Преамбула
Собралась в Армению развеселая лыжебордерская тусовка, и случилось мне к ней присоединиться. Сведения о Цахкадзоре, полученные в ходе прогулки по ски-форумам, были самые безрадостные. Но впереди маячил длинный уикенд без каких-либо занятных планов, и вообще любые горы лучше никаких… Короче, поехала – заранее накачанная пренебрежительным скепсисом, типа «посмотрим, что там за армянское Степаново».
«Ожидание худшего» вообще хорошая защита от разочарований), но я не просто не разочарована… Это было 4 дня исключительного позитива!!! Что и заставило впервые в жизни засесть за отчет, дабы попытаться уравновесить щедро разбросанное по паутине говнецо.
NB! Специально для тех, кто уже точит свое грозное перо, готовясь порвать наивного аффтара на молекулярные клочки))) Я не претендую на звание мегарайдера, и не объездила весь мир в поисках склонов с отрицательным уклоном. На лыжах третий сезон. В анамнезе, не считая мелочи – трассы Геша и Австрии (Китцбюэль) и первые фрирайдные шаги в Узбекистане (Чимган/Бельдерсай). Однако каталово происходит в весьма агрессивно-спортивной компании, так что школа прямо скажем строгая)))) Ребята, к которым я присоединилась в данной поездке также далеко не «девственники» – по меньшей мере, наши Эльбрус/Чегет, Домбай и Красная поляна ими обкатаны. Надеюсь, свои впечатления они отразят в комментах).
Короче, пишу с точки зрения «увлеченного середнячка» – и в полной уверенности, что мне подобным (а тем более – начинающим, которых большие горы могут просто напугать) Цахкадзор способен принести массу удовольствия! Итак.
Первое, оно же главное. Каталка
На вершину горы Тегенис последовательно поднимают три очереди креселки. На первой ехали грустно – серый лес, плоские трасски…на двушке побелело и мы чуть оживились, а на трешке скепсис уступил место искреннему удивлению (нифига себе Степаново!) и восторгу. Под нами расстилались широченные белоснежные поля, на которых редкий лыжник казался просто соринкой в глазу... К трассам даже не приглядывались: такие просторы, без всяких ограничений типа скал или непроезжабельных кустов и елок – вали, куда хочешь!
Обратная сторона отсутствия «ограничений» – пресловутый ветер. Ветер там – даааа... Сдувает с кресла) Что хуже – сдувает снег((. Потому самая верхушка вне трассы – в основном надутые торосы с промежутками синего льда, прохождение которых требует определенного мужества и железных ног, и удовольствие это имеет привкус мазохизма. Однако чуть ниже можно выходить в ложбины, куда его родимого и сдувает – и пока снежок свеж, там кайф! Плюс для любителей есть ряд симпатишных дропов – при спуске сверху их не видно, так что один раз выйдя на такой с разгону, наш товарищ получил незабываемые впечатления от 10-метрового полета в неизвестность.))) Хорошо, что неизвестность закончилась мягким сугробом.
Ниже, под второй очередью канатки – широкие трассы с возможностью ухода по краям на целину (в принципе, на любом склоне можно уходить в любом понравившемся направлении – на поля, на дропы, в лесок – с возможностью выкатиться к подъемнику). Здесь же в основном инструкторы ставят новичков – ширина склона позволяет мирно сосуществовать всем разновидностям лыжебордерской породы.
На левую (по схеме) сторону ущелья уходит 4 подъемник. К его верхней станции выходили по гребню с самого верха (прям во время снегопада, при почти нулевой видимости – непонятно как в Турцию не уехали))). Трасса, обозначенная на схеме как «Adrenalin», в реале не обнаружена – да и не надо ее было! Уклон небольшой, но и размеренными дугами «жрать» эти поля пушистого легкого снежка – щенячий восторг)). Снега по колено и выше замечено не было, так что фрирайдные лыжи/доски там вряд ли пригодяцца, вполне хватает универсалок.
Что же касается трасс... Да, крутяков нет. Но скорости на этих трассах при желании можно развивать вполне приличные – уровень их подготовки и малолюдность позволяют, разогнавшись на крутячке и ни на грамм не оттормаживаясь, от души работать карвинг. По крайней мере на трешке (сразу после открытия подъемника, будучи одни на всей свежевельветной трассе) гоняли с большим кайфом.
Наверное, реальным райдерам этих скоростей маловато, но они звери редкие)), а подавляющему большинству катающейся публики, имхо, вполне достаточно. А то знаем мы, как некоторые граждане, начитавшись в инете, где «круто», едут в черные регионы и скребуцца там еле-еле (своими глазами наблюдала спуск по Штрайфу плужком))). Опять же статистику травматизма повышают… Ладно, это все лирика, продолжим.
Интересный в смысле уклона кусочек – обозначенное на схеме «черным» окончание трассы, идущей с 4-ки («Sportive»). Начало трассы совершенно плоское, середина средненько (зато после снега – пушистый кайф!), а конец – этот самый широкий сброс метров 200-300, который хорошо виден с первой очереди. Склон хорош, но его надо катать с утра - ко второй половине дня разбивали.
Также отмечу три момента, бросившиеся в глаза в негативных отчетах:
- «Отключенные подъемники»
Все подъемники все 4 дня работали, даже в сильный снегопад (кроме нижней четырехкреселки (№1), которую открывали только на выходные, чтобы разделить «шапок» и катающихся – в другое время она и не нужна, т.к. есть параллельная №5). Пару раз из-за особо сильных порывов ветра (было до 27 м/с) ненадолго отключали двушку и трешку, но как стихало – сразу запускали. Работники канатки – очень доброжелательны: подсказывали, предупреждали, советовали. Очередей не было, невзирая на выходные дни, нигде и никогда!!!
- «Ломовые цены»
Ребята брали скипасс на все подъемники на 7 дней – 49000 драм, плюс проживающие в нашем отеле имеют скидку 10%. Итого на морду получилось около 500 руб/день (с 10.00 до 17.45).
- «Усердие» ратраков, протирающих трассы до земли.
Ничего подобного не видела.
Проживание
Отель Юпитер. Безоговорочно рекомендуется к употреблению). Исключительно позитивные впечатления. Гостиница новая, чистая, отличный сервис, дополненный к тому же теплым человеческим отношением (впрочем, только такое мы везде и встречали). В отеле есть сауна, бильярд, дискобар и пристроенное кафе. Снарягу оставляли в специальном закутке в холле – хозяин отеля сказал что это конечно неправильно и он уже заказал на следующий сезон обустройство сушилки. Трансфер – своя газель с милейшим водителем Оником – сзади забрасывалась снаряга, впереди 6 мест (но влезали и все 10))).
Номера. Очень приличный двухместный стандарт получился ок 650 руб / чел / сутки, включая полупансион и трансфер до/от горы.
Питание. Завтрак+ужин – небольшой шведский стол, европейская основа с включением кавказских блюд.
Пример: завтрак – гречневая каша, блинчики с мясом / творогом / грибами, омлет с ветчиной, гренки, сыры, йогурты, мюсли, соки-молоко-чай-кофе-джемы; ужин – суп, 2-3 вида горячего (аутентичных названий не вспомню – типа долма/кюфта и прочее подобное), 2 вида салата и опять же сыры-соки-чай-кофе. Все ОЧЕНЬ вкусно и в неограниченных масштабах)).
Лично мне этого хватало за глаза, и позволяло на горе не отвлекаться от каталки – только в кафешке на 3 очереди пила чай/глинтвейн для сугреву после подъемника (но ребята там обедали и очень все хвалили, особливо люля).
Про развлечения ничего не скажу – укатывались в хлам, по вечерам в основном тусили под гитару в гостинице. Раз прогулялись по городу (монастырь Кечарис – фантастика), раз ходили в сауну отеля, раз ездили на горячие минеральные источники (оттягивает великолепно! мышцы сказали гранмерси)).
Напоследок – традиционный подсчет енотов
Перелет – 10 000 руб. туда-обратно (билеты брали за неделю, если заранее наверное будет дешевле). У Аэрофлота оч удобные рейсы для тех у кого мало времени и неохота терять ни часа каталки – туда в 6.00 утра (прилет около 10, в 12 можно уже быть на горе), обратно – в 6.50 утра (в Москве около 9.00 – и можно на работу, по крайней мере я так и поступила))).
Плюс за 4 дня потрачено около 250 долларов, включая проживание, скипасс, сауну, поездку на источники, чай/пиво/глинт/фрукты и пр. мелочь, а также 3 бутыля коньяка на подарки.
Вот убейте меня – я не назову это ломовыми ценами…
Резюме
Я не сравниваю Цах с той же Австрией, и не скажу что двухнедельный отпуск лучше откатать там, а не где-нить во Франции. Но вы же не сорветесь в Европу вот так «вдруг», на 3-4-5 свободных дня? Как минимум – виза. Так что имхо безвизовый режим и дешевизна поездки (плюс приличный сервис, отсутствие очередей и великолепная общая атмосфера) делает Цах хорошим вариантом для короткого глыжного отдыха. А новичкам и желающим помимо каталки познакомиться с древней красивой страной так и две недели будет чем заняться))).
Даты поездки: февраль 2010
Автор: Екатерина К. (Kukanka)