Червинья – вся такая противоречивая
Найти место для новогоднего отдыха для моего немалого семейства задача не из легких. Трое детей да жена с тещей требуют соответсвующего числа спальных мест, близости подъемника и некоторых благ цивилизации. На протяжении многих лет любовью нашего сердца пользовалось местечко под названием Сельва валь Гардена, но иногда жажда странствий одерживает верх.
Очередной жертвой наших изысканий пал регион Аосты – Червинья.
Жену удалось заманить словом Матерхорн - надо говорить его шепотом и в полутьме, теща согласилась безропотно, дети были раздавлены родительским авторитетом.
Мне самому импонировала возможность поехать в новое место, высота катания (2000-3800) и катание в двух странах.
По горнолыжным качествам, имхо, Червинья-Церрмат(450 км трасс) стоит в одном ряду с Тремя Долинами (800 км трасс) и Селой Рондой (заявлено 1200 км, но в реале меньше). Другие места где удалось побывать – Майрхофен, Заальбах, Бормио, Мадонна ди Компильо – имхо в более нижней © весовой категории.
Тур был куплен в достаточно известной компании, с которой мы сотрудничаем много лет, обошлось все на две недели новогодних дат примерно в 1300 евров на лицо. Лететь до Турина, в отличие от Бергамо или Вероны очень милый и удобный аэропорт. Два часа на автобусе и мы в Червиньи. Помимо близости места от аэропорта дополнительным плюсом служит то, что народ почти не развозят по гостиницам, Червинья компактна и выгружают всех на центральной площади. Далее кто-то пешком, а кого-то на маленьких авто в пределах 1 км.
Апартаменты, по-моему, были в каком-то жилом доме, во всяком случае везде на кнопках были фамилии жильцов, но условия проживания вполне пристойные, отопление и воду не экономили, а то иногда бывает всякое.
Подъемник оказался в 300 метрах, при этом был партизанский выезд со склона почти к самому входу.
Важная составляющая для тех, кто живет в апартаментах – супермаркет. Так вот, он в червиньи ОЧЕНЬ маленький, с меньшим, чем обычно набором еды. 31-го декабря очередь в кассу начиналась от входа, рекомендую свести к минимуму походы туда в высокий сезон и закупать все по максимуму.
Общественная жизнь сосредоточена на короткой центральной улочке и ее малых окрестностях, имхо баров ресторанов и сувенирки вполне достаточно для места подобного масштаба.
Скипасс лучше купить вечером в субботу, в воскресенье утром очереди по виду на час. Стоимость ски-пасса на 13 дней… Нда… Цензурных слов нет- 455 евров на половозрелую особь, такое я встречаю первый раз. Говорят в Церматте еще дороже, но там и город миллионеров вроде. Имхо - неоправданно дорого.
Логистическая составляющая доставки горнолыжных тушек к подъемникам от гостиниц и обратно катастрофична. Мне кажется и там не обошлось без Лужкова. В городе две точки подъема – креселка и яйца, причем вторые требуют подъема по цирковой лестнице. Нормальных лыжных проездов для удобства нет, причем именно в тех местах, где они должны быть. Вход и выход на креселку – один через речку, партизанские тропы нещадно купируются заборами, рогатками и минными полями. Приходилось беседовать с отдыхающими, живущими в отдалении от подъемников – ходьба к подъемнику по утрам превращалась в маленький трудовой подвиг. В общем именно за удобство подхода к подъемнику – жирный минус.
Утро воскресенья началось с неприятного открытия, что на 12 рук приходится 10 палок. Яркая и убедительная речь на фоне Матерхорна о пользе катания без оных вызвало циничное предложение семейства покататься без палок самому. Теперь интересное. Магазин - именно магазин с горнолыжкой - нашли через 15 мин. Возможно нам не повезло, но сайгачный пробег по близлежайшей улице и напротив подъемника успеха не принес. Наконец нашли. 60 евров. Еще одна попытка убедить старшенького как здорово кататься без палок. Нет? -60евро.
Зоны катания условно можно разделить на три части – собственно Червинья, Вальтурнанш и Церматт. Сама Червинья вполне себе ничего, есть и нормальные синие для начинающих, и черные для продвинутых. Фрирайдом народ активно баловался безо всяких инструкторов, при этом карабинеров я видел только один раз. Вообще, внетрассовое катание на хорошем уровне, надо бы только знать куда ехать.
Вальтурнанш - небольшая долинка с тремя очередями подъема - хороша в плохую погоду, потому как прикрыта от ветров. Без фанатизма с детенышами – очень даже самое то.
Возвращение в Червинью осуществляется посредством длинного бугеля, другой способ – скибас, но мы его не пользовали.
Ну и Церматт. Красным шрифтом и большими буквами – осторожней с переходом обратно. Назад в Червинью можно двумя путями – маятник или бугель. Один раз мы попали под закрытие маятника в 14-30, сказали, что много народу. Пришлось ехать на бугеле – то еще удовольствие, ехать минут тридцать, при ветре и снеге полная жуть. Ежели сойдешь и останешься в Швейцарии – надо искать номер, потому как дорога на авто занимает часов пять и проходит через Францию.
С женой в Чевиньи наблюдали "швейцарцев", в шесть утра прыгающих снеговиков в ботинках и с лыжами у подъемника. Кошмар.
В Швецарии обнаружил ранее невиданного зверя - желтые трассы. Как правило это натуральный Чегет. Трасса обозначена по центру, ратрак там не бывал никогда. Камни, пни, деревья – весь букет достоинств, при этом сколько спускались – трассы были пустые. Очень милый поезд до обсерватории и приятное местечко наверху, виды прекрасные. Скитур из Червиньи до крайней точки Церматта – Ротхорна и обратно занимает часа четыре. Загрузка трасс невысока, в новогоднюю неделю были очереди минут на пять, с пятого числа очередей не было вообще.
Сама зона катания на пятерку, каждый найдет себе что-либо достойное, скучно не будет
Подготовка трасс и работа креселок – три балла с сильным желанием понизить. Если с вас берут 455 евров за 13 дней, то ожидаешь хотя бы нормального времени катания. Креселка открывается в 8-50 и закрывается в 16-00, откровенный беспредел. Я привык выводить свое семейство на первый подъем и успевать на последний подъемник, для меня время работы более чем критично. Получается -50 мин от привычного мне графика.
И еще, сразу после включения креселка всегда шла с остановками, как я понимаю, проводились какие-то утренние профилактические работы. Первый подъем бывал ну очень долгий.
Часть трасс с утра была совсем не отратрачена. Причина, возможно, поскольку трассы были не совсем убиты, но с такой практикой я в Альпах встречаюсь первый раз. И еще на переходе из Церматта один из бугелей selfservise. Швабра. Ничего, что иногда дети катаются, экономичные вы наши…
И еще – пересечение трасс. Как-то привычно, что ставят сетки – замедлители, много табличек, делают рельефные замедления. Здесь – ничего подобного. Обозначено желтым крестиком, а дальше… Не комильфо.
Предупреждали по поводу погоды, но нам наверное повезло - переход в швейцарию был закрыт два дня из тринадцати, и еще один день наблюдали по вечеру дивную картину – подъемники закрыли и карабинеры наверх увозили по два человека на снегоходах. Эвакуация, так сказать. Вообще довольно ветрено, одеваться лучше потеплей, наверху вообще иногда сдувает.
Еда на склоне довольно обычная, с упором в более жирную вальдостанскую кухню и очень дорогая. По ощущениям на итальянской стороне % на 30, а на швейцарской на все 50 дороже чем в Доломитах. Да, и приготовьтесь – сдачу в швейцарии вам могут дать во франках. Мелочи евровой у них не бывает как правило.
Отношение местных почему-то иногда на грани хамства. То есть, в большинстве случаев все пристойно, но иногда сталкиваешься с крайне неприязненным отношением. Очень странно. Ну ладно, отнесем наши деньги в другое место.
Меню на русском я видел пару раз, а надпись – одну в супермаркете (овощи взвешивать здесь).
Довольно забавно видеть, как в забитом русскими ресторане, на самой высокой точке поздравляют народ с Новым Годом на всех языках включая китайский и турецкий, но… не на русском! При том, что китайцев и турок я там как-то не наблюдал.
Резюмируя – в горнолыжном отношении очень хорошее место, с разнообразным катанием, невысокой загрузкой трасс, но с ограниченным временем катания и весьма средним качеством работы подъемников и подготовки трасс. Неоправданно дорого. Удобно добираться от аэропорта. Не слишком дружелюбное местное население с нежеланием подстроится под российскую клиентуру, наверное поэтому даже под Новый Год было столько свободных номеров. Один раз можно съездить, но мы больше не поедем.
Комментировать