Половину названий из этого списка я раньше никогда не слышала, и произнести-то без ошибок смогла только с третьей попытки, а теперь они впечатаны в мозг несмываемым тату, каждое имеет свой запах и цвет и свою маленькую или большую историю... Шесть тысяч километров пути, полмесяца вдали от всего, к чему привыкли, три мешка дорожных впечатлений...
За день мы свалилились без малого на 700 км. к югу, и Одно Большое Сегодня осталось позади, подарив нам на прощанье абсолютно сюрреалистическое зрелище: встречу двух небесных светил.
После долгих серых сумерек впервые за много дней наступает темнота. Прямо перед нами огромным рыжим диском висит только что взошедшая полная луна. Она похожа на гигантскую, жиррную, вкуссную сырную голову, и даже, кажется, источает нежнейший сырный аромат (а может, мы просто проголодались?)) Мы гонимся за ней, проглатывая километр за километром, а она и не думает убегать, продолжая вальяжно парить низко над самой дорогой, между верхушками деревьев. Решаем сделать несколько снимков, останавливаемся и выходим из машины... Чёрт, наши походные фото-мыльницы не разделяют наших восторгов. Поняв, что фотосессия не удалась, мы поворачиваем обратно к машине и… Ух, ты! За нашей спиной — восход солнца!
Увлекшись разглядыванием сырообразной луны, мы даже не заметили, как небо с противоположной стороны посветлело, надуло свои розовые щеки и вот-вот готово брызнуть первым солнечным лучом... Постойте-постойте, но ведь луна только что взошла, сейчас полнолуние, значит, восход солнца должен совпадать с заходом луны, а вовсе не наоборот... Странно... Или мы утратили чувство времени, или промежуток между восходом и заходом луны необычайно короткий, или это шутки Большого Сегодня... В конце концов, наплевав на астрономию, стоя на пустынной лесной дороге между Солнцем и Луной, мы просто наслаждаемся картинкой, а она потрясающая — поверьте на слово! ))
Кстати, наши норвежские друзья Мортен Харкет & Co неплохо подготовились к нашей поездке: у них оказалось кое-что и на эту тему:
...Where I came from
I forgot too soon...
East of the Sun
And west of the Moon...
Вспомнилась нетленка: «Наши люди в булошную на такси не ездят»,
Глубокой ночью, на последнем стакане бензина, дотягиваем до отеля в Кемиярви, в почтовом ящике нас ждет конверт с ключом от номера, валимся без памяти — спаааать!
Утро радует нас солнечной погодой, отельный ресторанчик балует обильным и разнообразным завтраком (семь рыбных закусок!), осматриваем городок: несколько улиц, современная архитектура, «типовая» кирха — ничего особенного...
Залив полный бак бензина, покидаем Кемиярви, двигаемся дальше на юг. Вскоре проезжаем стелу, на которой написано «полярный круг»: вот мы и покинули Заполярье!
В какой-то придорожной мастерской по изготовлению блёсен обнаруживаем на редкость богатый сувенирный магазин, с удовольствием перебираем всякие забавные штучки и зависаем там (включая кофе с плюшками) почти на час. Всё-таки своеобразное у них чувство юмора! Из приколов: сувенирные леденцы в виде... оленьего кала, внешнее сходство — удивительное, нужно собраться с духом, чтобы засунуть эту «конфетку» в рот ))), на вкус — м-м-м... Оригинал, я, конечно, не пробовала, но рискну предположить, что разница невелика )))
Вдоль всей дороги — олени; в отличие от норвежских, диких, финские — с разноцветными ошейниками. Кто-то, видимо, за ними присматривает. Ходят абсолютно безбоязненно, как наши деревенские коровы.
Едем по идеально ровной и пустой дороге, привычно превышая максимально разрешенную скорость в 100 км./ч., вдруг Борин возглас: «А!!! Что это??? Кто это???» заставляет утопить педаль тормоза в асфальт... Что-то странное слева по курсу: ничего не понимаем, сдаем по дороге назад метров пятьдесят. Действительно, что это? Полное поле людей... Людей??? Что за чертовщина! Это — чучела! Все поле заполнено пугалами в человеческий рост, одетыми в настоящую мужскую и женскую одежду, с комьями земли вместо лиц и пучками соломы и засохшей травы вместо волос... Это пропустить невозможно! Подъезжаем поближе посмотреть, что же это такое. Оказывается, это — художественная композиция, которая называется «Hei People» или «Quiet People» («Молчаливый народ»), автор — известный финский танцор и художник Reijo Kela. Что символизирует — непонятно, более того, прогуглив эту тему, мы выяснили, что автор и не раскрывает своего замысла, предлагая зрителям делать свои собственные выводы... Но могу сказать одно: инсталляция представляет собой по-настоящему жуткое зрелище. Для фото я захожу вглубь «толпы» и принимаю похожую позу. ЭТИ — стоят за моей спиной и молчат, рукава и подолы ИХ платьев развеваются на ветру, ИХ земляные лица бесстрастны... Две минуты кажутся вечностью, сзади накатывает какая-то невероятно мощная минорная волна: смесь холода, тоски и ужаса, — и хочется бежать оттуда куда подальше...
Кстати, несколько подобных инсталляций того же автора можно встретить и в других местах Финляндии.
Ближе к вечеру прибываем в старинный городок Каяани, основанный в середине XVII века, там до сих пор сохранились развалины средневековой крепости, относительно старая центральная часть города, непривычно красивая для финских городов кирха и, на десерт, — восхитительный закат...
Приятная неожиданность: то, что я бронировала под видом обычного отеля, оказалось двухэтажным коттеджем с сауной и полным фаршем, расположенным где-то в парке на берегу озера. Боря подкалывает меня: «Юю-ля, что за хоромы ты нам заказала?! Признайся, детка, сколько это стоит?» Самое смешное, что я не могу вспомнить, сколько! Точно знаю, что мое врожденное чувство меры не могло допустить слишком высокой цены, но поскольку дело было давно, еще в Петрозаводске, да еще и после пивной вечеринки... — маленький жучок сомнения точит мне мозг вместе с Борей. Лезу в почту, проверить подтверждение от букинга. Уф-ф! Спи спокойно, родной: всего 99 евро! ))
Йоэнсуу — славный. Не большой, не маленький. В центре города массивная мрачноватая ратуша в стиле «северный модерн», на набережной — деревянные одно-двухэтажные домишки, украшенные лаконичной резьбой: сдержанная северная архитектура. Чуть дальше — современные многоквартирные дома, даже по фасадам видно, как там все классно внутри! Засаженная с двух сторон березками, Церковная улица — как мост меж двух конфессий: с одной стороны — величественная кирха, с противоположной — аккуратный и уютный православный храм Св. Николая. В относительно небольшом городке непропорционально много торговых центров. Устраиваем короткий радостный шоппинг, затем обед в уличном кафе на городской площади под уже теплым весенним солнышком... Кра-со-та!
Пограничный переход Вяртсилля. На все про все уходит не больше получаса, включая оформление такс-фри. На таможне чеки штампуют не глядя, правда, денег не получить: пункт выдачи находится в 30 км. на финской стороне и уже закрыт. Что ж, получим в Москве.
Добираемся до Сортавалы — города, основанного шведами и в разное время принадлежавшего то им, то финнам, то русским (тогда он носил забавное имя Сердоболь). Непростая история наложила отпечаток на архитектурный облик города: много необычных, интересных зданий, к сожалению, проезжали мы его уже в сумерках, снимать было бесперспективно, поэтому — несколько «чужих» фоток для иллюстрации.
Дорога от Сортавалы до Питера достойна отдельной главы. Представьте себе комбинацию американских горок и самого извилистого из всех виденных вами серпантинов, уберите обочину, уберите разметку, да что там — уберите и асфальт тоже, замените его грунтовой «стиральной доской» и засуньте все это негру в... правильно, во внутренний карман черного пиджака (потому что — ночь!), и вы получите именно ту дорогу, которая доставила нам немало острых ощущений на протяжении почти двухсот километров! Составляя маршрут, мы, признаться, не рассчитывали на такую засаду. Если бы наша машина умела говорить... Хорошо, что она не умеет! ))
Как результат, до Питера мы добрались глубокой ночью, похвалили себя за то, что предусмотрительно выбрали отель на Петроградской стороне, что избавило нас от необходимости ждать, когда сведут мосты.
На следующий день, 9 мая, Питер выманил на свои улицы всех жителей до последнего человека, соблазнив их праздничными мероприятиями и отличной солнечной погодой. Порадовавшись за них и за Победу, мы двинули в сторону Москвы.
Но по пути у нас была Тверь: еще в Кировске мы условились на обратном пути обязательно посетить резиденцию Пауля-Намбервана. ))
В итоге уехали мы только в полночь, зато — о, радость! — не собрали ни в Подмосковье, ни в Москве ни одной пробки. ))
В послепраздничной ночной Москве — пусто, моросит редкий дождь... Мы прощаемся... Что это: дождинки или слезинки?..
Впереди — несколько дней жесточайшей ломки оттого, что всё закончилось, и не надо никуда ехать, от одной и той же статичной картинки за окном и от людей, которых вокруг так много — слишком много! — и никто из них даже не догадывается, как это волшебно — раскрутив стрелки часов назад, перемахнуть через Одно Большое Сегодня и оказаться к востоку от Солнца и к западу от Луны...