Сокращение расходов – так можно обозначить многие изменения. Сюда можно отнести, например, ручеёк отказавшихся от поездок за рубеж горнолыжников, влившийся в поток летящих и едущих на заработавшие по максимуму курорты Красной Поляны. И «неожиданно» возросший спрос на катание в Приэльбрусье. И приток десятков тысяч отдыхающих в Архыз. И длинные новогодние очереди на новый подъёмник в Кировске. И растущую популярность развивающегося Шерегеша. И закатывание губ по части шопинга в поездках. И смещение спроса туристов из верхнего ценового сегмента с пятизвёздных отелей на отели классом пониже…
Понятно, что в комментариях наверняка отметятся те, кто и в Альпы слетал, и не сократил свои затраты в поездках. Однако данные банков свидетельствуют о том, что мы стали меньше тратить в поездках. Например, ВТБ24 сообщает о том, что во время майских праздников его клиенты сократили траты за рубежом в 2.25 раза. Банк изучил транзакционную активность своих клиентов в период с 1 по 11 мая 2015 года и сравнил их с аналогичным показателем прошлого года. И транзакций, соответственно, стало меньше – вместо 320 000 в прошлом году, 180 000 за тот же период в этом.
Однако наиболее неприятный фактор – это колебания курса рубля. При этом проблема не столько в росте курса валюты, сколько в его колебаниях. Как только человек перестает понимать, что будет дальше, принятие решения в отношении планов на отпуск откладывается.
Этот вызванный нестабильностью «отложенный спрос» приводит к сокращению числа ранних бронирований. Именно снижение числа ранних бронирований и рост количества туристов last minute осенью (и даже раньше – летом) скажется на количестве и качестве предложений туркомпаний. В первую очередь это скажется на перелётах: при отсутствии прогнозируемого спроса на горнолыжные туры в пакете с перелётом, туроператоры не захотят рисковать, «поднимая» чартеры, которые могут оказаться полупустыми. В результате, в следующем сезоне мы можем увидеть не только регулярное повышение цен, но и заметное сокращение ассортимента предлагаемых курортов и отелей и сокращение числа региональных программ.
Уже в прошедшем сезоне было сокращено не только число чартерных цепочек, но и количество регулярных рейсов на альпийских направлениях. И не думаю, что в следующем сезоне снятые рейсы снова появятся в расписании. «Международные перевозки с января по март упали на 15.6% – такие данные привела в своем отчете Росавиация» – сообщает сайт tourprom.
А поскольку многие туроператоры уже предпочитают отправлять туристов на регулярных рейсах, рассчитывать на то, что у нас будет широкий выбор дешёвых пакетов на базе чартеров, вряд ли приходится.
Понятно, что на сокращении региональных программ сказывается ещё и то, что силовикам (а значит – и их семьям) выезд в альпийские страны «не рекомендован». А в некоторых городах именно силовики составляли до 50% всех летящих на отдых за рубеж. Сомнительно, что до осени ситуация будет разрулена и силовикам снова будет «рекомендовано» отдыхать за границей.
Снижение числа организованных туристов, отправляющихся в Альпы, вызвано и ещё одним фактором: необходимость отслеживания курса приводит к постоянно меняющейся рублёвой цене за турпакеты, что не привлекает туристов в турагентства и к туроператорам.
В прошедшем сезоне заметно выросло число тех, кто организует свой отдых самостоятельно. И это число вряд ли сократится. Но судя по тому, что сокращается число виз, выдаваемых россиянам, на общий объём потока «наших – туда» с целью покататься в частности, «самоходы» погоды тоже не сделают.
Для справки: в этом году консульский отдел посольства Италии планирует, что за визами обратится за 300 000 туристов меньше, чем в прошлом году (800 000 – 500 000). Да и за загранпаспортами, по данным ФМС, в этом году обращается на 36% меньше граждан России, чем в прошлом. А ведь Италия традиционно довольно мягко относится к выдаче многократных виз.
Не будем забывать и о том, что цены на курортах снова слегка выросли (они всё время медленно растут). Для иллюстрации – диаграмма роста средней цены на ски-пассы крупнейших курортов в альпийских странах:
Учитывая все эти факторы, можно предположить, что общее число российских горнолыжников и сноубордистов на курортах Альп в следующем году будет процентов на двадцать меньше, чем в сезоне 2013-14, и процентов на десять больше, чем в этом, то есть составит порядка 200 000 человек, и около трети этого числа могут составить «самоходы».
И что? Если говорить о хардкоровых лыжниках и бордерах, в общем-то, практически всё, как и раньше.
Разве что и «самоходам», и организованным туристам при регистрации на рейс нужно теперь постараться быть в первых рядах. Похоже, что в следующем зимнем сезоне может появиться дополнительная засада – в ближайшее время в России будет узаконен овербукинг. Правда, легализовать двойную продажу билетов на часть мест в самолётах разрешат только в том случае, если авиаперевозчики предусмотрят компенсацию европейского уровня – 200 евро каждому пассажиру, которому не хватит места на борту, сообщают «Известия». Понятно, что планируемая компенсация в 200 евро – явно недостаточная плата за сорванную поездку. А пока известны случаи, когда российские авиакомпании предлагали «лишнему» пассажиру компенсацию в сумме, которая не превышала 80 евро…
Тем, кто полетит на новогодние праздники со своими лыжами и досками, нужно приезжать в аэропорт ОЧЕНЬ заранее. Перед минувшим Новым Годом реально очень многие опоздали на свои рейсы из-за гигантской многочасовой очереди на сдачу негабаритного багажа. Самолёт ждать не будет…
Ну а клиентам турфирм можно посоветовать озаботиться зимним отдыхом заранее, и не пытаться купить самый дешёвый тур у небольшой турфирмы. Безусловно, сезонные скидки, горящие туры и выгодные предложения очень полезны для содержимого кошелька, однако необходимо остерегаться ситуаций, когда цена путёвки явно ниже себестоимости. Рискнуть можно, но в 90% случаев можно получить совсем не то, на что рассчитывали.
Если же говорить о выборе способа организации поездки, самый надёжный вариант в условиях, когда даже самый крупный туроператор может подвести – сделать всё самостоятельно. Да, риски при этом каждый берёт на себя, но это окупается 100% гарантией, что получишь именно то, что запланировал. Естественно, при такой организации можно и курорт выбрать именно тот, который хочется, и два-три курорта вместо одного обкатать.
Мало этого! У нас был случай, когда потребовалось срочно перебронировать добрую половину нашего отпуска – и мы сделали это прямо в поездке, без потерь в деньгах. Просто мы заранее выбирали те апартаменты, бронь которых можно отменить до самого заезда.
https://www.youtube.com/watch?v=9NiqhRgqbyA&feature=player_embedded