Как мы, стоя у подъемника принимаем решения о том ехать сейчас или не ехать по выбранному маршруту вне трасс?
ЖОПА
Но, в основном, мы катаемся в ситуациях, когда у нас не черная и не белая картина, а полутона.
Оказывается, что лавинные гуру проанализировали большое количество лавинных инцидентов и пришли к выводу, что больше чем 90% случаев попадания в лавину - сопровождались тремя из семи ключевыми признаками опасности.
-
Следы свеЖих лавин за последние 48 часов
-
ДОполнительная нагрузка на склон за последние 48 часов (снегопад или ветровой перенос)
-
Предстоит движение по различимому даже новичком явному лавинному очагу
-
На вОзможном транзите есть ловушки рельефа - скалы, деревья, овраги
-
УроВень лавинной опасности 3 и выше.
-
НеСтабильность снега- проседания, образование трещин, ухающие звуки, недобрые шурф-тесты
-
РЕзкое потепление
Книжка переводная анголязычная и там такой метод называется ALPTRUTh. По русски пусть называется “ЖОПНО ВСЁ”
Личный опыт
Этот метод точно для меня, т.к. у меня постоянно присутствует чувство неуверенности по этому поводу. “ЖОПНО ВСЁ” - по задумке авторов книжки - как-раз для таких, как я.
Авторы привели свои примеры, а я проанализировал случай из своей биографии:
Я попал в небольшую лавину в Бормио (Италия) прямо под подъемником. 3 из 7
а.Начал движение от очевидного лавинного очага (заборы лавинозадержания), стартовал ниже них.
b.Были трещины в снегу
с.Шел сильный снегопад
Лично мне повезло, меня захватило на излёте лавины и я оказался в процессе врашения в "барабане" наверху в тот момент, когда лавина уперлась в приподнятую на метр закрытую трассу и меня просто выплюнуло на нее. А так бы...
ЧЕЛОВЕК
Мы можем не заметить факты, идущие в разрез с нашими желаниями и принять к сведению один единственный факт, который укладывается в желаемую схему...
А потом кто-то разбирая наши косяки говорит “Пипец, чего они вытворяли!!!???”.
Рациональное принятие решений включает в себя сбор информации, ее упорядочивание, анализ и выработку окончательного решения. Интуиция - наоборот, является нашей инстинктивной реакцией на какую-то ситуацию. И большая часть того, что мы делаем в течение дня - определяется бессознательным механизмом и делается на автомате, интуитивно. В этом с одной стороны есть большой плюс. Интуиция позволяет быстро ориентироваться в нашем непростом мире.
Именно из-за особенностей этих двух типов мышления, из за того, что интуитивное принятие решений происходит легко и быстро, мы часто подменяем рациональное мышление работой бессознательных механизмов.
Особенно это характерно для ситуаций, где во внимание надо принимать большое количество факторов и неопределенностей. Замешав сюда желание отжечь по нераскатанному снежку, опыт предыдущих успешных проездов и т.д. и т.п., мы поймем, что наши критики, со словами “Пипец, чего они творят!!!???” не так далеки от истины, как может показаться нам на первый взгляд...
-
Жесткий список вопросов, по которому пробегаться каждый раз перед движением по склону. Например тест “ЖОПНО ВСЁ”. Пробежались - 3 или больше. Не едем. Меньше - едем. Авторы пишут еще о нескольких подобных тестах, но им нравится именно этот.
-
Говорим себе: "Хорошо, мочканём, попадём в лавину и погибнем. Что я сделал не так? Что я упустил?"
Задача - обсуждая в группе - обнаружить признаки нестабильности, на которые мы не обращали внимания, потому, что очень хотелось поехать.
-
“Посмертный анализ”. Представьте? что о случившемся напишут люди вконтактике или в фейсбуке? Как ваше решение будет смотреться со стороны? Мы чувствительны к критике окружающих и в таких ситуациях более ответственно себя ведем.
-
Если не помогло - представьте, что будут, при летальном исходе, чувствовать те люди, которых вы очень любите. Большинство подвержено мыслям о том, что с нами лично ничего плохого случится не может, но попытка представить свою смерть - отличная пилюля для борьбы с дурманом желаний.
-
Катайтесь в группе со скептиками. Меньше вероятность того, что что-нибудь будет упущено. Насаждайте демократию в группе, внимательно слушайте все отличные от основной точки зрения мнения - и ни один фактор опасности не будет упущен.
Замерзли и хотим домой...
Первый солнечный день после двух недель снегопада...
В группе есть люди опытнее вас...
Задолбало спорить...
Дорог отпуск, на который копили целый год...
Пролетели пол-земного шара ради спуска...
Авось пронесет...
Если нельзя, но очень хочется - то можно...
Возможно, осознавая желания и то, как работает наш мозг, мы сможем принимать более правильные решения...
(пересказ книжки Лавинный учебник Аллена и Майка, рекомендую ее всю прочитать, есть в магазинах)
Спасибо, Дима.
Интересная точка зрения.
В этом вопросе я отдаю предпочтение интуиции.
И несколько раз она выручала.
Иногда бывает, что всё вроде неплохо, но что-то внутри просто кричит "нельзя!"
А бывает и наоборот.