После неполного предолимпийского и олимпийского сезонов 2013 и 2014 гг, на Розе Хутор и полной зимы в Сочи 2015 я решил, что стоит рвануть в Альпы. Видео с работы на олимпийских трассах во время Игр до сих пор не готово, а видео из сезона 2015 лежит тут:)
История о том, как я попал в Шамони на весь сезон долгая и запутанная, и если будет интересно я могу посвятить этому отдельный пост.
Если коротко, то 18 декабря 2015 г. я вылетел в Женеву. Одной из главных целей нового сезона была практика французского языка, однако, почти сразу по приезду до меня дошли слова одной француженки, которая перед моим отъездом из Питера сказала, что Шамони — это не Франция. Здесь настолько много британцев, что зачастую чувствуешь себя в центре Лондона. За вечер можно не услышать французской речи. Француз может придти в ресторан или магазин и не сможет объясниться с продавцом на родном языке. На втором месте, пожалуй, скандинавские туристы и сезонные работники. Причем норвежцы и шведы отличаются от других работников тем, что они просто приезжают кататься на сезон, не утруждая себя работой на горнолыжном курорте :)
Приятным бонусом для меня стал сезонный скипасс за 300 евро, который действовал во всей долине, в том числе на Aiguille du Midi, верхе Grands Montets и т.д. Обычная цена для сезонного работника 450 евро, причем это скипасс без Aiguille du Midi и прочих радостей
18 декабря 2015. Вид из окна идеальный, на склоны Бреванта, но снежный покров не радует
Шамони — это городок в большой долине, в которой фактически есть 4 официальных зоны катания не соединенных между собой. От одной части долины, курорта-побратима Красной Поляны под названием Les Houches до другой, курота Le Tour – Balme на самой границе со Швейцарией около часа на автобусе, не считая времени на пересадку. Поэтому, если вы хотите покататься везде, то стоит выбирать жилье поближе к центру Шамони , недалеко от автобусной станции Chamonix Sud или Chamonix Centre. Мне несказанно повезло, что меня поселили в 2 минутах ходьбы от подъемника Aiguille du Midi 3800 метров и в 2 минутах ходьбы от автобусной станции. Идеальное расположение. Все автобусы и поезд в долине бесплатные со скипассом или с картой гостя отеля, однако по факту их спрашивают только в поезде.
Чудо природы в Шамони, замерзшие ледяные желобы от дождя, в которых нереально сложно поворачивать
Снег. Местные жалуются на недостаток снега в последние сезоны. 18 декабря 2015 г, когда я оказался в Шамони, склоны выглядели удручающе, последний и единственный снегопад прошел 3 недели назад. Естесственно в последующие 2 недели я основательно подубил скользяк своих 2 пар лыж. Количество открытых трасс было на уровне 30%. К новому году начался снегопад, который продолжался почти неделю. Снега было действительно, что называется не съесть и ребята, которые не были заняты работой врывались как могли. Эти ребята зажгли на полную катушку в Brevent, в 10 минутах от моего дома, например
К сожалению я не был в их числе. Открыли даже трассы, которые спускаются в сам город, в курортах Brevent и Flegere что случалось раза 4 за сезон. В курорте Grands Montets такая трасса действует на протяжении всего сезона, так как оснащена снежными пушками.
Однако, в перерывах между работой мне удавалось спускаться вниз в долину с первой очереди Aiguille du Midi, где есть несколько известных кулуаров.
https://www.youtube.com/watch?v=rUwgl6fy_fk
Фрирайд. Тут обычно пишут избитую фразу, о том что Шамони — это мекка фрирайда и альпинизма, что само по себе не далеко от истины. Количество пуходавных лыж, сплитбордов, скитурных лыж на человека зашкаливает. К слову на соседнем курорте Межев, на коорый я с дуру сунулся со своими Salomon Rocker 122, на меня смотрели как на инопланетянина, за день я не встретил ни одного фрирайдера или скитурщика.
С одной стороны — это хорошо, так как есть на кого посмотреть и чему поучиться, а с другой — пухляк в доступности от подъемника съедается моментально — еще быстрее, чем на Роза Хутор. В этом смысле Курмайор в Италии, который находится прямо в соседней долине, намного интереснее, говорят, что фрирайд там катают значительно меньше, при том что рельеф там такой же нереальный как в Шамони.
В регионе Верхняя Савойя, где находится Шамони, для фрирайда практически нет никаких ограничений. Хотите пойти скитурить при 4 баллах лавинной опасности - пожалуйста. Хотите кататься с подъемника Plan d'Aiguille, где нет никаких трасс -пожалуйста, вас никто не остановит. В какой-то газете в статье про фрирайд прочитал: "франция - это не США, Здесь свобода передвижения является одной из основных ценностей нашего общества"
В Шамони традиционно проходит этап FWT, который является одним из главных событий сезона для городка. Традиционно используют склоны курорта Brevent - Flegere, моего любимого региона для off piste.
Кроме того, в Шамони проходит этап FWQ, о котором я ,к сожалению слишком поздно узнал и не успел зарегистрироваться. Пришлось довольстоваться просмотров проездов других. Особенно запомнился паренек, который мочил дропы на телемарковых лыжах.
К сожалению по краткосрочной визе мне можно было оставаться в Шенгене только 90 дней, которые я использовал полностью до последнего дня, хотя мой скипасс действует до конца мая..
Но ничего, сезон продолжается, впереди New Star Camp в Сочи и Knibiny Open Cup на севере, а там может еще что-нибудь наклюнется... :)
PS. Находясь под впечатлением всем известного видео, я попытался смастерить что-то подобное с GoPro, думаю смысла работать над улучшением конструкции нет, так как уже в мае можно будет купить или самому изготовить такое изделие, когда автор выложит чертежи в открытый доступ.
PPS. В следующем посте я расскажу о парках долины Шамони в сезоне 2016 и почему парковые лыжи сюда можно не брать