Мысль «Как случилось, что за 12 лет катания в Альпах мы ни разу не побывали в Швейцарии?» и восторженные отзывы знакомых о горнолыжном отдыхе в Церматте совпали во времени. В итоге свой отпуск в минувшем январе мы с мужем провели именно здесь.
Противоречивые отзывы о Церматте на ski.ru сослужили добрую службу: во-первых, подстегнули наше любопытство, а во-вторых – помогли правильно настроиться на знакомство с Церматтом, – не формировать завышенных ожиданий, отбросить все иллюзии и застрявшие где-то в сознании стереотипы, и вообще приготовиться воспринимать новое место «с чистого листа».
Прибытие в Церматт
Церматт встречает нас приветствием «Добро пожаловать» на перроне ж/д станции (на паре десятков языков, включая русский) и пронизывающим холодом (здешние -15 градусов, после миланских +8, дались нам тяжело…). Грузимся в такси, – электромобиль странноватого вида, одновременно напоминающий аквариум и коневозку, и ещё холодильник, – показалось, что внутри это «чудо техники» не отапливается.
17 шв.франков (около 15 евро) за 400 метров пути, и не в каком-нибудь роскошном лимузине, а в дребезжащем «холодильнике», управляемом лихачом-румыном с пиратской серьгой в ухе, – похоже, мы нашли самое дорогое в мире такси! (Кстати, впоследствии мы искренне радовались, что в городке разрешено движение только электро- и гужевого транспорта: выхлопные газы и шум двигателей внутреннего сгорания изрядно подпортили бы отдых.)
Через пару минут выгружаемся у своих апартаментов. Жильё выбрали вполне бюджетное – апартаменты оказались дешевле, чем до сих пор мы бронировали в Доломитах, Франции и Австрии. В процессе поиска жилья попадались варианты и ещё дешевле, но на чём точно не хотелось экономить – так это на виде на Маттерхорн. А вдруг вернуться ещё раз в Церматт нам не доведётся? Нельзя экономить на том, что, возможно, не удастся повторить! Поэтому в светлое время суток мы имели возможность любоваться видом Маттерхорна не только с трасс и подъёмников курорта, но и из окон и, конечно же, с балкона:
При заселении обнаружилось, что служащая ресепшн языками, помимо французского, не владеет. По-английски не понимает вообще. По-немецки знает с десяток слов. Впрочем, их нам для общения с ней, в дополнение к универсальному языку жестов, вполне хватило. На мой вопрос относительно фена в апартаментах она ответила: фена нет, не предусмотрена такая опция. Кошмар! Я же обратила на это внимание при бронировании! Но, поскольку жильё бронировала практически за год, – ещё в феврале – конечно же, успела об этом забыть.
(Для тех, кто не проникся масштабом бедствия: отсутствие фена означает для девушки с длинными волосами, что после катания и принятия душа волосы будут сохнуть до ночи, а значит, все вечерние прогулки и развлекательные мероприятия на свежем воздухе – отменяются).
Я уже представляла себе, как мы отыщем в Церматте магазин бытовой техники и привезём домой новый швейцарский фен в качестве сувенира. Озадачила только мысль, как его везти: после миланского шопинга чемоданы и так уже трещали по швам… Видимо, выражение лица в этот момент у меня было такое, что мадам прониклась сочувствием, постучала минут через 10 в нашу дверь и протянула мне фен. Ура, жизнь налаживается!
Катание в Церматте
Катание в зоне Горнерграт
В первое же утро, позавтракав, торопимся кататься. Доезжаем на лыжном автобусе (наша – зелёная линия, они курсируют по центральной части Церматта; имеется ещё и красная, – собирает народ по более отдалённым уголкам курорта; обе – бесплатные). Автобусы здесь ходят с завидной регулярностью: дольше 5 минут не ждали ни разу.
В первый день было решено размяться в зоне, предназначенной, судя по отзывам и картам, для самого «расслабленного» катания – Горнерграт. Прелесть катания в Церматте – в том числе и в отличной связанности всех трёх зон (слева направо, глядя на карту или на горы из посёлка: Sunnegga-Rothorn, Gornergrat и Matterhorn Glacier Paradise + Schwarzsee). Поэтому в зону катания Горнерграт можно попасть как по антикварной зубчатой железной дороге, стартующей прямо напротив здания ж/д вокзала в Церматте (довозит до вершины Gornergrat (3089 м) 35-38 минут),
так и на гондольном подъёмнике “Matterhorn Express” из противоположного конца посёлка. Так мы в первый день и сделали. Вышли на первой остановке (их у “Matterhorn Express” несколько, об этом – чуть позже) и пересели на такую же 8-местную гондолу “Riffelberg Express”.
Здесь – большая зона катания, с синими и красными (у нас возникло подозрение, что эти красные трассы австрияки отмаркировали бы тоже как синие, исходя из их ширины и профиля). Очень красивые виды на Маттерхорн!
Именно здесь мы нашли свою самую любимую во всём Церматте трассу – красную, № 35, ниже пятачка “Riffelberg” (2582 м) переходящую в № 39-41-42. На этих фото можно оценить примерное количество народа на трассах в Церматте, – таково было среднее количество катающихся за 2 недели нашего пребывания на курорте. Просто сказка!
Для новичков здесь – тоже раздолье: целая россыпь несложных синих трасс.
Удобно, между двумя синими трассами, расположилась деревня иглу, – бар и ресторан, где вечером можно отведать сырное фондю.
Слегка размявшись на этих склонах, на станции Riffelberg садимся в поезд и поднимаемся ещё выше, на Gornergrat (3089 м).
Знаменитый исторический “Kulmhotel Gornergrat” (3100 м), проживающие в котором получают уникальную панораму из окон и возможность любоваться на Маттерхорн круглосуточно, даже в свете луны и звёзд.
Виды отсюда – и правда, изумительные, – и на Маттерхорн, и на окрестные ледники:
Вокруг – толпы китайцев с селфи-палками, и не помышляющих ни о каких лыжах и сноубордах, – похоже, приезжают сюда с дневной экскурсией. Странно, подобного ни на одном из курортов Австрии, Италии и Франции нам не встречалось… Интересно, почему именно в Церматт? В Швейцарию? По каким-нибудь идеологическим соображениям, или просто по причине того, что здесь в наличии – удобный горный поезд?
После обеда съезжаем на лыжах до станции Riffelalp (2211 м) и на поезде спускаемся в посёлок.
Кстати, в ложбине между зонами Gornergrat и Rothorn-Sunnegga (район катания называется Gant) – новый маятниковый подъёмник Hohtälli, который забросит вас на высоту 3286 м. Отсюда также открываются исключительные виды:
Спуск отсюда возможен и в зону катания Gornergrat (красная трасса № 44, – узкая, но в остальном не представляющая особой сложности), и в зону Sunnegga (красный спуск № 28, тоже, узковатый, но вполне дружелюбный.)
Озадачила в этой зоне только одна трасса – красная № 29: очень узкая, а главное, ничем не огороженная на самых опасных участках, в смысле, слева гора – справа пропасть глубиной метров 100, и даже сетку никто не подумал поставить. Вероятно, в Церматте считается, что, если ты заехал на красную трассу, ты делаешь это на свой страх и риск? Но должен же курорт нести ответственность за лыжников, улетевших с маркированной трассы в ущелье?...
Съезжать по идущей в обход этого страшного участка чёрной трассе – широкой и имеющей с двух сторон естественное ограждение в виде скал – значительно комфортнее, несмотря на её внушительный, по-настоящему чёрный, уклон.
Кстати, если попадёте в Церматт в плохую погоду (например, в такую)
– у вас всё равно есть шанс сделать отличные снимки на фоне Маттерхорна. Как? Очень просто: доезжаете на поезде Gornergrat до самого верха и направляетесь прямиком в отель “Kulmhotel Gornergrat”. В местном PhotoShop-е вам сделают такие снимки – все обзавидуются!
Здесь же можно купить и швейцарского шоколада. На фото – 4,478 кг шоколада в форме Маттерхорна, цвета – на выбор.
Написано – «самый большой шоколадный Маттерхорн в мире»! Забыли только поинтересоваться, как они его упаковывают для транспортировки…
Катание в зоне Rothorn-Sunnegga
На второй день мы решили обследовать ближайшую к своим апартаментам зону катания – Rothorn-Sunnegga. Увы, Ротхорн (3103 м) в этот день был закрыт из-за ветра (как и в последующие), но это нас не остановило.
Подъёмник Sunnegga – горное метро – нам такое повстречалось впервые…
Интересно, конечно, но абсолютно не комфортно – до подъёмника нужно идти по тоннелю метров 100, потом ещё подниматься по лестнице… Внизу явно не хватает траволатора! Ну не любим мы ходить пешком в горнолыжных ботинках!
Кроме пары красных трасс с Ротхорна, мы объехали всю эту зону. Виды на Маттерхорн отсюда впечатляют ничуть не меньше, чем из зоны Gornergrat (хоть отсюда до Маттерхорна и подальше).
Отличные – широкие и интересные – красные трассы, неплохие синие, чёрная № 8 – нормально подготовленная, вполне «по зубам» тем, кто на лыжах стоит уже уверенно.
Накатавшись здесь от души, решаем съехать вниз. Выбрали красный спуск № 4. На высоте 2000 м, у нижней станции кресельного подъёмника, видим развилку: направо уходит трасса № 2, налево – № 1. Обе – красные. Но на № 1 – перетяжка, крупно, на 4 языках, написано: «Не для начинающих». Естественно, выбираем её! Что могу сказать, – и правда, совсем не для начинающих: очень узкая, – не разъехаться, проблематично обгонять друг друга, а на нижнем участке – ещё и уклон весьма приличный. Как следствие – только на наших глазах произошла пара падений.
Трасса № 2 идёт в объезд, не такая крутая на нижнем участке, но такая же узкая, не понравились. Обе эти трассы ведут до ресторана “Cervo”, рядом с которым – лифт, спускаешься на нём, – и ты снова в длинном тоннеле подъёмника Sunnegga.
Наиболее «лесная» из всех зон катания. Если кому-то это важно, в обеих зонах – Rothorn-Sunnegga, и Gornergrat – преобладают лиственницы, которые, как известно, на зиму сбрасывают свои иголки-листья и выглядят совсем не так весело, как зелёные, нежно любимые мною, ёлочки:
Катание в Schwarzsee
Дальше было решено обследовать третью зону катания. Мы сели с утра на “Matterhorn Express”, вышли на верхней станции Schwarzsee и…(неожиданность!) не обнаружили наверху гондольного подъёмника, который явно должен бы стартовать прямо отсюда же, судя по схеме. Это на следующий день мы увидели, что подъёмник здесь не заканчивается, он просто поворачивает на 90 градусов влево и везёт всех, кто остался в гондолах, дальше, в Matterhorn Glacier Paradise (откуда, кому надо, могут перебраться на следующем подъёмнике и в итальянскую Червинию).
Непривычная конструкция, не правда ли? В первый день мы в этих тонкостях не разобрались (одна из причин – ехали в кабинке одни: будь в гондоле ещё пассажиры, мы бы, конечно, сразу задумались, почему они не выходят).
Так или иначе, но катание в зоне Schwarzsee нам тоже понравилось. Отличные красные трассы № 51 и 52, проложенные в лесу, с очень приличным уклоном.
Если, конечно, придираться, то можно сказать, что они узкие, поэтому сильно на них не разгонишься… Но нам всё равно пришлись по душе.
И, конечно, вид на Маттерхорн отсюда – прямо от его подножия – восхищает. Мне показалось, отсюда он – особенно хорош:
Катались здесь долго (причём, практически в полном одиночестве), а когда надоело, – поняли, что устали, и визит в Matterhorn Glacier Paradise откладывается до следующего дня.
Кстати, второй подъёмник, который везёт лыжебордеров в Matterhorn Glacier Paradise и называется Furi, был закрыт ВСЕ 13 дней нашего пребывания в Церматте. День за днём мы видели у его нижней станции такую картину:
Думаю, здесь просто решили вывести этот подъёмник из эксплуатации, и это – вполне оправданно: на гондолах доезжать до Matterhorn Glacier Paradise – значительно комфортнее, да и очередей на них мы не наблюдали.
Катание в Matterhorn Glacier Paradise
Поднимаемся всё на том же “Matterhorn Express”, но не выходим из кабины на станции Schwarzsee, а едем дальше, до конечной, Trockener Steg.
Там встаём в очередь на старый маятниковый подъёмник, вот этот:
Вариантов у нас не было: новый подъёмник, запущенный параллельно старому в этом сезоне, закрыт из-за ветра. Минут через 20 стояния в очереди случается чудо: служащий канатки отправляет всех на только что запущенный новый подъёмник.
Бинго! Мы оказались здесь впервые, и нам сразу «достаётся» кабина в «люксовом» исполнении, украшенная снаружи каким-то переливающимся шиммером, а внутри – логотип курорта и адрес сайта на спинках сидений – не просто вышиты (как в более «простых» кабинах), а выполнены в виде аппликации из стразов Swarovski.
Что тут скажешь… Конечно, такие детали радуют взор… Как и виды за окном, которые и впрямь великолепны:
Но здесь, пожалуй, не удержусь и поворчу немного: вот приезжаешь ты на таком распрекрасном подъёмнике со стразами наверх, а там – будь любезен, пройди пешком по длинному, наверное, метров 100 длиной, тоннелю (примерно такому же длинному, как в нижней части горного метро Sunnegga, о котором говорилось выше). Кстати, и обогрев сидений, наличие которого явно просматривается при взгляде на сидения, не был включён.
Так и хочется сказать собственникам курорта: ребята, курорту ОЧЕНЬ нужны пара траволаторов в этих местах, в их отсутствие все ваши стразы и часы “Omega” и “Hublot”, установленные у каждой станции подъёмников, выглядят мишурой, дешёвыми понтами, ибо, стремясь создать иллюзию роскоши, вы экономите на главном – на комфорте ваших гостей.
Тем не менее, катание в этой, самой высокогорной, зоне понравилось нам больше всего. Именно отсюда, с вершины "Кляйн Маттерхорн" в Церматт ведёт самая длинная трасса всего курорта!
Для начала мы, конечно, зашли на смотровую площадку, – панорама, открывающаяся оттуда, определённо, стоит затраченного на это времени:
Вид на Червинию и Долину Аосты:
И на Церматт (внизу слева):
Для любителей ставить рекорды: от верхней станции подъёмника бугель поднимает на высоту 3899 м, – это наивысшая точка всего курорта. Хотя, трасса, ведущая оттуда – пологая и неинтересная, а бугель – старый и медленный:
От пика Testa Grigia (3480 м, высшая точка итальянской Червинии) стартует синяя трасса № 87, переходящая в 73 – широкая, как футбольное поле и пологая, на фото видно, как народ активно расталкивается палками:
К верху трассы № 73 со стороны Церматта (точнее, от вершины Trockener Steg, 2939 м) можно доехать на длиннющем бугеле-рекордсмене. (Не меньше 2 км длиной, а может, и все 4 км, кто знает? Просто бесконечный бугель! Представляю, как успеваешь на нём закоченеть в мороз с ветром!)
Эти синие поля-трассы – единственный участок в зоне катания Matterhorn Glacier Paradise, которого мы по возможности старались избегать в дальнейшем. Остальные склоны порадовали. Самыми любимыми нашими трассами здесь стали № 63 и 64: достаточно широкие, чтобы разогнаться, и при этом – с приличным чёрно-красным уклоном, красота!
Ещё очень хороши красные № 71 и 72, но в их нижней части ты неизбежно выезжаешь на «футбольшое поле» № 73 и должен доталкиваться палками.
Катание в Червинии
А вот покататься в Червинии нам в этот раз не довелось. Честно, было любопытно, и мы собирались. Но, видимо, не судьба… не в этот раз. Сначала нас не пускала туда погода, – были закрыты верхние подъёмники. Как только погода наладилась, и мы уже собрались было покупать «международное расширение» к своим скипассам (по 42 CHF на человека), позволяющее расширить действие локального «церматтовского» скипасса ещё и на Червинию, – именно в этот день мы встретились в гондоле подъёмника с парой россиян, как раз только что «перемахнувших» в Церматт из Червинии. Ребята так восторгались трассами и пейзажами Церматта, в сравнении с Червинией, что нам стало жаль – не столько денег, сколько времени, потраченного на Червинию, в ущерб ещё одному катальному дню в Церматте…
Ну ничего, может быть, когда-нибудь, когда достроят новый гондольный подъёмник типа 3S (после 2021 года), соединяющий Testa Grigia (в Червинии) с Кляйн Маттерхорном (в Церматте), мы ещё вернёмся в эти края и тогда уж наверняка заедем и в Червинию тоже…
Культурная программа
Традиционно мы стараемся за 2 недели делать перерывы в катании на культурную программу 1-2 дня. Так случилось и в этот раз.
Поездка в Берн
Первым мы решили посетить Берн – фактическую столицу Швейцарии. (Система общественного транспорта Швейцарии – выше всяких похвал, всем рекомендую!)
Всего 2,5 часа на поезде из Церматта с одной пересадкой в Visp-е, вдоль террас и долин, засаженных сплошь виноградниками, и мы – на вокзале Берна.
Раньше как-то не приходило в голову, что у государства может не быть официальной (де-юре) столицы. Всё-таки, швейцарцы, согласитесь, – большие оригиналы!
Эстетически, надо сказать, Берн не произвёл большого впечатления: во-первых, после Петербурга это под силу далеко не каждому городу… Глядя на эту скульптуру на мосту, я невольно вспомнила «Коней» Клодта на Аничковом мосту в Петербурге:
Во-вторых, Берн, конечно, лучше смотреть в тёплое время года. Например, до 1 февраля был закрыт для посещения дом-музей Альберта Эйнштейна, а символ города – пара мишек, подаренных Швейцарии Дмитрием Медведевым, в период его президентства, и их уже подросшие детёныши, спали в своих берлогах и были абсолютно не видны посетителям Bärengraben...
Эх, и профессора Плейшнера, вообще-то, снимали не в Берне, а в Риге... Но всё равно этот день стал для нас днём открытий и размышлений, в том числе на тему разницы национальных менталитетов, в процессе разглядывания местных архитектурных достопримечательностей.
А "завалившись" запросто в здание Парламента Швейцарии с вопросом "Можно ли здесь погулять туристам?" внутри мы получили от офицера охраны тысячу извинений и инструкцию о том, что вход для туристов находится рядом, в этом же здании, но за углом...
Что ещё мы успели за несколько часов в Берне?
Посмотрели Бернский собор,
поразглядывали знаменитые фонтаны,
полюбовались часами,
осмотрели Художественный музей, который, помимо прочего, может похвастаться достойной коллекцией работ импрессионистов (Марка Шагала, Клода Моне, Анри Матисса, Густава Курбэ, Оноре Домье, Эжена Делакруа, Альбрехта Дюрера, Эдварда Мунка, Пьера-Огюста Ренуара, Огюста Родена, Анри де Тулуз-Лотрека, Отто Дикса).
Заглянули в городскую ратушу:
А как вы думаете, что находится в этом дворце?
Правильно, полицейское управление!)
В итоге, несмотря на то, что зимний Берн, конечно, не самый красивый город из всех, что нам доводилось видеть, о поездке туда мы ни на минуту не пожалели.
Монтрё – место, где время остановилось
Второй день нашей «культурной программы» выдался солнечным. Я давно стремилась в Монтрё, и рада, что наше знакомство с ним произошло именно в такой обстановке. Потрясающее место, – аристократичная и при этом очень уютная набережная – променад вдоль Женевского озера,
с абсолютным ощущением, что ты находишься на Средиземноморском курорте, даже пальмы присутствуют:
статуя Фредди Меркьюри,
казино с жизнерадостным швейцаром-полиглотом итальянского происхождения у входа
и музеем-студией группы "Queen",
романтичный Шильонский замок,
и много-много солнца и радости!
Монтрё случился в мой День рождения и стал отличным подарком судьбы, – лучше и представить трудно.
Теперь мечтаем вернуться сюда летом, на знаменитый Montreux Jazz Festival. Вот они, звёзды джаза, на лужайке перед знаменитым отелем моей любимой сети – “Fairmont Le Montreux Palace”.
В их тёплую компанию с жизнерадостными лицами «затесался» только один мрачноватый тип – Владимир Набоков, который провёл в этом самом “Montreux Palace” последние 17 лет своей жизни.
В Монтрё со мной случилось маленькое чудо. Мои наручные часы исправно ходили ещё утром, я сверяла по ним время при выезде из Церматта. Швейцарские часы, проблем с которыми не бывало никогда, на батарейке, которая не так давно была заменена. То, что часы не ходят, я заметила вскоре после выхода из поезда в Монтрё. «Батарейка бракованная, придётся снова менять», – подумала я. Каково же было моё удивление вечером, когда, снимая часы в апартаментах в Церматте, я обнаружила, что они снова идут, только отстали на 6 часов – примерно столько времени мы провели в этот день Монтрё. И в Церматте, и позже в России часы ходят точно, замена батарейки пока так и не понадобилась. Что это было, мы так и не поняли… Мистика??
Оставшиеся дни отпуска мы «ударно» катались в Церматте, чередуя катание в зонах Matterhorn Glacier Paradise и Gornergrat.
Резюме. Особенности региона
Проживание
Стоило нам прибыть в Церматт, муж заворчал, что ландшафт здесь – “как в Андорре”. В смысле, узкое ущелье, куда солнечные лучи заглядывают лишь изредка и очень ненадолго. (Во время отпуска, проведённого когда-то в Андорре, у нас обнаружилась какая-то, наверное, неизученная форма горной клаустрофобии: при том, что горы мы, вообще-то, обожаем, мы плохо переносим узкие затенённые долины-ущелья. Нам там почти физически плохо... Возможно, это – болезнь всех «равнинных» жителей?) В Церматте подобное ощущение, действительно, может возникнуть в пасмурную погоду.
А вот в ясный день, после обеда – совсем другое дело: посёлок залит солнцем, и горы, окружающие его, как будто «раздвигаются», сразу становится просторно и вольно.
Вариантов проживания ski-in / ski-out в Церматте не так много. Основная их часть сосредоточена в районе Schluhmatten, что имеет свои логистические «минусы» (далековато от вокзала, магазинов и пр.). Имеются как апартаменты, так и отели с питанием, а также роскошные частные шале. К тому же, варианты проживания ski-in/ski-out в Церматте совсем не дёшевы. Поэтому, будучи поклонниками ski-in/ski-out, в этот раз мы решили на нём не зацикливаться и выбрали апартаменты рядом с остановкой лыжного автобуса (и в 150 м от подъёмника Sunnegga, которым мы, впрочем, редко пользовались, предпочитая начинать катальный день с подъёмников, поднимающих в направлении Schwarzsee и Matterhorn Glacier Paradise).
Вот она, – прямо под нашим окном: козырёк остановки торчит из-за миниатюрного здания антикварного сарайчика, коих в Церматте довольно много, – их здесь бережно сохраняют и считают местной достопримечательностью.
При проживании в соседнем Тэше или в ещё более отдалённом посёлке Ранда, удастся немного сэкономить, – жильё там подешевле. (Но пейзаж – уныл до невозможности, если кому-то это важно). Правда, живя в Тэше или Ранде, вам придётся покупать более дорогой скипасс, в который включено ежедневное пользование электричкой до Церматта. С точки зрения логистики, кажется, это довольно удобно: вышел из поезда – перешёл дорогу и сел в горный поезд Gornergrat. Но, поскольку для себя мы эти варианты не рассматривали и не изучали номерной фонд посёлков Тэш и Ранда, я воздержусь от комментариев по поводу того, насколько удобно там добираться от гостиницы/апартаментов до ж/д станции в горнолыжных ботинках.
А мы в итоге за 1382 CHF (около 1215 евро) получили в своё распоряжение на две недели огромные апартаменты (80 м2) с видом на Маттерхорн и отдельной спальней, прекрасно оборудованные и довольно удачно расположенные. В них с комфортом могли бы разместиться четверо взрослых. Мы прекрасно чувствовали себя там вдвоём, но ради интереса всё же посчитали количество посадочных мест в гостиной – 14!
По соотношению площадь/комфорт/цена этот вариант значительно превосходит все апартаменты, в которых нам до сих пор доводилось останавливаться на курортах Австрии, Франции и Италии. Дешевле, кстати, на две недели у нас ещё ни разу не получалось. А если сравнить ещё и размер апартаментов – комментарии излишни… думаю, все и сами всё знают (особенно имеющие опыт проживания в бюджетных апартаментах во Франции).
Катание и подъёмники
Отличное катание! Качество подготовки склонов на «5+» (всё-таки, высота (сам посёлок находится на высоте 1620 м) и наличие ледника обеспечивают здесь устойчивую температуру, что гарантирует мягкие склоны, безо льда и прочих неприятностей. Впервые за всю нашу практику катания в Альпах в течение 2 недель нам не пришлось подтачивать канты лыж, – это о многом говорит.
Отдельный «деликатес» для всех лыжебордеров – это даже не бонус, не «вишенка на торте», а, пожалуй, основной смысл катания именно в Церматте, – вид на Маттерхорн практически с любой из трасс курорта.
Трассы – любого уровня, больше всего – красных (в целом показались менее крутыми, чем в Австрии, – скажем, в Санкт-Антоне).
Но много и синих, очень комфортных в том числе для начинающих. Отлично продуманные учебные зоны в любом из районов катания.
350 км связанных между собой трасс, включая зону Червинии (из них только на Швейцарской стороне – 200 км).
А вот подъёмники в восторг нас не привели: казалось, за такие деньги все подъёмники должны быть новыми, в идеальном состоянии, и всё должно быть продумано для удобства катающихся. Но это не так, – после нашего отпуска год назад в Санкт-Антоне, подъёмники в Церматте нас скорее разочаровали, чем порадовали.
Сноупарк в Церматте припоминаю только один – в зоне катания Matterhorn Glacier Paradise (воздержусь от оценки, ничего не понимаю в сноупарках). Также свой сноупарк имеется в Червинии.
Отдельно, пожалуй, стоит упомянуть о церматтских туалетах (из песни слов не выкинешь :-)): они здесь – бесплатные и очень комфортные. Кстати, ни в одном из ресторанов не приходится шлёпать в горнолыжных ботинках вниз, на -1 этаж, чтобы посетить "удобства" (как это повсеместно встречается на австрийских и прочих курортах), – за это швейцарцам отдельное спасибо.
Досуг
Apres-ski в Церматте есть, но выглядит совсем не так, как, например, привычный многим apres-ski в Австрии. Большинство заведений закрыты с 12:00 до 14:00, поэтому, если вы завершаете своё катание раньше 14 часов, – рискуете вообще никакого апре-ски не обнаружить. (Да, это вам не Санкт-Антон, где в 14:00 а самых популярных апре-ски заведениях уже не протолкнёшься!) То же, кстати, относится и к магазинам: с 12:00 до 14:00 закрыто ВСЁ, купить удастся только продукты в супермаркете.
Зато ближе ко времени окончания катания народ гудит и в центре посёлка (исключительно внутри баров и ресторанов), и в ресторанах у нижних станций подъёмников, – здесь встречаются и варианты на свежем воздухе.
В центре имеется очень неплохой открытый ледовый каток, где, помимо катания на коньках, предлагается поиграть в кёрлинг или хоккей.
Для не катающихся в окрестностях имеются пешеходные маршруты, – дорожки были почищены даже после снегопадов.
А после катания приятно прогуляться по городку, – он небольшой, но довольно милый; рождественские украшения на улицах так и висели до нашего отъезда (19 января).
В центре имеется церковь
и закопчённые старинные домики, довольно много, «старый город Церматта» – местная достопримечательность. Здесь даже водят экскурсии по "старому Церматту":
Музей Маттерхорна с входными билетами по 10 CHF мы решили не посещать, прочитав о нём несколько отзывов примерно одинакового содержания: «по билетам швейцарских железных дорог туда пускают бесплатно, но, если бы я заплатил полную стоимость за просмотр такой экспозиции, я бы удавился». Ж/д билеты у нас тоже были, но времени на этот музей, после таких отзывов, почему-то стало жаль.
Хелипорт, расположенный рядом с вокзалом, предлагает вертолётные прогулки вокруг Маттерхорна, хели-ски и трансферы до ближайших аэропортов (Берн, Базель, Женева, Цюрих, Милан…), городов и г/л курортов (Гштаад, Санкт-Мориц и пр.). (https://www.air-zermatt.ch).
Санные трассы
Санная трасса стартует со станции Rotenboden (2813 м) горной железной дороги Горнерграт. 1,5-километровый спуск оттуда до станции Riffelberg занимает около 10 минут, это – самая высокогорная станция Швейцарии. Открыта она с декабря по апрель (в зависимости от состояния снежного покрова). Прокат саней – там же, на станции Rotenboden.
Cпуски на санях в долину дважды в неделю возможны также со станции Furi.
Рестораны и бары
На любой вкус. Дорого или очень дорого. Цена ужина на двоих с вином – от 100 CHF и практически до бесконечности. Мы предпочитали обедать на горе, а вот ужинали обычно дома.
Каждый «знаковый» ресторан здесь пытается удивить посетителей спец-мероприятиями: ”Gornergrat” – фондю с разглядыванием звёздного неба в телескоп (каждый четверг, от 99 CHF на человека), “Iglu Dorf” по четвергам также предлагает фондю-вечеринки (от 69 CHF на персону) и ежедневные ланчи с фондю (от 66 CHF)…
Пару раз видели в центре Церматта лоток (единственный!), с которого продавались жареные каштаны и глинтвейн (по 8 CHF за порцию). Покупателей рядом не наблюдалось. Подойдя поближе, поняли, в чём дело: физиономия продавщицы выглядела настолько кислой, что и у нас подходить к ней отпало всякое желание. С ностальгией вспомнили Шамони, где и с лицами у обслуживающего персонала всё ОК, а стоимость глинтвейна, даже в самом дорогом ресторане, не превышала 5 евро.
Интересно, что и в ресторанах Церматта цены на глинтвейн – такие же, как на улице – 8 CHF.
Публика
Отношение местных жителей и обслуживающего персонала в различных заведениях — очень доброжелательное. Качество обслуживания – превосходное. Ввиду того, что как минимум 1/3 отдыхающих здесь, как нам показалось – русскоговорящие, обслуживающий персонал освоил элементарные русские слова вроде «Привет», «Спасибо», «До свидания» и пр. Это приятно. Интересно, что временами нам встречался обслуживающий персонал, говорящий только по-французски или только по-итальянски. Казалось, что на таком интернациональном курорте мне должно хватать своих английского и немецкого языков. Но нет… в таких ситуациях несколько раз выручали универсальный язык жестов и Гугл Переводчик.
Молодёжи на курорте немного. Основная масса отдыхающих – люди старше 40 лет. Оно и понятно: курорт заявлен как совершенно не «бюджетный», если не самый дорогой и пафосный в Альпах.
Довольно много швейцарцев приезжают сюда на пару дней покататься в компании друзей. Хотя супружеская пара из Цюриха, с которой мы познакомились в мае на Маврикии, посетовали, что для них катание в Церматте – слишком дорого, поэтому на выходных они предпочитают кататься в австрийском Монтафоне.
Регулярно на подъёмниках нам встречались американцы, жалующиеся друг другу на дороговизну не только такси, но и продуктов в здешних магазинах. Больше всего их потрясала стоимость мяса в универсамах, – однажды на подъёмнике мы стали свидетелями довольно громкого возмущения тем, что 14 CHF за 400 граммов куриного филе в универсаме – это совсем уже за гранью понимания.
Таксист, отвозивший нас в день отъезда на вокзал, – жизнерадостный грек, так обрадовался моему владению немецким, что за пару минут пути от наших апартаментов до вокзала успел рассказать нам, что живёт он «в самом красивом городе на свете – Салониках», а в Церматт приезжает поработать в сезон. По его интонации чувствовалось, что, если бы ему платили за пару минут работы 17 CHF где-нибудь ещё, в Церматте по доброй воле он не появился бы никогда. Да и вообще, считает всех приезжающих сюда отдыхать, мягко говоря, странными людьми.
Цены
Ски-пасс (только Церматт, без Червинии) на 13 дней — 662,50 CHF (около €583 или €45 в день) – это не в самый высокий сезон и со скидкой 5% за онлайн-бронирование. Международный скипасс – процентов на 15 дороже. Но особого смысла брать его на весь срок катания не имеет (по крайней мере, в январе), так как верхние подъёмники часто закрываются, и в Червинию не попасть. Мы решили, что, если нам очень захочется в Червинию, и погода будет благоприятствовать, просто возьмём международное «расширение» к своим скипассам на 1 день (42 CHF с человека) и съездим в Италию.
Не бюджетно, если сравнивать с Австрией/Италией, но вполне нормально для Швейцарии (например, еда в ресторанах Берна – дороже, чем в Церматте). Обед без алкоголя на двоих в буфетах на горе — у нас получалось от 40-50 CHF (€35), глинтвейн — 7-8 CHF /порция, чай/кофе – 3,80 CHF. В ресторанах – дороже. Меню во всех ресторанах и кафе на немецком, английском языках и, как правило, есть также на французском, итальянском и ретороманском.
Цены на проживание в гостиницах – выше среднестатистических швейцарских, а тем более австрийских или итальянских. Цены на проживание в шале – ОЧЕНЬ дорого. Зато апартаменты – ничуть не дороже, чем в других альпийских странах (у нас получилось даже дешевле, – скорее всего, ввиду того, что впервые мы пожертвовали своим любимым ski-in/ski-out).
Минимальная цена за вертолётную прогулку вокруг Маттерхорна (20 минут) – 220 CHF с человека.
Цены в супермаркетах – в целом, ОК. Обедали мы в середине дня на горе, завтракали и ужинали в основном в апартаментах. На продукты на двоих за 2 недели потратили 450 CHF (около 400 евро), не экономя при этом ни на чём, в том числе, на винах и сырах.
Снег и погода
За две недели катания – пара дней снегопада, в один из которых – по причине довольно интенсивного снегопада – было решено не кататься. Как раз в этот период мы наблюдали в новостях, как Германию и Австрию заваливает снегом тотально, из-за снега закрывают дороги, гибнут в лавинах люди, и стихия там принимает масштаб национального бедствия.
Так что нам, определённо, грех было жаловаться на погоду. К тому же, на следующее утро после снегопадов мы находили склоны в идеальном состоянии. Это было ожидаемо: из окна своих апартаментов за завтраком мы наблюдали за тем, как ратраки педантично завершают подготовку склонов к моменту открытия подъёмников.
Подготовка трасс здесь – одна из лучших, что нам встречалась. Если бы не наш последний катальный день, когда несколько трасс в зоне Matterhorn Glacier Paradise были не тронуты после прошедшего накануне снегопада, «пальма первенства» за подготовку трасс была бы отдана именно Церматту.
Транспортное сообщение
Удобнее придумать сложно. Быстро и недорого до Церматта можно добраться по железной дороге из аэропортов Женевы и Цюриха. Заблаговременно (не менее чем за 7-10 дней до поездки) купленные билеты (либо по конкретному маршруту (https://www.sbb.ch/en/travelcards-and-tickets/tickets-for-switzerland/supersaver-tickets.html), либо по всей Швейцарии без ограничений (https://www.sbb.ch/en/travelcards-and-tickets/tickets-for-switzerland/1-day-travelpass/saver-day-pass.html) (надо смотреть, что выгоднее, на конкретные даты) элементарно решили бы все наши вопросы с перемещением на курорт прямо из здания аэропорта. Но «герои не ищут простых путей», – это про нас. А точнее – у нас были дела в Милане, поэтому пришлось добираться до Церматта с Центрального вокзала Милана. С точки зрения логистики, кстати, это ничуть не менее удобно, чем из аэропорта Женевы или Цюриха, – точно так же ехать, с одной пересадкой в Visp-е. С точки зрения покупки билетов – пришлось покупать билеты в разных местах: Milan – Visp – на одном сайте, и Visp – Zermatt – уже на сайте швейцарских железных дорог (https://www.sbb.ch), но это не проблема. Итого дорога на двоих с Центрального вокзала Милана до Церматта и обратно обошлась нам в 104 евро и 111 швейцарских франков (это около 202 евро). Довольно бюджетно. Причём, такая цена получилась при бронировании менее чем за месяц до начала поездки, а если бы мы купили билеты ещё раньше – она могла бы быть ещё раза в 1,5 ниже.
Благодаря тому, что в самом Церматте имеется ж/д вокзал, нам удалось недорого и комфортно организовать себе пару дней культурной программы и выбраться посмотреть Берн и Монтрё.
Также, для желающих, хелипорт, расположенный рядом с вокзалом, предлагает вертолётные трансферы от/до ближайших аэропортов (Берн, Базель, Женева, Цюрих, Милан и т.д.) – https://www.air-zermatt.ch.
Шопинг
Магазины спортивной одежды и снаряжения в Церматте – на каждом шагу. Чисто визуально, в них превалируют дорогие бренды – одних магазинов с “Bogner” на центральной улице заметили не менее трёх (не искали специально). В этот раз мы ничего из оборудования обновлять не планировали, но ради интереса прошлись по лыжным магазинам, – по ощущению – процентов на 30-40 дороже, чем в Австрии.
В ассортименте горных лыж, вполне ожидаемо, и в магазинах, и в прокате преобладают “Stockli”. Не сильно отстают от них “Head”.
Из сувениров особой популярностью пользуются швейцарские ножи и шоколад. В сувенирных магазинах много часов с кукушкой… Понятно, что это – часть национальной культуры, но всё-таки интересно, их кто-нибудь когда-нибудь здесь покупает?
Буквально в каждом доме на пешеходной Bahnhofstrasse – часовые магазины практически всех ведущих швейцарских часовых марок: от демократичных ”Swatch” и “Tissot” до бутиков с хронографами по цене некрупного самолёта (с российскими ценами не сравнивали, было не актуально).
Tax-free
Покупок в Церматте в этот раз мы не делали, но, если бы что-то купили на сумму не менее 300 CHF, – так как обратный вылет тоже был из итальянского Милана, для возврата Tax-free нам нужно было бы умудриться поставить штамп швейцарской таможни на чеках на швейцарско-итальянской границе. Кто сталкивался, при передвижении на поезде из Швейцарии в Италию, это, должно быть, малореально? Или это делают прямо в поезде? Таможенники в поезд, вообще-то заходили, но нам не пришло в голову их об этом спросить… А позже пришлось бы отослать эти чеки в офис компании, занимающейся возвратом.
В качестве второго, более реального, варианта – можно было бы съездить в один из городов Швейцарии и получить возврат там (ещё до отъезда). Вот полный список точек возврата “Global Blue” в Швейцарии: http://www.globalblue.com/tax-free-shopping/switzerland/#refund-points. Несложно заметить, что Церматта в этом списке нет, а из горнолыжных курортов там присутствует лишь Санкт-Мориц.
Бытовые мелочи
В Церматте мы насчитали три супермаркета, – Coop, Migros и супер-экономичный (но с чуть меньшим ассортиментом) Denner, все – с достаточным ассортиментом продуктов, алкогольных и б/а напитков и хоз.товаров первой необходимости. Везде – отменный выбор сыров и швейцарских вин, которые здесь – ожидаемо, дороже испанских, итальянских и французских, не говоря уже о винах Нового Света.
Обслуживание во всех трёх супермаркетах – великолепное. Маленькая иллюстрация. Покупаем продукты в “Coop”-е напротив вокзала. Подумываю о греческом салате на ужин. Спрашиваю у менеджера: «Где здесь у вас фета? Что-то не могу отыскать». С виноватым выражением лица отвечает: «Простите мадам, у нас её нет…» Ну, нет так нет, переживём… Каково же было моё удивление, когда через день фета появилась, – как раз на полке, рядом с которой состоялся тот разговор… 5(!!!) видов!
Как обычно на альпийских курортах, имеются клиники, аптеки и дрогерия “Mueller” (с отличным выбором косметики масс-маркет и хозтоваров), прямо рядом с вокзалом.
Ещё любопытный бытовой момент: при заселении в апартаменты нам объяснили, что мусор в Церматте уже несколько лет строжайше запрещено выбрасывать в обычных, чёрных, мусорных пакетах. Нарушившие караются огромным штрафом. Надлежит использовать специальные оранжевые пакеты, с изображённым на них то ли барсуком, то ли енотом. В чём смысл этого мероприятия – мы сразу не поняли, ведь мусор не сортируется, как, например, в Финляндии или в Австрии, и в эти «экологичные» пакеты летит и пластик, и металл и т.д.
Один такой пакет уже красовался в мусорном ведре, а остальные нам предстояло купить самим. Это оказалось не так-то просто… Обойдя два супермаркета, нужных пакетов нам обнаружить не удалось. Сотрудница, раскладывавшая товар на полках, на беду, не понимала мой вопрос ни на одном из языков, кроме итальянского. Выручил Гугл переводчик. Оказалось, что продаются эти пакеты прямо на кассе!
– Вам один пакет? – уточняет кассир.
– А сколько в упаковке?
– Десять.
– Давайте сразу упаковку.
Сумма в чеке вышла раза в 2 выше ожидаемой. Смотрим: упаковка «экологичных» оранжевых пакетов для мусора – 26 шв.франков – по 2,60 (больше 170 рублей) за штуку! Мдаа, недёшево нынче обходится экология… Оказалось, сбор от продажи этих мешков идёт на природоохранные мероприятия. Непривычно, конечно, но… – кто видел цвет водопроводной воды, когда в Швейцарии набираешь ванну, или воду швейцарских рек и озёр, тот меня поймёт, – за такую экологию и её сохранение, правда, не грех и заплатить!
Итог
Несмотря на описанные выше нюансы, Церматт нам понравился. Это курорт, на котором, по большому счёту, всё хорошо. Есть свои минусы, о которых я написала выше, и, возможно, именно из-за них несколько лет назад этот курорт выбыл из дюжины курортов, входящих в престижный клуб “Best of the Alps” (https://www.bestofthealps.com/en/)… Но идеальных курортов нам пока не встречалось. У нас не возникло желания, как у некоторых из наших знакомых, кататься теперь только в Церматте. Но как-нибудь при случае вернуться сюда – с удовольствием! Приятно, что вернуться сюда можно в любой компании: курорт будет одинаково интересен и начинающим, и продвинутым лыжебордерам, а также тем, кто не катается вовсе.
Можно долго взвешивать «за» и «против», выискивать «плюсы» и «минусы», но, по меткому выражению итальянского альпиниста Гвидо Рея, «на всей земле есть только ОДИН Маттерхорн, только ОДНА гора с такими гармоничными пропорциями. Какое великолепие!» – и с этим трудно не согласиться. Маттерхорн великолепен, и он продолжает манить сюда многих, в том числе и нас.
Благодарю за внимание, дорогие коллеги-лыжебордеры! Всем отличного катания наступившей весной!
Церматт встречает нас приветствием «Добро пожаловать» на перроне ж/д станции (на паре десятков языков, включая русский) и пронизывающим холодом (здешние -15 градусов, после миланских +8, дались нам тяжело…).
Зима, однако... горы, однако...
Грузимся в такси, – электромобиль странноватого вида, одновременно напоминающий аквариум и коневозку, и ещё холодильник, – показалось, что внутри это «чудо техники» не отапливается.
Переделанный складской погрузчик. Впрочем, свою функцию вполне выполняет.
17 шв.франков (около 15 евро) за 400 метров пути
А ножками 400 м - не?
Через пару минут выгружаемся у своих апартаментов. Жильё выбрали вполне бюджетное – апартаменты оказались дешевле, чем до сих пор мы бронировали в Доломитах, Франции и Австрии. А мы в итоге за 1382 CHF (около 1215 евро) получили в своё распоряжение на две недели огромные апартаменты (80 м2) с видом на Маттерхорн и отдельной спальней, прекрасно оборудованные и довольно удачно расположенные. В них с комфортом могли бы разместиться четверо взрослых. Мы прекрасно чувствовали себя там вдвоём, но ради интереса всё же посчитали количество посадочных мест в гостиной – 14!
Красиво жить не запретишь... Вообще-то в Швейцарии на 2 чел. достаточно ровно ДВУХместных апартов, стандартной площадью 30-32 м2. (В отличие от Франции.) Средняя цена от 700 монет/неделя, включая вид на Маттерхорн. Что-то с вас мало взяли.
(Для тех, кто не проникся масштабом бедствия: отсутствие фена означает для девушки с длинными волосами, что после катания и принятия душа волосы будут сохнуть до ночи, а значит, все вечерние прогулки и развлекательные мероприятия на свежем воздухе – отменяются).
"Вот же грязнуля, каждый день ей мыться надо" - подумал чукча...
Ну или постричься накоротко, если такие проблемы...
Я уже представляла себе, как мы отыщем в Церматте магазин бытовой техники и привезём домой новый швейцарский фен в качестве сувенира.
Да, именно в качестве сувенира, со швейцарской вилкой. Впрочем, для девушки такие мелочи простительны, особенно если у мужа руки растут из правильного места.
Вокруг – толпы китайцев с селфи-палками, и не помышляющих ни о каких лыжах и сноубордах, – похоже, приезжают сюда с дневной экскурсией. Странно, подобного ни на одном из курортов Австрии, Италии и Франции нам не встречалось… Интересно, почему именно в Церматт? В Швейцарию? По каким-нибудь идеологическим соображениям, или просто по причине того, что здесь в наличии – удобный горный поезд?
Это у них, типа, круто... и хорошо раскручено китайскими туроператорами. На Глетчер Экспрессе вообще только они одни и ездят. Есть ещё корейцы (южные), но их немного и от китайцев их отличить не очень просто.
Кстати, в ложбине между зонами Gornergrat и Rothorn-Sunnegga (район катания называется Gant) – новый маятниковый подъёмник Hoht?lli, который забросит вас на высоту 3286 м.
Новый он лет 12...
Озадачила в этой зоне только одна трасса – красная № 29: очень узкая, а главное, ничем не огороженная на самых опасных участках, в смысле, слева гора – справа пропасть глубиной метров 100, и даже сетку никто не подумал поставить.
Вы что-то путаете с географией... впрочем, для девушки это простительно. 29 - простая и безопасная трасса, с одинм чёрным отрезком и абсолютно безопасным красным объездом. Вероятно, на вас произвели впечатление некоторые отрезки 28 и 44 трасс.
Здесь же можно купить и швейцарского шоколада. На фото – 4,478 кг шоколада в форме Маттерхорна, цвета – на выбор.
Попа слипнется.
Подъёмник Sunnegga – горное метро – нам такое повстречалось впервые…
Неужели нигде в Австриях и Франциях раньше такого не видели? Не верю...
Накатавшись здесь от души, решаем съехать вниз. Выбрали красный спуск № 4. На высоте 2000 м, у нижней станции кресельного подъёмника, видим развилку: направо уходит трасса № 2, налево – № 1. Обе – красные. Но на № 1 – перетяжка, крупно, на 4 языках, написано: «Не для начинающих».
Ну вас же предупредили... На 1 трассе есть один крутячок, 2 как раз его обходит. Не обманули? Для начинающих - метро.
Наиболее «лесная» из всех зон катания. Если кому-то это важно, в обеих зонах – Rothorn-Sunnegga, и Gornergrat – преобладают лиственницы, которые, как известно, на зиму сбрасывают свои иголки-листья и выглядят совсем не так весело, как зелёные, нежно любимые мною, ёлочки:
А на кедры, идентичные сибирским, не обратили внимания? Климат-с... Ёлки тоже есть...
Дальше было решено обследовать третью зону катания. Мы сели с утра на “Matterhorn Express”, вышли на верхней станции Schwarzsee и…(неожиданность!) не обнаружили наверху гондольного подъёмника, который явно должен бы стартовать прямо отсюда же, судя по схеме. Это на следующий день мы увидели, что подъёмник здесь не заканчивается, он просто поворачивает на 90 градусов влево и везёт всех, кто остался в гондолах, дальше, в Matterhorn Glacier Paradise
И, конечно, вид на Маттерхорн отсюда – прямо от его подножия – восхищает. Мне показалось, отсюда он – особенно хорош:
Да, с этой стороны хорошо смотрится именно кривой клык Маттерхорна, в отличие от плоской стенки Монте Червино. Но вообще любые горы лучше всего смотрятся со стороны и с примерно половины их высоты.
Катались здесь долго (причём, практически в полном одиночестве), а когда надоело, – поняли, что устали, и визит в Matterhorn Glacier Paradise откладывается до следующего дня.
Обычно в таких случаях на следующий день погода портится, и наверх или в Италию вы не попадаете вовсе.
Кстати, второй подъёмник, который везёт лыжебордеров в Matterhorn Glacier Paradise и называется Furi, был закрыт ВСЕ 13 дней нашего пребывания в Церматте.
В нём отпала необходимость, Маттерхорн Экспресс вполне справляется. Старый пендельбанн на ходу, его держат в резерве на случай пикового сезона, сверхсильных ветров, поломки экспресса и прочего форс-мажора. Ничего хорошего в нём нет, как в любом пендельбанне. Теснота, толкучка, стояние на ногах и ор всю дорогу. Единственный плюс, что он забрасывает напрямую на Трокенер Штег.
Там встаём в очередь на старый маятниковый подъёмник, вот на этот:
Вариантов у нас не было: новый подъёмник, запущенный параллельно старому в этом сезоне, закрыт из-за ветра.
Обычное дело.
Минут через 20 стояния в этой очереди случается чудо: служащий канатки отправляет всех на только что запущенный новый подъёмник.
Новичкам везёт...
Но здесь, пожалуй, не удержусь и поворчу немного: вот приезжаешь ты на таком распрекрасном подъёмнике со стразами наверх, а там – будь любезен, пройди пешком по длинному, наверное, метров 100 длиной, тоннелю (примерно такому же длинному, как в нижней части горного метро Sunnegga, о котором говорилось выше).
Вы просто не знаете, что такое длинные швейцарские туннели... Приезжайте в Саас-Фе, узнаете.
Так и хочется сказать собственникам курорта: ребята, курорту ОЧЕНЬ нужны пара траволаторов в этих местах, в их отсутствие все ваши стразы и часы “Omega” и “Hublot”, установленные у каждой станции подъёмников, выглядят мишурой, дешёвыми понтами
Не "выглядят". Именно так оно и есть.
Тем не менее, катание в этой, самой высокогорной, зоне понравилось нам больше всего. Именно отсюда, в вершины "Кляйн Маттерхорн" в Церматт ведёт самая длинная трасса всего курорта!
Вам ещё не досталась 69-я вдоль самого подножия Маттерхорна, в этом году её так и не открыли...
А вот покататься в Червинии нам в этот раз не довелось. Честно, было любопытно, и мы собирались. Но, видимо, не судьба… не в этот раз. Сначала нас не пускала туда погода, – были закрыты верхние подъёмники. Как только погода наладилась, и мы уже собрались было покупать «международное расширение» к своим скипассам (по 42 CHF на человека), позволяющее расширить действие локального «церматтовского» скипасса ещё и на Червинию, – именно в этот день мы встретились в гондоле подъёмника с парой россиян, как раз только что «перемахнувших» в Церматт из Червинии. Ребята так восторгались трассами и пейзажами Церматта, в сравнении с Червинией, что нам стало жаль – не столько денег, сколько времени, потраченного на Червинию, в ущерб ещё одному катальному дню в Церматте…
Не совсем так, в Червинии по-своему душевно, особенно долгий маршрут по горам в Вальтурнанш и обратно. Но кататься в Италии по швейцарским ценам, конечно, больше одного дня тяжело... жаба душит. Большинство народу поступает наоборот: катается в Церматте по червинским ценам. Вам ещё повезло, что переход был большую часть времени закрыт. Когда он открывается, набегает толпа из Италии и все трассы разбивает в хлам часам в 11.
Ну ничего, может быть, когда-нибудь, когда достроят новый гондольный подъёмник типа 3S (после 2021 года), соединяющий Testa Grigia (в Червинии) с Кляйн Маттерхорном (в Церматте), мы ещё вернёмся в эти края и тогда уж наверняка заедем и в Червинию тоже…
Не вопрос... Не в этой жизни - так в следующей...
Первым мы решили посетить Берн – фактическую столицу Швейцарии. (Система общественного транспорта Швейцарии – выше всяких похвал, всем рекомендую!)
Расскажите это любителям автомаффынок...
Эстетически, надо сказать, Берн не произвёл большого впечатления: во-первых, после Петербурга, это под силу далеко не каждому городу
После Петербурга любой город покажется солнечным и жизнерадостным. Даже Москвабад...
Во-вторых, Берн, конечно, лучше смотреть в тёплое время года. Например, до 1 февраля был закрыт для посещения дом-музей Альберта Эйнштейна, а символ города – пара мишек, подаренных Швейцарии Дмитрием Медведевым, в период его президентства, и их уже подросшие детёныши, спали в своих берлогах и были абсолютно не видны посетителям B?rengraben...
Вообще лучше его не смотреть. Как и любой другой город.
Посмотрели Бернский собор,
Прямо в духе Петрова и Боширова...
Монтрё – место, где время остановилось
Сырая дыра на краю лужи.
Стоило нам прибыть в Церматт, муж заворчал, что ландшафт здесь – “как в Андорре”. В смысле, узкое ущелье, куда солнечные лучи заглядывают лишь изредка и очень ненадолго. (Во время отпуска, проведённого когда-то в Андорре, у нас обнаружилась какая-то, наверное, неизученная форма горной клаустрофобии: при том, что горы мы, вообще-то, обожаем, мы плохо переносим узкие затенённые долины-ущелья. Нам там почти физически плохо, – возможно, это – болезнь всех «равнинных» жителей?) В Церматте подобное ощущение, действительно, может возникнуть в пасмурную погоду.
И в ясную тоже. Вот Саас-Фе стоит на террасе и освещается весь день.
Какие-то вы неправильные петербуржцы. После питерских дворов-колодцев вы должны бы чувствовать свободу и простор.
Вариантов проживания ski-in / ski-out в Церматте не так много.
Как и везде в Швейцарии. Большинство швейцарских курортов (есть исключения) - это жилые деревни с многовековой историей. Они построены в удобных местах, так, чтобы удобно было пасти баранов, работать на полях, но ни в коем разе не для удобства г.лыжников. Вот французские станции построены специально и целенаправленно, и трассы ski-in / ski-out заложены в их планы с самого начала, по определению. И это их единственное достоинство на фоне многочисленных минусов.
При проживании в соседнем Тэше или в ещё более отдалённом посёлке Ранда, удастся немного сэкономить, – жильё там подешевле. (Но пейзаж – уныл до невозможности, если кому-то это важно). Правда, живя в Тэше или Ранде, вам придётся покупать более дорогой скипасс, в который включено ежедневное пользование электричкой до Церматта.
Да, копеечку сэкономить можно. Но потерять при этом сильно больше, чем на копеечку.
Отдельно, пожалуй, стоит упомянуть о церматтских туалетах (из песни слов не выкинешь ): они здесь – бесплатные и очень комфортные.
Не все. На Кляйн Маттерхорне - 2 франка. Усраться можно!
Apres-ski в Церматте есть, но выглядит совсем не так, как, например, привычный многим apres-ski в Австрии.
Вообще в Швейцарии принято приезжать на г.лыжные курорты, чтобы жрать, спать и кататься. Шуметь можно в других местах.
Цены на проживание в гостиницах – выше среднестатистических швейцарских
Вполне среднестатистические, от 100 CHF/ночь за двухместный номер.
Минимальная цена за вертолётную прогулку вокруг Маттерхорна (20 минут) – 220 CHF с человека.
или 3 дня катания...
Цены в супермаркетах – в целом, ОК. Обедали мы в середине дня на горе, завтракали и ужинали в основном в апартаментах. На продукты на двоих за 2 недели потратили 450 CHF (около 400 евро), не экономя при этом ни на чём, в том числе, на винах и сырах.
Что-то вы где-то упустили... Полностью питаться в апартаментах, без ресторанов - нормально на 15-16 CHF/чел.-сутки, без учёта алкоголя.
За две недели катания – пара дней снегопада, в один из которых – по причине довольно интенсивного снегопада – было решено не кататься. Как раз в этот период мы наблюдали в новостях, как Германию и Австрию заваливает снегом тотально, из-за снега закрывают дороги, гибнут в лавинах люди, и стихия там принимает масштаб национального бедствия.
А чего там было решать, когда даже горнергратскую железку завалило и ни один подъёмник тем более не работал?
Так что нам, определённо, грех было жаловаться на погоду. К тому же, на следующее утро после снегопадов мы находили склоны в идеальном состоянии. Это было ожидаемо: из окна своих апартаментов за завтраком мы наблюдали за тем, как ратраки педантично завершают подготовку склонов к моменту открытия подъёмников.
Да, сцуко, катать по пухляку здесь не дают. Не положено-с...
Магазины спортивной одежды и снаряжения в Церматте – на каждом шагу. Чисто визуально, в них превалируют дорогие бренды – одних магазинов с “Bogner” на центральной улице заметили не менее трёх (не искали специально). В этот раз мы ничего из оборудования обновлять не планировали, но ради интереса прошлись по лыжным магазинам, – по ощущению – процентов на 30-40 дороже, чем в Австрии.
Да, дорого, сцуко... Есть один магазинчик уцененных товаров, цены там примерно московские и ассортимент спортодежды-обуви обычно неплохой. Но это для тех, кто знает...
Из сувениров особой популярностью пользуются швейцарские ножи и шоколад. В сувенирных магазинах много часов с кукушкой… Понятно, что это – часть национальной культуры, но всё-таки интересно, их кто-нибудь когда-нибудь здесь покупает?
Китайцы всё покупают.
Покупок в Церматте в этот раз мы не делали, но, если бы что-то купили на сумму не менее 300 CHF, – так как обратный вылет тоже был из итальянского Милана, для возврата Tax-free нам нужно было бы умудриться поставить штамп швейцарской таможни на чеках на швейцарско-итальянской границе. Кто сталкивался, при передвижении на поезде из Швейцарии в Италию, это, должно быть, малореально?
Надо в Бриге вылезать и искать таможню, она где-то в здании вокзала по указателям...
Ещё любопытный бытовой момент: при заселении в апартаменты нам объяснили, что мусор в Церматте уже несколько лет строжайше запрещено выбрасывать в обычных, чёрных, мусорных пакетах. Нарушившие караются огромным штрафом. Надлежит использовать специальные оранжевые пакеты, с изображённым на них то ли барсуком, то ли енотом. В чём смысл этого мероприятия – мы сразу не поняли, ведь мусор не сортируется, как, например, в Финляндии или в Австрии, и в эти «экологичные» пакеты летит и пластик, и металл и т.д.
Смысл в том, что в цену пакета включена как раз стоимость его вывоза и утилизации, независимо от содержимого. Вообще-то отдельно сортируются, как минимум, стекло, металл, бумага и пластиковые бутылки, но вас, видно, хозяин решил этим не грузить. Отдельная сортировка вторсырья никакого дохода не даёт, только уменьшается объём мусора, подлежащего утилизации - и, соответственно, ваши расходы на мусорные мешки.
– Вам один пакет? – уточняет кассир.
– А сколько в упаковке?
– Десять.
– Давайте сразу упаковку.
На кой вам столько? На 2 чел стандартного 35-литрового пакета хватает на 5-6 дней. Можно растянуть и на 7, только вонять будет.
Можно долго взвешивать «за» и «против», выискивать «плюсы» и «минусы», но, по меткому выражению итальянского альпиниста Гвидо Рея, «на всей земле есть только ОДИН Маттерхорн, только ОДНА гора с такими гармоничными пропорциями. Какое великолепие!» – и с этим трудно не согласиться.
Это да. Так что придётся ещё ездить...