Ой, беда! Так и хочется воскликнуть, высоко вскинув руки после прослушивания прогноза погоды, неважно по какому каналу или радиоволне. «В столице установилась плохая погода – наступили сильные морозы» или «Аномальная жара держит в напряжении весь город». Мы постоянно слышим какую-то патологическую неудовлетворённость небесной канцелярией: если жарко – плохо, холодно – ещё хуже, около нуля – промозгло, дождливо – сыро, солнечно – жди ожогов или перегрева. Всё плохо! Я уже и не помню, когда последний раз слышал от комментаторов что-нибудь типа: «Установилась хорошая погода, которая порадует нас ещё несколько дней». А ещё практически всем комментаторам надоел снег и они с нетерпением ждут весны и тепла… Даже уже в декабре. Такое ощущение, что наших дикторов набирают где-нибудь в Африке и снег для них – есть явление апокалиптическое и экстремальное. Для нас же, людей выросших в средней полосе, зима – это время радостное, время, которое ждут. Те, кто смотрит на зиму иначе, может дальше не читать эту статью, ибо всё равно она будет ему непонятной.
А мы поговорим о том, как можно порадовать себя и заодно укрепить здоровье зимой на свежем воздухе. Сразу отметём новомодные веяния типа катания на снегоходах, лошадях, джиппинг, борд-кайтинг и прочее. Во-первых, это пока ещё мало распространено, во-вторых, статья будет такой же нескончаемой, как сибирские товарные составы. Рассмотрим более-менее классические и распространённые зимние забавы: лыжи и сноуборды. Начнём с более древних лыж. Вообще лыжи делятся на две большие категории: лыжи беговые и лыжи горные.
Когда люди стали использовать лыжи – точно неизвестно, наверно, когда впервые познакомились со снегом и поняли, что на снегоступах далеко не уйдёшь. Тогда и появились первые прародители беговых лыж. Вообще, занятие беговыми лыжами является самым полезным и безопасным по сравнению со всеми прочими лыже-бордными видами. Тут и сердечнососудистая система и мышцы практически всего тела задействованы. В нынешнее время беговые лыжи можно разделить на охотничьи, кросс-кантри (туристические), классические (прогулочные) и коньковые.
Классический ход наиболее простой, дети обучаются ему уже на втором году жизни без всяких проблем. Главная особенность техники – научиться скольжению. Смысл «классики» — погулять по красивому зимнему лесу, насладиться морозным воздухом. Нужна лыжня или желание её проложить (благо особых трудностей в этом тоже нет). При всём при этом заряд бодрости и физической нагрузки можно получить очень хороший.
Коньковым ходом занимаются обычно те, кто любит скорость, кому недостаточно просто любоваться красотами. Техника почти такая же, как и при катании на коньках (отсюда и название), за исключением того, что задействованы ещё и палки, которыми придаётся значительное ускорение. Коньковый ход очень энергозатратен по сравнению с классическим, но и скорость на порядок выше. Для «конька» нужна трасса, которую самому, в отличие от лыжни, не натопчешь. Для обустройства таких трасс существует специальная техника. В принципе, можно использовать снегоходные дороги, снежные дороги, поверхности замёрзших озёр, где рыхлый снег сдут ветром. Иногда в марте месяце после оттепели может ударить морозец, и тогда все леса и поля становятся годными для конькового хода – снег жёсткий и плотный.
Охотники и туристы в чём-то очень близки: и те, и другие перемещаются не особо торопясь, несут груз, а зачастую ходят-бродят не один день.
Лыжи кросскантри (туристические) обычно более технологичны, соответственно, дороже охотничьих и в некоторых моделях имеют возможность фиксации пятки для того, чтобы турист смог спуститься с горы или сопки. Понятное дело, что ни о какой подготовленной трассе или лыжне речь обычно не идёт. Ход, естественно, применяется классический. Особенность техники — передвижение по глубокому снегу и удержание баланса при высоком центре тяжести (спасибо рюкзаку). Смысл — настрелять добычи (если вы охотник), побывать там, где нет и следа человеческой души, насладиться дикими красотами (если вы турист).
Ну и, конечно, горные лыжи. Исторически они появились не так давно – порядка ста лет назад, но завоевали огромную популярность по обе стороны океана. Катание на горных лыжах можно очень грубо разделить на следующие категории: трассовое катание, внетрассовое катание, лыжная акробатика (по большому счёту сюда следовало бы отнести ещё и прыжки с трамплина, но это самостоятельный вид спорта). У каждого из этих трёх видов есть свои многочисленные почитатели. Кататься на подготовленных трассах предпочитает большинство. Во-первых, это проще; во-вторых, это безопаснее (на трассах обычно меньше неожиданностей, чем вне трасс, а также зачастую трассы имеют ограждения, указатели; да и спасателям проще и быстрее находить пострадавшего) и в третьих, при уверенном уровне катания спуск по трасе быстрее (на единицу пройденного пути).
Смысл трассового катания у каждого свой: тут есть и любители скорости, и «технари», и просто тусовщики. Каждый находит свои прелести катания. Немаловажным является и тот момент, что по трассе можно кататься и при невысоком уровне мастерства (если, конечно, не ломиться с крутых спусков), а вот внетрассовое катание и акробатика для людей неподготовленных категорически противопоказаны. Для того, чтобы кататься на горных лыжах, нужно иметь по минимуму лыжи с ботинками и палки. Такой комплект для начинающего в приличном состоянии может обойтись вам в 6 тысяч рублей, ну, а если рассматривать новое оборудование, то верхнего ценового предела не существует. В оптимуме необходимо также иметь шлем, очки и горнолыжный костюм. Что нужно освоить, чтобы чувствовать себя более-менее комфортно на склоне: 1) конечно, торможение. Нет ничего более ужасного, чем безумные глаза летящего в клубах снега лыжника (сноубордиста), который не может контролировать свою скорость! 2) ходить «на кантах». Это подразумевает, что вы можете правильно переносить центр тяжести с лыжи на лыжу и ваш поворот на склоне обеспечивается карвом лыжи (карв — это такая геометрия лыжи, при которой нос и хвост лыжи значительно шире середины). Иными словами, лыжа сама повернёт, если вы на неё правильно надавите. Освоив это, вы можете уже ехать туда, куда вы хотите и именно так как вы хотите. Также у вас появляется возможность увернуться от граждан, не освоивших пункт номер один.
Внетрассовое катание имеет своих многочисленных поклонников, но их значительно меньше, чем тех, кто катается по трассам. Здесь есть две главные причины: нужно уметь очень хорошо кататься, потому, что техника катания совершенно другая чем на трассах и нужно иметь то, на чём кататься. Лыжи для такого катания очень сильно отличаются от лыж для трасс: тут и другая геометрия, и ширина с длинной, да и выгнуты лыжи в другую сторону – коромыслом (носами вверх). Кроме лыж обязателен рюкзак (если есть противолавинный, то вообще замечательно) с лопатой – дабы откопаться, если глубоко засядешь в сугробе. Смысл внетрассового катания – адреналин самого высокого порядка. Спуск по заснеженным лесам, так, что от лыжника из снега порой виден только шлем, прыжки со снежных обрывов – вот то чем привлекает внетрассовое катание, которое ещё называют фрирайдом. Следует отметить, что этот вид катания очень травмоопасен, поскольку никто не предупреждает, где ждёт камень или дерево, не говоря уже о возможных сходах лавин. Кататься в одиночку тоже не рекомендуется.
Акробатикой занимаются самые продвинутые спортсмены или, как их сейчас модно называть, «райдеры». Любителей тут почти нет. Лыжная акробатика — это прыжки на лыжах с трамплинов, горок и прочих естественных и искусственных препятствий и выделыванием различных пируэтов в воздухе. Народ долгое время проводит на батутах, чтобы чувствовать себя в воздухе уверенно. На это красиво смотреть, но стоит сто раз подумать, прежде чем пробовать самому.
Пожалуй, самым молодым зимним видом спорта является катание на сноуборде, или доске, по-русски. Молодежь любит сноуборд, однако травматизм у сноубордистов значительно выше, чем у лыжников. Риск травмы головы от двух до шести раз выше у сноубордистов в сравнении с лыжниками. Но, в отличии от лыжных креплений, все сноубордические крепления спроектированы таким образом, чтобы не отсоединяться при падении. Фиксированное положение ступней снижает количество травм, например, процент травм коленей на сноуборде 15%, в отличии от лыжных 45%. Это объясняется тем, что лыжи не очень позволяют падать на спину и вперёд, когда страдает именно голова, а только вбок, в то время как сноуборд – с точностью наоборот. По словам специалистов, обучение сноуборду сложнее, чем лыжам: если в три года ребёнок спокойно может кататься на лыжах, то обучение катанию на доске рекомендуется начинать не ранее 7 лет (хотя есть, конечно, и исключения), связано это с особенностями развития детской моторики. Всё вышесказанное никоим образом не говорит о том, что сноуборд чем-то хуже лыж.
Опуская тонкости сноуборда, можно отметить, что очень грубо сноубординг можно разделить по тем же принципам, что и горные лыжи: трассовое катание, внетрассовое (фрирайд) и акробатика (фристайл). При всём многообразии досок можно выделить два основных типа: узкие доски для скоростного спуска (у которых один конец обрублен, а крепления сильно развернуты в одну сторону, ботинки жёсткие) и доски все прочие во всём их многообразии. В первом случае сноубордист может уверенно ехать только в одном направлении, но зато достаточно быстро. Такие доски используются только на подготовленных трассах. Во втором случае сноубордист может менять стойки и двигаться то левым плечом вперёд, то правым. Это особенно ценно для внетрассового катания.
Ну, и наконец, самый главный вопрос: где кататься. Для беговых лыж, в принципе, нужен только снег и тогда кататься можно где угодно. В Москве и Подмосковье есть целый ряд цивилизованных мест катания, равно как и «дикие» лыжни. Издавна славится лыжня в Красногорске.
Для горных лыж и сноуборда помимо снега нужна ещё, как минимум, гора. А поскольку количество мест, где есть достаточные возвышенности для катания, не так распространены, как места, где просто есть снег, то горнолыжникам и сноубордистам приходится отправляться в дорогу, чтобы найти нормальное катание. Наиболее интересным решением было бы ехать в Европу, которая славится своими горнолыжными курортами. Неплохая горнолыжная инфраструктура присутствует в Северной Америке, но ехать туда далеко и, соответственно, дорого. В России на первое место можно поставить регион Кавказа, однако уровень сервиса и качество склонов при почти одинаковых ценах с Европой, оставляет желать лучшего. Чтобы начать кататься, жителю столицы не обязательно сразу ехать в горы. В Москве и Подмосковье существует ряд горнолыжных комплексов. В самом городе можно покататься на Ворбьёвых горах, в Крылатском, на Нагорной (Кант), есть ещё несколько мест. Под Москвой все основные склоны сосредоточены на Дмитровском шоссе: Яхрома, Волен, Степаново, Сорочаны, клуб Тягачёва.
Год от году количество любителей лыж и сноуборда растёт, открываются новые горнолыжные комплексы, реконструируются старые. Открываются горнолыжные школы в крупных городах, а в Москве даже появился круглогодичный горнолыжный склон. Если всё будет развиваться нормально, то в скором времени и цены станут более разумными, а качество склонов и услуг улучшиться. Так что, да здравствует зима!
Комментировать