Через Великую Гору на Север. На лыжах и бордах с Эльбруса. Обратная сторона Горы.
Северный приют
Это несколько металлических конструкций на высоте 3740 метров. Стартовая площадка для восходителей с Севера и укрытие от непогоды для тех, кто пришел с вершины. Кухня с плиткой, лежаки. Больше ничего нет.
Спальников и карематов мы с собой не брали, дабы не перегружаться на восхождении и спуске. Но нам повезло, — нас пустили в только что построенный круглый ангар, в котором еще валялись стройматериалы — рулоны утеплителя. Выдали один спальник и пенку на всех. Отдали всю эту радость гидам, а сами раскатали рулон вдоль лежака, залегли, как медвежата в берлогу, завернувшись во все теплое, что было, и раскатали остатки поверх. На ноги парни одевали внутренники бот, а девицы — благословенные пуховые варежки. Отлично выспались!
Вечером самый живой интерес у нас вызывала охота за кипятком — мы выпили ведро чая и растворимых супчиков с тушенкой, любезно выданной нам хозяевами — а плита на кухне греет воду долго, мы не единственная группа в приюте. Больше никаких эмоций не было, все блаженно улыбались и еле шевелились. Умилило приспособление над дверью для очумевших туристов, чтоб не бились головой.
День 6. Северная сторона Горы.
Утром, выпив еще полведра чая, собираемся и стартуем вниз уже пешком, с бордами на спинах. Снег кончается через 50 метров, ехать смысла нет. Туман. Видимость — метров 10. Но — ура! — нет ветра.С опаской стартуем, застегнутые во все теплое, но уже через 15 минут начинаем раздеваться на каждой остановке — жара!
Гиды тоже довольны — им самим интересно, они тоже не каждый день на Север спускаются с вершины. Альберт внимательно заглядывает всюду.
Плюхаем по длинной морене, потом мало-помалу туман рассеивается, а горы меняют цвет с белого сначала на серо-зеленый, а потом и на майское разноцветье альпийских лугов.
Где-то в 12 дня появляется связь и мы дозваниваемся до ребят, оставшихся на южной стороне. У них все отлично — вышли ночью и на скитурах дошли до седловины, несмотря на плохую видимость, а потом с удовольствием спустились. Бурно радуемся — никто не уедет разочарованным, все успели сделать маленький подвиг победы над собой!
Мало того — они еще и вещи наши умудрились спустить вниз, так что завтра, благодаря им, у нас свободный день, не надо ехать на Приют за рюкзаками — круто!
Наконец-то можно сделать картинное фото под баннером — никто не вырывает его из рук.
Оставляем угощенье для суслика у края норки.
Все вокруг поражает воображение. Абсолютно не похоже на Баксанское ущелье. Вот такие вот скалы над ручьем — да это же застывшие от солнечного света тролли с рублеными лицами!
Цветущие горы — это сказка. Рододендроны и дикие ирисы:
На берегу реки останавливаемся, чтобы запомнить всеми пятью чувствами, что такое весенний Кавказ:
Переправа по висячему мосту:
Поляна Эммануэль — здесь тоже базовый альплагерь.
Спящий готический лев.
Кто-то уже посеял зубы дракона:
Водопад Султан.
Ну, и наконец, доходим, очумевшие от красоты Севера, до горячего источника Джылы-Су, откуда нас и забирает веселый водитель Шакмар на «буханке». Там уже купаются какие-то дядьки, мы раздеваться постеснялись, четыре дня не раздевались. Отвыкли:)).
Здесь мы прощаемся с Кубой — он уезжает в Кисловодск без нас. Наш героический фото-видео-оператор — удачной дороги!:)
Пейзажи с каждым километром все безумнее. Проехали через Малку, видели со стороны Домбай, весь день, в общем, пытались вместить своим слабым сознанием многообразную красоту Кавказа.
По дороге три раза прокалывали колесо, хотя специально поехали длинным путем. Мальчишки помогают качать:).
Наконец-то добираемся до Балкарии, к десяти вечера. Коля с Яшей уже спят. Нас встречает Jul и торжественно вручает нам футболочки восходителя.
И — горячая вода, лучшее изобретение человечества!
Вот теперь можно и коньячку кружечку! Border76 исполняет коронный номер твентифайва — питие стоя на руках
Уф.
День 7. Терскольское ущелье.
Утром, конечно, поход к зеркалу требовал некоторого мужества — почти все с «поцелуями Эльбруса» на лице, — помесь ожогов с обморожениями. Пантенол становится предметом культа.
Сгоняли в прокат, сдали альпснарягу. Мы с Sha не смогли расстаться с пуховыми верхонками, три дня верой и правдой спасавшими наши ручки-ножки от холода, и выкупили их из рабства, сделали, можно сказать, честными варежками:)).
Заказали баню на вечер (отличная, кстати, оказалась баня — «Рахат», чуть ниже Терскола, очень рекомендуем) и двинули гулять в Терскольское ущелье. Без аццких подвигов, матрасно полюбоваться красотами.
Ну, то есть, это был такой предлог: «Погуляем без фанатизма».
В реальности парни соскучились идти по дорожке уже через 15 минут и началось: «Давайте срежем!».
Лезем в лоб по шикарному лесу. Гульмарг чем-то напоминает, кстати. Такое же живописное редколесье, хороший уклон и куча мелких дропчиков (мысленно представляем, как красиво на них ляжет снег).
Я упрямо не хочу бежать со всех ног в гору и медитативно фоткаю цветы, коих вокруг в изобилии — крокусы, лунные цветы и прочие, оставшиеся неназванными).
Пьем чай с видом на Чегет.
Выходим на дорогу к обсерватории.
«Волчьи ворота»
Скала из лавовых потоков — «Орган».
Вот и цель путешествия — водопад «Девичьи косы». Не удержались, искупались. Водичка, кстати, совсем не ледяная. Или уж нам так показалось после ледяных ветров предыдущих дней.
На спуске у ребят опять проснулся свободолюбивый дух фрирайдера — пошли по бездорожью. Кругом сплошное цветущее поле — некуда ногу поставить, чтоб не раздавить эту красоту!
В процессе сусанинского поиска гидовской тропы меж обрывов я искренне сожалела, что выложила из рюкзака привычные 10 метров веревки. Но нет — нашли!
Одна маленькая переправа и — о, чудо! — мы выходим прямо к «Балкарии». Отлично!
Вечером — расслабуха: баня на берегу Баксана, уха из форели, шашлык из барашка, прощание с гидами, и назавтра — самолеты, поезда. Домой.
С обожженными Эльбрусом лицом и сердцем.
Ну и, отвлекаясь от эмоций, о практических нюансах предприятия.
О снаряжении
Первый раз ходила на сплите, — вещь! То, что на жестком нам было тяжеловато спускаться, скорее вина горняхи, неготовности к такому пердимоноклю и общей усталости. В целом штука мегаудобная, вверх идешь, как по паркету, вниз — как на обычном борде.
Альпснаряга пригодилась не вся. Без кошек мы бы не зашли, верх очень жесткий. А ледорубы не понадобились. Но это, скорее, квалификация гидов и везение с погодой — прошли очень аккуратно.
Веревки большие тоже не понадобились, связываться не пришлось.
Трекинговые боты отработали свое на все сто. И в прогулке на Чегет, и в выгребании с Северов. Держат на камнях, на снегу и сыпухе прекрасно.
Теплых вещей много не бывает, наверху реально холодно. Клюв, однако, оказался бесполезен — все, что мешает дышать, сдирается сразу же.
О горной болезни
Кто бы что ни говорил, но те, кто уже был на высокогорье в этом году, акклиматизировался быстро. Двое парней, которым не хватило трех дней для акклиматухи, — в этом году выше 3000 не поднимались.
Диакарб, имбирный чай с лимоном, аскорбинка и магний — помогают реально и ощутимо.
Горняшка в легкой степени проявилась у всех, ощущения очень разные. Кого-то подташнивало, у кого-то побаливала голова. У меня ничего не болело, но жутко клонило в сон выше 5000. Альберта, кстати, тоже, он говорит, что это популярная реакция на гипоксию. Еще — ощущение тепловых взрывов в мышцах, жить не мешает, но странновато.
Но главное — надо учиться правильно дышать, соображая ритм дыхания с шагами. Иначе устанешь мгновенно, забьешь горло и никакими усилиями не наберешь дефицитный кислород в кровь, будет худо. То же и на спуске. Дергаться нельзя, агрессивное катание на высоте невозможно.
Когда сбрасывали высоту 6 июня, у некоторых покалывало руки и лицо, как будто сняли жгуты. Ощущение даже приятное).
Мне еще 7 июня с утра дышалось не очень, даже на третий этаж бегом — уже сбивала дыхание. Но прогулка по сосновому лесу сняла отек дыхалки за полчаса, дальше бежали вполне бодро.
О мотивации и эмоциях
Кто о чем думал на пути к вершине? Ребята, в основном, говорят: «Я хотел достичь, хотел победить себя, сделать это! Опасался, что не дотяну». Девчонки сомневались меньше, шли спокойно, не торопясь, больше боялись холода, чем высоты. У меня были бешеные эмоции на рассвете — и сразу же стало тяжелее идти, отвлеклась на верченье головой. На вершинном взлете думала о том, как выбрать ритм и траекторию, не создавая проблем тем, кто сзади. Думала о том, как не переохладить руки, опускала вниз по возможности почаще. На спуске было страшно отстать, мы, сплитоводки, ехали медленнее всех. Чувство победы и восторга пришло только на следующий день, когда шли по этой безумно красивой тропе к Джилы-Су.
Круто было.
но перед вершиной силы кончились...
думаю, что сразу после горняшки вторая проблема в физической готовности...
думаю, именно это не дало второй группе подняться 9юл не имеется в виду)