Наше путешествие продолжалось. По мере удаления от Кировска время постепенно замедлило свой обратный ход и как будто остановилось, зависнув в одной точке, принеся с собой долгий, нескончаемый день — Одно Большое Сегодня...
Заполночь. Мы сидим в кают-компании «Скутума», нашего корабля-гостиницы.
— Ух ты, у вас тут совсем белые ночи! — киваю я на дневной свет, падающий из иллюминатора. Алексей, наш дайв-инструктор, произносит строго и многозначительно:
— Это у вас там, — небрежно показывая куда-то в сторону юга, — белые ночи. А у нас здесь — полярный день. Ясно?
Ясно, ясно, чего уж тут неясного... Это Север, детка.
Двести с небольшим километров пути от Кировска до Мурманска порадовали хорошим дорожным покрытием и наличием какой-то цивилизации вокруг.
Заметный контраст с предыдущим отрезком пути по Карелии, когда одним из ярких дорожных впечатлений стало сообщение навигатора: «Проедьте более 500 км...», и это означало, что на протяжении ближайших полтыщи верст НИЧЕГО не будет происходить. Ощущение одиночества на просторах карельских болот усугублялось тем фактом, что до ближайшей заправки могло оказаться 150 км., да и та была закрыта на часовой перерыв.
На Мурманск у нас были скромные планы: быстро облететь город и посмотреть на ледокол «Ленин», если повезет — зайти внутрь. Повезло. Приехали на Морской вокзал как раз к началу единствнной в тот день экскурсии (свободного входа на корабль нет). Родоначальник отечественного атомного флота и вообще первый в мировой истории надводный атомоход закончил свою успешную 30-летнюю карьеру в 1989 году, с тех пор находится в Мурманском порту на вечной стоянке.
Внутри экспозиция пока неполная, потихоньку — из-за скромного финансирования — ведутся реставрационные работы, но все равно, побывать там очень интересно. И наконец-то я поняла, как устроен атомный реактор! :)
Кстати, на наши вопросы об авариях и радиационной безопасности экскурсовод бодро ответила, что за всю историю на «Ленине» аварий не было. А Википедия говорит, что было две: в 1965 и 1967 годах, и все ядерное барахло после этого затопили в заливе Цивольки у Новой Земли. Так что, кто соберется там поплавать — вы это, поаккуратнее...
После звонка в Лиинахамари, конечную точку нашего сегодняшнего путешествия, выяснилось, что все ушли в море, вернутся вечером, а без сопровождающих мы не сможем попасть на приграничную закрытую территорию. Так у нас образовалось еще полдня на осмотр Мурманска.
Едем к мемориальному комплексу памяти моряков, погибших в мирное время. Здесь невозможно не вспомнить «Курск». Не знаю, как для кого, но для меня те десять дней отчаянья и бессилия стали настоящим потрясением... А потом было сказано: «Она утонула», и эти два простых слова по сегодняшний день определяют мое личное отношение к действующей власти.
Из списка на мемориальной доске выясняем, что «Курск» занимает печальное второе место по количеству погибших при авариях на отечественных подлодках в послевоенный период. Еще более страшная беда случилась в январе 1962 года с подлолодкой Б-37, тоже в Баренцевом море, в Полярном, когда на стоящем у причала судне произошел пожар и взрыв всего боезапаса. Погибли 122 человека: все, кто были на Б-37, а также на пришвартованной рядом С-350, где от взрыва повредились два носовых отсека, плюс около 50 человек накрыло на берегу...
Рядом, на горочке, как часть мемориального комплекса — бело-голубая церковь Спаса-на-Водах. Захожу, встречаюсь взглядом с Николаем Чудотоворцем — покровителем моряков и прочих путешественников, молитв не знаю, но шепчу про себя что-то неформальное... В тот момент еще не предполагаю, что не пройдет и трех дней, как мне ответят...
Поднимаемся на самую высокую сопку над Кольским заливом, к памятнику «Алеше». Оттуда отличный вид на весь город. Мурманск абсолютно лишен гламура, несмотря на солнечную погоду — серьезен и даже суров, одним словом, город-порт, ничего лишнего. Порт доминирует над городом, формируя основной визуальный и звуковой ряд. Удивительное дело: в городе, где столько военных моряков, нет набережной! Где же они, красавцы в парадных мундирах, прогуливаются по праздникам под руку со своими очаровательными дамами?
Перед отъездом успеваем заскочить в режимную зону, посмотреть издалека на единственный отечественный авианосец Адмирал Кузнецов (громадина!!!) Фотосъемка запрещена, делаем снимок из-под полы...
...и отправляемся дальше на север, в Лиинахамари, русский поселок с финским именем (ударение на третье а), о существовании которого мы не подозревали еще месяц назад.
Интересна судьба этого поселка, который начинал свою историю в составе Российской империи, затем многократно переходил из рук в руки от финнов к русским и обратно. Во вторую мировую войну Германия имела в Лиинахамари ключевую на северном побережье военно-морскую базу, основной путь для вывоза никеля и опорную точку для борьбы с арктическими конвоями союзников. В 1944 году Финляндия подписывает с нами перемирие с передачей Лиинахамари СССР и через месяц советские войска захватывают порт и поселок.
В послевоенные времена — это крупная военно-морская база и база подводных лодок, живой городок с несколькими школами и активной культурной жизнью, сейчас — полузаброшенный, полуразрушенный депрессивный населенный пункт, коих десятки вокруг... Забавная картинка с натуры: в явно нежилом многоквартирном доме с признаками необратимой разрухи — свежевставленные пластиковые окна. Удивляемся: Зачем? Местные объясняют с ухмылкой: надо было освоить бюджет...
Всё вокруг Лиинахамари: и земля и побережье, — буквально нафаршировано далеким и не очень прошлым. На протяжении многих километров на подъезде к поселку — многочисленные мемориальные комплексы: автомобилисты сигналят, проезжая мимо.
В бухте лежат обглоданные морем, проржавевшие скелеты кораблей и полуразложившиеся останки подлодок, все окрестные горы и пригорки испещрены сохранившимися оборонительными сооружениями. В округе все еще находят снаряды, гильзы и прочие военные сокровища. Многие здания и сооружения, построенные немцами, используются до сих пор. Говорят, они уходили без боя, и потому почти все сохранилось. Полуостров Немецкий — просто музей под открытым небом, к сожалению, из-за недостатка времени остался недообследованным, есть повод вернуться.
Но, пожалуй, самое загадочное сооружение времен войны — это так называемые кольца. В этот раз дойти до них не удалось из-за глубокого снега. По рассказам местных жителей знаем, что кольца — это четыре бетонных сооружения внушительных размеров непонятного предназначения, полностью или частично затопленные. Что интересно, находятся они на холмах, значительно выше уровня моря, но все попытки спустить или откачать воду не увенчались успехом. Объекты представляют огромный интерес для дайверов, но многочисленные попытки исследовать внутренности колец также не принесли результата: узко, погружаться надо без баллона за спиной, плюс взвесь на стенках: малейшее движение ластой моментально снижает видимость до нуля.
Вот как это выглядит (фото не наше).
О природе этих колец существует несколько версий: от более-менее правдоподобных (недостроенные батареи, стартовые площадки для ракет, брошенные немцами при отступлении) до просто-таки фантастических: фашистская база дисколетов для перевозки тяжелой воды, которую получали там же, или еще круче: место строительства летающих тарелок, над которыми якобы работали лучшие немецкие умы из организации Аненербе в сотрудничестве с саамскими шаманами.
Дело в том, что места вокруг Лиинахамари считаются мистическими: там как будто проходят какие-то особые энергетические жилы, залегают нереально мощные кварцевые пласты, из камней сочится вода, и находят так называемые сейды: сооружения из камней, которые стоят на земле и друг на друге вопреки всем законам всемирного тяготения. Так вот, по версии одного из краеведов, именно эту альтернативную энергию пытались использовать гитлеровские спецы для поднятия в воздух каких-то летательных аппаратов нового поколения...
Одним словом, тема военных тайн Лиинахамари осталась нераскрытой. В следующий раз нужно вернуться непременно летом и рассмотреть все в подробностях!
В Лиинахамари нас встречает Алексей, инструктор дайв-клуба, парень под два метра ростом и явно в прошлом имеющий отношение к военной службе в каких-то непростых подразделениях. Он сопровождает нас через пограничные кордоны, все проходит гладко, документы «правильные». С удивлением обнаруживаем, что номер его машины точно такой же, как у нас.
Приезжаем на корабль «Скутум», наш плавучий дом на ближайшие три дня, ближе к полуночи, и там нас ждет сюрприз: дайверы из Карелии щедро угощают нас на ужин мясом крабов!
Какое там «на ночь есть вредно!» На грани белковой интоксикации, волевым решением прекращаем эту вакханалию и идем спать. Завтра — день погружений.
Между тем, организм, обалдевший от Большого Сегодня, спать при свете отказывается. У него, понимаете ли, день. Кое-как договариваемся хотя бы на четыре часа сна...
На следующий день дайв-чек, и две отличных прогулки в открытом море на 33 и 25 метров с ребятами из Карелии. Под водой: стада бегущих по дну камчатских крабов (бегают почему-то боком)), абсолютно мультяшные отдельные крабьи персонажи, сидящие на камушках, и жующие рыбу, зажав ее клешней, куча гребешков, актинии, кустистые ламинарии, колонии морских ежей (их икра — большой деликатес и страшный афродизиак, едят прямо из естественной чашки, разрезав ежа пополам, можно без приправ, она соленая). Ребята охотятся на крабов для ужина, мы привозим знатный улов.
Потом идем на полуостров Немецкий, где у клуба учебная бухта. Первое погружение Бориса. Я волнуюсь на берегу, пытаюсь снимать процесс погружения и окружающие пейзажи. Наконец, возвращаются, все прошло неплохо. Все хотят знать: ну как?? У Бори смешанные чувства: понравилось, но было непросто. Это и понятно: как бывший гребец и пловец, он и тут по привычке пытался активно разобраться с водной стихией, а в дайвинге всё наоборот: надо расслабиться и войти со стихией в гармонию. Но по глазам вижу, что зацепило, и эта история скорее всего получит продолжение. Поздравляем с первым — не простым, а полярным!!! — дайвом! Гип-гип-ура!
В телефоне трогательная смска от Маши Dadakma: «Привезите мне камушков с Баренцева моря». Бодро отвечаю: «Лехко!». Но не тут-то было! Оказавшись на берегу, понимаю, что все камушки — размером с голову... Однако здесь, на Немецком - везет. Попались «мелкие», не крупнее гусиного яйца )) Камушки «живые»: с прилипшими остатками водорослей и какой-то морской плесенью. Маша будет довольна.
На следующий день идем с Алексеем погружаться рядом с мысом Крестовый.
Это мой пятидесятый с чем-то дайв. Опускаемся вертикально почти до 30-ти метров вдоль красивой стеночки с отрицательным уклоном, под нами еще примерно метров 70 — уухх, даже жутковато! Гуляем, гоняем крабов, ха-ра-шо! Тянусь за большой красивой ракушкой, лежащей на камне на 36, 5 м. Компьютер предупреждает, что на этой глубине я могу оставаться только 3 минуты. Послушно поднимаюсь до 32, 30... Жду Леху, он рассматривает что-то внизу...
Вдруг резко наваливается усталость, как будто попала в сильное течение и нет сил грести, начинаю дышать как паровоз. Не понимаю, чем это меня накрыло: энергетический разлом виноват, что ли? Леха подходит через минуту, смотрит внимательно, спрашивает на дайверском языке: «Все ОК?» «Совсем не ОК, — отвечаю, — проблемы, надо всплывать». Медленно начинаем всплытие, дышу, как бригада уставших землекопов, рискуя съесть весь воздух за считанные минуты...
Где-то на середине подъема слышу бульканье в собственных легких. Мой врачебный мозг сообщает мне: «Это отек легких, детка. Ну и, ты понимаешь, — возможно, это пипец».
А то я сама не знаю!
Становится страшно и тоскливо. Дурацкая и беспомощная мысль: что я скажу маме?.. Потом как будто кто-то посторонний говорит: «Главное — не сдохнуть под водой. Есть масса способов сделать это на поверхности. Дыши и постарайся не потерять сознание». Вцепляюсь зубами в регулятор, руками в Леху и в голове только одна мысль: наверх, наверх.
Дальше — как во сне: вижу поверхность воды, небо, всплываю, отбрасываю регулятор: живой воздух! Дышать между тем не получается, отплевываюсь от пены, сквозь кашель пытаюсь сказать Лехе, что все плохо и нужна скорая, он закидывает меня в зодиак, вызывает скорую по рации, я слышу про время ожидания 40 минут, — и отрубаюсь.
Прихожу в себя уже на причале, от того, что во рту опять регулятор. Оказывыается, это кислородный баллон. Вот это да! У Алексея на корабле был кислород! Скорой все еще нет, но в голове немного проясняется, и я вспоминаю, что в первый вечер видела на корабле аптечку и с профессиональным любопытством исследовала ее содержимое. Диктую Боре список, через несколько минут закидываю все найденное внутрь, еще через какое-то время понимаю, что лекарство начинает действовать и что худшее, кажется, позади.
С днем рожденья, что ли?
Приезжает скорая, после небольшой, но оживленной дискуссии фельдшер вкалывает мне все необходимое, и мы уезжаем в больничку города Заполярный, в обнимку с Лехиным кислородным баллоном.
Продолжение следует...
Часть первая.
Часть третья.
Нехрен чёрную икру кружками лопать.