Объединив усилия с пилотом вингсьюта Питером Зальцманном, инженеры BMW i и Designworks создали настоящий электрифицированный вингсьют. «Когда я стою на горе и смотрю на птиц... внутри меня что-то происходит, я хочу летать, как они», - говорит Петер Зальцманн, профессиональный вингсьют-пилот и австрийский пионер, создавший новый электродвигатель BMW для вингсьюта.
Австриец Зальцманн был одержим полетами с детства: сначала в детстве он прыгал с крыши на матрасы, а затем, в конце концов, стал профессиональным каскадером и парашютистом. Зависть и ревность Зальцмана к птицам – давно известное людям психологическое явление. Один из них - Ричард Браунинг, основатель и главный летчик-испытатель Gravity Industries. «Птицы всегда вдохновляли меня демонстрацией способностей, к которым люди всегда стремились».
Стремление освободиться от оков гравитации и передвигаться в трех измерениях старо, как сама жизнь. Хоть люди лишены способности летать, но награждены воображением и интеллектом. Зальцманн и BMW использовали и то, и другое, достигнув за последние три года успехов в полетах над австрийскими Альпами.
Электронный вингсьют Зальцмана состоит из тканевой перевязки между ног и под руками и пары электрических пропеллеров, прикрепленных к груди для дополнительной тяги. Когда вы прыгаете с горы, вертолета или самолета, воздух надувает костюм и он принимает форму крыла и подъемной силой продвигает вас вперед при падении. Коэффициент скольжения составляет три метра вперед на каждый метр вниз. Но с добавленной тягой и навыками пилота Зальцманну удается набирать высоту.
«Вы можете взлететь, но не только благодаря двигателям. Это также тренировка, тренировка, тренировка и хорошая техника», - говорит он. «Это супер крутое чувство, потому что вы непосредственно чувствуете свои возможности».
Прыгая с вертолета с высоты 3 км, Зальцманн развивает скорость почти 300 км в час благодаря силой тяжести и карбоновым крыльчиткам, работающими со скоростью 25 000 об /мин. Благодаря легкости карбона и алюминия, весь движок, включая литиевую батарею на 15 кВт, весит всего 12 кг.
К Зальцманну присоединяются двое друзей в обычных вингсьютах. «Если я включу двигатели, у них не будет шанса догнать меня», - хвастается он.
Батареи хватает всего на пять минут, что больше, чем при обычных полетах в вингсьюте.
Том Аллемайер, директор по дизайну BMW Designworks, объясняет технические проблемы. «Компоненты силового агрегата и аккумулятор были разработаны для увеличения времени планирования, обеспечения динамического подъема после короткого спуска и возможности для пилота вингсьюта летать дальше, чем когда-либо прежде.
«Нам нужно было найти правильный баланс между мощной силовой установкой при минимальном весе, принимая во внимание физическое состояние и естественные ограничения тела Питера», - добавляет Аллемайер.
Зальцманн часами тестировал прототипы в аэродинамической трубе и за три года выполнил 30-40 полетов.
При проектировании думали о безопасности. «В какой-то момент мы поняли, что основная нагрузка - это не сам полет, а когда Питер тянет парашют - на систему воздействуют несколько перегрузок», - говорит Тобиас Хоффриц, креативный директор BMW Designworks.
Зальцманн разделяет стремление BMW к безопасности, которое стало ключом к вовлечению компании в проект, созданный им более пяти лет назад.
«Я свожу к минимуму все риски, которые есть, кроме одного, который нельзя уменьшить. Нужно просто сказать: «Хорошо, этот небольшой риск по сравнению со всем весельем и радостью», - объясняет Зальцманн.
К сожалению, не все спортсмены-экстремалы проявляют интуицию в отношении безопасности. Согласно данным краудсорсинга, с 2002 года погибли более 170 вингсьют-пилотов, и Зальцманн знал немало людей, которые погибли в первые годы его занятий экстремальным спортом.
Он совершил более 1000 полетов в вингсьюте за 11 лет в этом виде спорта и считает, что большинство несчастных случаев связано с ошибками, которых можно избежать. Вингсьютерам нужно бороться с желанием выйти за рамки безопасного, например, не прыгать при сильном боковом ветре.
Очень важно настраиваться на свои эмоции. «Если я боюсь, я знаю, что что-то не так, и я не прыгаю», - добавляет он.
Зальцманн надеется, что в скором времени будет прыгать в следующей версии электронного вингсьюта, который будет иметь «гораздо большую тягу». Однако маловероятно, что электронные вингсьюты появятся в продаже в ближайшее время.
Человек прошел долгий путь со времени первых крылатых гуманоидов из древнего фольклора, а также прыжка с монастырской башни с импровизированными крыльями английского монаха в 11-м веке.
Монах покалечился после приземления, но если бы он жил сегодня, то был бы поражен достижениями Зальцмана, а также достижениями Ричарда Браунинга из Великобритании, еще одного пионера в сфере полетов человека. Команда Браунинга из Gravity Industries разработала и выпустила свой летательный костюм с реактивным двигателем еще в 2017 году.
В отличие от предыдущих реактивных ранцев типа Bell Rocket Belt 1960-х годов и Майкла Джексона, парящего над толпой на стадионе Уэмбли в 1992 году, эти усилия продолжают набирать обороты.
Пилота приводят в движение пять газотурбинных реактивных двигателей - один больший сзади и два мини-реактивных двигателя на каждой руке. Вместе они развивают 1050 л.с. и 144 кг тяги, развивая скорость под 140 км в час.
Костюм способен достигать высоты 3,7 км, хотя в настоящее время из соображений безопасности он летает близко к земле, над водой или травой
Максимальное время полета - 10 минут, что равно примерно 13 км горизонтальной дальности до дозаправки, но большинство полетов длится 3-4 минуты. Костюм весит около 25 кг, выдерживая нагрузку до 110 кг с пилотом и топливом.
В сентябре 2020 года Служба скорой медицинской помощи Great North провела испытания гидрокостюма в Озерном крае для поддержки поисково-спасательных операций в горах. Во время демонстрации «летающий фельдшер» смог значительно сократить время реагирования на раненых в отдаленных местах. Это последовало за штурмовыми испытаниями «летающей морской пехоты» с ВМС Великобритании в 2019 году.
Помимо тестирования костюма для практических, нишевых вариантов использования, основным источником дохода для компании являются развлечения, что позволяет продолжать исследования и разработки.
В 2021 году должна быть запущена следующая версия гидрокостюма. Браунинг утверждает, что он будет более компактным, легче летать с гораздо более быстрым пуском, большей грузоподъемностью, большим запасом топлива».
Браунинг также изучает возможность использования аккумуляторных батарей и водорода, а также интегрирует крыло в будущие версии костюма.
В будущем технологии вингсьюта и реактивного ранца могут объединиться для создания более полных и эффективных возможностей личного полета - реактивных самолетов для вертикального взлета и посадки (VTOL) и аэродинамического полета для более длительных периодов горизонтального движения.
Также в планах Gravity Industries на 2021 год - международная серия гонок на гидроциклах (отложена из-за пандемии). В последние три года гидрокостюм уже успешно демонстрировался публике на более чем 90 живых мероприятиях. Компания утверждает, что охватила более миллиарда человек в Интернете. Так что выход на арену экстремальных видов спорта с гонками выглядит вполне успешно.
Популярность экстремальных видов спорта, таких как катание на горных велосипедах, вингсьютинг и парапланеризм, растет на воздушном шаре.
Это доказывает увеличение продаж оборудования для авиационных видов спорта (включая вингсьюты), рост на 20% числа прыжков с парашютом в США с 2000 года и ежегодный прирост на 7% рынка страхования для экстремальных видов спорта до 2026 года (анализ до Covid) .
Тенденция может еще усилиться в связи с ограничениями, которые позволяют бОльшему числу людей заниматься отдыхом на природе, открывая для некоторых возможность заниматься экстремальными видами спорта. Хотя ограничение международных поездок может внести изменения.
Решающую роль в популяризации экстремальных видов спорта сыграли YouTube и другие социальные сети. Видео с вингсьюта стали вирусными и собрали миллионы просмотров. Мировой рынок экшн-камер стремительно вырос в 2010-х годах и, по прогнозам, будет расти на 16,6% ежегодно до 7,3 млрд фунтов стерлингов к 2026 году.
Так что экстремальный спорт - это большой бизнес, и он быстро развивается. А вместе с этим появляются возможности для инвестиций и НИОКР. Это важнейший двигатель прогресса в области персональных летных технологий, который в ближайшие десятилетия может привести к переходу на транспорт и общество в целом.
Общество воссоединяется с природой через приключения, а экстремальные виды спорта позволяют нам развивать птичьи способности.
Какие психологические факторы, дарованные нам эволюцией, стоят за экстремальными видами спорта? Зальцманн отвергает распространенное мнение о погоне за кайфом как главном мотиваторе. «Мне не нравится выражение «выброс адреналина», я не тот парень, который сильно кайфует после прыжка, который говорит «ого, это как наркотик». Речь идет о чувствах, и, как и в любом другом виде спорта, это страсть, которая движет вперед ».
Д-р Эрик Браймер, адъюнкт-профессор Австралийского колледжа прикладной психологии, объясняет, что риск может мотивировать занятия экстремальными видами спорта, но причины для продолжения занятий гораздо более серьезны. «Люди описывают чувство, похожее на свободу от всех видов мысленной болтовни, это необыкновенное переживание, когда ваши чувства оживают, как будто вы начинаете понимать, что значит быть суперчеловеком».
Браймер более 15 лет изучает спортсменов-экстремалов и обнаружил преимущества, которые проявляются и в повседневной жизни, особенно у вингсьютеров.
Возникают новые взаимосвязи с природой. «Вы должны научиться танцевать с этой средой, быть единым целым», - говорит он. «Типичное представление о том, что человек противостоит природе, просто выброшено в окно».
Вингсьютеры способны по-новому осмыслить жизнь и себя, а также навыки, которые можно передавать. Первое – по причине опасности экстремальных видов спорта и возмоности смертельного исхода. «Вы видите жизнь по-другому, - объясняет Браймер, - через экзистенциальное осознание того, что жизнь конечна, и что на самом деле у вас есть только один шанс на этой планете».
К сожалению, недавно случилось очередное напоминание об опасности личных полетов. В ноябре прошлого года в пустыне Дубая погиб 36-летний Винс Реффет во время испытания носимого крыла Jetman Dubai на скорости 400 км в час.
Реффет присоединился к другим пионерам космической программы, которые отдали свои жизни, подталкивая человечество дальше. Тем не менее, спортсмены-экстремалы в большинстве считаются просто адреналиновыми наркоманами, а не космонавтами-первопроходцами.
В то же время Зальцманн говорит: «Полет - это моя жизнь. Если мы сможем широко распространить личные полеты в будущем, последствия для общества будут не только практическими». По словам профессора Роберта Бора, авиационного психолога из Лондонской Королевской клиники, возможность открыть дверь или окно и лететь куда захотим «изменит наши мысли о себе, наши мысли об отношениях и, возможно, даже мысли о цели жизни». Мы все обретем новое «чувство свободы воли и выбора», которое повлияет на каждую область нашей жизни.
Источник eandt.theiet.org, top-tuning.ru,