|
Между Виспом и Бригом в долину Роны выходит маленькая речка Гамза, то есть Козлиная. (Gams - лесной козёл, точнее, серна. И пригород Брига так же называется - Gamsen. Вот угораздило же кого-то в таком месте жить!) Со стороны Роны видно только узкое крутое ущелье, в которое лезть не очень хочется. И правильно, даже тропа - воплощение народной мудрости - обходит его стороной, серпантином по крутому лесистому склону. Всё интересное - там, за горой, в верхней висячей долине. По Гамзе надо ходить не вдоль, а поперёк.
Отправная точка нашего сегодняшнего путешествия - деревня Виспертерминен (1400 м) на стыке двух хребтов, над соединением долин Виспы и Роны. Здесь выращивают самый высокогорный виноград в Европе. И, соответственно, делают из него самое высокогорное вино. Его легко опознать по наклейке с горой Бичхорн, стоящей напротив над Виспом. (Так же как Маттерхорн - это, как все знают, картинка на швейцарских шоколадках.) Но вино, скажу сразу - не по моей части, я его не употребляю уже лет 35 с лишком, поэтому дальше мне про него комментировать нечего. От деревни идёт кресельный подъёмник до станции Гив (1960 м), несколько облегчая дневную задачу.
Г.Бичхорн
Вид на Гибидумпасс и станцию Гив со стороны долины Виспы
Березнячки вдоль подъёмника сменяются тёмным густым ельником, ельник - пышной, как у нас в Саянах, лиственнично-кедровой тайгой. От верхней станции всего-то 250 м подъёма - и картинка меняется ещё раз. Перевал Гибидумпасс (2200 м) даже перевалом назвать сложно, это просто низшая точка на обширном верховом плато. Над пологими альпийскими лугами высятся уже небольшие, от этой-то отметки, горы. Среди пожелтевшей, побуревшей под августовским солнцем и ночными заморозками степи - голубое озеро Гибидумзее. Несколько просёлочных дорог в разных направлениях, точнее - просто колеи. Где-то вдали пылит грузовичок, похожий на "шишигу"... Бурятия! И эдельвейсы здесь такие же, как у нас на притоках Оки Саянской. Только коровы вдалеке бренчат боталами не по-бурятски.
Оз. Гибидумзее и г. Вайссхорн
Урочище Шаснур ("Много озер" - бурятск.), верховья р.Ока, Восточный Саян, 1985 г.
Спуск c Гибидумпасса в долину Гамзы. Те же перекрученные ветрами лиственницы на границе леса. Те же кедры и ели. Такие же просёлочные дороги, что в Восточном Саяне 35 лет назад. Те же снежники в тенистых карманах склона, и то же яркое, но не греющее солнце. Только вместо сибирских огненных жаркóв - их сестрица, купальница обыкновенная, жёлтенькая. Ну, тоже сойдёт - в России её нынче увидеть тоже не очень просто.
Пер. Гибидумпасс
Верховья р. Ока, Восточный Саян, 1985 г.
Спуск с пер. Гибидумпасс
Кстати, если подъём на Гибидумпасс утомил вас уже в достаточной степени, то можно уйти на резервный маршрут - в деревню Гшпон (1900 м) над слиянием Маттер- и Саас-Виспы. Из Виспертерминена в неё ведут две основные тропы: одна лесная, а другая верхняя. Точнее, первая отходит сразу от подъёмника Гив, а вторая - с Гибидумпасса. Вторая интереснее. И опять голова, как назойливый медиаплеер, без спросу подгружает файлы совсем из других папок.
Вид на дер.Гшпон и долину р.Виспа
Выход мрамора
Верхняя тропа пер.Гибидумпасс - дер.Гшпон
Ипатьевский тракт. Прибайкалье, хр.Хамар-Дабан, 2010 г.
Гшпон примечателен тем, что не имеет регулярной колёсной дороги в цивилизацию; есть только условно проезжий просёлок, делающий длинный крюк в обход по горам, где склоны наименее круты. Ну, трактор по нему пригнать на сенокос - летом, в хорошую погоду - можно. Единственный же регулярный вид транспорта в деревне - это маятниковый подъёмник из Штальдена (800 м) с пересадкой в Штальденриде. Так и живут, уже не первый век.
Дер. Гшпон
Старый подъёмник в дер.Гшпон (заменён в 2018 г.)
Подъёмник в Гшпон. Во-он туда, за перегиб.
Не стану утверждать, что в этих потаённых долинах постиг я дзен и суть бытия. Но думается мне, что именно в них сокрыт весь секрет швейцарского мирного благосостояния. Ибо что есть благополучие, с точки зрения любого другого народа? Возьмите, для примера, любую сказку народов мира - в чём заключается в ней счастливый конец? "И стали они жить-поживать, да добра наживать." Вот фигушки. Если есть нажитое добро - значит, его можно отнять. Значит, непременно найдётся сосед, который захочет это сделать. Значит, вместо того, чтобы дальше "добро наживать", придётся от него отмахиваться. И чем больше у тебя добра - тем больше на него разинутых ртов, тем чаще и беспощаднее махалово. Поэтому - сначала пушки, масло потом. В какой-то момент наживание добра прекращается, ибо все усилия, сверх собственного пропитания, уходят на охрану нажитого. А то и обращается вспять - войной и разорением побеждённых. Пусть бы даже и в холодной войне.
Швейцарцы же придумали способ жить иначе. Пока все окружающие народы увлечённо втыкали друг в друга различные острые предметы и колотили по голове тяжёлыми - за каждый лишний кусок еды или клочок пахотной земли, они стали вкладывать весь свой прибавочный продукт в свои горы, делая их удобными для жизни. Для своей жизни! Швейцарские горы - это одно большое хозяйство, один двор, на котором каждый камень знает своё место и лежит не без дела. Изо дня в день, из века в век, из поколения в поколение: сегодня камешек, завтра тропка, послезавтра мостик, за мостиком - избушка...
"Ведь это наши горы, они помогут нам" - это не про Россию, и уж точно не про Кавказ. Это про Швейцарию и только про неё. Ну, придёт какой-нибудь завоеватель, очередной Наполеон хренов, и что он возьмёт со швейцарца - мешок хлеба да пару баранов? Да его солдаты сами больше сожрут, пока дойдут туда-обратно. Тем более, что чтобы наступать в этих горах - 3:1 мало, даже 5:1 маловато будет. Ну, голову может отрезать (если сможет, конечно) - просто так, для удовольствия; но удовольствие же в кашу не положишь, верно? А то, что у швейцарца где-то наверху амбар стоит и отара овец пасётся - так про то поди узнай, да попробуй найди... и как туда дойти-то - только он один знает. А горы у швейцарца - как их отнимешь? И зачем, когда никакой завоеватель в этих горах жить не сможет? (А если бы и смог, то ему пришлось бы для этого стать тоже швейцарцем.) Оттого и пришлось всем охотникам до чужого добра оставить этот народ в покое - нерентабельно с ним воевать-с... чистая экономика, ничего более.
Мы в России ведь тоже вынуждены в этой возне участвовать - а куда деваться? Если не ты - то тебя, так уж принято в нашем животном мире. Когда под боком маленький, перенаселённый, скудный ресурсами полуостров в самом дальнем северо-западном углу евразийского континента, окружённый водою с севера, запада и юга - то куда его обитателям дальше расползаться, кроме как на восток? А тут мы стоим. И стоять будем. И потому всяких охочих до нашего Lebensraum неизбежно приходится отгонять, по-крупному, минимум раз в столетие - дубинами, мечами, штыками, ядерными ракетами. А в промежутках между тем - по мелочи, пинками. Вы обратили внимание, читатель, что из всех европейских наций Швейцария - единственная, до сего времени ни разу не замазанная в войнах против России? Им незачем, им в свои горы есть куда вкладываться, и нет предела преумножению богатства этих гор.
Но вернёмся на маршрут через долину Гамзы. Спускаться приходится довольно далеко - почти на 400 метров, до деревянного мостика на отметке 1820. За мостом сразу крутой подъём до границы леса. На ферме Биштиштафель местный крестьянин делает сыр; колоритный складывался кадр, но не стали беспокоить.
Выше границы леса, в зоне альпийских лугов, тропа немного выполаживается. Вот уже и на Гибидумпасс мы смотрим сверху - но нам лезть ещё дальше, до перевала Биштиненпасс, 2400 м. Да выключите ж вы, наконец, этот автопоиск!
Перевальные озёра на пер. Биштиненпасс
Пер. Биштиненпасс
Пер. из Долины Вулканов на Хойто-Гол, Восточный Саян, 1988 г.
За Биштиненпасс начинается третья на сегодня долина - Симплон. Это самый дальний кусочек Швейцарии, свесившийся уже на южную сторону Альп за Симплонским перевалом. Спуск по альпийским лугам длинный, около 500 м до болота Хопшезее. Ручеёк из него течёт, через последние швейцарские деревни Симплон и Гондо, уже в Италию - в Изель и Домодоссолу. Последний подъём 100 м на борт долины к дороге - и финиш. До южного портала Симплонского туннеля (на самом деле это не туннель, туннель - это внизу железнодорожный, а здесь всего лишь лавинная галерея) несколько километров. Остаётся лишь дождаться автобуса обратно "на материк" - в Бриг.
Автор точно сфомулировал особенность Швейцарии - они действительно живут особо и независимо в своих Горах, но на равнине у них теперь такие же проблемы, как и во всей Европе - мигранты.
Вообще, гуляя по Альпам, иногда чувствуешь себя посетителем гигантского парка развлечений с аттракционами и думаешь, каково местным жителям жить внутри аттракциона, напоказ, "за стеклом"... И вот думаешь - коровы, овцы, сыроварни - это для них настоящее, насущная потребность или тоже только часть аттракциона, для красивой картинки?