Почему Церматт на НГ?
В Церматт нужно обязательно съездить хотя бы один раз. Культовое для лыжников место. Очень красивая природа. Самые дорогой скипасс, самые дорогие рестораны. Но на НГ везде дорого. В Церматте скипас весь сезон стоит дорого. Нет понятия низкий-высокий сезон. Так что все равно когда ехать. У нас на Урале на НГ цена на скипасс за день уже почти равна церматовскому. Так что все относительно.
В Церматте высоко. Сам курорт расположен почти на полутора км. Есть ледник. Так что покататься на НГ можно будет в любом случае. Простой и недорогой трансфер из Цюриха (130 фр с носа в обе стороны по Swiss Transfer Ticket) на поезде (3-4 часа) с одной пересадкой в Виспе прямо на курорт. Нашли дешевое жилье через Интерхом. Было два варианта за разумные деньги - апартамент в Тэше (5 км до Церматта) или в самом Цермате где-то на горке. В горку топать не хотелось. Лучше 10 минут на электричке из Тэша. 32 тыс руб (ок. 800 Е). В Червинии жилье дороже стоило и выбора особо не было. Видимо все посредники-турфирмы раскупили.
Так что ехать в Церматт на НГ не такой плохой вариант.
Swiss Transfer Ticket покупали по инету (+20 франков за доставку DHL) на сайте ж/д дорог Швейцарии. На вокзале и вообще в Швейцарии Swiss Transfer Ticket как известно не продается. Билеты прислали через 5 дней после покупки. ЖД билеты заказывать через Москву, оплачивать у турфирм через банковский перевод, организовывать доставку курьером (DHL из Москвы стоит раза в три дороже, чем из Цюриха), куча посредников, в два раза дольше времени. Да и в Интерхоме что-то не очень хотели продавать нам билеты в этот раз. Лучше напрямую купить. Билеты прислали - чистый бланк. Нужно туда вписать ФИО, страну гражданства, номер паспорта и даты двух поездок. Вписывать нужно до проверки контролером в поезде.
Вылетели 29 декабря рейсом Уфа-Стамбул-Цюрих. Рейс из Уфы задержали примерно на час. Но нам все равно. Окно в Стамбуле было в 5 часов. По факту оказалось 3.5 часа. В Цюрих прилетели строго по расписанию в 17:20. При посадке посмотрели сверху на печально знаменитое Боденское озеро (авиакатастрофа несколько лет назад с детьми из моей Башкирии), на Альпы. Увидели с самолета Маттерхорн на фоне заката. Его сложно не узнать даже с самолета. "Маттерхорн! мы едем к тебе."
При выходе с самолета сразу проверили визы. Штампы поставили позже. До терминала пассажиров по туннелю везет небольшой поезд. Пограничники устроили небольшой допрос: куда, зачем, на сколько дней. Поставили визу и получили багаж. Все долетело благополучно.
На поезд Церматт в 17:50 не успевали. Следующий в 18:50. Им и поехали. Был еще один поезд, еще позже. После этого поезда только на следующий день. Предупредили хозяйку, что приедем поздно. Если рейс опоздает, заночуем в аэропорту Цюриха и приедем утром. Предупреждали, позвонив в Интерхом и описав проблему за неделю до вылета. Дня через три пришел ответ. "Ок, без проблем".
Поезд Inter City был прямой Zurich-Visp. Потом пересадка на местную электричку и еще час в пути. Общее время трансфера три с половиной часов. На швейцарских поездах трансфер очень комфортабельный. Но за окном было темно. Швейцарских красот не было видно. Чтобы развлечь себя считал надписи супермаркетов "Coop" по пути. Боялся, что будут проблемы с местами на вечернем поезде. Но все было ок. Поезд был полупустой. Ехали вместе с большой командой молодых людей из Питера. Они ехали кататься в Сион. Тоже до Виспа. Если будут читать мой отчет привет вам! Контролер принял нас за румын. Объяснили ему что мы не румыны - мы русские!
В поезде на Церматт тоже ехали вместе с русскими бордерами. Они первый раз в Альпах. Решили поехать на самый лучший и дорогой курорт в отель. Наш ответ им: "Готовьте денежки на рестораны и готовьтесь снимать борд и топать пешком по плоским выкатам - Церматт курорт для лыжников".
Около 10 часов вечера приехали в Тэш. На вокзале встретили опять русских - они ходили ошарашенные. "А чего тут так тихо, нет движухи, где дискотека?" - Наш ответ: "Дискотека и движуха, возможно, есть в Церматте. Это не Австрия. Тут простая деревня"
Тэш.
Тэш (Таш, нем. Täsch) - тихая красивая альпийская деревушка в 5 километрах от Цераматта. Размером с Канацей. В Инете найти информации по деревне почти не нашлось. Разбирались на месте. До вокзала Церматта нужно добираться на поезде. Поезда днем ходят каждые 20 минут. Ночью по расписанию через час-два в зависимости от дня недели. Расписание смотреть на вокзале. Поезд идет по ущелью около 12 минут. Проезд входит в скипасс, который можно купить на вокзале Тэша (из-за этого он дороже скипасса Церматта). Можно за 10 франков купить просто билет на вокзале. Место очень тихое, красивое и спокойное. Народа почти не видно: что днем, что вечером.
В Тэше расположена большая дорогая подземная платная парковка для тех, кто едет в Церматт на машине. Чуть дальше есть открытые парковки (вроде есть даже бесплатные). Парковки построены так, что не портят внешний вид. Супермаркет Coop на вокзале. Выбор менее богатый, чем в аналогичном магазине в Церматте, но есть все необходимое. Работает магазин каждый день до 18:30 (даже по воскресеньям, 31-го декабря, 1 и 2-го января). Есть еще один маленький магазин напротив церкви. Цены на мясо дорогие - раза в два больше, чем у нас. Есть смысл покупать всякую кабанину, оленину, козлятину и прочее экзотическое мясо. Стоит оно совсем чуток дороже, чем обычная свинина с говядиной. Но в Уфе его не продают или стоит совсем нереально. На алкоголь цены нормальные. Французские и итальянские вина стоят на евро-два дороже, чем на родине этих вин. Швейцарские вина дорогие.
Есть рестораны при отелях (цены как в Церматте - не ходили), прокаты. Других магазинов не обнаружили.
Как известно, в Швейцарии сортируют мусор. Так вот - контейнеры для разного типа мусора расположены в разных частях деревни. Одни для общего мусора около церкви, для пластика около супермаркета, для стекла (его еще перед выкидыванием тоже нужно сортировать по цвету) и металла (спецпресс - так и не смогли с ним до конца разобраться) на кольце перед выездом по дороге в Церматт.
Апартамент Castor und Pollux (назван в честь двух вершин) оказался в минутах 10 пешей прогулки от вокзала. Потом нашли протоптанную более короткую "народную"- по огородам напрямую. Аппартамент - супер! Огромная комната и спальня на четвертом этаже. Можно в 6-8 м разместиться. Тепло, топят постоянно. Много розеток и переходников на евростандарт, туалетная бумага и средство для мытья посуды нахаляву. В здании есть лифт. Огромное панорамное окно с видом на горы и большой балкон. На кухне есть все! Одних досок для резки овощей штук 5. Пылесос, утюг, гладильная доска, свечки, карты, монополия, фотоальбомы про местные горы. Не было только микроволновки и посудомоечной машины. В общем, рекомендую эти апартаменты Интерхома (квартира 401).
Найти апартамент помогли местные бабушки, которые говорили по-английский. Хозяйка нас ждала, хотя апартаменты были открыты и ключ был в дверях. По английский не говорила вообще, но мы нашли общий язык. Подарили ей ложку и магнит с символом олимпиады в Сочи.
В Новый Год в Тэше было очень тихо. На улицах никого. Иногда небольшие группки народа шли в строну вокзала. Поезда в Церматт ходили даже в новогоднюю ночь. Какие-то итальянцы (откуда они тут?)на Ленд-Ровере поехали куда-то в новогоднюю ночь..... Около двенадцати вдруг начался салют - аборигены вышли из своих домиков и начали пускать ракеты в звездное чистое небо.... Здорово. потом опять все тихо стало. Только подсвеченный крест на горе и цветные огни около Маттерхорна освещали новогоднюю ночь...
Как вариант бюджетного размещения рекомендую жить в Тэше.
Церматт.
Среди книг в апартаменте был фотоальбом о Церматте и окрестностей. Фотоальбом из начала девяностых. На фотографиях уже столь далекого прошлого - красивый альпийский городок. Сейчас все по-другому. Церматт (перевод названия городка - "Церковь под Маттерхорном") расстроился. Раньше в городе было просторно. Теперь все застроили точечной застройкой. Куча дорогих отелей и не очень удобного жилья на горках. К некоторым - отдельные маленькие подъемники. Раньше на фото из старого альбома был красивый альпийский городок, теперь –«понастроили».
Большой супермаркет Coop в торговом центре у вокзала. Единственный, что видели. Понравилась коллекция вин. Местные вина дорогие, но куча отличных французских и итальянских вин. Цена (сужу по Сардинским винам "Korem" и "Cannonau") процентов на 10-20% дороже, чем на родине вин. Чуть дальше от вокзала, по направлению к Тэшу есть винотека. Ничего не купили там. Остальные цены очень сильно завышены на все. Рассчитано на незнающих людей или на тех, кому все равно сколько платить. Одним словом - шоппинг никакой.
На счет альпийского очарования Церматта: нет его теперь. В Мадонне Ди Компилио, в Кортине, в Гальтюре, в Лаутенбруннене, даже в Тэше оно было - в Церматте куда-то незаметно исчезло. Тусовки, как в некоторых австрийских курортах, тут нет и в помине. Много некатающихся и горнопляжников - но это хорошо.
Секретная тусовка в горах
Часто ходили пешком от подъемника на Маттерхорн до жд вокзала - минут 10-15 идти - для знакомства с городком нам хватило прогулок по городу после каталки. Зашли однажды в музей Маттерхорна недалеко от церкви. Экспозиция музея понравилась. Много материалов посвящено Вальтеру Бонатти. Есть личные вещи - кошки, ботинки, мишка-талисман знаменитого альпиниста.
Неосилил снаряд на трассах Церматта - в речку его!!
В Церматте самый дорогой MacDonald's, который я видел в своей жизни.
Электрические скибусы ходят по понятному только им расписанию. Всего два маршрута. покрывают не весь Церматт. От многих мест - только пешком или на электротакси. От вокзала до подъемников еще реально с относительным комфортом доехать на электрическом бусе - обратно проще пешком дойти. Электротакси снуют везде. Так и пытаются задавить невнимательных туристов. Видели три-четыре повозки и кареты для катания туристов. Народ особо не катался на повозках - только фоткались на фоне лошадок. Так же в горах за денежку можно сфоткаться с сенбернаром. Видели два раза таких собачек.
На что похож Маттерхорн?
Если бы в Тэше или Ранде построили большой аквацентр было бы здорово. Увы, ничего в округе нет подобного.
Вообще Церматт - это городок, где все поглотили Bogner, IPhone и Coca Cola. Много катающихся японцев видели на лучшем горнолыжном курорте Европы. Русские стали заметны после 3-го января. Много немцев, французов, англичан.
Каталка.
Погода была отличная. Из шести дней каталки - только один день пасмурно и туман в Церматте. Кабина в Червинию работала - катались в тот день в Червинии. В один день Церматт был в облаках - в Червинии солнце - там катали. Всего в Червинии катались три раза. Снега очень много для декабря. Температура внизу все дни была -7 -3. Народа все дни было не очень много. Максимум стояли в очереди минут 20 утром в самый час пик на самых нижних подъемниках и фуникулерах. Кабина в Червинию не считается. Про нее ниже. На трассах тоже немного народа. Церматт-Червиния рулят на НГ!
Работали все трассы. Не сказать, что каталка во всем регионе суперклассная. На Австрийских курортах драйва побольше. Но в Церматте есть один большой плюс - длинные трассы по пять, шесть, пятнадцать километров. Правда иногда приходится ехать очень долго наверх. На Ротхорне трассы спроектированы так, что на подъемнике едешь быстро, а спускаешься потом долго достаточно. Трассы узкие. Много места для доступного фрирайда.
Червиния
Маркировка трасс не всегда соответствует. На том же Ротхорне синяя с ограниченной скоростью - хуже черных трасс. Некоторые красные хуже черных. На том же Ротхорне понравились черные трассы. Еще в Червинии тоже понравились черные трассы. Вообще, каталка в Червинии очень понравилась - может быть больше Церматтовской (народу из Червинии, наверное, наоборот больше Церматт понравился). Но при всей классности и широте трасс - если кататься больше 3-х дней подряд - надоест. Но есть же еще Церматт. Понравились трассы в Вальтурнанше. Есть хорошая детская зона. Кто неуверенно катается - катайтесь на Горнерграде или Вальтурнанше. В Червинии нет речки (в Церматте есть) - в начале сезона нет туманов по утрам от воды. Видели несколько еще незамерзших водопадов. Видели козлов диких под подъемниками. Одни козлы были наполовину черные (задняя часть), на другую половину белыми (передняя часть и голова). На Юнгфрау и в Капруне козлы колоритнее. В ресторане на Ротхорне (кушали на улице) увидели комара зимой на улице!
На леднике был ветер. Там быстро замерзаешь. Но тот же ветер сдувает все бугры. Всегда жесткие трассы.
Подъемники не всегда скоростные. Достаточно старые. Куча вагонов-скотовозок. В Червинии подъемники современнее Швейцарских. У итальянцев есть свой нонсенс - очень неудобная современная креселка с автоматическим закрыванием рамы безопасности (назван он буквой С на схеме - находится прямо под Маттерхорном). В ответ у швейцарцев - одна креселка с подогревом попы!
Ледник
Не секрет, что еда на горе в Италии дешевле, чем в Швейцарии. Раза в полтора. Причем, чем ближе к границе, тем цена растет.
Трассы Церматта содранные до земли
Подготовка трасс в Цераматте далеко не идеальная. Твердые стыки-борозды от ретрака, иногда на нижних трассах стерто до земли прямо под снежной пушкой. Сложно что ли снежить по ночам? Льда не было. На итальянской стороне трассы лучше готовили. Трассы были жесткими в течении всего дня. Бугры если встречались, были почти всегда мягкими и прыгать по ним приходилось всего пару раз.
В Церматте очень красиво. Но пейзажи в регионе Юнгфрау мне понравились больше, и каталка в Юнгфрау тоже больше понравилась.
Очень удобно, что в Церматте на каждом подъемнике есть сейфы для хранения лыж (2 франка день - мы оставляли там лыжи на ночь, чтобы в Тэш не тащить их) и комнаты переодевания, а так же ячейки, чтобы вещи оставить во время каталки. Такого удобства я нигде в Альпах не встречал. До подъемника шли в легкой зимней обуви, в теплой комнате переодевались, обувь в рюкзак - и кататься! Потом обратно переобуваемся. Лыжные ботинки через плечо, и на электричку в Тэш.
Лыжи были подготовлены в прокате супер! Из-за пересадок в поездах и планируемым осмотром городов Швейцарии после каталки, брал лыжи в прокате. Заказывал лыжи предварительно через интернет тут http://zermatt.skiset.co.uk/. Еще применил какой-то найденный в инете купон на скидку в 25%. Прокатило. Head Magnum обошлись в 170 франков на семь дней. Хорошие лыжи. Стабильные, достаточно маневренные и скоростные.
Когда сдавали лыжи, разговорились с парнем - он, оказывается, ездил на мотоцикле в Сибирь из Швейцарии. Так что про Урал знал не понаслышке. Казань говорит очень красивый город - понравилась столица Татарии. По Сардинии тоже на байке ездил. Посоветовал на Корсику съездить.
В целом ощущения от Церматта - курорт строился, развивался и проектировался во времена, когда не знали про сноуборд и карвинг. Сноубордисты - готовьтесь снимать борд на пологих участках. Трассы, подъемники - из времени классики. Но очень высокие цены на скипасс, еду, жилье, звание "лучшего курорта Альп" - по большому счету хорошо. Нет переселения курорта. Народа немного было на НГ. "Тагил", туристы-пакетники отсутствовали в принципе.
Вагон или бугель?
Как всем известно из Церматта в Червинию можно добраться на тормозном вагоне-скотовозе на 150 человек или на четырехкилометровом бугеле-швабре (две очереди бугеля).
На чем лучше ехать в Червинию? На практике, очевидный ответ - "скотовоз" не так очевиден, как может показаться. Говорят, скотовоз в Червинию ходит не всегда. Иногда его останавливают среди дня из-за погоды или ветра. У нас вагон работал все дни, кроме крайнего. В крайний день 4-го января границу зачем-то вообще закрыли - не ходили ни кабина, ни бугели - хотя с погодой все было ок. Но даже если с погодой все хорошо - на станции посадки в вагон вам придется его прождать минут 15 и столько же потом ехать на самую высокую точку курорта. И еще минут 5 топать по холодному бетонному коридору в горнолыжных ботинках. Все, вы в Италии. И это при очень хорошем раскладе. При плохом - будете стоять в очереди на вагон часа полтора.
Бугель в Италию оказался не такой страшный. Неспешная, удобная швабра. Едет четыре километра - полчаса (засекал). Очереди нет. Так что выбирайте - трансферт скотовозом (от 40 мин) или швабра (30 мин стабильно). В плохую погоду выбора нет. Правда, если очень холодно наверху - тогда однозначно вагон.
Дорога обратно
Утром 5 января погрузились в электричку до Виспа. Железнодорожный путь идет по склонам узкого ущелья. Автомобильная дорога - по другой стороне ущелья. Под полотном - пропасть метров в 90 глубиной. Внизу течет речка. Очень красивая дорога. Проезжали деревню St. Nicolas (местная деревня Николаевка). Деревня знаменита самым большим Дедом Морозом в мире. Каждый год под Рождество колокольню местной церкви наряжают Дедом Морозом. Видно хорошо из электрички. Выходить нет смысла. Есть своя зона катания.
В Виспе на перроне стоит толпа из отъезжающих с курортов лыжников. Подходит скоростной поезд-электричка InterCity. Начинается борьба за места. Поезд полностью заполнен народом. Кто-то на лестницах на второй этаж вагонов сидит. Вот на эту электричку точно нужно резервировать места! Но мы так не сделали. Решили выйти в Берне и посмотреть город. Доехали до Берна. Вещи поместили в автоматическую камеру хранения. 7 франков ячейка. Полно пустых ячеек. Был вариант отправить вещи в аэропорт, воспользовавшись сервисом швейцарских железных дорог, но в Тэше не нашли пункт сдачи багажа и камера хранения дешевле обошлась.
Берн
До поездки был куплен путеводитель Томаса Кука по Швейцарии. Там есть маршруты пешеходных прогулок по основным городам. Воспользовались маршрутом по Берну из книжки. Прошли по главной улице. Много магазинов (цены дорогие), очень чисто на улицах. Тепло +10 градусов, солнце. Безмятежная обстановка. Сразу вспоминается фильм "Семнадцать мгновений весны" и эпизод с профессором Плейшнером в том городе, голос диктора про спокойную от войны Швейцарию звучит в памяти.
Дошли до места, где живут бернские медведи. Медведей не обнаружили. Видимо спят или спрятались где-то.
Прошли по парку по другой стороне набережной, по высокому мосту Кирхенфельдбрюке над речкой подошли к Бернскому Собору. Сам собор был закрыт. Шпиль колокольный покрыт лесами. Реставрация. Но на колокольню можно подняться. По узкой каменной лестнице метров 20 вверх и перед нами первая обзорная площадка. Пофотографировали город. Японский турист попросил сфоткать его на фоне города. Тут поднялись русские туристы в Богнере. С ними была девушка на высоких каблуках. Еле поднялась по лестнице. Была обнаружена вторая лестница еще выше. Забрались еще на 20 метров выше. Панорама города - прекрасная. В хорошую погоду отсюда даже видно Эйгер, Монх и Юнгфрау. Спустились на нижнюю площадку. И тут все церкви Берна устроили перезвон. Здорово. Не дождались окончания концерта. При спуске обратно можно заглянуть внутрь колокольни и посмотреть на огромные колокола. Они ЗВОНИЛИ. Я уши закрыл.
На площади перед собором собрался народ. Стало понятно почему собор был закрыт - свадьба. Жених ждет невесту и нервничает. Приезжает шикарный старинный лимузин из 50-х годов - выходит красавица-невеста. Все скромно, но очень торжественно. Почему-то во время поездок по разным странам, я часто попадаю на различные свадьбы в соборах. Намек, может быть такой?
Дома-коробки с трубами - дровами топят?
Покушали в отличном ресторане Anker-Якорь (Restaurant Brasserie Anker Kornhausplatz 16). Ресторан расположен на площади с фонтаном "Пожиратель детей". Зашли туда случайно, увидев красивое блюдо на рекламном плакате. Найти легко по символу якоря. Обед: второе блюдо + пиво 0.5 стоили около 23 франков. Относительно недорого и вкусно.
Потом дошли до Федерального дворца - тут расположена власть страны. Охраны никакой, гуляй ходи, смотри - сиди в парке. Передохнули и пофоткались. Вернулись на вокзал. Купили домой пирожные «люксембургерли» (они в принципе и в Цюрихе продаются. Только покупать их лучше до прохождения в аэропорту в зону "Дьюти фри" - там они дороже в полтора раза стоят).
Сели на поезд и поехали в Цюрих. Под Берном в окна поезда видели атомную электростанцию. В шутку назвали ее Бернская АЭС. Помешанная на экологии Швейцария половину электроэнергии вырабатывает на горных гидроэлектростанциях, вторую половину - на атомных.
В Цюрихе на ночь решили остановиться в гостинице Welcome Inn в городке Kloten. Номер на ночь стоил 100 франков. Из аэропорта каждые 20 минут в гостиницу возит бесплатный автобус. Остановка между терминалами аэропорта. Ехать минут 10. Из Kloten-а в Цюрих можно добраться на электричке. До вокзала от гостиницы идти минут 5. Ходит электричка каждые полчаса. Гостиница оказалась очень приличная. Большой отель для желающих переночевать одну ночь или тех, кто приехал в Цюрих по делам. Бесплатная бутылка воды и конфетки.
Утром перекусили бутербродами с ветчиной и чаем (купили в супермаркете в Берне), оставили вещи на ресепшене отеля и поехали в Цюрих. Поступили как и в Берне - отправились по маршруту из путеводителя Томаса Кука. Погода - облачность, но дождя нет.
Цюрих оказался большим городом. Впечатлил вокзал - оставлено старинное здание, под ним несколько этажей платформ современного вокзала. Утром на улицах никого - город вымер или еще не проснулся. Попасть в церкви и посмотреть витражи Шагала не получилось - в церквях шли службы.
На кораблике по озеру решили не кататься - холодно было и утром в воскресенье они вроде не ходили. Утром в воскресенье кафе, рестораны и магазины работали только в центре, и то частично. Дошли по путеводителю до кафе Одеон - в нем любили сидеть Ленин, Стефан Цвейг и другие знаменитые личности. Сейчас там любят сидеть гомосексуалисты. Решили там не кушать - перекусили в Старбаксе напротив. Решили отправиться пешком до музея трамваев GPS(47.357766,8.5715 Forchstrasse 260). Единственный интересный музей, который работал в воскресенье - правда работал с часу дня. Шли по карте по вымершим улицам города. Пришли рано. До открытия еще час. Прогулялись по красивому парку с ручьем. Тут много старинных домиков, часть парка огорожена - там гуляют овечки. Овечки в центре Цюриха.
Музей трамваев интересный. Собраны настоящие трамваи Цюриха с начала ХХ века. Можно посидеть в любом трамвае, изучить устройство редукторов и двигателей, спуститься и посмотреть как устроены механизмы под вагоном. Много фотографий старинного Цюриха. По схемам можно изучить как прокладывались маршруты в городе.
Есть огромный макет того, как перестроили центр города. Сверху все оставили без изменений. Под землей построили огромные паркинги, железнодорожные пути.
До вокзала решили поехать несколько остановок на трамвае. Купили билеты в автомате, сели в пустой трамвай. В трамвае неожиданная встреча - познакомились с эстонскими музыкантами из рок-группы Defrage. Группа сейчас популярна в Европе. Вечером у них концерт в Цюрихе, потом через несколько дней концерт в Мюнхене. Есть клипы на youtoube. Когда приехал - послушал их музыку - понравилось.
В этом доме жил Лох
Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа потеряли
На вокзале Цюриха накосячили первый раз - чуть не перепутали платформы и не сели на поезд. В поезде накосячили второй раз - вышли на остановку раньше. В принципе пройти пешком до отеля 2 км не проблема. Но решили не чудить больше - купили билетики по 2 франка и через полчаса на следующем поезде доехали до отеля.
Забрали вещи, трансфертного бесплатного автобуса нет по расписанию. Точнее, он стоит у отеля и без водителя. Пошли узнавать на ресепшене, где бус по расписанию. Сказали, что нет пассажиров, надо резервацию на трансферт делать. Позвонили куда-то. Минут через десять приехал другой автобус - водитель отвез в аэропорт. Расспрашивал по пути как страна, говорю второй раз уже тут - очень все здорово. Рекомендовал покататься на лыжах в Санкт-Антоне.
Без проблем зарегистрировали на рейс до Стамбула, самолет вылетел по расписанию. Покушал и спал до Стамбула.
Стамбул. Внезапная экскурсия
Окно между рейсами в Стамбуле было два часа. Уже ночь. Докупили нужное в дьюти-фри огромного аэропорта. Прошли к гейту с рейсом на Уфе. Народа много - полный самолет. Народ возвращается домой после новогодних каникул. Сообщают, что рейс задерживают на час из-за метеоусловий в Уфе (туман). Ладно ждем. Через час кто-то из пассажиров объявил, что рейс отменили (из Уфы испуганные родственники позвонили и пришли смс-ки от турецких авиалиний). У народа началась легкая паника. Я сижу спокойно - турки что-нибудь придумают. Через некоторое время приходит служащий. Рейс переносится на завтра на 9 часов вечера. Говорит: "Все выходим из зоны вылета. На сутки разместим в гостинице. Довезем на автобусе." Кто-то отказался ехать в гостиницу - решили в аэропорту остаться в зоне, где гейты. Остальных провели через турецких пограничников. Поставили штамп в паспорт. Собрали посадочные, народ расселся у бара перед выходом. Рядом окошка турецких авиалиний. Народ возмущается, негодует. Кто-то открыл алкоголь из дьютифри и стал бухать. Кому-то завтра на работу, кто-то с малыми детьми. Я был в общем доволен, на работу 7-го и 8 января не нужно. Хотел, чтобы поселили в гостинцу в доступности общественного транспорта до исторического центра. Еще переживал из-за купленного в дьюти-фри коньяка. Если при повторном досмотре его отнимут, потери будут невосполнимы. Выпить его тоже не могу - у меня в аэропорту машина и столько алкоголя я не осилю. Пауза длилась минут 40. Потом подъехали автобусы. Со списком, напечатанным на принтере, вышел представитель авиакомпании, раздал обратно посадочные и стал сажать в автобусы. Получилось четыре больших автобуса.
Довезли до гостиницы минут за 15-20 по ночному Стамбулу. Гостиницей оказался огромный Akgun Istanbul Hotel 5*. Номер с завтраком стоит 120 Е. Номера огромные, ванная, тепло в номерах. В гостинице есть все: красивые интерьеры, ресторан, спа-центр бесплатный, фай-вай бесплатный, бассейн. Раздали карты-ключи от номеров, сказали, что выезд в аэропорт планируется в 8 вечера и сообщили время, когда будет работать ресторан - бесплатное питание три раза. До народа стало доходить, какое им счастье свалилось нахаляву. Работники отеля тоже, похоже, были рады такому неожиданному наплыву посетителей за счет авиакомпании. Поднялись в номер легли спать.
Утром выяснили, что гостиница находится недалеко от исторического центра - несколько остановок на трамвае. Позавтракали плотно (завтрак был отличным), обменяли резерв в 50 Е на турецкие лиры и отправились в центр. В Стамбуле я уже был. Решил осмотреть то, что не удалось посмотреть в первый раз (дворец турецкого султана). Погода - пасмурно. Вокруг гостиницы уфимские пассажиры уже начали изучать окрестности. Пошли на трамвайную остановку вдоль древней крепостной стены.
Начался дождь со снегом. С помощью паренька-дежурного на остановке трамвая купили жетоны - автомат по продаже глючил.
Проехали на остановку дальше от "Султанахмет" - прогулялись по парку и посмотрели на Босфор зимой. Дошли до Софии.
Был понедельник - София была закрыта, погрелись в кафе и спустились в Цистерны.
В подземных Цистернах летом холодно, а зимой тепло. Потом отправились во дворец султана.
Чтобы не стоять в очереди, сэкономить лиры - купили билеты по карточке в автомате. Дворец огромный. Турки приводят его в порядок. Реставрируют. Коллекция оружия, драгоценностей, часов, тронов и одежды турецких султанов. Холодно. Пошли в гарем. Проход туда - отдельная оплата. Гарем более-менее отремонтировали. После дворца прогулялись по Ипподрому. В Голубую Мечеть не пошли. Сели на трамвай и поехали в гостиницу греться. Снег усиливался. Стамбул заваливало. Видимо накануне кто-то очень хорошо выпил за снег. Зашли в маленький турецкий супермаркет Carrefour. Купили воду и еще какую-то мелочь на оставшиеся лиры. Заметил, что в магазине не продают алкоголь - даже пиво не продают.
Пришли в гостиницу. На ресепшене сказали, что возможно рейс перенесут еще на сутки из-за погоды в Стамбуле. Поднялись в номер и погрелись в ванной. К семи спустились на ужин - сообщили, что через полчаса срочно выезжаем в аэропорт. Быстро поужинали, собрали вещи. По факту выехали на полчаса позже. Вроде никого не потеряли в Стамбуле, хотя возможно "отряд не заметил потерю бойца".
В автобусе общались с пассажирами рейса. Кто-то кушал и спал после многочасового перелета из Канады, кто-то бухал, кто-то не вылезал из спа-центра. Один товарищ посмотрел на карту в отеле и пешком прогулялся до Султанахмета и потом вернулся пешком обратно.
Стамбул продолжало заваливать снегом.
В аэропорту обменяли посадочные на новые. Охрана пропустила купленный до этого в дьюти-фри алкоголь без вопросов, лишь бы были чеки. Рейс еще задержали на час. Наконец вылетели.
Выводы.
Если вы не были в Церматте - то туда нужно съездить хотя бы один раз. Поездка на НГ имеет свои преимущества - гарантия снега, красивая природа, два региона разделенные высоким хребтом (Церматт и Червиния) - по погоде можно выбрать где лучше кататься, одинаковые весь сезон цены на скипасс, приличная публика, немного народа даже в самый пик сезона.
Поеду ли я туда еще раз? Возможно, в Червинию неплохо бы было на несколько дней заехать, совместив с поездкой по Аосте. Возможно, и в Церматт съезжу. Возможно, осенью на открытие сезона или весной на закрытие.
откуда Вы взяли такой перевод? :)))