В Счетной палате считают, что затягивание сроков сдачи Центрального стадиона в Сочи может быть умышленным. Аудитор Счетной палаты Александр Пискунов направил письмо на имя заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака, курирующего подготовку Олимпийских игр в Сочи. В нем он сообщает о неутешительных результатах проверки готовности Центрального стадиона в Сочи к Олимпиаде 2014 года.
По мнению аудитора, церемония открытия находится под угрозой срыва, а основные исполнители проекта умышленно затягивают сроки выполнения работ «в целях создания ситуации, когда правительство будет вынуждено достроить и сдать объект любой ценой».
«Система коллективной безответственности»
Аудиторская проверка Счетной палатой готовности стадиона в Сочи, на котором должны пройти церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр 2014 года была инициирована председателем наблюдательного совета АНО «Агентство по проведению церемоний открытия и закрытия Игр» (создано весной этого года специально для подготовки и проведения церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Сочи), гендиректором «Первого канала» Константином Эрнстом. Как пишет Пискунов зампреду правительства, озабоченность в отношении реализуемости планов подготовки к проведению открытия игр была высказана Эрнстом в ультимативной форме. Проведенная СП проверка показала, что опасения главы «Первого канала» не напрасны.
По мнению аудитора, сложившаяся система ответственности и организации работ формирует значительные риски «своевременности начала подготовки к проведению» церемоний открытия и закрытия Игр. Кроме того, «отсутствие нормативно установленной системы ответственности и распределения полномочий участников проекта, а также противоречия ведомственных и корпоративных интересов во многом блокируют решения, принимаемые на уровне правительства и набсовета ГК «Олимпстрой», — сообщает Пискунов. По его словам «матрица распределения ответственности» была согласована участниками проекта и одобрена Минрегионом лишь в начале 2012 года — к этому времени документ фактически устарел.
«Стремление обезопасить себя в условиях неопределенности полномочий и ответственности путем бесконечных согласований, в том числе очевидных решений, сказывается на темпах и сроках строительства стадиона», — говорится в письме аудитора. По его словам, отдельные решения в госкорпорации «Олимпстрой» принимаются только за подписью всех или почти всех ее вице-президентов, порождая систему коллективной безответственности.
«Затягивание решений очевидных проблем подготовки стадиона объясняется либо некомпетентностью управления созданием объекта такого масштаба, как центральный стадион, либо умышленным осложнением и затягиванием», — заключает в своем письме Александр Пискунов.
«В августе 2013 года стадион должен быть сдан для организации тестовых и репетиционных мероприятий. Однако участники работ не уверены в том, что руководство имеет твердую волю завершить процесс в установленные сроки», — сообщается в письме аудитора. По его заключению, отсутствует положительное заключение Главгосэкспертизы по второму этапу, которое должно был быть получено в сентябре 2011 года, не завершены проектные работы по третьему этапу, а также отсутствуют согласованные и утвержденные требования по четвертому этапу создания главного олимпийского стадиона в Сочи.
Задержка со сдачей стадиона может привести к изменению сценария церемонии открытия и закрытия Олимпиады.
«Креативная группа уже потратила средства на разработку сценария», — пишет Александр Пискунов. В случае несдачи объекта в срок, по словам аудитора, трудно переоценить репутационные и материальные издержки, которые неизбежно возникнут в связи со сменой концепции церемонии открытия.
В Олимпстрое проблем не видят
Размах, с которым расходуются бюджетные средства, выделенные на подготовку Игр, привел к тому, что на строительство объектов уже пошли деньги, которые должны быть использованы для их дальнейшей эксплуатации, следует из заключения аудиторской проверки.
«Положение дел усугубляется несогласованностью проектных решений и планов их финансового обеспечения, — говорится в письме аудитора СП. — Законодательно установленная процедура перераспределения выделенных ассигнований решениями наблюдательного совета «Олимпстроя» и пересмотра выделяемых объемов путем увеличения бюджетных назначений Минрегионом явно не соответствует масштабам и темпам реализуемых производственных процессов».
Возникающие риски и ответственность за срыв сроков подготовки олимпийских объектов вынуждают заказчиков и подрядчиков принимать несанкционированные с точки зрения действующей правовой базы решения, которые порождают финансовые обязательства, выходящие за пределы бюджетных полномочий, пишет аудитор.
В пресс-службе Олимпстроя заявили, что Центральный стадион будет достроен в 2013 году, как и было запланировано изначально, — «это позволит своевременно провести церемонии открытия и закрытия Игр в Сочи». Пресс-секретарь Дмитрия Козака Илья Джус подтвердил получение письма от аудиторов.
— На уровне правительства уже приняты все необходимые решения, в том числе с учетом информации Счетной палаты, обеспечивающие ввод в эксплуатацию центрального стадиона в установленные сроки, — отметил он.
Центральный олимпийский стадион федеральные власти финансируют из расчета предельной стоимости — 15,5 млрд рублей. Заявленная сумма превышает первоначальную — 11,1 млрд рублей, которая была представлена на стадии проектных работ в 2009 году. Договор генподряда на строительство стадиона первоначально заключен с объединением «Ингеоком». В июне этого года «Известия» сообщали, что договор на строительство центрального олимпийского стадиона в Сочи может быть расторгнут: федеральные власти недовольны работой «Ингеокома». Предложение о расторжении госконтракта (документ есть в распоряжении «Известий») подготовлено правительством и направлено в администрацию президента в мае этого года.