвотой. Длится 1-2 дня, иногда дольше. Среди отдыхающих встречаются разные мнения о причинах – от непривычной воды и еды, до проклятия местных духов. Наиболее правдоподобным объяснением выглядит инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем в очередях, либо живущая в водоемах с водой для снежных пушек. На территории курорта построено много чистых туалетов с сенсорными датчиками, но инфекция продолжает жить.
Водоем на территории Буковеля
Много косяков в организации трасс. Например, поднявшись на подъемнике №1, нельзя сразу спуститься по связке 1B+1A, сначала нужно скучно проехать часть синей трассы, потеряв часть и без того небольшой высоты. Начав спуск, придется лавировать между медленными лыжниками, выезжающих на склон с синего и красного боковых притоков. Склон заканчивается узкой и довольно крутой воронкой, где скапливается много лыжников. После спуска хочется отдышаться, но совсем рядом находится оживленная дорога и большая парковка, так что вместо чистого горного воздуха придется вдыхать выхлопные газы. Так называемое вечернее катание возможно только на этой трассе, а также на 2A и 7A. Остальные трассы не освещаются. Вечернее катание длится с 16:30 до 19:30, последний рейсовый автобус уходит тоже в 19:30, далее придется иметь дело с таксистами, которые, понимая безвыходность положения, заламывают цены. Скибасов, как это общепринято в Европе, нет. Красные трассы часто пересекаются с синими и между собой. Многие трассы вначале чрезмерно крутые, а потом скучно пологие. Ступени деревянной лестницы около подъемника №5 обледенели и наклонились в сторону спуска, так что некоторые предпочитают спускаться к парковке по ледяному склону, выезжая на асфальт в прокатных лыжах.

На лыжах по асфальту
Удовольствие от катания в Буковеле не перевешивает психическую усталость от косяков в организации трасс, высокой плотности лыжников, очередей, невысокого уровня культуры катающихся, навязчивого радио, отсутствия доброжелательности у местного населения к русскоговорящим, грязных и разбитых дорог. На лицах лыжников не видно радости. Я вдруг осознал, что, тренируясь на коротком склоне в Ново-Переделкино, получал больше удовольствия.
Ехать из Москвы в Буковель не стоит. Если уж экономить, то лучше накопить денег на Андорру и получить настоящий горнолыжный праздник.