Прежде чем приступить к рассмотрению этой темы, давайте уточним некоторые важные моменты.
Г/л. бот на ноге должен сидеть плотно, без лишних люфтов, что обеспечивает точную передачу усилия на кант так же, как и обратную связь в системе лыжник – лыжи. При этом УМЕРЕННАЯ плотность посадки не менее актуальна. С точки зрения комфорта умеренность воспринимается субъективно. Кому-то нравится легкая свобода в ботинках, кто-то привык затягиваться всерьез. До ощущений, напоминающих о средневековых пытках. Однако есть и вполне определенные условия, которых стоит придерживаться.
Здорово, когда плюсна внутри бота располагается естественно, без излишней сдавленности, приводящей к деформации. Пятка не «подвисает», как может быть, если узковато голенище, тесновата пяточная ниша, область щиколотки, или чуть ниже. Нормальная стопа человека имеет три точки опоры (одна под пяткой и две под плюсной). Внутри бота все три точки должны плотно стоять на стельке. Треугольник, образованный опорными точками, нужно сохранить без искажений, иначе прочувствовать нулевую стойку (например) будет затруднительно.
Иными словами, если боты болтаются – плохо; если тесны – тоже ничего хорошего. Есть, правда, один нюанс. Дело в том, что стопа разгруженная и стопа загруженная имеют различные показатели измерений. Отличаются, причем весьма ощутимо, и длина, и ширина стопы в зависимости от ее загрузки. В этом нетрудно убедиться на примере собственных ног. Результаты измерений, проведенных с помощью обычной линейки (если на нее наступить), могут послужить здесь отличной иллюстрацией.
Вопрос. Какие цифры принять за основу при выборе, либо подгонке ботов? Чтобы на него ответить, нужно понимать следующее. Степень загрузки канта (а значит и стопы) в процессе спуска – величина непостоянная. Для каждой фазы ведения дуги она своя. В отрыве от склона (в полете) стопы вообще разгружены. Чтобы лыжами управлять, с ними нужно чувствовать определенную связь при любой загрузке (разгрузке) стоп. Если гнаться за комфортом, управляемостью в некоторой степени приходится жертвовать. Поэтому для спортивных ботов актуальны мерки, снятые с «подвешенных» стоп. Для туристических – с полностью загруженных (максимальных). Лично я в работе склонен придерживаться правила ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ.
Еще один момент. Невозможно добиться от ботинок начального уровня плотной, надежной фиксации ног. С другой стороны, под потребности лыжника среднего уровня можно подогнать спортивные боты, даже сделать из них валенки… Только валенки получатся в силу конструктивных особенностей относительно некомфортными. Холодными уж точно.
Учитывая все вышесказанное, прежде, чем подбирать боты, подгонять их (при необходимости), стоит определиться со своими потребностями, только после этого перед продавцом и бутфитером ставить конкретные задачи. Допустим, понимание достигнуто, задачи определены. Теперь рассмотрим варианты подгонки ваших г/л ботов.
В том случае, когда настроек и регулировок, предложенных производителем, оказывается недостаточно, действуем иными методами.
Вы видите один из вариантов подгонки. Идея в том, что все пустоты внутри бота можно выбрать, дополнив штатный внутренник накладками из пенного материала различной толщины и плотности. Сам я этими рекомендациями пользуюсь крайне редко, ограниченно и неохотно. Работа нудная, не дешевая, результат далек от идеала просто потому, что не отличается долговечностью. На мой взгляд, это попытка решить не столько проблему ног, сколько проблему, связанную с неправильным подбором ботов «в плюс». Отчасти метод был полностью оправдан во времена дефицитов, когда и выбор ботов был скромен, и выбирать особо не из чего. Сегодня с выбором все в порядке, поэтому идея заполнять пустоты «методом напихивания» уже не актуальна. Хотя, скромные, не столь глобальные накладки, лифтеры в виде «полировки» иногда не помешают.
Сам я уже много лет активно пользуюсь иным подходом. Кратко его можно обрисовать с помощью такой аналогии. Берем гражданскую обувь из качественной кожи, в меру ее разнашиваем, получаем то, с чем жалко расставаться, когда приходит время расставания. Если изначально не ошибиться с качеством материала и полнотой башмаков (даже не с размером), после «растаптывания» получается вполне приемлемый результат. И в смысле фиксации, и в смысле комфорта.
Возвращаясь к г/л тематике, надо сказать, что у правильных г/л ботов возможностей для «разнашивания» больше, чем кажется на первый взгляд. Пусть даже с помощью бутфитинга.
Это гидравлический прессик. С его помощью создается усилие, необходимое для вытягивания пластика. Пластик предварительно прогревается в нужном месте.
Процесс выглядит примерно так. Сейчас прессик используется в качестве распорки между стенками бота, в сочетании с нужным по форме пуансоном.
Это набор сменных пуансонов для вытягивания боковых стенок.
Это болванки для работы с носком ботинок. В случае необходимости самому пуансону придаю нужную форму, применяя плотные материалы. В данном случае использовалась кожа от ремня. Видно в правом верхнем углу снимка.
Такой конструкцией боты можно слегка удлинить, либо придать носку (пятке) нужную форму. Если под носовой пуансон пристроить подобие лифтера (у меня это кусочки оргстекла различной толщины), можно убрать давление на большой палец сверху.
Здесь показан один из лифтеров.
Такой штуковиной расширяется пяточная ниша. Смысл, думаю понятен. Если требуется расширить пятку только с внешней стороны скорлупы (например), там и следует прогревать пластик.
Для работы с подъемом бота использую такой набор.
В отдельных случаях при растяжке пластика разумно применять инструмент, обеспечивающий ответное усилие в виде опоры с внешней стороны скорлупы.
Это еще один вариант работы с пяточной нишей.
А здесь пятка сужается. Ниже несколько снимков без слов. Все они показывают, как именно с помощью опоры и рычагов происходит сужение. Методика авторская. Здесь описана впервые. Но на авторстве не настаиваю.
Примерно так пластик «разнашивается» термомеханическим методом. Во всяком случае, в моей мастерской. Есть и другой метод, удачно дополняющий процесс подгонки.
Набор фрез и шарошек в сочетании с гибким шлангом позволяет особо точно работать по точкам, или зонам. Если требуется финишная доводка.
С помощью такого приспособления проще добираться до внутренних поверхностей скорлупы, работая шарошкой (фрезой).
В моей практике термомеханический метод работы с пластиком долгое время был основным. В настоящее время наряду с шарошками использую его как вспомогательный, доводочный при решении сложных задач.
На ведущих позициях сейчас у меня подход как-то сам собой наработанный. Поэтому снова на авторство не претендую. Пользуюсь им с неизменным успехом второй сезон. Метод называю «Глобальная подгонка». Он универсален, поскольку:
- позволяет работать с ботами любого уровня. От начального до спортивного;
- качество пластика, конструкция модели больше не имеют решающего значения (если только в особо сложных случаях) при точечной финишной доводке;
- одним движением решается целый букет проблем, в том числе и недоступных ранее (при использовании традиционных методов подгонки);
- совместим с традиционными методами.
Суть процесса «глобальная подгонка» кратко можно описать так.
Осматриваю ноги. Ставлю «диагноз», определяю потенциально проблемные зоны, точки. Пожалуй, это самый ответственный момент, за которым последует либо полный успех, либо провал всей «операции».
Если требуется (как здесь), делаю индивидуальные стельки. Обрезая их по периметру, больше придерживаюсь контуров стопы, нежели периметра штатной стельки, как раньше. Просто знаю, в результате «глобальной подгонки» стельки без люфтов и деформаций займут свою позицию в ботах. Подробно о работе со стельками расскажу в другом материале.
Пластик для равномерного прогрева определяю в печку. Там он будет находиться от 10-ти до 20-ти минут пока не дойдет до нужной кондиции. В это время сооружаю из ног клиента импровизированные «пуансоны», создающие давление на пластик изнутри сразу во всех нужных (на мой взгляд) направлениях.
Из набора пенных накладок выбираю оптимальные, учитывая их форму, толщину, плотность.
Расклеиваю по заранее определенным местам.
Получаю примерно такие «формы». Накладки акцентируют проблемные зоны и точки. Но еще они предохраняют ноги от возможного контакта с разогретыми металлическими клепками. Это как в парилке на гвоздик присесть. Температуры сопоставимы. Кстати, пользуясь случаем, хочу передать привет Фролу Деревянкину, как единственному пострадавшему во время проведения экспериментов. Фрол, прости за недомыслие.
Аккуратно надеваем носки, затем разогретые боты. Разумеется, внутренники не прогревались и пока остались холодными. Но только ПОКА. Забирая часть температуры от разогретого пластика, они вполне успевают сформироваться.
Остывание происходит на специальной тумбе. В этом странном действии есть определенный смысл.
- Наклонная плоскость имитирует нулевую стойку, только нет нужды остывать на полусогнутых ногах. К слову сказать, примерно 20 минут.
- Наклонная плоскость «провоцирует» пятки занять свои законные места в пяточных нишах, пока пластик мягкий и добрый.
- Неспешное остывание на тумбе в «нулевой стойке» позволяет осмысленно задействовать ноги-пуансоны. Вспомните про загруженные и разгруженные измерения стоп. Хотя, если остывать прыжком в сугроб, получится веселее и быстрее.
- Человек стоит на тумбе в удобной позе и на прямых ногах. Пластик, остывая, отчасти работает как термоусадочный материал. В конечном итоге четко садится на «пуансоны», повторяя все нюансы конкретных ног.
В том числе и голеней. В итоге сама собой получается регулировка кантинга горячим методом (присмотритесь к снимкам). Более точные настройки можно выполнить штатными эксцентриками. Теперь в этих манипуляциях будет смысл.
При желании можно и наклон голени вперед слегка подкорректировать. Достаточно только поменять угол наклонной плоскости.
Сразу после остывания боты готовы к примерке, точечной доводке, если требуется. Ну и, конечно, к использованию по прямому назначению. Надо сказать, потребность в доработке возникает только в очень сложных ситуациях.
В данном случае, например «глобальной подгонкой» не обойтись. Уж больно выдающиеся косточки. Существуют и другие проблемы, требующие точечной доводки, в том числе и выявленные не сразу, а в процессе эксплуатации. Их можно и нужно решать. Иногда термомеханическим выдавливанием, иногда припиливанием, иногда смесью из различных методов.
В этой статье я постарался рассказать о технологиях, позволяющих работать с пластиковой оболочкой, которыми пользуюсь сам. Некоторые моменты оставил «за кадром», т. к. материал не хочется перегружать. Кое-что припрятал в качестве «фирменных» секретов. Наверное, было бы уместно дополнить тему несколькими конкретными примерами работы. Так и планирую сделать в ближайшем будущем.
Александр Василевский